Новости

ЕВГЕНИЯ ГЛУШЕНКО: «Когда в театре узнали, что я отказалась от роли Раневской, многие подумали, что я ненормальная!»

ЕВГЕНИЯ ГЛУШЕНКО: «Когда в театре узнали, что я отказалась от роли Раневской, многие подумали, что я ненормальная!»

За игрой народной артистки России Евгении Глушенко, запомнившейся зрителям по фильмам «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Влюблен по собственному желанию», «Впервые замужем», «Несколько дней из жизни Обломова», можно было наблюдать в течение двух дней на сцене Нижегородского театра драмы имени Горького в рамках гастрольного тура Государственного академического Малого театра. Она была занята в спектаклях «Волки и овцы» и «Правда – хорошо, а счастье лучше».

С Малым театром связана практически вся ее жизнь (лишь в период с 1996 по 2000 годы она играла на сцене театра Российской армии), на этой сцене она дебютировала в роли Лизы (спектакль «Горе от ума» Грибоедова).

В интервью корреспонденту Нижегородского телеграфного агентства Евгения Глушенко рассказала о своей сегодняшней жизни в театре, предстоящем юбилейном вечере художественного руководителя Малого театра, поделилась своим мнением на современную драматургию.

- Малый театр, как и другие театры страны, в советское время, наверное, выезжал на гастроли значительно чаще, чем теперь. К примеру, в Нижнем Новгороде последний раз труппа Малого театра была в 1971 году. А Вы сами любите гастролировать, или Вам привычнее и комфортнее играть в Москве, в родных стенах?

- Я всегда с удовольствием гастролирую. Актерская профессия сама по себе подразумевает гастроли, и частые. Раньше мы, действительно, чаще выезжали – почти каждый год. Гастроли приносят и интерес, и обновление, и новые впечатления, и встречи с новыми людьми. Одним словом, гастроли – это прекрасно.

- Эти гастроли Вам чем-то запомнились? Как принимали зрители в Челябинске, Перми, Нижнем Новгороде?

- Все зрители очень хорошо принимали – и в Челябинске, и в Перми, и в Нижнем Новгороде. Я бы сказала, что к нам отнеслись с любовью, очень хорошо слушали, в конце каждого спектакля продолжительно аплодировали – такого благодарного зрителя мы всегда ждем и, конечно, всегда рады встрече!

- С чего начнется сезон в Малом театре?

- В сентябре будет восстановительный период, потом предполагаются еще одни гастроли, на этот раз в Санкт-Петербург.

- Что повезете?

- Я пока еще точно не знаю, какие именно спектакли мы представим. Возможно, это будут «Горе от ума», «Госпожа министерша», «Правда — хорошо, а счастье лучше».

- Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин 18 июня отметил свой 70-летний юбилей. Это будет отмечаться в театре как-то особо?

- Юбилей Соломина в театре отмечаться, конечно, будет, но как это будет происходить, пока сложно сказать. Может быть, это будет спектакль, в котором юбиляр играет главную роль, а, может, будет показан спектакль, им поставленный. Кроме того, обязательно будет какая-то официальная часть – поздравления от коллег, Союза театральных деятелей РФ, официальных лиц.

- А Юрий Мефодьевич какой человек по характеру?

- Как и любой из нас, разный.

- Но Вам с ним нравится работать?

- Мне – да.

- Актеры, как правило, мечтают о той или иной роли в кино, театре. За время Вашей работы в Малом и театре Российской армии Вы воплотили на сцене немало ролей классического репертуара, о которых грезят актрисы, служащие в театрах, где классике уделяется несколько меньше внимания, чем, например, в Малом. И, тем не менее, какие-то нереализованные мечты еще есть?

