Новости

«Листая старые подшивки» В НЕЕ ВЛЮБИЛСЯ САМ МИХАИЛ ЦАРЕВ

«Листая старые подшивки»

В НЕЕ ВЛЮБИЛСЯ САМ МИХАИЛ ЦАРЕВ

С тех пор Евгения Глушенко не изменяет Малому театру.
В 1976 году все только и говорили о фильме Никиты Михалкова «Механическое пианино», где состоялся актерский дебют Евгении Глушенко в роли Сашеньки, жены Платонова, которого блистательно сыграл Александр Калягин, впоследствии ставший ее мужем, Потом последовала череда фильмов с ее участием: «Впервые замужем», «Не ждали», «Зина-Зинуля», «Жизнь Клима Самгина», а за роль в картине «Влюблен по собственному желанию» Глушенко была удостоена приза «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале. С 1974 года Евгения Глушенко работает в Малом театре.
Правда, на какое-то время она уходила в Театр Российской армии, но потом вновь вернулась в стены императорского театра. Здесь недавно она сыграла две крупные роли: Жозефину в «Корсиканке» и купчиху Барабошеву в постановке «Правда — хорошо, а счастье лучше».

- Мне кажется, вы ведете замкнутый образ жизни — редко даете интервью, не мелькаете на телеэкране, не бываете на тусовках...
- Вы не совсем правы. Я довольно часто смотрю спектакли разных театров. Могу смеяться и плакать, как самый неискушенный зритель, испытывать чувство восторга, как это было со мной недавно на «Московском хоре» у Льва Додина. Меня интересуют художественные выставки, и я стараюсь не пропускать их. Иногда посещаю, если это очень надо, какие-то презентации, но я люблю свой дом, и лучше всего мне бывает дома.
- Тем не менее принято считать, что тщеславие, эгоцентризм — непременные составляющие актерской профессии. Вы же лишены этих качеств, и о вас, как правило, все говорят с большой симпатией. Почему?
- Это вопрос не ко мне, я не могу на него ответить. Однажды у одного известного психолога, которого все обожали, спросили: «У вас есть враги?» На что он ответил: «Нет, потому что когда я встречаюсь с людьми, то общаюсь с их лучшими сторонами». Действительно, в каждом человеке перемешано и плохое, и хорошее. У меня тоже есть негативные черты, но я стараюсь держать себя в узде, не распускаться. Например, некоторым актерам перед выходом на сцену надо сорваться на ком-то и таким образом зарядиться энергией. Но это их способ поведения, я не берусь его оценивать. Мне же перед выходом на сцену надо обязательно сосредоточиться, отключиться от всего, почувствовать себя в хорошем расположении духа, независимо оттого, что со мной произошло в течение дня, какую роль я играю — положительную или отрицательную. Хотя, что значит отрицательный персонаж? Все относительно, поскольку любое проявление характера своей героини я должна психологически оправдывать.
- Что самое важное в актерской судьбе — школа, театр, режиссер, случай?
- Все, что вы перечислили, и есть самое важное. Думаю, так не бывает, чтобы всю жизнь рядом с актером шел его режиссер, и ему всегда было интересно работать со своими партнерами. Такое случается редкой название этому — счастливый случай. Моя судьба, можно сказать, сложилась удачно. Я попала в Малый театр, о котором даже мечтать не могла, это было все равно, что мечтать попасть на Луну.
Я была распределена в Кострому, и собиралась ехать туда работать. И вдруг Михаил Царев вызвал меня и предложил роль Лизы в «Горе от ума».
Конечно, было страшно и надо было как-то преодолевать страх. В первую очередь помогало то, что ко мне хорошо относился сам Михаил Иванович, потрясающе игравший Фамусова. Да что там говорить, все исполнители старались, как могли, поддерживать молодую дебютантку. Я очень благодарна Виталию Соломину — Чацкому нашего спектакля. Был момент, когда у меня ничего не получалось. У Виталия уже тогда стал проявляться режиссерский дар, и он вместе со мной разобрал всю роль от начала и до конца. Соломин был человеком увлекающимся, заразительным. Бесконечно жаль, что он так рано ушел из жизни.
- Как вы относитесь к спектаклю «Горе от ума» в постановке Сергея Женовача в Малом театре?
- Мне он нравится, хотя это совсем другой спектакль. Да и как иначе? Прошло время, изменилась жизнь, ее ритмы, появились другие исполнители Чацкого, Фамусова, Софьи. Кажется, тот же текст звучит со сцены, а спектакль идет совсем в ином ключе, не в смысле хуже или лучше, просто он другой, не тот, в котором я много лет играла.
