В.С.
20 декабря 2004 г.
Вот что писал А.Н. Островский о задуманной им пьесе «Жертва века», которую переименовал сначала в «Попечителя», а затем в «Последнюю жертву»: «Старик, влюбленный в молодую вдову, старается под видом покровительства и попечительства разлучить ее с любимым ею молодым человеком, в чем и успевает. Молодому человеку подставляют девушку, выдавая ее за богатую невесту; он увлекается и изменяет вдове. Та, не перенося измены, сходит с ума, а он, узнав об этом и в припадке отчаяния, лишает себя жизни».
В окончательном варианте «Последней жертвы» мало что осталось от намеченной фабулы. Театроведы предполагают, что в работе над пьесой отразился уголовный процесс «червонных валетов» - так называлась компания молодых аферистов, живших на чужой счет, альфонсами богатых барынь, не брезговавших подложными векселями. Дульчин – из их числа. По другой версии истории Юлии Павловны была навеяна Островскому судьбой актрисы Юлии Линской – богатой вдовы, обобранной своим возлюбленным и умершей в нищете. Так это или иначе, но значительная переделка сюжета в процессе работы над пьесой (задумана в декабре 1874 г., завершена в октябре 1877 г.) возымела свои последствия: пьеса оставляет довольно широкий простор трактовке образов (если, конечно, не иметь в виду режиссерский бред, называемый «новым прочтением», или что-нибудь в этом роде). Не случайно исполнители различных ролей брали «Последнюю жертву» в свой бенефис: Н.И. Музиль в роли Салая Салтановича, С.В. Шумский в роли Флора Федулыча, О.О. Садовская в роли Глафиры Фирсовны. Последняя постановка пьесы на сцене Малого театра относятся к 1917 г., хотя другие театры, кино и телевидение время от времени обращались к «Последней жертве», а сегодня пьеса идет сразу в нескольких Московских театрах.
Постановка Малого театра (режиссер-постановщик В.Н. Драгунов) отличается традиционными классическими формами, что само по себе ценно. Спектакль поставлен в самых лучших традициях Дома Островского, начиная от декораций, мебели и реквизита и вплоть до игры актеров. В.Н. Драгунов очень внимательно изучил пьесу и освободил постановку от штампов, связанных с некогда неизменным представлением купечества как «темного царства». На первый план выступает тема любви, верности, чести. Флор Федулыч Прибытков в исполнении В.И. Бочкарева далеко не замоскворецкий Тит Титыч. Это образованный, интеллигентный человек, посвятивший жизнь купеческому делу, которое ведет по чести и достоинству. Слово Флора Федулыча дороже денег, и он слова на ветер не бросает. Флор Федулыч принадлежит к той части купечества, из которой вышли Третьяковы, Морозов, Мамантов, Щукин, Солдатенков. Ему не было времени устроить свою личную жизнь и ее увлечение красавицей вдовой Юлией Павловной Тугиной это последняя надежда на личное счастье (и здесь «последняя»). Его ухаживание деликатно и открыто. Он не интригует в отношении Дульчина – он оберегает Юлию. В.И. Бочкарев находится теперь в расцвете творческих сил. С годами он не только не утратил свои лучшие актерские качества, всегда свойственный ему актерский кураж, но и приобрел новые, среди которых солидность, обстоятельность, достоинство манер, убедительность и спокойствие интонаций. В.И. Бочкарев сегодня незаменим в Малом театре, как незаменимыми оказались В.М. Соломин и Н.А. Верещенко.
Юлия в исполнении Л.В. Титовой необыкновенно трепетна. Ее героиню с самого начала действия не покидает чувство тревоги, волнения, ожидания непредвиденных препятствий к счастью. Она открыта, чиста. Ее попытка театрально обольстить Флора Федулыча противна и ей самой и Прибыткову. Вообще эта сцена посещения Юлией Флора Федулыча, пожалуй, самая драматическая и сильная в спектакле. Ее финал – поцелуй Юлии, который «дорогого стоит» - как бы начинает новый сюжет в пьесе, ведущий к в общем-то счастливой развязке. В роли Юлии зритель увидел новые яркие грани творчества Л.В. Титовой. У этой актрисы не бывает «проходных» ролей. Событием стали ее Сарра в «Иванове», Лидочка в «Свадьбе Кречинского», Екатерина в «Хронике дворцового переворота». Ее Глафира – одна из лучших в истории постановок пьесы «Волки и овцы» Островского. В каждой из этих ролей мы видим иную Титову, свободную от штампов и повторов, удивительно яркую, умную, всегда наполненную внутренним содержанием роли актрису. Л.В. Титова вступила, кажется, в период своего творчества, когда ей подвластно очень многое. Хочется надеется, что ее ждут новые успешные работы.
Дуэт В.И. Бочкарева и Л.В. Титовой – ведущее звено, стержень всего спектакля.
Очень приятно отметить актерскую удачу Л.П. Поляковой. Наряду с узнаваемым, появилось что-то новое, более лирическое и одновременно озорное в ее игре на сцене. Глафира Фирсовна в исполнении Поляковой легко и беззлобно ведет интригу, морочит голову и Дульчину и Юлии.
В прекрасной актерской форме О.А. Чуваева (Михевна). Она по-матерински добра, простодушна, заботлива, очень любит и жалеет Юлию.
Как всегда неподражаем Б.В. Клюев – исполнитель роли Лавра Мироныча. Блеск роли придает и весьма злободневно, с подтекстом звучащие «соображения» Лавра Мироныча о европейском пространстве, о России и Европе.
Запоминается эпизод, очень выразительно сыгранный А.М. Жаровой (вдова Пивокурова).
Салай Салтанович у В.А. Сафонова получился расчетливым, но беззлобным, практически бесстрастным человеком. Скорее всего, актер прав.
Не хочется говорить сразу после премьеры о проблемных моментах в постановке. Они очевидны, но спектакль еще должен «устояться», и после 20-30 представлений все определится окончательно. Но сегодня ясно, что можно поздравить коллектив театра, Ю.М. Соломина, В.Н. Драгунова, актеров с замечательным событием – премьерой очень удачно в духе Дома Островского поставленной пьесы «Последняя жертва».
В.С.