Новости

«Листая старые подшивки» ТАКОГО «ИВАНОВА» ЕЩЕ НЕ БЫЛО

«Листая старые подшивки»

ТАКОГО «ИВАНОВА» ЕЩЕ НЕ БЫЛО

Первая из пяти знаменитых чеховских пьес на сцене Малого театра

«Иванов», быть может, самая неразгаданная пьеса Чехова. Кто он, Николай Иванов? Мучитель или мученик, герой или нытик, самовлюбленный эгоист или чуткий к чужим страданиям человек? От чего так устал, чем так разочарован, почему покончил с собой? Его самоубийство - это капитуляция перед жизненными трудностями или победа над ними? Создатели каждого нового спектакля по этой драме отвечают на эти вопросы по-разному... Виталий Соломин поставил «Иванова» совершенно неожиданно. И совершенно неожиданно сыграл заглавную роль.

Глядя на соломинского Иванова, забываешь расхожие слова о Чехове как о «певце сумерек и безвольной интеллигенции». Иванов в исполнении В. Соломина не безволен. Он надломлен, но отчаянно пытается бороться со своим страданием. А вокруг него идет совсем иная борьба: за деньги, за титулы, за любовь и признание окружающих, за место под солнцем... «Жизнь жительствует», и каждый персонаж пьесы являет собой определенную сторону, грань этой жизни. Людмила Титова, Татьяна Скиба, Юрий Каюров, Александр Потапов, Инна Иванова, Владимир Дубровский создают удивительно цельный актерский ансамбль.

В финале герои пьесы уплывают куда-то вниз - уходят в небытие. На сцене только распростертое тело Иванова. Так в греческих трагедиях герой, павший в схватке с жизнью, все равно остается победителем.

Необычное для Малого театра, причудливое и очень красивое оформление (художник Анастасия Нефедова) порождает множество ассоциаций. Начало в зеленых тонах - лето. Сцена почти пуста, на ней лишь громадное фантастическое дерево - нет, древо! - под которым собираются герои. Быть может, это древо жизни. В последней картине сцена бела, словно ледяная пустыня, - зима и смерть. Огромные косматые шубы гостей, пришедших на свадьбу, напоминают о чем-то зверином, дикарском - не зря этих людей называют «зулусами». И музыка Григория Гоберника - то загадочная, тревожная, то лирическая - создает особое чеховское настроение.

Ольга ЛАРИНА
«Век», 02.11.2001

Дата публикации: 12.12.2005
«Листая старые подшивки»

ТАКОГО «ИВАНОВА» ЕЩЕ НЕ БЫЛО

Первая из пяти знаменитых чеховских пьес на сцене Малого театра

«Иванов», быть может, самая неразгаданная пьеса Чехова. Кто он, Николай Иванов? Мучитель или мученик, герой или нытик, самовлюбленный эгоист или чуткий к чужим страданиям человек? От чего так устал, чем так разочарован, почему покончил с собой? Его самоубийство - это капитуляция перед жизненными трудностями или победа над ними? Создатели каждого нового спектакля по этой драме отвечают на эти вопросы по-разному... Виталий Соломин поставил «Иванова» совершенно неожиданно. И совершенно неожиданно сыграл заглавную роль.

Глядя на соломинского Иванова, забываешь расхожие слова о Чехове как о «певце сумерек и безвольной интеллигенции». Иванов в исполнении В. Соломина не безволен. Он надломлен, но отчаянно пытается бороться со своим страданием. А вокруг него идет совсем иная борьба: за деньги, за титулы, за любовь и признание окружающих, за место под солнцем... «Жизнь жительствует», и каждый персонаж пьесы являет собой определенную сторону, грань этой жизни. Людмила Титова, Татьяна Скиба, Юрий Каюров, Александр Потапов, Инна Иванова, Владимир Дубровский создают удивительно цельный актерский ансамбль.

В финале герои пьесы уплывают куда-то вниз - уходят в небытие. На сцене только распростертое тело Иванова. Так в греческих трагедиях герой, павший в схватке с жизнью, все равно остается победителем.

Необычное для Малого театра, причудливое и очень красивое оформление (художник Анастасия Нефедова) порождает множество ассоциаций. Начало в зеленых тонах - лето. Сцена почти пуста, на ней лишь громадное фантастическое дерево - нет, древо! - под которым собираются герои. Быть может, это древо жизни. В последней картине сцена бела, словно ледяная пустыня, - зима и смерть. Огромные косматые шубы гостей, пришедших на свадьбу, напоминают о чем-то зверином, дикарском - не зря этих людей называют «зулусами». И музыка Григория Гоберника - то загадочная, тревожная, то лирическая - создает особое чеховское настроение.

Ольга ЛАРИНА
«Век», 02.11.2001

Дата публикации: 12.12.2005