ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ: «НИКОГДА НЕ БЫЛА НА ВТОРЫХ РОЛЯХ»
ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ: «НИКОГДА НЕ БЫЛА НА ВТОРЫХ РОЛЯХ»
Элина Быстрицкая всегда была окружена ореолом загадочности. И, наверное, сила этой царственной женщины именно в том, что ее тайну так никому и никогда не удастся разгадать.
- Вы медик по первой профессии. Не жалеете, что бросили такую благородную и важную специальность?
- Когда началась война, меня взяли лаборанткой в госпиталь. Мне было всего 13 лет. Это был очень крупный фронтовой передвижной эвакогоспиталь. Каждый день к нам поступало множество раненых. Было очень страшно. Но вокруг меня были мужественные люди, и я старалась быть такой же. Мне тяжело забыть пережитое во время войны. Но, слава богу, сознание стирает что-то из памяти.
В ноябре 44-го, мы - мама, моя маленькая сестричка и я - вернулись в Нежин. Папа в это время был под Сталинградом. Он был военным врачом. В Нежине был медицинский техникум. И я поступила на акушерское.
Когда мне самой пришлось заняться врачебной практикой, я поняла, что психологически к этому не готова. Я принимала роды. В одну из ночей все роды были патологическими. Вернувшись домой, я увидела, что от пережитого у меня появилась первая седина.
Когда человек умер на операционном столе от наркоза, я испытала настоящий шок. Выйдя из операционной, я упала в обморок. И поняла, что в этой профессии не смогу быть полезной людям.
- А с чего началась ваша жизнь в искусстве?
- В детстве я очень завидовала троюродной сестре, которая училась хореографии. Но мои родители считали, что мне это не нужно.
В 1947 году я уже твердо знала, что буду актрисой. Я пошла в балетную школу, чтобы себя подготовить. Я была уже взрослая и понимала, что для балетной сцены не гожусь в силу своих природных данных. Но знала, что для актерской профессии эти занятия необходимы. Мне нужно было раскрепостить себя. Почувствовать музыку. Развить чувство ритма. Выработать умение двигаться гармонично, когда работает все тело - корпус, голова, руки. Я занималась в хореографическом зале по 3-4 часа. И делала это с удовольствием. За полтора года я прошла пять классов.
Мне важно было приобщиться к искусству, понять для себя что-то важное.
- И все же вы поступили не в театральный...
- Я поступила в педагогический вуз потому, что так сложились обстоятельства в семье. Мама заболела. Папа как военный был направлен в Вильнюс. Он вызвал маму к себе. А я осталась с маленькой сестрой в Нежине. А в Нежине был только педагогический вуз.
- А как ваши родители отнеслись к тому, что вы хотите стать актрисой?
- Отрицательно. Родители считали, что это не профессия. Когда я задумала ехать в Киев поступать в театральный, папа поехал со мной. Я думала, что это мне поможет. Но оказалось все наоборот. Он пришел к директору весь в орденах. Директор института с поклоном спросил, чем он может быть полезен, а отец вдруг сказал: «Объясните моей дочери, что в театральном институте ей делать нечего».
В институт я поступила только через год. Родители долго не принимали мой выбор. Первой ролью после окончания института, когда я пришла в Вильнюсский театр, была арбузовская Таня. Я очень волновалась. И попросила родителей не приходить на премьеру. Когда спектакль закончился, меня долго не отпускали зрители. Успех был потрясающим. И я пожалела, что мама с папой не увидели моего дебюта.
Когда я вернулась домой и дверь распахнулась, передо мной стояли счастливые родители. Я поняла, что они были в театре. Папа меня поздравил и сказал: «Твоя взяла. Работай».
- Правда ли, что существует актерское братство? Или в основном среди ваших коллег идет жесточайшая конкуренция?
- Лично я никогда не пожелала ни мужчинам, ни женщинам, своим собратьям по цеху, ничего дурного. Никогда никому не завидовала. Наверное, потому, что я была удовлетворена любовью зрителей. И никогда не была второй или третьей.
Я думаю, что актеры очень хорошо понимают друг друга. И если они не конкуренты, то могут быть в добрых отношениях и помогать друг другу. У меня много друзей из актерской среды.
