Новости

«Листая старые подшивки» БОЛЬШОЙ ТАЛАНТ МАЛОГО ТЕАТРА

«Листая старые подшивки»

БОЛЬШОЙ ТАЛАНТ МАЛОГО ТЕАТРА

Вчера в Москве произошла маленькая сенсация. Впервые в России, подтвердили нам в Театральном музее им А.А.Бахрушина, столетний актер, бывший партнером самой Ермоловой, вышел на сцену.

В Малом театре отметили вековой юбилей народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, трижды лауреата Государственных премий Николая Анненкова (Кокина). Указом президента РФ артист награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. На юбилейном вечере старейшина театрального цеха показал сцену из спектакля «Царь Борис».

В Малом театре Анненков служит с 1922 года, с тех пор, как поступил в Высшие театральные мастерские при театре. Самые первые роли выдвинули актера в разряд ведущих, и вот уже 77 лет он успешно проходит переаттестацию в каждом сезоне.
Анненков сыграл Молчалина в «Горе от ума» и Григория Отрепьева в «Борисе Годунове», Басова в «Дачниках» и городничего в «Ревизоре», Маттиаса Клаузена в «Перед заходом солнца» и Глостера в «Короле Лире» всего более ста ролей. Кинозрители сороковых помнят его по фильмам «Тимур и его команда», «Клятва Тимура», «Суд чести».

Более полувека связывают мастера с Театральным училищем им. М.С.Щепкина, в котором он прошел путь от преподавателя до художественного руководителя.
О старейшем актере своей труппы рассказывает художественный руководитель Малого театра народный артист СССР Юрий СОЛОМИН:

- Николая Александровича знаю с пятидесятых. Когда я появился в Малом театре, то был его партнером в постановках «Свои люди сочтемся», «Ревизор», «Униженные и оскорбленные».

Огромным успехом пользовался спектакль «Леший», в котором мы играли, когда Анненкову было уже за восемьдесят. Сейчас у нашего патриарха две роли Фирс в «Вишневом саде», которую он перенял у Ильинского, и Луб Клешнин в «Царе Борисе».

- Что прежде всего характерно для Анненкова-актера?

Необыкновенный голос — второго такого в России нет. Таким «звуковым аппаратом» обладал наш Александр Остужев, и удивительная вещь! — все, кто знал его, утверждают, что по манере говорить, по подаче «голосового материала» Анненков очень похож на него.

Мы, его коллеги, не делаем акцента на его столетии, просто стараемся оберегать от треволнений, как можем. В Малом театре творческая состоятельность не определяется рамками возраста. Вот сейчас в труппе активно работают трое актеров, которым за восемьдесят, а достигших 75-летия куда больше. Мне самому хотелось бы оказаться в разряде театральных долгожителей.

У Анненкова поистине уникальная судьба он был партнером знаменитых Садовских и Рыжовых, самой Марии Николаевны Ермоловой! .. Он участвовал в праздновании трех юбилеев Малого театра: 100-летия в 1924 году, 125-летия в 1949-м, 150-летия в 1974-м и 26 октября этого года, уверен, примет участие в нашем 175-летии.

- У вас есть объяснение этому феномену?

Наверное, эта крепость духа, которая не дает стареть, порождена особой атмосферой Малого. Я абсолютно уверен в том, что в этом здании витает дух тех великих людей, которые играли здесь на сцене или сидели в зрительном зале. Пусть вам не покажется мистикой, но иногда, когда я смотрю в пустой зрительный зал, ловлю себя на том, что ощущаю их присутствие. Пушкин, Гоголь, Грибоедов, Достоевский, Островский, Чехов, Тургенев, Чайковский, Мусоргский, Свиридов, Рихтер — они все бывали здесь, они сопереживали увиденному. И эта энергетика добромыслия, видимо, не исчезла, она охраняет нас.

Когда мне говорят, что Малый театр не современен, я не вступаю в споры. Говорю одно: зритель приходит, и большей поддержки нам не нужно. Это означает, что он видит в нашем театре храм. За этот постулат я боготворю Станиславского.

Что еще сказать? Только в одном выпуске Анненкова в Щепкинском училище значатся такие имена, как Олег Даль, Виталий Соломин, Михаил Кононов, Виктор Павлов, Вячеслав Барышев. На сегодня, я думаю, это единственный педагог, в совершенстве владеющий приемами системы Станиславского. Наш патриарх много лет пишет книгу, обуреваем творческими планами...

И не исключено, что на сто первом году жизни будет репетировать новую роль?
От него можно ожидать всего, он непредсказуем.

