Новости

ВЛАДИМИР НОСИК: «В ПОГОНЕ ЗА РЕЙТИНГОМ О ТВОРЧЕСТВЕ НЕ ГОВОРЯТ»

ВЛАДИМИР НОСИК: «В ПОГОНЕ ЗА РЕЙТИНГОМ О ТВОРЧЕСТВЕ НЕ ГОВОРЯТ»

Этого замечательного актера знают и любят по фильмам «Инопланетянка», «Самая обаятельная и привлекательная», «Исполнение желаний», «Американский дедушка» и многим другим. На его счету участие в сериалах «Гостья из будущего» и «Транзит для дьявола». С 1995 года актер работает в Малом театре, где более 30 лет служил его старший брат Валерий. Недавно в театре состоялась премьера спектакля по последней пьесе Мольера «Мнимый больной», где заслуженный артист России Владимир Носик удивительно колоритно сыграл доктора Диафуаруса.

- Владимир Бенедиктович, я поздравляю вас с еще одной замечательной работой...

- Спасибо. Вы знаете, этот театральный сезон для меня юбилейный вдвойне. Исполняется 250 лет Малому театру, а стаж моей творческой деятельности в нем округлился до десяти. И это очень хорошо, что мы начали сезон премьерой спектакля в постановке замечательного режиссера Сергея Женовача. В этой пьесе у меня не очень большая роль, я играю доктора Диафуаруса, но сама работа над спектаклем была очень интересной, плодотворной, и, на мой взгляд, спектакль удался. В связи с юбилейным сезоном в нашем театре премьера прошла на гастролях в Санкт-Петербурге; сейчас спектакль идет в Москве и пользуется, как я знаю, успехом у зрителей.

- Вы много заняты и в кино, и в театре. А где сложнее играть?

- Везде своя специфика — и в кино, и в театре. Однозначного ответа на этот вопрос, пожалуй, и не дашь. В кино сейчас сниматься непросто. В условиях гонки за рейтингом речь о творческом процессе практически не идет. Главное, побыстрее снять, смонтировать, запустить сериал, разбавленный рекламой. Появляются, конечно, и хорошие картины, но не так часто, во всяком случае реже, чем хотелось бы. Остается надеяться на молодых. Сейчас в кино появились довольно толковые и творческие, как мне кажется, ребята.

- А как вы относитесь к сериалам?

- Жанр для меня значения не имеет. Качество сериала (как и любого фильма), безусловно, зависит как от мастерства актеров, так и от профессионализма режиссера, сценариста. Есть среди них довольно неплохие, хотя и немного, но в большинстве своем сериалы сравнимы с «говорящими головами» — услышал недавно такое вот интересное выражение, по-моему, очень подходящее.

- Есть ли у вас любимые роли?

- Я все свои роли люблю. Но некоторые получились, некоторые не совсем, какие-то и вовсе вырезаны режиссером при монтаже. Есть маленькие, тем не менее очень мною любимые эпизоды. Так, в фильме «Жил отважный капитан» (режиссер Рудольф Фрунтов) я играл лейтенанта Чухляева на войне. Роль небольшая — всего несколько появлений, но она мне очень дорога, потому что удалось то, что мы с Рудольфом задумали. Очень симпатичной, мне кажется, роль сельского парня в картине «Дебют» (режиссер Валерий Пономарев, «Беларусьфильм»). Суть фильма в том, что простому парню из деревни киношники предлагают сыграть фашиста, но он, как ни борется с собой, сделать этого не может. В Белоруссии эту картину очень любят и часто узнают меня именно по ней.

- А есть ли роль, которую сыграть мечтаете, но еще не довелось?

- Так сразу на ум не приходит, но... дважды у меня была возможность сыграть роль Тихона в «Грозе» Островского. Эта роль мне очень нравилась, но так уж получилось, что, хотя я и репетировал, и готовился, оба раза все неожиданно срывалось. В таких случаях говорят: «Не судьба». А вообще много хороших ролей, особенно в классическом репертуаре, которые мне хотелось бы сыграть.

- При просмотре фильма вы — обычный зритель или все-таки оцениваете их с профессиональной точки зрения?

- Профессиональный момент присутствует в любом случае, но, если во время фильма забываешь о профессии, значит, он «зацепил». Я люблю фильмы разных жанров, главное, чтобы они были качественными. Любая халтура, фальшь бросаются в глаза. В фильме обязательно должна быть художественность. Часто популярный в массах фильм с высокохудожественной точки зрения может показаться не совсем удавшимся.

- Вы — актер, актером был ваш брат, актерским ремеслом занимается и ваш племянник. Как вы считаете, в актерских династиях талант передается с генами или развивается из-за особой атмосферы в семье?

