Новости

«Листая старые подшивки» БОРИС КЛЮЕВ: «ПОЛЬСТИЛСЯ НА ГОНОРАР, А ОКАЗАЛОСЬ, НАДО СЫГРАТЬ ГЕЯ»

«Листая старые подшивки»

БОРИС КЛЮЕВ: «ПОЛЬСТИЛСЯ НА ГОНОРАР, А ОКАЗАЛОСЬ, НАДО СЫГРАТЬ ГЕЯ»

Удача любит Бориса Клюева. Она ему улыбалась не раз: бешеный успех в кино после выхода сериала о мушкетерах, потом еще больший после фильма «ТАСС уполномочен заявить…», наконец, новый всплеск популярности после рекламы с луковым бутербродом. Но для Бориса Владимировича это всего лишь эпизоды. Главное — более трех десятилетий служба в Малом театре.

— Говорят, ваша популярность так велика, что журналисты чуть ли не в очередь выстраиваются за интервью.

— Сильное преувеличение. Хотя, должен сказать, популярность — это трудный путь, тут действует железное правило: сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя.

— Можно ли спрогнозировать успех?

— Однажды попытался. Это когда пригласили на роль министра Временного правительства Шульгина в фильме «Крушение империи». Роль большая, теперь-то точно стану знаменитым, думал я. Но вот фильм прошел и — никакой реакции, ни звонков, ни заманчивых приглашений. Самому себя предлагать — как-то унизительно. Хотя сам видел на «Мосфильме», как довольно известные актеры, заглядывая во все двери, спрашивали: «Вам артисты не нужны?»

— Так что же такое успех?

— Это горы писем, звонки, по пять—семь интервью подряд, несколько выступлений за день. Девчонки по трубам на балкон залезали. По улице просто так не пройти: кто автограф просит, кто выпить предлагает. Помню, выступали в Алма-Атинском университете. Пригласили всех ведущих актеров Малого театра. В первом ряду — народные, мы, молодые, — во втором. Ведущий представляет одного народного, второго, третьего. Аплодисменты, конечно. А потом произносит: «Борис Клюев». И зал просто взрывается от воплей. Народные в недоумении оглянулись: мол, что такое? А это «Три мушкетера» прошли по экранам. Слава богу, успех пришел, когда я был достаточно зрелым, так что испытание «медными трубами» одолел, считаю, достойно.

— Рошфор, Трианон, да и в театре у вас все больше злодеи и интриганы.

— Не забудьте, когда начиналась моя карьера. Тогда фактура интеллигентного человека была, что называется, не очень в моде. Но и злодеев тогда воплощали в основном «фактурные» — рослые и значительные, вроде меня, простите… Вот и играл в основном белых офицеров, аристократов да немцев. Старался быть убедительным. Я артист, и это самое главное.

— Кто-то сказал, что актерство делает женщину более женственной, а мужчину — менее мужественным. Не по этой ли причине мы неожиданно увидели вас в фильме «Гений» в роли человека нетрадиционной ориентации?

— Нет, совсем наоборот. С этой ролью вообще смешно получилось. Дал согласие сниматься, не заглянув в сценарий, очень уж хороший гонорар предложили. К образу я подошел с достаточным юмором, постарался сыграть просто характер и ничего больше. А получилась очень симпатичная работа. Даже премию зрительских симпатий за роль второго плана получил. У нас никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

— Актерство — образ жизни?

— Для меня это прежде всего профессия. Когда был молодым, мне очень нравилось гусарить, пить, гулять всю ночь. Через это проходят многие актеры. Редко кто в это время может сделать что-то настоящее. Важно вовремя остановиться и сделать выбор. Большая роль — это огромная напряженная работа: бессонные ночи, постоянный поиск и проигрывание каких-то сцен, которые тебе не удаются. И если у тебя спектакль с большой ролью, ты уже многое себе не позволяешь перед этим. Это, мне кажется, и есть профессионализм. К сожалению, многие актеры не справляются, выбирают другую форму бытия и свой талант пропивают. Меня Бог миловал — удалось избежать очень многих соблазнов. Прежде всего из-за того, что я всегда дружил со спортом.

— А как с юмором в театре? Коллег разыгрываете?

— Бывает. В нашем спектакле «Хроника дворцового переворота» принимают участие студенты театрального училища. Как канцлер, молча подхожу к каждому солдату-студенту и пристально смотрю в глаза: они начинают колоться и «плывут» — смеяться начинают. А это, между прочим, упражнение «на серьез».

— Но идет же спектакль!

— А что, канцлер не может подойти и посмотреть на солдата?..

— Борис Владимирович, уже много лет вы преподаете мастерство актера в Щепкинском училище. Что привело вас в педагогику?

— Еще будучи студентом, вел драматический кружок. Ничто не сравнится со студенческим спектаклем: тут, может быть, мало мастерства, но зато бездна искренности.

— Так какая она, новая смена?

— Все они разные, но очень хорошие. Многими уже сейчас можно гордиться: прекрасные данные, хорошая голова, голос. Приятно осознавать, что ты что-то им дал. Каждый из них надеется, что ему повезет и он обязательно будет знаменитым. Хорошая надежда. Я ведь тоже этого хотел. Но вот парадокс: когда достиг, стал тяготиться…

Беседовала Марина Характерова
«Родная газета», 23 мая 2003 г.

