Новости

ЕВГЕНИЯ ГЛУШЕНКО: СУДЬБИНУШКА ДОЛЖНА БЫТЬ…

ЕВГЕНИЯ ГЛУШЕНКО: СУДЬБИНУШКА ДОЛЖНА БЫТЬ…

Когда актрисе Малого театра Евгении Глушенко предложили роль Раневской в спектакле «Вишневый сад» — роль, о которой мечтают многие актрисы, она... отказалась, испугавшись ответственности, а ведь текст знала наизусть, уже костюмы и парик примеряла. Зато другую чеховскую героиню — Сашеньку Платонову из «Неоконченной пьесы для механического пианино» — она играть не боялась и так вошла в образ, что именно эта роль стала визитной карточкой актрисы. Потом были и другие заметные роли в кино — Тоня («Впервые замужем»), Вера («Влюблен по собственному желанию»), Маменька («Несколько дней из жизни Обломова»). Киногероини Евгении Глушенко — мягкие, добрые, светлые женщины... Тем не менее Тоня Болотникова из «Впервые замужем» стоит особняком — молодой, 25-летней актрисе пришлось сыграть возрастную роль. Ее героиня на экране проходит путь от 20-летней девушки до 40-летней женщины...

- Евгения Константиновна, как вам работалось с Хейфицем?

- Мы были на гастролях в Ленинграде в 1977 году, играли на сцене Александринского театра. Ко мне за кулисы пришла женщина — помощник режиссера и сказала, что Иосиф Ефимович Хейфиц предлагает роль, и посоветовала прочитать повесть Павла Нилина «Впервые замужем». Через день мы созвонились, и я спросила: «Как же я буду играть, если роль возрастная?» А мне отвечают: «Надо встретиться с Иосифом Ефимовичем, и он вам все расскажет». Первое, что он спросил: «Вам понравилась роль?» «Да», — ответила я. «Ну, тогда будем сниматься». Я говорю: «Я не знаю, я боюсь». А он: «Пусть это вас не волнует». Ну как я могу бояться рядом с таким корифеем! До этого у меня уже был первый опыт в кино — «Неоконченная пьеса для механического пианино» с Михалковым, ну там совсем другая компания. Никита Сергеевич — молодой режиссер, а Хейфиц — классик жанра, многие вещи я впервые узнавала именно от Хейфица. Помню, идет какая-то сцена, а он говорит, что ее надо быстрее играть. Я удивилась: «Как быстрее, чувства все-таки...» А он настаивал. И вот помощник режиссера стояла с секундомером и подгоняла. А когда я увидела фильм на экране, поняла, что все было правильно. Абсолютный слух и абсолютное чувство. Ну, естественно — классик.

- Когда смотришь «Механическое пианино», где вы так органичны с Калягиным, даже как-то не верится, что это просто актерская игра...

- Мы женаты уже 27 лет, и на протяжении всего этого времени мне задают один и тот же вопрос — был ли у нас роман, когда мы снимались, интересуются подробностями. Я нового ничего не открываю: я знала, что существует такой актер Калягин, но мы на съемках были как партнеры. Тогда у Александра Александровича была своя жизнь, у меня — своя. Ну а потом время распорядилось так, что мы соединили свои судьбы.

- У вас творческая семья: ваш муж Александр Калягин возглавляет СТД, у него свой театр Et Cetera, вы сами служите в Малом театре. Приходится ли дома обсуждать творческие проблемы?

- Я не хотела бы говорить о своей личной жизни. Как и во всякой семье, бывает по-разному: иногда обсуждаем, иногда — нет, в зависимости от желания и настроения.

- По радио идет передача «Отзвуки театра», которую ведет Александр Калягин. Он приглашает на рандеву разных актеров, беседует с ними о театре, о жизни. Вы ни разу не присутствовали...

- Думаю, что и не буду. Вот кто-нибудь еще будет вести передачу о театре, и тогда, может быть...

- Сейчас снимается масса сериалов, есть ли у вас предложения?

