Новости

«Листая старые подшивки» НА КАЖДОГО МУДРЕЦА НАЙДЕТСЯ ГЛУПЕЦ

«Листая старые подшивки»

НА КАЖДОГО МУДРЕЦА НАЙДЕТСЯ ГЛУПЕЦ

Новый спектакль Малого театра «На всякого мудреца довольно простоты» (режиссер - Владимир Бейлис) будет пользоваться зрительским успехом, что уже очевидно. Аплодисменты раздаются после каждой сцены. Аплодируют не только режиссеру и актерам, но прежде всего автору - Александру Николаевичу Островскому.

Эта комедия всегда была злободневной, а уж сегодня... Прислушайтесь: «Да, мы куда-то идем, куда-то ведут нас, но ни мы не знаем куда, ни те, которые ведут нас. И чем все это кончится?» Или: «Если вы видите, что умный человек бедно одет, живет в дурной квартире, ездит на плохом извозчике, - это вас не поражает, но колет вам глаз; так и нужно, это идет к умному человеку». Да и сюжет близок каждому: о том, как трудно выбиться в люди, обладая лишь умом и талантом.

Кажется, Островскому не давали покоя лавры Грибоедова: главный герой пьесы - Глумов - сочетает в себе ум Чацкого и молчалинскую беспринципность. Интересно, что Глумова играет Александр Вершинин, исполнивший роль Молчалина в недавней постановке Сергея Женовача в Малом «Горе от ума». Так что ему легко провести параллели. И Молчалин, и Глумов пробивают себе дорогу в жизни умением «прислуживаться». Оба неглупы, трудолюбивы, недурно разбираются в людской психологии. Разница одна: то, что для Молчалина - нормальная линия поведения, освященная родительским примером, для Глумова - подлость. Да, он сам решил стать подлецом, раз уж другого выхода нет... И начинает яростно, азартно играть: в льстеца, в ханжу, в дамского угодника, в простачка. И глубоко презирает всех, кто поддается ему в этой игре.

Но беда наших героев в том, что каждый из них мнит себя мудрецом. И не осознает всей своей наивности и простоты перед лицом жизни, своенравно направляющей события в самое непредвиденное русло. Кто разбил игру Глумова? Клеопатра Львовна Мамаева (Ирина Муравьева) - сама простота, слепо верящая всему, что ей говорят, благодарно расцветающая от самой нелепой лести. Она-то (или сама жизнь?), как известно, раскрыла глумовский замысел и жестоко, изощренно отомстила ему.

А вот Крутицкий (Виктор Коршунов) и Мамаев (Александр Потапов) не только мнят себя мудрецами, но и считают нужным нести в массы свет открытой ими истины. И нужно сказать, что и их герои не так уж глупы. Ведь Островский называет пьесу «На всякого мудреца довольно простоты». Не глупости, а простоты, простодушия. Ведь мы все в чем-то простодушны и верим тем, кто нас хвалит.

Александр Потапов, как всегда, рисует образ яркими, сочными мазками. Истинное наслаждение смотреть, как его герой учит Глумова ухаживать за собственной женой (как вздохнуть, как ручку поцеловать), с каким колоссальным удовольствием раздает советы окружающим!

Крутицкий в исполнении Виктора Коршунова заслуживает отдельного разговора. Он абсолютно не похож ни на одного из виденных нами многочисленных Крутицких. Отставной генерал бодр, подтянут и спортивен. Он совершенно не выжил из ума! И в своем трактате логичен и последователен. Хоть и утверждает Глумов, что у Крутицкого «ум шестилетнего ребенка», это не совсем справедливо. Крутицкий единственный из окружающих понимает, что Глумов «льстив и немного подленек». Вот и получается, что на всякого простака довольно мудрости...

Под стать этому бравому вояке его дама сердца - Турусина в исполнении Элины Быстрицкой. Она столь очаровательна, кокетлива, грациозна, что прекрасно понимаешь - в ней еще столько жизненных сил, чтобы соблазнять и соблазняться... Но все эти жизненные силы она решила - мудро и опять-таки простодушно! - положить на алтарь добродетели. Ах, не всегда ей это удается!