- Вот вы сказали – роль-мечта, и я вспомнила один случай из своей жизни. Дело было на гастролях в Алма-Ате. Мы должны были играть спектакль «Вишневый сад» , а актриса, исполнявшая роль Раневской – Нелли Корниенко, заболела. Мне позвонил директор нашего театра Виктор Коршунов и спросил меня: «Ты сидишь?» Помню, в первый момент я очень испугалась, не случилось ли чего, а он мне говорит: «Тебя хотят ввести на роль Раневской!» Юрий Мефодьевич тогда выразил готовность помочь конкретными рекомендациями. А ввестись надо было быстро — всего за пять дней, зато в будущем я могла бы играть эту роль. Два дня я находилась в состоянии очень сильного волнения. Да, я мечтала об этой роли, но все случилось так неожиданно…

Я примеряла костюм и парики своей героини, входила в образ, всю ночь не спала – репетировала, а утром решила от роли отказаться. Причем, когда другие актрисы в театре узнали, что роль предложили мне, перестали со мной здороваться – знаете, в театре нередко так бывает, а когда узнали, что я отказалась, то, наверное, подумали, что я ненормальная – кто же отказывается от такого подарка судьбы! Я же действовала интуитивно – да, я мечтала, но когда роль оказалась почти реальностью, я, наверное, оказалась не готова так внезапно, так сказать, выстрелить. И я не о чем не жалею!

- На прошедшей в первый день гастрольного тура Малого театра в Нижнем Новгороде пресс-конференции обсуждалась тема отказа театров от академичности, например, МХАТа имени Чехова. Театр, актрисой которого Вы являетесь, тоже является академическим. Для Вас это важно?

- Безусловно! Я не буду давать оценку действиям коллег из МХАТа, скажу лишь одно: разрушать всегда легче, чем создавать. К тому же, это определение в названии нашего театра появилось не вчера, не нам его и отменять. Что касается меня, то я горжусь, что Малый театр – это театр академический.

Знаете, лет десять-пятнадцать назад институты в нашей стране становились сплошь университетами и академиями: человеку свойственно повышать планку, а не понижать. Так зачем же отказываться от определения «академический», ведь когда-то коллектив его заслужил, значит, это о чем-то говорит!

- Малый театр – это театр классической русской и зарубежной драматургии. Я не спорю с тем, что классику лишь надо уметь поставить так, чтобы она зазвучала актуально. Но, тем не менее, современная драматургия тоже должна существовать. Качественная в художественном отношении пьеса современного автора в принципе может войти в репертуар Малого театра или это невозможно по определению?

- Такое, в принципе, возможно, другое дело, что материала качественного в художественном отношении очень мало. Недавно мне дали почитать один современный сценарий, я не смогла его прочитать полностью – не пошло.

- Язык тяжелый?

- Поверьте, что язык Мольера не менее тяжелый, однако, его пьесы – это классика, входящая в репертуар огромного количества театров. Просто внутри ничего не откликнулось на прочитанное.

- А современный театр с его буквальностью и показом жизни в режиме doc Вы воспринимаете? Просто к нам недавно приезжал другой московский театр, который так и называется: Театр.doc, и привозил спектакль «Борьба молдаван за картонную коробку». В основе спектакля – подлинная история, повествующая о жизни пяти выходцев из Молдовы, их взаимоотношениях, жизни в картонной коробке на территории одного из московских рынков. Причем, авторы сразу предупредили, что в спектакле присутствует нецензурная лексика.

- Разговор на такую тему на сцене театра возможен, другое дело, каким языком об этом говорить. К примеру, Горький в своей пьесе «На дне», которая входит в репертуар и нашего театра, тоже показал жизнь людей, ставших бомжами, опустившихся, спившихся, но при этом как он об этом рассказал, каким языком, какие образы создал! И еще отличие пьесы Горького от аналогичных современных пьес на эту же тему в том, что у автора «На дне» все-таки есть выход: кто-то уходит из ночлежки, Актер решает свести счеты с жизнью, но и в этом Горький видит выход, пусть и трагический.

А апеллировать к современности, буквально перенося на сцену жизнь людей, теряющих свой человеческий облик, да еще при помощи нецензурных слов…

Не зря же произведения Островского, Чехова, Горького, Мольера и многих других авторов называют классикой. Это же разговор на вечные темы – вечные, то есть актуальные и в веке ХIХ, когда они были созданы, и сейчас, в ХХI-м, и в далеком-далеком будущем, я уверена.