- Но ведь вам в жизни не раз приходилось бороться за себя, за свое место?
- Мне не приходилось бороться за право быть первой, мне приходилось бороться за то, чтобы мне дали право попробоваться на роль. А это конкурс на общих основаниях. Раньше можно было самой прийти на пробы и предложить себя в качестве кандидатки. К счастью, меня оценивали всегда очень высоко.
- Сегодня актерская профессия престижна?
- Сегодня в театральные вузы большая конкуренция. Но дело не в престижности. В актеры идут не потому, что престижно, а потому, что душа того требует.
- У вас был долгий простой после самых ярких ваших киноработ. По какой причине? Не было достойных сценариев?
- После «Добровольцев», «Тихого Дона» и «Все остается людям» я очень плотно была занята в театре. А в кино в тот момент кинопробы были упразднены. Режиссер снимал кого хотел. И мне неловко было предлагать себя.
- Аксинья в «Тихом Доне» стала для вас знаковой ролью?
- В своей книге я написала так: «Я не знала, что на всю оставшуюся жизнь буду в глазах множества людей Аксиньей. Таково было обаяние казачки, созданной талантом Шолохова». По-прежнему считаю его непревзойденным мастером. Лучшего произведения в нашей литературе, чем «Тихий Дон», я не знаю. Часто перечитываю этот роман и удивляюсь его глубине.
- Многие сегодня снимаются в рекламе. А вы считаете это дело несерьезным?
- Я принимаю участие в телевизионных программах, если они мне интересны. Несколько лет назад рекламировала журнал «Родина». Но сниматься в рекламе ради денег не вижу необходимости.
- А сегодня в каких-нибудь спектаклях Малого театра вы заняты?
- В «Горе от ума» и в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты».
- Не тесно в этих ролях при вашем диапазоне, возможностях?
- Мне уже много лет, поэтому этого достаточно. Кроме работы в Малом театре, у меня много других видов деятельности. Я занимаюсь Благотворительным фондом, который существует уже 12-й год. У нас много стипендиатов. Фонд учрежден в помощь театральным и другим художественным вузам.
- Вы много и успешно занимались общественной деятельностью, преподавали в ГИТИСе. Кроме актерского таланта, вы обладаете даром руководителя...
- Когда меня выбрали Президентом Федерации художественной гимнастики, я обратилась к Береговому, который возглавлял отряд космонавтов, чтобы он поручил кому-нибудь из космонавтов быть моим заместителем. Мне нужно было продвинуть гимнастику на телевидение. Я получила телеграмму от Гречко и Романенко, которые в тот момент находились в космосе. Поздравление с 8 Марта. Она пришла прямо в театр. Романенко был назначен моим заместителем. Он нам очень помог.
- Я знаю, что вы были знакомы с Юрием Гагариным. Расскажите об этой встрече.
- С Гагариным познакомилась в Крыму. Там наш театр был на гастролях. После спектакля Юрий Алексеевич пригласил меня и моих театральных друзей на прогулку. Мы ездили смотреть достопримечательности и в те места, где удят рыбу. Гагарин был со своим помощником. У него действительно была замечательная улыбка.
- Вы много ездили по миру. Какие встречи, впечатления, детали остались в памяти?
- Много ездила, но это было давно. Сильное впечатление на меня произвела Индия. Во время прогулки по городу я остановилась перед магазином. В витрине стояли диван и кресло из слоновой кости. Я оглянулась и увидела напротив нищего с проказой. Эта картина меня буквально потрясла.
Интересно было в Японии, куда я ездила как президент Федерации художественной гимнастики вместе с нашей командой.
Мне удалось побывать в разных странах Европы. Сейчас вспомнилась поездка в составе делегации кинематографистов во Францию. В Париже я познакомилась с мастерами французского кинематографа. С Симоной Синьоре, Ивом Монтаном, Жераром Филипом. Во время приема Симона
Синьоре подошла ко мне и спросила по-немецки: «Почему ты грустная? « Я была после тяжелой болезни и еще плохо себя чувствовала. Но очень хотела поехать, поэтому в Москве никому ничего не сказала. Незадолго до этого перенесла желтуху. И мне ничего нельзя было есть. Симона подозвала Ива Монтана. Мы беседовали. Моего немецкого хватило на несколько фраз. Потом в Москве я встречалась с Жаном Маре. Была легкая беседа на общие темы людей одной профессии.