Как всегда, удивительно органична Татьяна Панкова, играющая шарлатанку Манефу. Ее интонации столь грозно-внушительны, что любое утверждение воспринимается как аксиома. Даже столь спорное: «Кто пьет чай, тот отчаянный!» Манефа держится гордо, а говорит торжественно (и в тот момент, когда тащит к себе в карман все, что плохо лежит, - тоже).

Многие персонажи помолодели по сравнению с прежними постановками. В том числе мать Глумова. В исполнении Клавдии Моисеевой она элегантная и очень неглупая дама, прекрасно владеющая искусством прикидываться дурехой и казаться слабой. В этом искусстве ее сила. Так что слова сына «маменька, я умен, зол и завистлив - весь в вас» вполне оправданны.

Важный господин Городулин (Александр Клюквин) тоже считает себя мудрым и здравомыслящим. Его мудрость - в цинизме. «Нам идеи что, кто ж их не имеет, таких идей». Но циник, как сказано в известном афоризме, всему знает цену, но не знает ценности. Кажется, что Городулин даже сам несколько страдает от этого.

У каждого из героев пьесы есть свое жизненное кредо и свой девиз. «Грешить и каяться» - таков девиз московской барышни Машеньки (Ольга Пашкова). «Все на продажу» - лозунг Голутвина, пропащей душонки, представителя тогдашней «желтой прессы» в исполнении Александра Ермакова.

Все по-своему умны, по-своему циничны, по-своему просты. Каждый мнит себя стратегом своей жизни, но на каждого мудреца найдется глупец, который порушит его планы. Впрочем, и простота бывает разной. Бывает та, что хуже воровства, а бывает высшая простота правды. Есть и добрая простота. Она - в этом спектакле. В традиционном прочтении пьесы, где режиссерские находки не мешают воспринимать авторский замысел. В мелодичной и задорной музыке Шандора Каллоша. В удивительно красивых декорациях Энара Стенберга (последняя работа безвременно ушедшего художника), глядя на которые так и хочется выйти в чудесный турусинский сад, полыхающий осенней листвой, и пойти по нарисованной тропинке к белеющей вдали беседке.

Татьяна СЕМАШКО.
«Парламентская газета», 14.11.2002

Дата публикации: 20.11.2005
«Листая старые подшивки»

НА КАЖДОГО МУДРЕЦА НАЙДЕТСЯ ГЛУПЕЦ

Новый спектакль Малого театра «На всякого мудреца довольно простоты» (режиссер - Владимир Бейлис) будет пользоваться зрительским успехом, что уже очевидно. Аплодисменты раздаются после каждой сцены. Аплодируют не только режиссеру и актерам, но прежде всего автору - Александру Николаевичу Островскому.

Эта комедия всегда была злободневной, а уж сегодня... Прислушайтесь: «Да, мы куда-то идем, куда-то ведут нас, но ни мы не знаем куда, ни те, которые ведут нас. И чем все это кончится?» Или: «Если вы видите, что умный человек бедно одет, живет в дурной квартире, ездит на плохом извозчике, - это вас не поражает, но колет вам глаз; так и нужно, это идет к умному человеку». Да и сюжет близок каждому: о том, как трудно выбиться в люди, обладая лишь умом и талантом.

Кажется, Островскому не давали покоя лавры Грибоедова: главный герой пьесы - Глумов - сочетает в себе ум Чацкого и молчалинскую беспринципность. Интересно, что Глумова играет Александр Вершинин, исполнивший роль Молчалина в недавней постановке Сергея Женовача в Малом «Горе от ума». Так что ему легко провести параллели. И Молчалин, и Глумов пробивают себе дорогу в жизни умением «прислуживаться». Оба неглупы, трудолюбивы, недурно разбираются в людской психологии. Разница одна: то, что для Молчалина - нормальная линия поведения, освященная родительским примером, для Глумова - подлость. Да, он сам решил стать подлецом, раз уж другого выхода нет... И начинает яростно, азартно играть: в льстеца, в ханжу, в дамского угодника, в простачка. И глубоко презирает всех, кто поддается ему в этой игре.