-А как вам работалось с Сергеем Женовачем в постановке «Правда — хорошо, а счастье лучше»?
- Женовач — тот режиссер, за которым хочется идти, потому что ему веришь. Все актеры получали удовольствие от репетиций с ним. Я вообще люблю репетиционный процесс, где можно придумывать, пробовать, убирать лишнее, играть в непринужденной атмосфере. И вообще, если работа над спектаклем идет дружно, с шутками, прибаутками, то потом эта веселая энергия передается и представлению на публике. Когда актеры любят друг друга, им нравится то, что они делают, зрительный зал тоже радуется вместе с ними.
- Вам не хочется попробовать себя на стороне?
- Все зависит от того, какой режиссер, какая пьеса, какие партнеры. В кино ведь тоже соглашаешься сниматься, если тебе интересно.
- В кино вам тоже помог случай?
- Да. В своей первой картине «Неоконченная пьеса для механического пианино» я оказалась случайно. Никите Михалкову понадобилась моя типажность, как и потом в фильме «Обломов», для маленького эпизода.
- Где вам интереснее работать: в кино или в театре?
- Интересно там, где есть режиссер, который тобой заинтересован. В кино мне нравятся режиссеры, которые снимают не картинки, а человека. В фильме тебя могут «вырезать», а в спектакле ты живешь годами и можешь что-то менять в своей роли, поправлять, одним словом, находиться в непрерывном творческом процессе.
- Вы рады, что ваши дети не стали актерами?
- Я рада, что они нашли свой путь, хотя мой собственный путь оказался не таким уж плохим. Наверное, у меня не было грандиозного взлета, но не было и падений, сокрушительных периодов отчаяния. Известная фраза: «Утром она проснулась знаменитой» — не про меня. Я никогда не искала славы, но мне, конечно, приятно, когда меня узнают на улице, здороваются со мной, улыбаются.
- А как вы реагируете, если натыкаетесь, например, на улице на что-то неприятное?
- По улицам я почти не гуляю, все бегом, никого не вижу, не слышу, поскольку вся погружена в свои новые роли. Почти каждый день бываю в Малом театре, где существует особый микромир, по-своему духовный и прекрасный. Ну а когда хочу расслабиться, то включаю телевизор и...
Сразу же натыкаюсь на безвкусицу, пошлость, дурной язык, не говоря уже о засилье рекламы. Поэтому через несколько минут его выключаю. Боюсь «заразиться» дурновкусием. (Смеется).
- Сами никогда не снимались в рекламе?
- Мне предлагали, но пока Бог миловал. Я понимаю, что реклама дает возможность актерам заработать, ведь всем хочется вкусно есть, красиво одеваться, жить в хороших квартирах. Я не знаю, как сложится моя жизнь в дальнейшем, может быть, и мне придется сниматься в клипах, главное, чтобы при этом не было стыдно...
- Когда-нибудь вы сожалели, что стали актрисой?
- Нет. Я могу существовать только так, это мой способ жизни. Хотя бывает и трудно. Иногда приходишь на спектакль уставшая, начинаешь гримироваться, и усталости как не бывало. Многие актерам завидуют, мол, они все время в центре внимания, о них много пишут и говорят. Мне же кажется, что сейчас — на фоне политического театра — наш выглядит очень скромно. Политикам нужно реализовывать себя в жизни, вот они и пользуются масками, а нам это ни к чему, поскольку мы играем только на сцене, а в жизни мы обыкновенные люди. Я наблюдала многих больших артистов — все они вне театра люди очень простые и естественные. Если много сил отдаешь сцене, то уже нет нужды играть в жизни.
- Выходит, ваша жизнь ограничена только театром?
- Ну почему же? Как я уже говорила: у меня есть дом, семья, дети, и хотя они уже взрослые, я продолжаю жить их жизнью, меня волнуют их занятия, пристрастия. В то же время я не могу представить свою жизнь без театра. Когда актеры говорят, что если они долго не выходят на сцену, то заболевают, верьте им. Нам надо отдавать свою энергию и получать ее обратно из зала, без этого взаимодействия мы не можем жить.
Известно, что театр лечит. Многие психиатры так лечат нервнобольных, предлагая им играть какие-то роли. Кто-то сказал, что в те часы, которые актеры живут чужой жизнью, они не тратят свою. Мне очень понравилась эта мысль, ибо по этой логике, мы — артисты – медленнее стареем.
- Чего вам и желаем — играйте много и оставайтесь долго молодой!
- Спасибо.

