«Пресса о гастролях Малого театра»
АРИСТОКРАТ ИЗ МАЛОГО
АРИСТОКРАТ ИЗ МАЛОГО
Самый харизматичный злодей советского и российского кино Борис Клюев рассказал в интервью МК в Перми о детских мечтах, любимой собаке и о том, что было в нашем города сорок лет назад.
Фильмография Бориса Владимировича состоит из более чем 30 фильмов, среди которых «Д\'Артаньян и три мушкетера», «Приключения Шерлока Холмса», «ТАСС уполномочен заявить» и сериалы «Марш Турецкого», «Каменская - 2», а роли в театре и посчитать сложно. В отличие от других отечественных звезд старой закалки, не обошел Борис Владимирович и рекламу: знакомо его лицо по въедливому ролику, где отец - Клюев - задает ухажеру дочери сакраментальный вопрос «А где же розы?» Сегодня Борис Клюев работает в Малом театре и уходить не собирается - за долгие годы театр стал ему вторым домом. Роли Борису Владимировичу достаются разные - в основном негодяев и злодеев, секретных агентов и шпионов, графов и вальяжных аристократов: благо, внешность и голос - в самый раз. В жизни актер оказался человеком весьма милым, спокойным и точно знающим, до какой границы к себе можно подпускать людей.
Пермь Борис Владимирович посетил в рамках гастрольного тура Малого театра. Мы встретились с ним в номере гостиницы «Урал», где и размещалась вся труппа. Весьма бодрый для своих шестидесяти лет, одетый в спортивные штаны и футболку «Адидас», Борис Клюев встречал нас очень дружелюбно, видимо, скучновато в течение недели жить в гостиничном номере.
ВЕЖЛИВОСТЬ - СЕСТРА ТАЛАНТА
- Борис Владимирович, вы критично относитесь к себе и собственным ролям?
- Да, очень. Хотя раньше я был еще более категоричен. С другой стороны, мне не стыдно, когда я смотрю на свои старые работы. Я считаю, что пусть лучше о тебе говорят, что ты хороший артист, чем я сам «О, опять удача. Опять удалось!»
- По жизни вы человек скромный?
- По жизни - да. Элементы «звездности», слава богу, мне не присущи. Всегда останавливаюсь, если просят автограф, потому что это неотъемлемая часть моей профессии. Я обязан давать автографы. Кроме того, существует хорошее правило, старое актерское: человек, симпатизирующий тебе, легко может стать врагом, если ты его оттолкнешь. Поэтому всегда нужно к своим почитателям, поклонникам относиться очень уважительно. Это не значит, что нужно подпускать очень близко - дистанция должна соблюдаться, но ты всегда должен быть вежливым. Во всяком случае, это мое кредо.
- Всегда удается оставаться вежливым?
- К сожалению, не всегда. Как правило, это происходит, когда ты подпустил человека чуть ближе, потом ты неожиданно понимаешь, что человек просто садится тебе на шею. Иногда оттого, что человек просто не воспитан, ты понимаешь - ну, колхозник, хотя и хороший человек, но не видит, что уже становится навязчивым. А иногда человек просто начинает переходить допустимые рамки, и приходится ставить его на место.
«БОРЯ, ТЕБЕ ТАК ПОЙДЕТ ВОЕННАЯ ФОРМА»
- В детстве мечтали только об актерской карьере или, может, еще хотели стать космонавтом?
- Да, я мечтал о карьере актера. Но до шестого класса я хотел стать военным моряком торгового флота и объездить весь свет. Кто-то из моих знакомых сказал: «Боря, тебе так пойдет военная форма». И я решил: обязательно поеду в Ленинград и буду поступать в военное училище, объеду весь мир. Но потом произошел «его величество случай». В шестом классе мы ставили спектакль «Чертова мельница» и, само собой, я играл Черта первого разряда. И это сразу перевернуло мою жизнь. Проснулись гены папы - мой папа актер, умер он достаточно давно, когда мне было четыре года. И потом уже ни о чем другом я не мечтал, и это была та цель, к которой я стремился.
- А остались ли какие-то нереализованные мечты?
- В свое время я хотел быть мастером спорта, но не стал.
ТРЕШКУ НА ВОЗРОЖДЕНИЕ
- Дружите с современной техникой?
