УМЕР ЕВГЕНИЙ САМОЙЛОВ
УМЕР ЕВГЕНИЙ САМОЙЛОВ
Вчера в Москве на 94-м году умер знаменитый советский киноартист, актер Малого театра Евгений Валерианович Самойлов.
Самую четкую характеристику Евгению Самойлову дал Всеволод Мейерхольд: «Евгений Самойлов – артист, который скоро займет на театральном фронте одно из первых мест в армии советских артистов». Это была путевка в жизнь и желтый билет одновременно. Эти строки великий режиссер вписал в служебные документы артиста в 1938 году, перед закрытием своего ГосТИМа. На работу с Мейерхольдом в долгой биографии Евгения Самойлова отпущено было каких-то четыре года, но именно Мейерхольда считал Евгений Самойлов главным учителем, определившим и его амплуа.
До этой встречи Евгений Самойлов считался характерным актером, Мейерхольд открыл в нем по-революционному пылкий романтико-героический дар. Одно из первых мест в армии советских артистов он занял именно в этом качестве, но уже не на сцене, а на киноэкране. В последнем гостимовском, запрещенном к выпуску спектакле «Одна жизнь» по повести «Как закалялась сталь» Евгений Самойлов репетировал роль Павки Корчагина. На генеральном прогоне его увидел ассистент Александра Довженко и пригласил на роль Щорса в одноименную картину. В 1941-м актер получил Госпремию и продолжил победное шествие в кино. В 1940-м он снялся у Рошаля в «В поисках радости» и сыграл инженера Лебедева в «Светлом пути» Александрова. В 1944-м в пырьевском музыкальном фильме «В шесть часов вечера после войны» сыграл лейтенанта Кудряшова. В 1945-м его красавца-лейтенанта звали Колчиным, а фильм режиссера Юдина – «Сердца четырех».
Евгений Самойлов был неотразимым секс-символом сороковых годов, притягательным и плакатным. В кино за ним утвердилось амплуа прекрасного, волевого и готового к подвигу героя. Они не были одиночками, они носили форму и имели еще более благородных и умных начальников. Большинство экранных персонажей Евгения Самойлова – военные. От лейтенанта Бурунова в «Адмирале Нахимове» в фильме Пудовкина 1947 года до Марченко в «Они сражались за Родину» в фильме Бондарчука 1975 года. Но сам артист всем своим образцовым лейтенантам сороковых годов, воплощавшим мечты девушек и правительства о настоящем советском человеке, и всем другим военным ролям предпочитал отважного царского генерала Скобелева из васильевских «Героев Шипки» 1955 года.
Жизнь самого артиста не давала возможности верить плакату. Евгений Самойлов родился 16 апреля 1912 года в Петербурге в семье образованного путиловского рабочего. Учился в студии актера императорских театров Николая Ходотова, затем поступил в труппу молодого Леонида Вивьена. Начинающий актер боготворил при этом Мейерхольда. Когда его представили Всеволоду Эмильевичу, он не смог от испуга вымолвить ни слова. Мейерхольда это очень насмешило, он пригласил Самойлова в Москву для начала на роль нелепого Пети в «Лесе». Уже потом Мейерхольд попросил знаменитого актера Александринки Юрия Юрьева специально заниматься с Самойловым, чтобы передать ему эталон исполнения героико-романтического репертуара. Евгений Самойлов стал последним Чацким Мейерхольда. После закрытия ГосТИМа он подался в Малый театр. Но быстро оттуда ушел. В Доме Островского мейерхольдовцев ругали формалистами. Перебрался в Театр революции (с 1954 года Театр имени Владимира Маяковского) к Николаю Охлопкову, сменив романтическую героику на патетическую. Здесь среди прочих ролей он сыграл Олега Кошевого и Гамлета.
Гамлет оказался одной из лучших ролей актера, играл он не рефлексию, а темперамент мысли. После смерти Охлопкова, в 1967 году, Евгений Самойлов перешел в Малый театр, в труппе которого оставался до последних дней. Право сыграть в пьесе Островского он получил здесь только спустя четверть века службы на эталонной для этого драматурга сцене. В 1993 году в «Не было ни гроша, да вдруг алтын» он сыграл Крутицкого резко отрицательным, омерзительным типом, будто наперекор всей армии своих идеальных героев. А затем вернулся в спектакль по пьесе, с которой, в сущности, и началась его театральная биография. С 1998 года играл в «Лесе», но не Петю уже, а старого лакея Карпа. И все же более всего Евгений Самойлов был востребован в ролях современного репертуара, где всегда не хватает убедительного идеального героя.
ЕЛЕНА ГЕРУСОВА
«КоммерсантЪ», 18.02.2006
Дата публикации: 18.02.2006