Если и писать сейчас на эти же вечные темы, то не менее гениальным языком, чем у классиков, чтобы потом было о чем рассказывать со сцены зрителю. Вот, к примеру, спектакль, которым завершился гастрольный тур Малого театра – «Правда – хорошо, а счастье лучше» все по тому же Островскому в постановке режиссера Сергея Женовача. Правда – это, безусловно, хорошо, и жить надо по правде, но любовь, счастье могут быть выше чувства правды, то есть мы зрителя как бы вовлекаем в игру, предлагаем и ему сделать выбор.

- Зрители запомнили Вас в образе таких хорошо известных и любимых многими картинах, как «Влюблен по собственному желанию», «Впервые замужем», «Незаконченная пьеса для механического пианино», «Женщины, которым повезло». Но сейчас, насколько можно заметить, Вы снимаетесь не так часто, как Вас хотелось бы видеть. Это из-за отказов от предлагаемых Вам сценариев?

- Главное, как говорят актеры, судьбинушку сыграть, вот что интересно! А таких вот судьбинушек и нет практически.

- В одном из Ваших интервью я читала, что сериалы Вы особо не жалуете.

- Не скажу, что отношусь к ним совсем скептически, здесь все опять же многое зависит от режиссера, предлагаемой роли. Я сыграла в нескольких сериалах, к примеру, у Дмитрия Астархана в «Зале ожидания».

- Но это, скорее, многосерийный фильм, чем сериал.

- Да, наверное. Но там была такая команда, что я и не думала отказываться. На съемках этого фильма я познакомилась с таким удивительным актером, как Михаил Ульянов, кроме того, там играли Вячеслав Тихонов, Нина Усатова. Да и роль моя мне понравилась.

СПРАВКА:

Евгения Глушенко окончила Театральное училище имени Щепкина (1974). Актриса Малого театра. Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за лучшие актерские работы» за 1980 год. Лауреат Берлинского кинофестиваля в номинации «Актриса» за 1983 год. Заслуженная артистка РСФСР (1988). Народная артистка РФ (1995).

Марина Лайд,
Нижегородское телеграфное агентство, 22 июня 2005 года

Дата публикации: 25.06.2005
ЕВГЕНИЯ ГЛУШЕНКО: «Когда в театре узнали, что я отказалась от роли Раневской, многие подумали, что я ненормальная!»

За игрой народной артистки России Евгении Глушенко, запомнившейся зрителям по фильмам «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Влюблен по собственному желанию», «Впервые замужем», «Несколько дней из жизни Обломова», можно было наблюдать в течение двух дней на сцене Нижегородского театра драмы имени Горького в рамках гастрольного тура Государственного академического Малого театра. Она была занята в спектаклях «Волки и овцы» и «Правда – хорошо, а счастье лучше».

С Малым театром связана практически вся ее жизнь (лишь в период с 1996 по 2000 годы она играла на сцене театра Российской армии), на этой сцене она дебютировала в роли Лизы (спектакль «Горе от ума» Грибоедова).

В интервью корреспонденту Нижегородского телеграфного агентства Евгения Глушенко рассказала о своей сегодняшней жизни в театре, предстоящем юбилейном вечере художественного руководителя Малого театра, поделилась своим мнением на современную драматургию.

- Малый театр, как и другие театры страны, в советское время, наверное, выезжал на гастроли значительно чаще, чем теперь. К примеру, в Нижнем Новгороде последний раз труппа Малого театра была в 1971 году. А Вы сами любите гастролировать, или Вам привычнее и комфортнее играть в Москве, в родных стенах?

- Я всегда с удовольствием гастролирую. Актерская профессия сама по себе подразумевает гастроли, и частые. Раньше мы, действительно, чаще выезжали – почти каждый год. Гастроли приносят и интерес, и обновление, и новые впечатления, и встречи с новыми людьми. Одним словом, гастроли – это прекрасно.

- Эти гастроли Вам чем-то запомнились? Как принимали зрители в Челябинске, Перми, Нижнем Новгороде?

