Светлана Макарова
7 декабря 2009 г.
В Малом – Булгаков?!... Впервые. Да, именно «Кабала святош» должна была быть первой пьесой Булгакова в Малом театре. Мольер – великий драматург, актер и руководитель французского театра XVII века. Его театральная жизнь окутана тайнами и интригами, любовью и ложью. Все смешалась. Глубину душевных переживаний и трагедию души человека Малый театр всегда передает очень правдиво.
В роли Мольера – актер и художественный руководитель театра Ю.М. Соломин. Вероятно, он именно таким видит своего французского коллегу XVII века. Его герой попадает в очень сложное положение: надо не потерять себя как творческую личность и погасить бурю нешуточных личных переживаний. Улыбка и обаяние Мольера были отмечены самим Булгаковым и герой, показанный Ю.М. Соломиным, добр и простодушен и легко верится, что он не может никому причинить зла и тем тяжелее переживает свою драму и предательства дорогих ему людей.
Король Людовик Четырнадцатый – «Король-Солнце» какой он? Грозный и страшный «благодетель» или просто образованный ценитель театрального искусства, для которого все-таки главное это королевская власть. Современники Булгакова не отрицали, что в Короле автор показал великого тирана того времени. А у актера Бориса Клюева Король имеет все-таки больше ненавязчивого юмора и доброты, чем внушаемого ужаса. Он излучает значимость и величие и не верится, что этот человек одним росчерком пера может покарать Мольера и теплится надежда, что милость будет возвращена. Но, увы, этого не происходит.
Шарон, архиепископ Парижа, личность вообще загадочная. И актер Александр Клюквин предлагает зрителю самому додумать характер своего персонажа. И когда мы пойдем на этот спектакль еще раз, он может оказаться совсем другим! Много, очень много в нем недосказанного…
«Мольер» в Малом неоднозначен. И музыка, и декорации и даже свет, который то заливает сцену и ждешь какого-то волшебства, то вдруг гаснет, опуская зрителей в страх своего воображения, но остается одинокая свеча у распятья. Герои появляются неожиданно и не дают отвлечься ни на что иное, кроме действия на сцене. Этот спектакль философский, отнюдь не развлекательный, так что зритель, который хочет просто отдохнуть, будет разочарован. Тут много поводов для раздумий и спектакль нужно смотреть не один раз!
(Макарова Светлана, Базанова Ольга)