В Америке я была трижды. В начале 60-х я оказалась в Соединенных Штатах по приглашению Эйзенхауэра - президента Америки. Нас было четверо - Черкасов, Меркурьев, Бондарчук и я, начинающая актриса. Мы были гостями президента.
Кроме официальных приемов, мы побывали на голливудской съемочной площадке. В огромном павильоне шли съемки... Там был искусственный снег. Я обратила внимание на такую деталь: при том, что все было очень натурально, пар изо рта актеров, естественно, не шел.
- Раньше при выезде советских делегаций за рубеж наших граждан перед поездками инструктировали. О чем с вами беседовали?
- Вы знаете, подобный вопрос мне задали во время моей первой поездки в США. У нас была пресс-конференция в том зале, где убили Роберта Кеннеди. Собрались журналисты и наша делегация. Ко мне обратился с вопросом один журналист: «В каком департаменте вы получали инструкцию, прежде чем выехать в Америку? « Я рассмеялась: «Разве американские актеры, которые сейчас в Москве, получали какие-то инструкции? « В зале стоял хохот. А тот журналист покинул зал.
- Что вы включаете в понятие «патриотизм»?
- Я люблю свой город. Я люблю свой театр. Считаю, что Малый театр - один из лучших театров мира. Мне кажется, что это и есть патриотизм.
- Встречались ли вы с нынешним Президентом? И какое у вас о нем впечатление?
- Я была по приглашению Президента на приеме 9 Мая, в честь 60-летия Победы. Рядом со мной за столом сидел Патриарх, а с другой стороны - президент Казахстана. И все, включая Президента, говорили, конечно, о Победе. Для меня этот день был очень важным.
- Вы удостоены большого количества наград, званий, орденов, военных в том числе. Какая награда или звание вам более дороги?
- Подарков я не получала. В том смысле, что каждая награда мною заработана. Как-то я открыла портфель, в котором их храню, и даже сама удивилась - как их много. Но ценю каждую, потому что каждая была дана за труд.
- Вас удовлетворяет ваше материальное благосостояние?
- У меня таких потребностей, которые я не могла бы удовлетворить, нет. Я получаю пенсию и получаю зарплату. Живу по средствам. И не жалуюсь. К материальным благам я отношусь спокойно. У меня хорошая квартира. У меня хорошая работа. Мне достаточно.
- А есть ли машина у актрисы такого ранга, как вы?
- Я езжу с водителем, машину мне предоставила одна организация, не буду называть какая.
- Какой для вас самый дорогой подарок? Есть ли у вас какой-нибудь талисман?
- Что касается цветов и подарков от зрителей, в этом смысле я счастливая. Хотя я хорошо знаю, что счастье - это мгновение. У меня есть любимая собачка, пекинес, которую зовут Фифа. Ее мне подарили.
- Вы верите в судьбу, в провидение?
- Я верю в высший разум.
- А в церкви вы бываете?
- Если людям это необходимо - то это хорошо. Я на показуху ничего не делаю. А если речь идет о вере... Это так же интимно, как и личное. И ее не нужно демонстрировать. На эти темы я никогда не разговариваю.
- Приближается Новый год. Как вы сбираетесь его встречать?
- Обязательно дома. Я люблю, когда в Новый год на столе всякие вкусности. Иногда ко мне приходят друзья, а иногда я встречаю одна, с Фифой. Как уж получится.
- Что из еды вы предпочитаете?
- Всякие салаты. Сама придумываю рецепты и складываю их из того, что мне нравится. Сегодня я сделала салат из цукини, помидоров, моркови и лука. Завтра придумаю какой-нибудь другой. Из напитков люблю овощные соки и чистую воду, без газа и обязательно холодную.
- Есть ли у вас какая-нибудь мечта?
- Есть, конечно. Я бы хотела сыграть роль, где не нужна красивая внешность.
А еще я хочу пожелать людям, которые относятся ко мне с доверием и симпатией, удачи во всех их добрых делах.
Беседу вела Наталия ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ
«ФельдПочта», 12.12.2005
Дата публикации: 14.12.2005