Новости

«Листая старые подшивки» ТЕАТР НА УРОВНЕ ХРАМА

«Листая старые подшивки»

ТЕАТР НА УРОВНЕ ХРАМА

Елизавета Михайловна СОЛОДОВА переиграла в Малом театре десятки ролей. Помнит актеров своих партнеров по спектаклям, чьи имена для нынешнего юного поколения звучат как легенда. 18 лет преподавала в Щепкинском училище. Накануне юбилея театра наш корреспондент побывала у актрисы в гостях.

- ЕЛИЗАВЕТА Михайловна, что значит для вас Малый театр?

- Я Малый театр воспринимаю как театр Актера. Первые спектакли, которые я посмотрела здесь, очаровали меня именно актерским исполнением. Помню «Евгению Гранде»... Входит Дарья Васильевна Зеркалова, говорит два слова: «Мама, свечи! « вся жизнь, вся биография этого персонажа всего в двух словах. Если кто-то смотрел «Иванова» в постановке Б. Бабочкина, то, наверное, помнит Констанцию Роек в роли Сарры. Непревзойденная работа. Я уверена, никто больше не сыграл и не сыграет этот образ так, как удалось Констанции Францевне. Это те вехи, на которые я ориентировалась в театре. Или «Варвары» в этом спектакле блистала целая плеяда актеров Малого театра: К. Зубов, Н. Анненков, Е. Гоголева... Там, где у нас в театре происходит слияние актера с автором, происходят чудеса. Я считаю, что Малый театр и дальше должен исповедовать эту традицию. А там, где режиссура что-то добавляет к автору, я считаю, мы проигрываем. Где мы углубленно прорабатываем автора и стремимся до него дотянуться - там мы непобедимы. И, кстати, Малый театр всегда собирал под свою крышу лучших актеров России. Сюда пришла из Тамбова Татьяна Александровна Еремеева и заняла очень прочное положение. Мой партнер по спектаклю «Московский характер» по пьесе А. Сафонова, И. Любезнов, был приглашен из Театра сатиры, оттуда же пришел в Малый театр Виталий Доронин. Малый театр потому и собирал таланты по России, что всегда был национальным театром и театром Актера!

- А как бы вы определили качество, которое объединяет актеров Малого театра и отличает их от других?

Я думаю, самое главное преданность. Она основа того мастерства, которого артисты Малого театра достигали и достигают в своей работе. На всю жизнь я запомнила слова моей мамы, простой крестьянки, которая, придя в Малый театр, сказала: «Лиза, куда ты поступила? Это же храм!» Так вот, Малый театр как храм нес и до сих пор стремится нести высокую духовность, Я думаю, в этом дело. В служении.

Как-то в прошлом сезоне мы играли «Дядю Ваню» для юных зрителей. Их привезли откуда-то на автобусах. Вначале они очень шумели, и в антракте я сказала Виталию Соломину, что у него по-новому прозвучала фраза: «Помянут ли нас добрым словом?» «Понимаешь, - ответил он, - шумели. Такие разве помянут?» Но уже после спектакля Ю. Соломин заметил: «Какая гулкая тишина стояла в зале, как потрясающе слушали спектакль». А потому, что окунулись в подлинную человеческую жизнь в спектакле, где актеры не ходили перед ними с голыми задницами, не принимали бесконечно сексуальные позы, а просто рассказывали жизнь, и они - зрители вошли в наш мир. Это чудо произошло, и зритель в конце концов успокоился и стал жить с нами вместе одной жизнью. Вот в этом большое достоинство Малого театра.

- Как вы думаете, а молодые актеры, которые приходят в Малый театр, наследует его духу?

Я думаю да. Хотя бы потому, что они воспитываются в училище актерами Малого театра. Наверное, немного есть театров, где так охотно говорят: «Здравствуйте!» Это ведь идет от Щепкинского училища. Еще вроде бы не знаешь человека, а говоришь: «Здравствуйте» и ему приятно, и он открывается навстречу.

- Что бы вы пожелали молодым людям, выбирающим актерскую профессию?

Я бы пожелала сохранять чувство собственного достоинства независимо от ситуаций, в которых может оказаться любой из нас. Большого мужества и воли, потому что, например, Малый театр это букет дарований, где прорваться трудно, но можно! Следовательно, надо максимально мобилизовать себя в создании образа, роли. У нас в фойе висит много портретов уже ушедших, к сожалению, талантливейших актеров. Какие это были люди, как они работали! Выйдет актер или актриса того, ушедшего, поколения на сцену и все! Ты уже идешь в зал и терпишь. Он собой займет все время. Представляете? Он будет повторять и повторять. Снова повторяться и искать. Это было свойственно Малому театру. Вышел, все забудь, что другие существуют! Твоя сцена бери! Вот я хочу, чтобы такой азарт был и у наших молодых актеров и такая требовательность к себе и к режиссеру. Это же поиск! А не то, что «я тебя на сцену не пущу!» Актер ищет! И это свято.

- Что вы пожелаете Малому театру в его юбилей?

Хочется, чтобы и дальше Малый театр не терял своего высокого достоинства, веры в то, что он несет в себе то настоящее духовное начало, которое и должен нести театр на уровне храма.