- Мне приносили сценарии. Некоторые роли, которые читала, были интересны, но по времени мы не совпадали. А есть роли, которые я не хотела бы играть, потому что мне это неинтересно.

- А сожалели когда-нибудь, что какая-то роль досталась не вам?

- Недавно нашлись мои пробы с Абдуловым в «Обыкновенном чуде» — мне предлагали сыграть принцессу, которую я так и не сыграла... Но я не жалею об этом.

- Вы не сразу поступили в «Щепку», вначале год проучились в театральном училище у себя на родине, в Ростове-на-Дону, чего испугались?

- В самом начале я занималась во Дворце пионеров. А потом мой педагог сказала: знаешь, давай поступи сначала в наше училище, а там видно будет. Я так и сделала.

- А что бы вы пожелали молодым актерам?

- У каждого своя судьба. Конечно, надо дерзать. Вообще не надо сидеть на месте.

- Ваша первая роль в Малом — Лиза в «Горе от ума». Эта была лучшая Лиза в то время. Женщины, которых вы играете, очень разные, в том числе и комические персонажи, как, скажем, секретарша в «Зале ожидания». А какую бы женщину вы хотели сыграть?

- Как говорят актеры, судьбинушка должна быть. Конечно, не важно, в какие обстоятельства героиня попадет, важно, как она себя проявляет.

- Как вы относитесь к импровизации на сцене? Или Островский или какой-нибудь другой классик не допускает этого? И естественно, Юрий Соломин тоже?

- Импровизация, конечно, может быть, но в канве спектакля, чтобы не помешать его целостности. Конечно, мы — живые люди, каждый раз играем по-разному. Один спектакль, безусловно, отличается от другого, хотя мы говорим один и тот же текст. Каждый день несет нам что-то новое, и мы это привносим в театр. Но в канве спектакля.

- Есть спектакли, в которых используется ненормативная лексика... Как вы относитесь к тому, что такими средствами пытаются достичь определенного эффекта на сцене?

- Мне это не нравится... Когда слышу нецензурную речь на улице, меня всегда коробит. А еще приходить в театр и слушать все это... Я не была ни на одном таком спектакле. Не хочется.

- Какой зритель ходит в Малый театр?

- В Малый театр ходит разный зритель: старшее поколение, среднее, младшее. На спектакле «Правда — хорошо, а счастье лучше» мы замечаем, что сидят три поколения сразу — бабушки, отцы и мамы, дети. Хохочут все вместе. В пьесе как раз три поколения одной семьи, и у каждого своя судьба, своя линия, и все это переплетается.

- Евгения Константиновна, кого вы чаще всего вспоминаете из тех, кто работал в Малом театре, с кем вас свела судьба?

- Михаила Ивановича Царева — я играла его дочерей и в «Горе от ума», и в «Короле Лире», и в «Фиеско». А еще — Виктора Ивановича Хохрякова, Елену Николаевну Гоголеву... С ней вообще были удивительные отношения, хотя она всегда была осторожна с коллегами. За год до смерти Елена Николаевна подарила мне индийские сережки, в которых играла какую-то роль, и черный зонтик XIX века. Это было в традициях театра. Я помню, актриса Лера Новак на спектакль надевала сережки, которые ей подарила Турчанинова. И Елена Николаевна перед «Холопами» вызвала к себе актрис, которые играли с ней в спектакле, разложила свою старинную бижутерию и сказала: «Выбирайте, что вам хочется». И каждый что-то выбрал.

- Известно, что театральные костюмы вам шьет супруга артиста Леонида Ярмольника Оксана. А как вы себя ощущаете в старинных костюмах?

- Прекрасно. Я вообще обожаю старинные, исторические костюмы.

- Где успели побывать?

- В Мариинском театре, Эрмитаже. А еще меня пригласили на спектакль «Mad in Japan». Это любопытно. Антон Адасинский, мне кажется, талантливый человек. Но когда на сцене раздеваются, танцуют белый танец и снимают штаны... Я думаю, а зачем? Смысл? Когда шокируют одной, простите, задницей, хочется сказать, ребята, на каком же уровне мы находимся?