- В последнее время я пришел к такому выводу на этот счет: есть гении от природы. Талант у таких, что называется, в крови, но без обучения мастерству они ничего не достигнут. Если бы Пушкина не обучили в детстве грамоте, мир, думаю, лишился бы многих бесценных его творений...

- От чего в своей работе вы получаете наибольшее моральное удовлетворение?

- От комплиментов. Причем от нестандартных. Иногда бывает так, что зритель принимает то, что ты делаешь на сцене, за чистую монету и говорит тебе об этом. Такие моменты доставляют огромное удовольствие. Для меня это — высшая оценка.

- Что вы чувствуете перед выходом на сцену? Остается ли какое-то волнение у таких бывалых актеров, как вы?

- Остается, и еще какое. Больше всего волнуешься, чтобы не забыть текст и тем самым не подставить партнеров. А такое, хоть и нечасто, но бывает. Может просто «заклинить» на одном слове. А вообще то чувство, которое я испытываю, скорее можно назвать не волнением, а чувством ответственности: перед зрителем, перед режиссером, перед коллегами... Театр несет огромную социальную нагрузку, поэтому так важно оправдать надежды зрителя, поэтому так важна реакция зала.

- Будни артиста серыми не назовешь, тем не менее и от них требуется отдых. Какой предпочитаете?

- От хорошей работы не устаешь. Главное, чтобы был нужный моральный, духовный настрой. Работа должна приносить удовлетворение, тогда единственный отдых, который требуется, — физический. Нужно просто высыпаться.

- А как насчет «грядкокопательства» и прочих увлечений?

- Это больше занимает мою жену. Для меня дача — ближние Соловки, а я там — гастарбайтер.

- Если вам звонит поклонница... Продолжите фразу.

- Ну, это смотря какая поклонница. Просто так, слава Богу, не звонят — телефона не знают. В основном, чтобы поделиться мнением о моей работе, обсудить что-то. Я в таких разговорах не отказываю. Конечно, хорошо, когда звонят и говорят приятное...

- А если не очень? Как относитесь к критике в свой адрес?

- Досаду может вызвать непонимание со стороны зрителя. Значит, ты виноват, не смог раскрыть замысел, донести до публики то, что хотел. Критику для себя я определяю как «маленький сосуд с уксусом». Есть профессиональные критики, действительно разбирающиеся в театре, кино. Их замечания могут быть очень полезными, к ним стоит прислушиваться. Но ведь есть и дилетанты, которые, не зная предмета разговора, критикуют просто потому, что им хочется критиковать. Такие люди вызывают в лучшем случае смех, в худшем — раздражение.

- Есть ли в театре, кино у вас кумиры, авторитеты?

- Да, русская школа богата достойными подражания людьми. Это Евстигнеев, Леонов, Козаков, Мордюкова... Перечислять можно долго. Все они — настоящие таланты, мастера, профессионалы. Есть на кого равняться.

- Вы снимались и в военных картинах...

- Мне действительно много приходилось играть военных: был я и летчиком, и моряком, и пехотинцем... Первым таким фильмом стал «Город первой любви». Затем были и другие. «Солдаты свободы», например. Фильм снимал Юрий Озеров. Съемки проходили в Словакии. Запомнилась мне сцена с Николаем Караченцовым, в которой он должен был гореть в танке в то время, когда шло наступление. Было задействовано огромное количество военной техники: самолеты, танки, бронетранспортеры... Создалось полное ощущение присутствия на войне. Вся масштабность происходящего потрясла меня. Старые картины о войне более правдивые. Сравнивая их с современными, понимаешь, что актеры лучше знали ситуацию, которая была в действительности, следовательно, лучше исполняли свои роли.

- А вы служили в армии?

- Да, после окончания ВГИКа я отслужил положенное в 36-м полку Таманской мотострелковой дивизии. Это тоже дает определенное понимание происходящего на съемках военных картин. На площадке иногда возникают и форс-мажорные обстоятельства, опасные для жизни. В 1972 году я снимался в «Петре Рябинкине». В фильме снимались регулярные десантные войска, и один из десантников наскочил на шашку, предназначенную для имитации взрыва. А перед началом съемок режиссер давал инструктаж: «Если упали, лежите, не двигайтесь, как убитые». А тут такое! Шашка взорвалась прямо под человеком, он упал и не поднимается. Режиссер от волнения даже «Стоп!» крикнуть забыл, подбегает к десантнику: «Живой?! — спрашивает. Тот в ответ: «Живой, живой». — «Что же не двигаешься? Не можешь?» — «Так ведь приказано было: мертвым — не вставать!» Много интересных случаев происходит именно на съемках военных фильмов.

- Спасибо за беседу. Поздравляю вас с творческим юбилеем и желаю успехов во всех начинаниях!