Дата публикации: 02.03.2006
«Листая старые подшивки»

БОРИС КЛЮЕВ: «ПОЛЬСТИЛСЯ НА ГОНОРАР, А ОКАЗАЛОСЬ, НАДО СЫГРАТЬ ГЕЯ»

Удача любит Бориса Клюева. Она ему улыбалась не раз: бешеный успех в кино после выхода сериала о мушкетерах, потом еще больший после фильма «ТАСС уполномочен заявить…», наконец, новый всплеск популярности после рекламы с луковым бутербродом. Но для Бориса Владимировича это всего лишь эпизоды. Главное — более трех десятилетий служба в Малом театре.

— Говорят, ваша популярность так велика, что журналисты чуть ли не в очередь выстраиваются за интервью.

— Сильное преувеличение. Хотя, должен сказать, популярность — это трудный путь, тут действует железное правило: сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя.

— Можно ли спрогнозировать успех?

— Однажды попытался. Это когда пригласили на роль министра Временного правительства Шульгина в фильме «Крушение империи». Роль большая, теперь-то точно стану знаменитым, думал я. Но вот фильм прошел и — никакой реакции, ни звонков, ни заманчивых приглашений. Самому себя предлагать — как-то унизительно. Хотя сам видел на «Мосфильме», как довольно известные актеры, заглядывая во все двери, спрашивали: «Вам артисты не нужны?»

— Так что же такое успех?

— Это горы писем, звонки, по пять—семь интервью подряд, несколько выступлений за день. Девчонки по трубам на балкон залезали. По улице просто так не пройти: кто автограф просит, кто выпить предлагает. Помню, выступали в Алма-Атинском университете. Пригласили всех ведущих актеров Малого театра. В первом ряду — народные, мы, молодые, — во втором. Ведущий представляет одного народного, второго, третьего. Аплодисменты, конечно. А потом произносит: «Борис Клюев». И зал просто взрывается от воплей. Народные в недоумении оглянулись: мол, что такое? А это «Три мушкетера» прошли по экранам. Слава богу, успех пришел, когда я был достаточно зрелым, так что испытание «медными трубами» одолел, считаю, достойно.

— Рошфор, Трианон, да и в театре у вас все больше злодеи и интриганы.

— Не забудьте, когда начиналась моя карьера. Тогда фактура интеллигентного человека была, что называется, не очень в моде. Но и злодеев тогда воплощали в основном «фактурные» — рослые и значительные, вроде меня, простите… Вот и играл в основном белых офицеров, аристократов да немцев. Старался быть убедительным. Я артист, и это самое главное.

— Кто-то сказал, что актерство делает женщину более женственной, а мужчину — менее мужественным. Не по этой ли причине мы неожиданно увидели вас в фильме «Гений» в роли человека нетрадиционной ориентации?

— Нет, совсем наоборот. С этой ролью вообще смешно получилось. Дал согласие сниматься, не заглянув в сценарий, очень уж хороший гонорар предложили. К образу я подошел с достаточным юмором, постарался сыграть просто характер и ничего больше. А получилась очень симпатичная работа. Даже премию зрительских симпатий за роль второго плана получил. У нас никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

— Актерство — образ жизни?

— Для меня это прежде всего профессия. Когда был молодым, мне очень нравилось гусарить, пить, гулять всю ночь. Через это проходят многие актеры. Редко кто в это время может сделать что-то настоящее. Важно вовремя остановиться и сделать выбор. Большая роль — это огромная напряженная работа: бессонные ночи, постоянный поиск и проигрывание каких-то сцен, которые тебе не удаются. И если у тебя спектакль с большой ролью, ты уже многое себе не позволяешь перед этим. Это, мне кажется, и есть профессионализм. К сожалению, многие актеры не справляются, выбирают другую форму бытия и свой талант пропивают. Меня Бог миловал — удалось избежать очень многих соблазнов. Прежде всего из-за того, что я всегда дружил со спортом.

— А как с юмором в театре? Коллег разыгрываете?

— Бывает. В нашем спектакле «Хроника дворцового переворота» принимают участие студенты театрального училища. Как канцлер, молча подхожу к каждому солдату-студенту и пристально смотрю в глаза: они начинают колоться и «плывут» — смеяться начинают. А это, между прочим, упражнение «на серьез».

— Но идет же спектакль!

— А что, канцлер не может подойти и посмотреть на солдата?..

— Борис Владимирович, уже много лет вы преподаете мастерство актера в Щепкинском училище. Что привело вас в педагогику?

— Еще будучи студентом, вел драматический кружок. Ничто не сравнится со студенческим спектаклем: тут, может быть, мало мастерства, но зато бездна искренности.

— Так какая она, новая смена?

— Все они разные, но очень хорошие. Многими уже сейчас можно гордиться: прекрасные данные, хорошая голова, голос. Приятно осознавать, что ты что-то им дал. Каждый из них надеется, что ему повезет и он обязательно будет знаменитым. Хорошая надежда. Я ведь тоже этого хотел. Но вот парадокс: когда достиг, стал тяготиться…

Беседовала Марина Характерова
«Родная газета», 23 мая 2003 г.

Дата публикации: 02.03.2006