- Ваша Мавра Тарасовна, женщина в самом расцвете сил, хорошая хозяйка, своего не упустит, но и чужого не возьмет, говорит в финале: «Правда — хорошо, а счастье лучше». Так что же, на ваш взгляд, лучше?

- Это все игра слов. Как говорит герой пьесы Платон, «если человек живет по правде, как следует, хорошо, честно, благородно — вот он и патриот своего отечества. А кто проживает только готовое, ума и образования не понимает, действует только по своему невежеству, с обидой и с насмешкой на человечество, только себе на потеху — тот мерзавец своей жизни». Как актуально!

***
Евгения Константиновна Глушенко родилась в Ростове-на-Дону. Окончила Театральное училище имени Щепкина, курс Михаила Ивановича Царева, бывшего в то время директором Малого театра.

Всего за годы работы в Малом театре Евгения Глушенко сыграла более чем в 20 спектаклях. С 1996 года вместе с режиссером Малого театра Борисом Морозовым переходит в Театр Российской Армии и с успехом играет в спектаклях «Сердце не камень» (1997) по пьесе А. Н. Островского, «На дне» А. М. Горького (Василиса, 1998), «Отелло» В. Шекспира (Эмилия, 1999). Через четыре года актриса возвращается в Малый театр. Евгения Глушенко — заслуженная артистка РСФСР (1988), народная артистка России (1995), член Всероссийского театрального общества (с 1979 года) и Союза театральных деятелей (с 1989 года).

За роль Тони Болотниковой в фильме «Впервые замужем» актриса была удостоена «Премии за лучшие актерские работы» на Всесоюзном кинофестивале в 1980 году.

А роль Веры в фильме «Влюблен по собственному желанию» принесла Евгении Глушенко победу в номинации «Актриса» на Берлинском кинофестивале в 1983 году.

Беседовали Людмила КЛУШИНА и Марина ШИКОВА
«Вечерний Петербург», 28.10.2005

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ В АНТРАКТЕ

Дата публикации: 28.10.2005
ЕВГЕНИЯ ГЛУШЕНКО: СУДЬБИНУШКА ДОЛЖНА БЫТЬ…

Когда актрисе Малого театра Евгении Глушенко предложили роль Раневской в спектакле «Вишневый сад» — роль, о которой мечтают многие актрисы, она... отказалась, испугавшись ответственности, а ведь текст знала наизусть, уже костюмы и парик примеряла. Зато другую чеховскую героиню — Сашеньку Платонову из «Неоконченной пьесы для механического пианино» — она играть не боялась и так вошла в образ, что именно эта роль стала визитной карточкой актрисы. Потом были и другие заметные роли в кино — Тоня («Впервые замужем»), Вера («Влюблен по собственному желанию»), Маменька («Несколько дней из жизни Обломова»). Киногероини Евгении Глушенко — мягкие, добрые, светлые женщины... Тем не менее Тоня Болотникова из «Впервые замужем» стоит особняком — молодой, 25-летней актрисе пришлось сыграть возрастную роль. Ее героиня на экране проходит путь от 20-летней девушки до 40-летней женщины...

- Евгения Константиновна, как вам работалось с Хейфицем?

- Мы были на гастролях в Ленинграде в 1977 году, играли на сцене Александринского театра. Ко мне за кулисы пришла женщина — помощник режиссера и сказала, что Иосиф Ефимович Хейфиц предлагает роль, и посоветовала прочитать повесть Павла Нилина «Впервые замужем». Через день мы созвонились, и я спросила: «Как же я буду играть, если роль возрастная?» А мне отвечают: «Надо встретиться с Иосифом Ефимовичем, и он вам все расскажет». Первое, что он спросил: «Вам понравилась роль?» «Да», — ответила я. «Ну, тогда будем сниматься». Я говорю: «Я не знаю, я боюсь». А он: «Пусть это вас не волнует». Ну как я могу бояться рядом с таким корифеем! До этого у меня уже был первый опыт в кино — «Неоконченная пьеса для механического пианино» с Михалковым, ну там совсем другая компания. Никита Сергеевич — молодой режиссер, а Хейфиц — классик жанра, многие вещи я впервые узнавала именно от Хейфица. Помню, идет какая-то сцена, а он говорит, что ее надо быстрее играть. Я удивилась: «Как быстрее, чувства все-таки...» А он настаивал. И вот помощник режиссера стояла с секундомером и подгоняла. А когда я увидела фильм на экране, поняла, что все было правильно. Абсолютный слух и абсолютное чувство. Ну, естественно — классик.