Маша ПЕРЕПАДА.
«Красная звезда», 12.11.2005

Дата публикации: 14.11.2005
ВЛАДИМИР НОСИК: «В ПОГОНЕ ЗА РЕЙТИНГОМ О ТВОРЧЕСТВЕ НЕ ГОВОРЯТ»

Этого замечательного актера знают и любят по фильмам «Инопланетянка», «Самая обаятельная и привлекательная», «Исполнение желаний», «Американский дедушка» и многим другим. На его счету участие в сериалах «Гостья из будущего» и «Транзит для дьявола». С 1995 года актер работает в Малом театре, где более 30 лет служил его старший брат Валерий. Недавно в театре состоялась премьера спектакля по последней пьесе Мольера «Мнимый больной», где заслуженный артист России Владимир Носик удивительно колоритно сыграл доктора Диафуаруса.

- Владимир Бенедиктович, я поздравляю вас с еще одной замечательной работой...

- Спасибо. Вы знаете, этот театральный сезон для меня юбилейный вдвойне. Исполняется 250 лет Малому театру, а стаж моей творческой деятельности в нем округлился до десяти. И это очень хорошо, что мы начали сезон премьерой спектакля в постановке замечательного режиссера Сергея Женовача. В этой пьесе у меня не очень большая роль, я играю доктора Диафуаруса, но сама работа над спектаклем была очень интересной, плодотворной, и, на мой взгляд, спектакль удался. В связи с юбилейным сезоном в нашем театре премьера прошла на гастролях в Санкт-Петербурге; сейчас спектакль идет в Москве и пользуется, как я знаю, успехом у зрителей.

- Вы много заняты и в кино, и в театре. А где сложнее играть?

- Везде своя специфика — и в кино, и в театре. Однозначного ответа на этот вопрос, пожалуй, и не дашь. В кино сейчас сниматься непросто. В условиях гонки за рейтингом речь о творческом процессе практически не идет. Главное, побыстрее снять, смонтировать, запустить сериал, разбавленный рекламой. Появляются, конечно, и хорошие картины, но не так часто, во всяком случае реже, чем хотелось бы. Остается надеяться на молодых. Сейчас в кино появились довольно толковые и творческие, как мне кажется, ребята.

- А как вы относитесь к сериалам?

- Жанр для меня значения не имеет. Качество сериала (как и любого фильма), безусловно, зависит как от мастерства актеров, так и от профессионализма режиссера, сценариста. Есть среди них довольно неплохие, хотя и немного, но в большинстве своем сериалы сравнимы с «говорящими головами» — услышал недавно такое вот интересное выражение, по-моему, очень подходящее.

- Есть ли у вас любимые роли?

- Я все свои роли люблю. Но некоторые получились, некоторые не совсем, какие-то и вовсе вырезаны режиссером при монтаже. Есть маленькие, тем не менее очень мною любимые эпизоды. Так, в фильме «Жил отважный капитан» (режиссер Рудольф Фрунтов) я играл лейтенанта Чухляева на войне. Роль небольшая — всего несколько появлений, но она мне очень дорога, потому что удалось то, что мы с Рудольфом задумали. Очень симпатичной, мне кажется, роль сельского парня в картине «Дебют» (режиссер Валерий Пономарев, «Беларусьфильм»). Суть фильма в том, что простому парню из деревни киношники предлагают сыграть фашиста, но он, как ни борется с собой, сделать этого не может. В Белоруссии эту картину очень любят и часто узнают меня именно по ней.

- А есть ли роль, которую сыграть мечтаете, но еще не довелось?

- Так сразу на ум не приходит, но... дважды у меня была возможность сыграть роль Тихона в «Грозе» Островского. Эта роль мне очень нравилась, но так уж получилось, что, хотя я и репетировал, и готовился, оба раза все неожиданно срывалось. В таких случаях говорят: «Не судьба». А вообще много хороших ролей, особенно в классическом репертуаре, которые мне хотелось бы сыграть.

- При просмотре фильма вы — обычный зритель или все-таки оцениваете их с профессиональной точки зрения?

- Профессиональный момент присутствует в любом случае, но, если во время фильма забываешь о профессии, значит, он «зацепил». Я люблю фильмы разных жанров, главное, чтобы они были качественными. Любая халтура, фальшь бросаются в глаза. В фильме обязательно должна быть художественность. Часто популярный в массах фильм с высокохудожественной точки зрения может показаться не совсем удавшимся.

- Вы — актер, актером был ваш брат, актерским ремеслом занимается и ваш племянник. Как вы считаете, в актерских династиях талант передается с генами или развивается из-за особой атмосферы в семье?

- В последнее время я пришел к такому выводу на этот счет: есть гении от природы. Талант у таких, что называется, в крови, но без обучения мастерству они ничего не достигнут. Если бы Пушкина не обучили в детстве грамоте, мир, думаю, лишился бы многих бесценных его творений...