Беседу вела Татьяна ВАРТАНОВА.
«Труд-7», 06.03.2003

Дата публикации: 30.08.2005
«Листая старые подшивки»

В НЕЕ ВЛЮБИЛСЯ САМ МИХАИЛ ЦАРЕВ

С тех пор Евгения Глушенко не изменяет Малому театру.
В 1976 году все только и говорили о фильме Никиты Михалкова «Механическое пианино», где состоялся актерский дебют Евгении Глушенко в роли Сашеньки, жены Платонова, которого блистательно сыграл Александр Калягин, впоследствии ставший ее мужем, Потом последовала череда фильмов с ее участием: «Впервые замужем», «Не ждали», «Зина-Зинуля», «Жизнь Клима Самгина», а за роль в картине «Влюблен по собственному желанию» Глушенко была удостоена приза «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале. С 1974 года Евгения Глушенко работает в Малом театре.
Правда, на какое-то время она уходила в Театр Российской армии, но потом вновь вернулась в стены императорского театра. Здесь недавно она сыграла две крупные роли: Жозефину в «Корсиканке» и купчиху Барабошеву в постановке «Правда — хорошо, а счастье лучше».

- Мне кажется, вы ведете замкнутый образ жизни — редко даете интервью, не мелькаете на телеэкране, не бываете на тусовках...
- Вы не совсем правы. Я довольно часто смотрю спектакли разных театров. Могу смеяться и плакать, как самый неискушенный зритель, испытывать чувство восторга, как это было со мной недавно на «Московском хоре» у Льва Додина. Меня интересуют художественные выставки, и я стараюсь не пропускать их. Иногда посещаю, если это очень надо, какие-то презентации, но я люблю свой дом, и лучше всего мне бывает дома.
- Тем не менее принято считать, что тщеславие, эгоцентризм — непременные составляющие актерской профессии. Вы же лишены этих качеств, и о вас, как правило, все говорят с большой симпатией. Почему?
- Это вопрос не ко мне, я не могу на него ответить. Однажды у одного известного психолога, которого все обожали, спросили: «У вас есть враги?» На что он ответил: «Нет, потому что когда я встречаюсь с людьми, то общаюсь с их лучшими сторонами». Действительно, в каждом человеке перемешано и плохое, и хорошее. У меня тоже есть негативные черты, но я стараюсь держать себя в узде, не распускаться. Например, некоторым актерам перед выходом на сцену надо сорваться на ком-то и таким образом зарядиться энергией. Но это их способ поведения, я не берусь его оценивать. Мне же перед выходом на сцену надо обязательно сосредоточиться, отключиться от всего, почувствовать себя в хорошем расположении духа, независимо оттого, что со мной произошло в течение дня, какую роль я играю — положительную или отрицательную. Хотя, что значит отрицательный персонаж? Все относительно, поскольку любое проявление характера своей героини я должна психологически оправдывать.
- Что самое важное в актерской судьбе — школа, театр, режиссер, случай?
- Все, что вы перечислили, и есть самое важное. Думаю, так не бывает, чтобы всю жизнь рядом с актером шел его режиссер, и ему всегда было интересно работать со своими партнерами. Такое случается редкой название этому — счастливый случай. Моя судьба, можно сказать, сложилась удачно. Я попала в Малый театр, о котором даже мечтать не могла, это было все равно, что мечтать попасть на Луну.
Я была распределена в Кострому, и собиралась ехать туда работать. И вдруг Михаил Царев вызвал меня и предложил роль Лизы в «Горе от ума».
Конечно, было страшно и надо было как-то преодолевать страх. В первую очередь помогало то, что ко мне хорошо относился сам Михаил Иванович, потрясающе игравший Фамусова. Да что там говорить, все исполнители старались, как могли, поддерживать молодую дебютантку. Я очень благодарна Виталию Соломину — Чацкому нашего спектакля. Был момент, когда у меня ничего не получалось. У Виталия уже тогда стал проявляться режиссерский дар, и он вместе со мной разобрал всю роль от начала и до конца. Соломин был человеком увлекающимся, заразительным. Бесконечно жаль, что он так рано ушел из жизни.
- Как вы относитесь к спектаклю «Горе от ума» в постановке Сергея Женовача в Малом театре?
- Мне он нравится, хотя это совсем другой спектакль. Да и как иначе? Прошло время, изменилась жизнь, ее ритмы, появились другие исполнители Чацкого, Фамусова, Софьи. Кажется, тот же текст звучит со сцены, а спектакль идет совсем в ином ключе, не в смысле хуже или лучше, просто он другой, не тот, в котором я много лет играла.