- Когда смотришь «Механическое пианино», где вы так органичны с Калягиным, даже как-то не верится, что это просто актерская игра...

- Мы женаты уже 27 лет, и на протяжении всего этого времени мне задают один и тот же вопрос — был ли у нас роман, когда мы снимались, интересуются подробностями. Я нового ничего не открываю: я знала, что существует такой актер Калягин, но мы на съемках были как партнеры. Тогда у Александра Александровича была своя жизнь, у меня — своя. Ну а потом время распорядилось так, что мы соединили свои судьбы.

- У вас творческая семья: ваш муж Александр Калягин возглавляет СТД, у него свой театр Et Cetera, вы сами служите в Малом театре. Приходится ли дома обсуждать творческие проблемы?

- Я не хотела бы говорить о своей личной жизни. Как и во всякой семье, бывает по-разному: иногда обсуждаем, иногда — нет, в зависимости от желания и настроения.

- По радио идет передача «Отзвуки театра», которую ведет Александр Калягин. Он приглашает на рандеву разных актеров, беседует с ними о театре, о жизни. Вы ни разу не присутствовали...

- Думаю, что и не буду. Вот кто-нибудь еще будет вести передачу о театре, и тогда, может быть...

- Сейчас снимается масса сериалов, есть ли у вас предложения?

- Мне приносили сценарии. Некоторые роли, которые читала, были интересны, но по времени мы не совпадали. А есть роли, которые я не хотела бы играть, потому что мне это неинтересно.

- А сожалели когда-нибудь, что какая-то роль досталась не вам?

- Недавно нашлись мои пробы с Абдуловым в «Обыкновенном чуде» — мне предлагали сыграть принцессу, которую я так и не сыграла... Но я не жалею об этом.

- Вы не сразу поступили в «Щепку», вначале год проучились в театральном училище у себя на родине, в Ростове-на-Дону, чего испугались?

- В самом начале я занималась во Дворце пионеров. А потом мой педагог сказала: знаешь, давай поступи сначала в наше училище, а там видно будет. Я так и сделала.

- А что бы вы пожелали молодым актерам?

- У каждого своя судьба. Конечно, надо дерзать. Вообще не надо сидеть на месте.

- Ваша первая роль в Малом — Лиза в «Горе от ума». Эта была лучшая Лиза в то время. Женщины, которых вы играете, очень разные, в том числе и комические персонажи, как, скажем, секретарша в «Зале ожидания». А какую бы женщину вы хотели сыграть?

- Как говорят актеры, судьбинушка должна быть. Конечно, не важно, в какие обстоятельства героиня попадет, важно, как она себя проявляет.

- Как вы относитесь к импровизации на сцене? Или Островский или какой-нибудь другой классик не допускает этого? И естественно, Юрий Соломин тоже?

- Импровизация, конечно, может быть, но в канве спектакля, чтобы не помешать его целостности. Конечно, мы — живые люди, каждый раз играем по-разному. Один спектакль, безусловно, отличается от другого, хотя мы говорим один и тот же текст. Каждый день несет нам что-то новое, и мы это привносим в театр. Но в канве спектакля.

- Есть спектакли, в которых используется ненормативная лексика... Как вы относитесь к тому, что такими средствами пытаются достичь определенного эффекта на сцене?

- Мне это не нравится... Когда слышу нецензурную речь на улице, меня всегда коробит. А еще приходить в театр и слушать все это... Я не была ни на одном таком спектакле. Не хочется.