- Все зрители очень хорошо принимали – и в Челябинске, и в Перми, и в Нижнем Новгороде. Я бы сказала, что к нам отнеслись с любовью, очень хорошо слушали, в конце каждого спектакля продолжительно аплодировали – такого благодарного зрителя мы всегда ждем и, конечно, всегда рады встрече!

- С чего начнется сезон в Малом театре?

- В сентябре будет восстановительный период, потом предполагаются еще одни гастроли, на этот раз в Санкт-Петербург.

- Что повезете?

- Я пока еще точно не знаю, какие именно спектакли мы представим. Возможно, это будут «Горе от ума», «Госпожа министерша», «Правда — хорошо, а счастье лучше».

- Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин 18 июня отметил свой 70-летний юбилей. Это будет отмечаться в театре как-то особо?

- Юбилей Соломина в театре отмечаться, конечно, будет, но как это будет происходить, пока сложно сказать. Может быть, это будет спектакль, в котором юбиляр играет главную роль, а, может, будет показан спектакль, им поставленный. Кроме того, обязательно будет какая-то официальная часть – поздравления от коллег, Союза театральных деятелей РФ, официальных лиц.

- А Юрий Мефодьевич какой человек по характеру?

- Как и любой из нас, разный.

- Но Вам с ним нравится работать?

- Мне – да.

- Актеры, как правило, мечтают о той или иной роли в кино, театре. За время Вашей работы в Малом и театре Российской армии Вы воплотили на сцене немало ролей классического репертуара, о которых грезят актрисы, служащие в театрах, где классике уделяется несколько меньше внимания, чем, например, в Малом. И, тем не менее, какие-то нереализованные мечты еще есть?

- Вот вы сказали – роль-мечта, и я вспомнила один случай из своей жизни. Дело было на гастролях в Алма-Ате. Мы должны были играть спектакль «Вишневый сад» , а актриса, исполнявшая роль Раневской – Нелли Корниенко, заболела. Мне позвонил директор нашего театра Виктор Коршунов и спросил меня: «Ты сидишь?» Помню, в первый момент я очень испугалась, не случилось ли чего, а он мне говорит: «Тебя хотят ввести на роль Раневской!» Юрий Мефодьевич тогда выразил готовность помочь конкретными рекомендациями. А ввестись надо было быстро — всего за пять дней, зато в будущем я могла бы играть эту роль. Два дня я находилась в состоянии очень сильного волнения. Да, я мечтала об этой роли, но все случилось так неожиданно…

Я примеряла костюм и парики своей героини, входила в образ, всю ночь не спала – репетировала, а утром решила от роли отказаться. Причем, когда другие актрисы в театре узнали, что роль предложили мне, перестали со мной здороваться – знаете, в театре нередко так бывает, а когда узнали, что я отказалась, то, наверное, подумали, что я ненормальная – кто же отказывается от такого подарка судьбы! Я же действовала интуитивно – да, я мечтала, но когда роль оказалась почти реальностью, я, наверное, оказалась не готова так внезапно, так сказать, выстрелить. И я не о чем не жалею!

- На прошедшей в первый день гастрольного тура Малого театра в Нижнем Новгороде пресс-конференции обсуждалась тема отказа театров от академичности, например, МХАТа имени Чехова. Театр, актрисой которого Вы являетесь, тоже является академическим. Для Вас это важно?

- Безусловно! Я не буду давать оценку действиям коллег из МХАТа, скажу лишь одно: разрушать всегда легче, чем создавать. К тому же, это определение в названии нашего театра появилось не вчера, не нам его и отменять. Что касается меня, то я горжусь, что Малый театр – это театр академический.

Знаете, лет десять-пятнадцать назад институты в нашей стране становились сплошь университетами и академиями: человеку свойственно повышать планку, а не понижать. Так зачем же отказываться от определения «академический», ведь когда-то коллектив его заслужил, значит, это о чем-то говорит!

- Малый театр – это театр классической русской и зарубежной драматургии. Я не спорю с тем, что классику лишь надо уметь поставить так, чтобы она зазвучала актуально. Но, тем не менее, современная драматургия тоже должна существовать. Качественная в художественном отношении пьеса современного автора в принципе может войти в репертуар Малого театра или это невозможно по определению?

