Владимир Чекмарев
25 марта 2019 г.
Чехов в Малом, как это было…
Когда идешь на спектакли, которые на данный момент уже имели канонические версии, то поневоле испытываешь тревогу, перед будущими сравнениями. С подобным тревожным предвкусием, я шел в Малый театр, на спектакль «Свадьба, Свадьба, Свадьба!» по знаменитым Чеховским «Предложению» (известным на русской сцене и как «Лужки») и «Медведю». Но Малый на то и Академический, чтобы любую свою постановку сделать канонической.
Итак, начнем с «Предложения» …
Естественно, на сцене присутствовала, характерная для Малого, прекрасная работа художников, декораторов и реквизиторов. Прекрасный антураж рубежа XIX - ХХ века, от патефона, до садовой печки для варенья. Предметы декораций, буквально участвовавшие в действии. Как скажем сито, ставшее аватарой «Воловьего лужка», после того, как Ломов, метнул его невесте, (между прочим ловко его поймавшей) или очаровательный садовый деревянный диван, трансформированный в тачку, чем актеры беззастенчиво-талантливо пользовались. Причем диван был в некотором роде в роли знаменитого Чеховского «ружья висящего на стене», то есть в начале действий он был обозначен, а в конце «выстрелил», когда на нем привезли тяжело «больного» жениха. Болезненность жениха постоянно и очень удачно обыгрывалась Глебом Подгородинским (Иван Васильевич Ломов), в дуэте с Ольгой Жевакиной (Наталья Степановна), зал неоднократно реагировал на их игру смехом и овациями, один только момент взятия жениха невестой «на ручки», многого стоит. И очень хороший ход, перехода темы «больной ноги» к следующему жениху во втором акте.
Ну и как всегда могутно, сыграл заслуженный Мэтр, Народный артист России Борис Невзоров. И ему так шел генеральский мундир полного Владимирского кавалера, что я даже не стал замечать неуставные погоны.
Ну а потом был «Медведь». Безусловно, после более чем канонической версии 1938 года, творческому коллективу сложно было работать над проектом, но когда это в Малом театре боялись трудностей… Виктор Андрианов сыграв Луку (с элементами Берримора), создал некий флер, на фоне которого сверкнула Народная артистка России Елена Харитонова. Она буквально царила на сцене. Скромная женственность, искрящаяся скрытой куртуазностью и вызвавший буквально взрыв эмоций в зале, выход госпожи Поповой в гусарской амазонке, это было неподражаемо. И бурные овации в конце спектакля, показали, что Заслуженному деятелю искусств России, В.Н. Иванову, эта работа, более чем удалась.
И резюме тут будет одно. Браво !