- Вообще нет, но стараюсь. Сегодня это необходимо. Вот мое последнее приобретение - дископлеер, очень удобная штука, батарейки хватает на три часа, набор фильмов, игр - берешь с собой и смотришь то, что еще не успел.
- Что-то можете выделить из российских фильмов, увиденных в последнее время?
- Если честно, в последнее время ничего не впечатлило. Разве что «Водитель для Веры». Он мне понравился, можно сказать, что он знаменует возрождение нового кино. Я еще занят педагогической деятельностью, играю в футбол за команду артистов, играю в теннис, у меня досуг заполнен. Некогда иногда смотреть, а иногда и не нужно. Бывает, что наслушался о какой-то картине, приходишь и плюешься, думаешь: зачем я время потратил?
- Вы сказали «новое возрожденное кино»?
- Ну да, это ж официальная статистика. Государство выделяет на это деньги, значит, идет финансирование - самое главное в кинематографе, потому что нужна пленка, нужен свет, съемочная площадка. Все эти телесериалы, которые последние десять лет существуют, дали возможность просто выжить и актерам, и режиссерам, и операторам. Очень жаль, что на международных фестивалях наши фильмы остаются в тени. Казалось бы, уже начинают снимать, но наши фильмы пока остаются непонятыми.
- Ваш прогноз, через сколько лет наши фильмы смогут пробить эту стену непонимания?
- Я даю три года. Через три года все будет совсем по-другому, я уверен.
СОБАКА - ДРУГ АКТЕРА
- Если говорить о личных пристрастиях: говорят, у вас есть черные терьеры.
- Да, я их просто обожаю. Об этих собаках могу говорить часами. Сейчас у меня живет Черныш Принц. Очень породистая собака, его бабушка была чемпионкой мира. За месяц гастролей я соскучился по нему больше всего. Представляю, как он там без меня. И когда я приезжаю, он, услышав заранее шум машины, подбегает к забору и встает на него лапами, начинает лаять, скакать, лизать мне лицо. А он такой здоровый, с меня ростом, когда встает на задние лапы, передними достает мне до плеча. Когда я приезжаю, спит со мной, по утрам будит: пошли гулять. Недавно ко мне приезжала съемочная группа на дачу. У меня очень красиво, я развожу розы. Так вот Черныш, как истинный выходец из актерской семьи, демонстрировал свои умения. Все полтора часа, что у меня брали интервью, он лежал между мной и собеседником, с абсолютно спокойной мордой, демонстрируя свое достоинство. А когда я что-то рассказывал, а потом говорил «Ну, Мася, что ты думаешь по этому поводу?», он глубокомысленно поднимал на меня глаза и по щелчку начинал лаять. Я научил его этому трюку: я щелкаю пальцами, и он - «гав!»
ОДИЧАВШИЙ НАРОД ХОЧЕТ МАЛОГО
- Вы уже почти неделю провели в Перми, поделитесь впечатлениями.
- Впечатления очень хорошие. Я был в городе сорок лет назад. Что меня впечатлило - обилие соков в таких стеклянных конусах, помню, в одном магазине насчитал тринадцать сортов, это было поразительно. Сейчас приехал, прошелся по магазинам - говорят, давно уже кончилось такое... Зато город стал более европеизированным, девушки очень красивые, хорошо одеты, стройные, приятно ходить по улицам. В то же время, из-за огромного количества новостроек все города становятся похожими. Жаль, что пропадает этот образ старой Перми, застроенной маленькими домиками, хотя я понимаю, что жить в них гораздо менее комфортно, чем в больших современных домах. Мне бы хотелось, чтоб люди бережнее относились к культурному наследию.
Еще у вас произошел со мной такой случай: возвращаюсь после спектакля, подходит ко мне молодой человек, кажется Саша, спрашивает: «Вы актер?» Проводил меня до гостиницы, оказалось, он приехал откуда-то из области, я пригласил его на спектакль нашего Малого театра. И вот после представления он приходит ко мне в гримуборную и говорит: «Я даже не представлял, что это может быть так». Ему настолько понравилось, что на следующий день он пришел с другом. И я понимаю, что человек просто никогда не имел возможности увидеть это, а теперь, возможно, его жизнь изменится, ведь это останется в нем, он будет вспоминать, и это сделает его лучше.
Дамира НУРДИНОВА
«Московский комсомолец» (Пермь), 08.06.2005
Дата публикации: 08.07.2005