- Такое, в принципе, возможно, другое дело, что материала качественного в художественном отношении очень мало. Недавно мне дали почитать один современный сценарий, я не смогла его прочитать полностью – не пошло.

- Язык тяжелый?

- Поверьте, что язык Мольера не менее тяжелый, однако, его пьесы – это классика, входящая в репертуар огромного количества театров. Просто внутри ничего не откликнулось на прочитанное.

- А современный театр с его буквальностью и показом жизни в режиме doc Вы воспринимаете? Просто к нам недавно приезжал другой московский театр, который так и называется: Театр.doc, и привозил спектакль «Борьба молдаван за картонную коробку». В основе спектакля – подлинная история, повествующая о жизни пяти выходцев из Молдовы, их взаимоотношениях, жизни в картонной коробке на территории одного из московских рынков. Причем, авторы сразу предупредили, что в спектакле присутствует нецензурная лексика.

- Разговор на такую тему на сцене театра возможен, другое дело, каким языком об этом говорить. К примеру, Горький в своей пьесе «На дне», которая входит в репертуар и нашего театра, тоже показал жизнь людей, ставших бомжами, опустившихся, спившихся, но при этом как он об этом рассказал, каким языком, какие образы создал! И еще отличие пьесы Горького от аналогичных современных пьес на эту же тему в том, что у автора «На дне» все-таки есть выход: кто-то уходит из ночлежки, Актер решает свести счеты с жизнью, но и в этом Горький видит выход, пусть и трагический.

А апеллировать к современности, буквально перенося на сцену жизнь людей, теряющих свой человеческий облик, да еще при помощи нецензурных слов…

Не зря же произведения Островского, Чехова, Горького, Мольера и многих других авторов называют классикой. Это же разговор на вечные темы – вечные, то есть актуальные и в веке ХIХ, когда они были созданы, и сейчас, в ХХI-м, и в далеком-далеком будущем, я уверена.

Если и писать сейчас на эти же вечные темы, то не менее гениальным языком, чем у классиков, чтобы потом было о чем рассказывать со сцены зрителю. Вот, к примеру, спектакль, которым завершился гастрольный тур Малого театра – «Правда – хорошо, а счастье лучше» все по тому же Островскому в постановке режиссера Сергея Женовача. Правда – это, безусловно, хорошо, и жить надо по правде, но любовь, счастье могут быть выше чувства правды, то есть мы зрителя как бы вовлекаем в игру, предлагаем и ему сделать выбор.

- Зрители запомнили Вас в образе таких хорошо известных и любимых многими картинах, как «Влюблен по собственному желанию», «Впервые замужем», «Незаконченная пьеса для механического пианино», «Женщины, которым повезло». Но сейчас, насколько можно заметить, Вы снимаетесь не так часто, как Вас хотелось бы видеть. Это из-за отказов от предлагаемых Вам сценариев?

- Главное, как говорят актеры, судьбинушку сыграть, вот что интересно! А таких вот судьбинушек и нет практически.

- В одном из Ваших интервью я читала, что сериалы Вы особо не жалуете.

- Не скажу, что отношусь к ним совсем скептически, здесь все опять же многое зависит от режиссера, предлагаемой роли. Я сыграла в нескольких сериалах, к примеру, у Дмитрия Астархана в «Зале ожидания».

- Но это, скорее, многосерийный фильм, чем сериал.

- Да, наверное. Но там была такая команда, что я и не думала отказываться. На съемках этого фильма я познакомилась с таким удивительным актером, как Михаил Ульянов, кроме того, там играли Вячеслав Тихонов, Нина Усатова. Да и роль моя мне понравилась.

СПРАВКА:

Евгения Глушенко окончила Театральное училище имени Щепкина (1974). Актриса Малого театра. Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за лучшие актерские работы» за 1980 год. Лауреат Берлинского кинофестиваля в номинации «Актриса» за 1983 год. Заслуженная артистка РСФСР (1988). Народная артистка РФ (1995).

Марина Лайд,
Нижегородское телеграфное агентство, 22 июня 2005 года

Дата публикации: 25.06.2005