-А как вам работалось с Сергеем Женовачем в постановке «Правда — хорошо, а счастье лучше»?
- Женовач — тот режиссер, за которым хочется идти, потому что ему веришь. Все актеры получали удовольствие от репетиций с ним. Я вообще люблю репетиционный процесс, где можно придумывать, пробовать, убирать лишнее, играть в непринужденной атмосфере. И вообще, если работа над спектаклем идет дружно, с шутками, прибаутками, то потом эта веселая энергия передается и представлению на публике. Когда актеры любят друг друга, им нравится то, что они делают, зрительный зал тоже радуется вместе с ними.
- Вам не хочется попробовать себя на стороне?
- Все зависит от того, какой режиссер, какая пьеса, какие партнеры. В кино ведь тоже соглашаешься сниматься, если тебе интересно.
- В кино вам тоже помог случай?
- Да. В своей первой картине «Неоконченная пьеса для механического пианино» я оказалась случайно. Никите Михалкову понадобилась моя типажность, как и потом в фильме «Обломов», для маленького эпизода.
- Где вам интереснее работать: в кино или в театре?
- Интересно там, где есть режиссер, который тобой заинтересован. В кино мне нравятся режиссеры, которые снимают не картинки, а человека. В фильме тебя могут «вырезать», а в спектакле ты живешь годами и можешь что-то менять в своей роли, поправлять, одним словом, находиться в непрерывном творческом процессе.
- Вы рады, что ваши дети не стали актерами?
- Я рада, что они нашли свой путь, хотя мой собственный путь оказался не таким уж плохим. Наверное, у меня не было грандиозного взлета, но не было и падений, сокрушительных периодов отчаяния. Известная фраза: «Утром она проснулась знаменитой» — не про меня. Я никогда не искала славы, но мне, конечно, приятно, когда меня узнают на улице, здороваются со мной, улыбаются.
- А как вы реагируете, если натыкаетесь, например, на улице на что-то неприятное?
- По улицам я почти не гуляю, все бегом, никого не вижу, не слышу, поскольку вся погружена в свои новые роли. Почти каждый день бываю в Малом театре, где существует особый микромир, по-своему духовный и прекрасный. Ну а когда хочу расслабиться, то включаю телевизор и...
Сразу же натыкаюсь на безвкусицу, пошлость, дурной язык, не говоря уже о засилье рекламы. Поэтому через несколько минут его выключаю. Боюсь «заразиться» дурновкусием. (Смеется).
- Сами никогда не снимались в рекламе?
- Мне предлагали, но пока Бог миловал. Я понимаю, что реклама дает возможность актерам заработать, ведь всем хочется вкусно есть, красиво одеваться, жить в хороших квартирах. Я не знаю, как сложится моя жизнь в дальнейшем, может быть, и мне придется сниматься в клипах, главное, чтобы при этом не было стыдно...
- Когда-нибудь вы сожалели, что стали актрисой?
- Нет. Я могу существовать только так, это мой способ жизни. Хотя бывает и трудно. Иногда приходишь на спектакль уставшая, начинаешь гримироваться, и усталости как не бывало. Многие актерам завидуют, мол, они все время в центре внимания, о них много пишут и говорят. Мне же кажется, что сейчас — на фоне политического театра — наш выглядит очень скромно. Политикам нужно реализовывать себя в жизни, вот они и пользуются масками, а нам это ни к чему, поскольку мы играем только на сцене, а в жизни мы обыкновенные люди. Я наблюдала многих больших артистов — все они вне театра люди очень простые и естественные. Если много сил отдаешь сцене, то уже нет нужды играть в жизни.
- Выходит, ваша жизнь ограничена только театром?
- Ну почему же? Как я уже говорила: у меня есть дом, семья, дети, и хотя они уже взрослые, я продолжаю жить их жизнью, меня волнуют их занятия, пристрастия. В то же время я не могу представить свою жизнь без театра. Когда актеры говорят, что если они долго не выходят на сцену, то заболевают, верьте им. Нам надо отдавать свою энергию и получать ее обратно из зала, без этого взаимодействия мы не можем жить.
Известно, что театр лечит. Многие психиатры так лечат нервнобольных, предлагая им играть какие-то роли. Кто-то сказал, что в те часы, которые актеры живут чужой жизнью, они не тратят свою. Мне очень понравилась эта мысль, ибо по этой логике, мы — артисты – медленнее стареем.
- Чего вам и желаем — играйте много и оставайтесь долго молодой!
- Спасибо.

Беседу вела Татьяна ВАРТАНОВА.
«Труд-7», 06.03.2003

Дата публикации: 30.08.2005