Вероника ЗУЕВА
«Подмосковье», 25.09.1999

Дата публикации: 13.04.2006
«Листая старые подшивки»

ТЕАТР НА УРОВНЕ ХРАМА

Елизавета Михайловна СОЛОДОВА переиграла в Малом театре десятки ролей. Помнит актеров своих партнеров по спектаклям, чьи имена для нынешнего юного поколения звучат как легенда. 18 лет преподавала в Щепкинском училище. Накануне юбилея театра наш корреспондент побывала у актрисы в гостях.

- ЕЛИЗАВЕТА Михайловна, что значит для вас Малый театр?

- Я Малый театр воспринимаю как театр Актера. Первые спектакли, которые я посмотрела здесь, очаровали меня именно актерским исполнением. Помню «Евгению Гранде»... Входит Дарья Васильевна Зеркалова, говорит два слова: «Мама, свечи! « вся жизнь, вся биография этого персонажа всего в двух словах. Если кто-то смотрел «Иванова» в постановке Б. Бабочкина, то, наверное, помнит Констанцию Роек в роли Сарры. Непревзойденная работа. Я уверена, никто больше не сыграл и не сыграет этот образ так, как удалось Констанции Францевне. Это те вехи, на которые я ориентировалась в театре. Или «Варвары» в этом спектакле блистала целая плеяда актеров Малого театра: К. Зубов, Н. Анненков, Е. Гоголева... Там, где у нас в театре происходит слияние актера с автором, происходят чудеса. Я считаю, что Малый театр и дальше должен исповедовать эту традицию. А там, где режиссура что-то добавляет к автору, я считаю, мы проигрываем. Где мы углубленно прорабатываем автора и стремимся до него дотянуться - там мы непобедимы. И, кстати, Малый театр всегда собирал под свою крышу лучших актеров России. Сюда пришла из Тамбова Татьяна Александровна Еремеева и заняла очень прочное положение. Мой партнер по спектаклю «Московский характер» по пьесе А. Сафонова, И. Любезнов, был приглашен из Театра сатиры, оттуда же пришел в Малый театр Виталий Доронин. Малый театр потому и собирал таланты по России, что всегда был национальным театром и театром Актера!

- А как бы вы определили качество, которое объединяет актеров Малого театра и отличает их от других?

Я думаю, самое главное преданность. Она основа того мастерства, которого артисты Малого театра достигали и достигают в своей работе. На всю жизнь я запомнила слова моей мамы, простой крестьянки, которая, придя в Малый театр, сказала: «Лиза, куда ты поступила? Это же храм!» Так вот, Малый театр как храм нес и до сих пор стремится нести высокую духовность, Я думаю, в этом дело. В служении.

Как-то в прошлом сезоне мы играли «Дядю Ваню» для юных зрителей. Их привезли откуда-то на автобусах. Вначале они очень шумели, и в антракте я сказала Виталию Соломину, что у него по-новому прозвучала фраза: «Помянут ли нас добрым словом?» «Понимаешь, - ответил он, - шумели. Такие разве помянут?» Но уже после спектакля Ю. Соломин заметил: «Какая гулкая тишина стояла в зале, как потрясающе слушали спектакль». А потому, что окунулись в подлинную человеческую жизнь в спектакле, где актеры не ходили перед ними с голыми задницами, не принимали бесконечно сексуальные позы, а просто рассказывали жизнь, и они - зрители вошли в наш мир. Это чудо произошло, и зритель в конце концов успокоился и стал жить с нами вместе одной жизнью. Вот в этом большое достоинство Малого театра.

- Как вы думаете, а молодые актеры, которые приходят в Малый театр, наследует его духу?

Я думаю да. Хотя бы потому, что они воспитываются в училище актерами Малого театра. Наверное, немного есть театров, где так охотно говорят: «Здравствуйте!» Это ведь идет от Щепкинского училища. Еще вроде бы не знаешь человека, а говоришь: «Здравствуйте» и ему приятно, и он открывается навстречу.

- Что бы вы пожелали молодым людям, выбирающим актерскую профессию?

Я бы пожелала сохранять чувство собственного достоинства независимо от ситуаций, в которых может оказаться любой из нас. Большого мужества и воли, потому что, например, Малый театр это букет дарований, где прорваться трудно, но можно! Следовательно, надо максимально мобилизовать себя в создании образа, роли. У нас в фойе висит много портретов уже ушедших, к сожалению, талантливейших актеров. Какие это были люди, как они работали! Выйдет актер или актриса того, ушедшего, поколения на сцену и все! Ты уже идешь в зал и терпишь. Он собой займет все время. Представляете? Он будет повторять и повторять. Снова повторяться и искать. Это было свойственно Малому театру. Вышел, все забудь, что другие существуют! Твоя сцена бери! Вот я хочу, чтобы такой азарт был и у наших молодых актеров и такая требовательность к себе и к режиссеру. Это же поиск! А не то, что «я тебя на сцену не пущу!» Актер ищет! И это свято.

- Что вы пожелаете Малому театру в его юбилей?

Хочется, чтобы и дальше Малый театр не терял своего высокого достоинства, веры в то, что он несет в себе то настоящее духовное начало, которое и должен нести театр на уровне храма.


Вероника ЗУЕВА
«Подмосковье», 25.09.1999

Дата публикации: 13.04.2006