- Какой зритель ходит в Малый театр?

- В Малый театр ходит разный зритель: старшее поколение, среднее, младшее. На спектакле «Правда — хорошо, а счастье лучше» мы замечаем, что сидят три поколения сразу — бабушки, отцы и мамы, дети. Хохочут все вместе. В пьесе как раз три поколения одной семьи, и у каждого своя судьба, своя линия, и все это переплетается.

- Евгения Константиновна, кого вы чаще всего вспоминаете из тех, кто работал в Малом театре, с кем вас свела судьба?

- Михаила Ивановича Царева — я играла его дочерей и в «Горе от ума», и в «Короле Лире», и в «Фиеско». А еще — Виктора Ивановича Хохрякова, Елену Николаевну Гоголеву... С ней вообще были удивительные отношения, хотя она всегда была осторожна с коллегами. За год до смерти Елена Николаевна подарила мне индийские сережки, в которых играла какую-то роль, и черный зонтик XIX века. Это было в традициях театра. Я помню, актриса Лера Новак на спектакль надевала сережки, которые ей подарила Турчанинова. И Елена Николаевна перед «Холопами» вызвала к себе актрис, которые играли с ней в спектакле, разложила свою старинную бижутерию и сказала: «Выбирайте, что вам хочется». И каждый что-то выбрал.

- Известно, что театральные костюмы вам шьет супруга артиста Леонида Ярмольника Оксана. А как вы себя ощущаете в старинных костюмах?

- Прекрасно. Я вообще обожаю старинные, исторические костюмы.

- Где успели побывать?

- В Мариинском театре, Эрмитаже. А еще меня пригласили на спектакль «Mad in Japan». Это любопытно. Антон Адасинский, мне кажется, талантливый человек. Но когда на сцене раздеваются, танцуют белый танец и снимают штаны... Я думаю, а зачем? Смысл? Когда шокируют одной, простите, задницей, хочется сказать, ребята, на каком же уровне мы находимся?

- Ваша Мавра Тарасовна, женщина в самом расцвете сил, хорошая хозяйка, своего не упустит, но и чужого не возьмет, говорит в финале: «Правда — хорошо, а счастье лучше». Так что же, на ваш взгляд, лучше?

- Это все игра слов. Как говорит герой пьесы Платон, «если человек живет по правде, как следует, хорошо, честно, благородно — вот он и патриот своего отечества. А кто проживает только готовое, ума и образования не понимает, действует только по своему невежеству, с обидой и с насмешкой на человечество, только себе на потеху — тот мерзавец своей жизни». Как актуально!

***
Евгения Константиновна Глушенко родилась в Ростове-на-Дону. Окончила Театральное училище имени Щепкина, курс Михаила Ивановича Царева, бывшего в то время директором Малого театра.

Всего за годы работы в Малом театре Евгения Глушенко сыграла более чем в 20 спектаклях. С 1996 года вместе с режиссером Малого театра Борисом Морозовым переходит в Театр Российской Армии и с успехом играет в спектаклях «Сердце не камень» (1997) по пьесе А. Н. Островского, «На дне» А. М. Горького (Василиса, 1998), «Отелло» В. Шекспира (Эмилия, 1999). Через четыре года актриса возвращается в Малый театр. Евгения Глушенко — заслуженная артистка РСФСР (1988), народная артистка России (1995), член Всероссийского театрального общества (с 1979 года) и Союза театральных деятелей (с 1989 года).

За роль Тони Болотниковой в фильме «Впервые замужем» актриса была удостоена «Премии за лучшие актерские работы» на Всесоюзном кинофестивале в 1980 году.

А роль Веры в фильме «Влюблен по собственному желанию» принесла Евгении Глушенко победу в номинации «Актриса» на Берлинском кинофестивале в 1983 году.

Беседовали Людмила КЛУШИНА и Марина ШИКОВА
«Вечерний Петербург», 28.10.2005

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ В АНТРАКТЕ

Дата публикации: 28.10.2005