Новости

«МАРИЯ СТЮАРТ» Ф.ШИЛЛЕРА НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА

«МАРИЯ СТЮАРТ» Ф.ШИЛЛЕРА НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА

Из статьи С.Г. Кара-Мурзы «Народный артист СССР П.М. Садовский»

В ролях шиллеровского репертуара Садовский выступал в пьесах «Орлеанская дева», «Мария Стюарт», «Заговор Фиеско» и «Дон Карлос». Тщательно изучая характеры действующих лиц, конкретную историческую обстановку, в которой развертывается действие пьесы, взаимоотношения героя с его окружением и пр., Садовский находил убедительные краски для создания шиллеровских образов.

В «Марии Стюарт», Прову Михайловичу была поручена — в первые годы работы — роль Вильяма Девисона — государственного секретаря при английской королеве Елизавете. Роль незначительная и бесцветная, но в ней есть один драматический момент, — когда королева вручает Девисону подписанный приказ о казни Марии Стюарт, не давая секретарю определенных инструкций, как поступить с приказом, — привести ли его в исполнение или хранить у себя до особого распоряжения. А когда документ получает движение и Мария Стюарт уже казнена, коварная Елизавета привлекает Девисона к ответу за то, что он приказ, данный ему будто бы на хранение, привел в исполнение. С большой правдивостью и реализмом провел П. М. Садовский эти две сцены, в которых молодой, неопытный в придворных интригах царедворец, наивный, честный, благородный, сначала домогается получить определенное указание для руководства, а затем испытывает душевное смятение и растерянность, муки совести за казнь Марии и безумный страх перед пришедшей в ярость королевой Елизаветой. Молодой артист нашел для этого тяжелого эпизода верный тон, необходимые интонации, убедительные жесты, от чего малосодержательный и схематичный образ Девисона заиграл подлинными жизненными красками.

«Мария Стюарт» очень долго держалась в репертуаре Малого театра, и уже при следующем возобновлении пьесы П. М. Садовский играл в ней большую и ответственную роль Роберта Дудлея, ставшего впоследствии графом Лейстером. В этой роли, богатой психологическими нюансами, насыщенной разнообразным содержанием и эмоциями, П. М. Садовский развернул свое сценическое дарование широко и свободно. Ограниченный, бездарный, лишенный всяких воинских талантов Дудлей, которого королева Елизавета, пленившись им, сделала своим фаворитом, становится холодным и безжалостным тираном и притеснителем. Пров Михайлович нашел для этого образа всю доступную ему надменность, жестокость и цинизм. С огромной силой напряжения чувств, борющихся в груди Лейстера, П.М. Садовский произносит его последний монолог после прощания Лейстера с идущей на казнь Марией Стюарт, которой он обещал любовь, помощь и спасение и которую послал на плаху: это он, Лейстер, отобрал у несчастного Девисона приказ королевы о казни Марии и дал ему движение. Сейчас он насильно понуждает себя бесстрастно глядеть на казнь своей бывшей невесты, но в нем воскресает стыд, пробуждаются муки совести, возвращаются чувства былой любви и жалости. Однако он берет себя в руки и, обращаясь к себе, говорит:

Отверженец! Не по цветам твой путь - над черной бездной
Грудь должен ты одеть броней железной,
Чело—скалой незыблемой поднять!
Чтоб не было бесплодно злодейство—
Кончай его! Умолкни, состраданье!
Глаза, камнями будьте! Я хочу
В бесстрастности быть равным палачу!

А когда Лейстер — Садовский слышит звуки приготовлений к казни, слышит, как рыдают женщины, как раздевают приговоренную, — он не выдерживает и с судорожным движением падает без чувств. Высокое мастерство исполнения делало роль Лейстера одной из значительных ролей в классическом репертуаре П. М. Садовского.

Дата публикации: 31.01.2006
«МАРИЯ СТЮАРТ» Ф.ШИЛЛЕРА НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА

Из статьи С.Г. Кара-Мурзы «Народный артист СССР П.М. Садовский»

В ролях шиллеровского репертуара Садовский выступал в пьесах «Орлеанская дева», «Мария Стюарт», «Заговор Фиеско» и «Дон Карлос». Тщательно изучая характеры действующих лиц, конкретную историческую обстановку, в которой развертывается действие пьесы, взаимоотношения героя с его окружением и пр., Садовский находил убедительные краски для создания шиллеровских образов.

В «Марии Стюарт», Прову Михайловичу была поручена — в первые годы работы — роль Вильяма Девисона — государственного секретаря при английской королеве Елизавете. Роль незначительная и бесцветная, но в ней есть один драматический момент, — когда королева вручает Девисону подписанный приказ о казни Марии Стюарт, не давая секретарю определенных инструкций, как поступить с приказом, — привести ли его в исполнение или хранить у себя до особого распоряжения. А когда документ получает движение и Мария Стюарт уже казнена, коварная Елизавета привлекает Девисона к ответу за то, что он приказ, данный ему будто бы на хранение, привел в исполнение. С большой правдивостью и реализмом провел П. М. Садовский эти две сцены, в которых молодой, неопытный в придворных интригах царедворец, наивный, честный, благородный, сначала домогается получить определенное указание для руководства, а затем испытывает душевное смятение и растерянность, муки совести за казнь Марии и безумный страх перед пришедшей в ярость королевой Елизаветой. Молодой артист нашел для этого тяжелого эпизода верный тон, необходимые интонации, убедительные жесты, от чего малосодержательный и схематичный образ Девисона заиграл подлинными жизненными красками.

«Мария Стюарт» очень долго держалась в репертуаре Малого театра, и уже при следующем возобновлении пьесы П. М. Садовский играл в ней большую и ответственную роль Роберта Дудлея, ставшего впоследствии графом Лейстером. В этой роли, богатой психологическими нюансами, насыщенной разнообразным содержанием и эмоциями, П. М. Садовский развернул свое сценическое дарование широко и свободно. Ограниченный, бездарный, лишенный всяких воинских талантов Дудлей, которого королева Елизавета, пленившись им, сделала своим фаворитом, становится холодным и безжалостным тираном и притеснителем. Пров Михайлович нашел для этого образа всю доступную ему надменность, жестокость и цинизм. С огромной силой напряжения чувств, борющихся в груди Лейстера, П.М. Садовский произносит его последний монолог после прощания Лейстера с идущей на казнь Марией Стюарт, которой он обещал любовь, помощь и спасение и которую послал на плаху: это он, Лейстер, отобрал у несчастного Девисона приказ королевы о казни Марии и дал ему движение. Сейчас он насильно понуждает себя бесстрастно глядеть на казнь своей бывшей невесты, но в нем воскресает стыд, пробуждаются муки совести, возвращаются чувства былой любви и жалости. Однако он берет себя в руки и, обращаясь к себе, говорит:

Отверженец! Не по цветам твой путь - над черной бездной
Грудь должен ты одеть броней железной,
Чело—скалой незыблемой поднять!
Чтоб не было бесплодно злодейство—
Кончай его! Умолкни, состраданье!
Глаза, камнями будьте! Я хочу
В бесстрастности быть равным палачу!

А когда Лейстер — Садовский слышит звуки приготовлений к казни, слышит, как рыдают женщины, как раздевают приговоренную, — он не выдерживает и с судорожным движением падает без чувств. Высокое мастерство исполнения делало роль Лейстера одной из значительных ролей в классическом репертуаре П. М. Садовского.

Дата публикации: 31.01.2006