- От чего в своей работе вы получаете наибольшее моральное удовлетворение?

- От комплиментов. Причем от нестандартных. Иногда бывает так, что зритель принимает то, что ты делаешь на сцене, за чистую монету и говорит тебе об этом. Такие моменты доставляют огромное удовольствие. Для меня это — высшая оценка.

- Что вы чувствуете перед выходом на сцену? Остается ли какое-то волнение у таких бывалых актеров, как вы?

- Остается, и еще какое. Больше всего волнуешься, чтобы не забыть текст и тем самым не подставить партнеров. А такое, хоть и нечасто, но бывает. Может просто «заклинить» на одном слове. А вообще то чувство, которое я испытываю, скорее можно назвать не волнением, а чувством ответственности: перед зрителем, перед режиссером, перед коллегами... Театр несет огромную социальную нагрузку, поэтому так важно оправдать надежды зрителя, поэтому так важна реакция зала.

- Будни артиста серыми не назовешь, тем не менее и от них требуется отдых. Какой предпочитаете?

- От хорошей работы не устаешь. Главное, чтобы был нужный моральный, духовный настрой. Работа должна приносить удовлетворение, тогда единственный отдых, который требуется, — физический. Нужно просто высыпаться.

- А как насчет «грядкокопательства» и прочих увлечений?

- Это больше занимает мою жену. Для меня дача — ближние Соловки, а я там — гастарбайтер.

- Если вам звонит поклонница... Продолжите фразу.

- Ну, это смотря какая поклонница. Просто так, слава Богу, не звонят — телефона не знают. В основном, чтобы поделиться мнением о моей работе, обсудить что-то. Я в таких разговорах не отказываю. Конечно, хорошо, когда звонят и говорят приятное...

- А если не очень? Как относитесь к критике в свой адрес?

- Досаду может вызвать непонимание со стороны зрителя. Значит, ты виноват, не смог раскрыть замысел, донести до публики то, что хотел. Критику для себя я определяю как «маленький сосуд с уксусом». Есть профессиональные критики, действительно разбирающиеся в театре, кино. Их замечания могут быть очень полезными, к ним стоит прислушиваться. Но ведь есть и дилетанты, которые, не зная предмета разговора, критикуют просто потому, что им хочется критиковать. Такие люди вызывают в лучшем случае смех, в худшем — раздражение.

- Есть ли в театре, кино у вас кумиры, авторитеты?

- Да, русская школа богата достойными подражания людьми. Это Евстигнеев, Леонов, Козаков, Мордюкова... Перечислять можно долго. Все они — настоящие таланты, мастера, профессионалы. Есть на кого равняться.

- Вы снимались и в военных картинах...

- Мне действительно много приходилось играть военных: был я и летчиком, и моряком, и пехотинцем... Первым таким фильмом стал «Город первой любви». Затем были и другие. «Солдаты свободы», например. Фильм снимал Юрий Озеров. Съемки проходили в Словакии. Запомнилась мне сцена с Николаем Караченцовым, в которой он должен был гореть в танке в то время, когда шло наступление. Было задействовано огромное количество военной техники: самолеты, танки, бронетранспортеры... Создалось полное ощущение присутствия на войне. Вся масштабность происходящего потрясла меня. Старые картины о войне более правдивые. Сравнивая их с современными, понимаешь, что актеры лучше знали ситуацию, которая была в действительности, следовательно, лучше исполняли свои роли.

- А вы служили в армии?

- Да, после окончания ВГИКа я отслужил положенное в 36-м полку Таманской мотострелковой дивизии. Это тоже дает определенное понимание происходящего на съемках военных картин. На площадке иногда возникают и форс-мажорные обстоятельства, опасные для жизни. В 1972 году я снимался в «Петре Рябинкине». В фильме снимались регулярные десантные войска, и один из десантников наскочил на шашку, предназначенную для имитации взрыва. А перед началом съемок режиссер давал инструктаж: «Если упали, лежите, не двигайтесь, как убитые». А тут такое! Шашка взорвалась прямо под человеком, он упал и не поднимается. Режиссер от волнения даже «Стоп!» крикнуть забыл, подбегает к десантнику: «Живой?! — спрашивает. Тот в ответ: «Живой, живой». — «Что же не двигаешься? Не можешь?» — «Так ведь приказано было: мертвым — не вставать!» Много интересных случаев происходит именно на съемках военных фильмов.

- Спасибо за беседу. Поздравляю вас с творческим юбилеем и желаю успехов во всех начинаниях!

Маша ПЕРЕПАДА.
«Красная звезда», 12.11.2005

Дата публикации: 14.11.2005