Нина КАТАЕВА
«Гудок», 22.09.1999

Дата публикации: 22.09.2005
«Листая старые подшивки»

БОЛЬШОЙ ТАЛАНТ МАЛОГО ТЕАТРА

Вчера в Москве произошла маленькая сенсация. Впервые в России, подтвердили нам в Театральном музее им А.А.Бахрушина, столетний актер, бывший партнером самой Ермоловой, вышел на сцену.

В Малом театре отметили вековой юбилей народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, трижды лауреата Государственных премий Николая Анненкова (Кокина). Указом президента РФ артист награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. На юбилейном вечере старейшина театрального цеха показал сцену из спектакля «Царь Борис».

В Малом театре Анненков служит с 1922 года, с тех пор, как поступил в Высшие театральные мастерские при театре. Самые первые роли выдвинули актера в разряд ведущих, и вот уже 77 лет он успешно проходит переаттестацию в каждом сезоне.
Анненков сыграл Молчалина в «Горе от ума» и Григория Отрепьева в «Борисе Годунове», Басова в «Дачниках» и городничего в «Ревизоре», Маттиаса Клаузена в «Перед заходом солнца» и Глостера в «Короле Лире» всего более ста ролей. Кинозрители сороковых помнят его по фильмам «Тимур и его команда», «Клятва Тимура», «Суд чести».

Более полувека связывают мастера с Театральным училищем им. М.С.Щепкина, в котором он прошел путь от преподавателя до художественного руководителя.
О старейшем актере своей труппы рассказывает художественный руководитель Малого театра народный артист СССР Юрий СОЛОМИН:

- Николая Александровича знаю с пятидесятых. Когда я появился в Малом театре, то был его партнером в постановках «Свои люди сочтемся», «Ревизор», «Униженные и оскорбленные».

Огромным успехом пользовался спектакль «Леший», в котором мы играли, когда Анненкову было уже за восемьдесят. Сейчас у нашего патриарха две роли Фирс в «Вишневом саде», которую он перенял у Ильинского, и Луб Клешнин в «Царе Борисе».

- Что прежде всего характерно для Анненкова-актера?

Необыкновенный голос — второго такого в России нет. Таким «звуковым аппаратом» обладал наш Александр Остужев, и удивительная вещь! — все, кто знал его, утверждают, что по манере говорить, по подаче «голосового материала» Анненков очень похож на него.

Мы, его коллеги, не делаем акцента на его столетии, просто стараемся оберегать от треволнений, как можем. В Малом театре творческая состоятельность не определяется рамками возраста. Вот сейчас в труппе активно работают трое актеров, которым за восемьдесят, а достигших 75-летия куда больше. Мне самому хотелось бы оказаться в разряде театральных долгожителей.

У Анненкова поистине уникальная судьба он был партнером знаменитых Садовских и Рыжовых, самой Марии Николаевны Ермоловой! .. Он участвовал в праздновании трех юбилеев Малого театра: 100-летия в 1924 году, 125-летия в 1949-м, 150-летия в 1974-м и 26 октября этого года, уверен, примет участие в нашем 175-летии.

- У вас есть объяснение этому феномену?

Наверное, эта крепость духа, которая не дает стареть, порождена особой атмосферой Малого. Я абсолютно уверен в том, что в этом здании витает дух тех великих людей, которые играли здесь на сцене или сидели в зрительном зале. Пусть вам не покажется мистикой, но иногда, когда я смотрю в пустой зрительный зал, ловлю себя на том, что ощущаю их присутствие. Пушкин, Гоголь, Грибоедов, Достоевский, Островский, Чехов, Тургенев, Чайковский, Мусоргский, Свиридов, Рихтер — они все бывали здесь, они сопереживали увиденному. И эта энергетика добромыслия, видимо, не исчезла, она охраняет нас.

Когда мне говорят, что Малый театр не современен, я не вступаю в споры. Говорю одно: зритель приходит, и большей поддержки нам не нужно. Это означает, что он видит в нашем театре храм. За этот постулат я боготворю Станиславского.

Что еще сказать? Только в одном выпуске Анненкова в Щепкинском училище значатся такие имена, как Олег Даль, Виталий Соломин, Михаил Кононов, Виктор Павлов, Вячеслав Барышев. На сегодня, я думаю, это единственный педагог, в совершенстве владеющий приемами системы Станиславского. Наш патриарх много лет пишет книгу, обуреваем творческими планами...

И не исключено, что на сто первом году жизни будет репетировать новую роль?
От него можно ожидать всего, он непредсказуем.

Нина КАТАЕВА
«Гудок», 22.09.1999

Дата публикации: 22.09.2005