Но беда наших героев в том, что каждый из них мнит себя мудрецом. И не осознает всей своей наивности и простоты перед лицом жизни, своенравно направляющей события в самое непредвиденное русло. Кто разбил игру Глумова? Клеопатра Львовна Мамаева (Ирина Муравьева) - сама простота, слепо верящая всему, что ей говорят, благодарно расцветающая от самой нелепой лести. Она-то (или сама жизнь?), как известно, раскрыла глумовский замысел и жестоко, изощренно отомстила ему.

А вот Крутицкий (Виктор Коршунов) и Мамаев (Александр Потапов) не только мнят себя мудрецами, но и считают нужным нести в массы свет открытой ими истины. И нужно сказать, что и их герои не так уж глупы. Ведь Островский называет пьесу «На всякого мудреца довольно простоты». Не глупости, а простоты, простодушия. Ведь мы все в чем-то простодушны и верим тем, кто нас хвалит.

Александр Потапов, как всегда, рисует образ яркими, сочными мазками. Истинное наслаждение смотреть, как его герой учит Глумова ухаживать за собственной женой (как вздохнуть, как ручку поцеловать), с каким колоссальным удовольствием раздает советы окружающим!

Крутицкий в исполнении Виктора Коршунова заслуживает отдельного разговора. Он абсолютно не похож ни на одного из виденных нами многочисленных Крутицких. Отставной генерал бодр, подтянут и спортивен. Он совершенно не выжил из ума! И в своем трактате логичен и последователен. Хоть и утверждает Глумов, что у Крутицкого «ум шестилетнего ребенка», это не совсем справедливо. Крутицкий единственный из окружающих понимает, что Глумов «льстив и немного подленек». Вот и получается, что на всякого простака довольно мудрости...

Под стать этому бравому вояке его дама сердца - Турусина в исполнении Элины Быстрицкой. Она столь очаровательна, кокетлива, грациозна, что прекрасно понимаешь - в ней еще столько жизненных сил, чтобы соблазнять и соблазняться... Но все эти жизненные силы она решила - мудро и опять-таки простодушно! - положить на алтарь добродетели. Ах, не всегда ей это удается!

Как всегда, удивительно органична Татьяна Панкова, играющая шарлатанку Манефу. Ее интонации столь грозно-внушительны, что любое утверждение воспринимается как аксиома. Даже столь спорное: «Кто пьет чай, тот отчаянный!» Манефа держится гордо, а говорит торжественно (и в тот момент, когда тащит к себе в карман все, что плохо лежит, - тоже).

Многие персонажи помолодели по сравнению с прежними постановками. В том числе мать Глумова. В исполнении Клавдии Моисеевой она элегантная и очень неглупая дама, прекрасно владеющая искусством прикидываться дурехой и казаться слабой. В этом искусстве ее сила. Так что слова сына «маменька, я умен, зол и завистлив - весь в вас» вполне оправданны.

Важный господин Городулин (Александр Клюквин) тоже считает себя мудрым и здравомыслящим. Его мудрость - в цинизме. «Нам идеи что, кто ж их не имеет, таких идей». Но циник, как сказано в известном афоризме, всему знает цену, но не знает ценности. Кажется, что Городулин даже сам несколько страдает от этого.

У каждого из героев пьесы есть свое жизненное кредо и свой девиз. «Грешить и каяться» - таков девиз московской барышни Машеньки (Ольга Пашкова). «Все на продажу» - лозунг Голутвина, пропащей душонки, представителя тогдашней «желтой прессы» в исполнении Александра Ермакова.

Все по-своему умны, по-своему циничны, по-своему просты. Каждый мнит себя стратегом своей жизни, но на каждого мудреца найдется глупец, который порушит его планы. Впрочем, и простота бывает разной. Бывает та, что хуже воровства, а бывает высшая простота правды. Есть и добрая простота. Она - в этом спектакле. В традиционном прочтении пьесы, где режиссерские находки не мешают воспринимать авторский замысел. В мелодичной и задорной музыке Шандора Каллоша. В удивительно красивых декорациях Энара Стенберга (последняя работа безвременно ушедшего художника), глядя на которые так и хочется выйти в чудесный турусинский сад, полыхающий осенней листвой, и пойти по нарисованной тропинке к белеющей вдали беседке.

Татьяна СЕМАШКО.
«Парламентская газета», 14.11.2002

Дата публикации: 20.11.2005