Новости

«Листая старые подшивки» ТАТЬЯНА ПАНКОВА: «САМОЕ БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ НАЙТИ СВОЮ ПРОФЕССИЮ»

«Листая старые подшивки»

ТАТЬЯНА ПАНКОВА: «САМОЕ БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ НАЙТИ СВОЮ ПРОФЕССИЮ»

Коридор актерских гримуборных в закулисной части Малого театра весь увешан юбилейными афишами. В открывшемся 243-м сезоне свыше двадцати актеров будут праздновать круглые даты своего служения одной из старейших сцен России. А счет «пятидесятникам» открывает Татьяна Петровна Панкова, народная артистка России, пришедшая в Малый театр в 1943-м и сыгравшая здесь более ста ролей. Да каких - Ефросинья Старицкая в «Иване Грозном», Матрена во «Власти тьмы», Кабаниха в «Грозе», Хлестова в «Горе от ума», Фетинья Мироновна в «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Татьяна Панкова - это уникальное театральное явление, одна из самобытнейших актрис нашего времени. В ее игре сочетается острая характерность и драматизм, она привносит с собой на сцену неповторимую гармоничность, истинную простоту, культуру великих «стариков» Малого. Ее учителями и партнерами были Константин Зубов, Вера Пашенная, Александра Яблочкина и другие корифеи русской сцены.

О жизни театра, о его великих мастерах, о том, как сохранить творческое долголетие, мы беседуем с актрисой в ее квартире в центре Москвы.

- Татьяна Петровна, в чем секрет вашего творческого долголетия?

- Как говорит актер нашего театра Евгений Самойлов, перешагнувший свой 85-летний юбилей: «Я о плохом больше пяти минут не думаю». Я присоединяюсь к его словам. Все неприятности, болезни принимаю как данность. Стараюсь не раскисать и спасаюсь работой. Актерская профессия требует огромной самоотдачи , таких внутренних затрат... А ведь сколько долгожителей в этой профессии: Ф. Раневская, Е. Гоголева, М. Прудкин и ныне здравствующие Н. Анненков, Е. Самойлов...

- А как вы думаете, почему именно актеры, а не представители других профессий так долго сохраняют работоспособность?

- Наша профессия особая. Она подобна аккумулятору автомобиля: чем больше работаешь, тем больше заряжаешься. Самое страшное - это быть без работы. Как сказал Марк Прудкин вдень своего 90-летия: «Жизнь стала неинтересна: нет творческой перспективы». Вот что такое актер!

- Татьяна Петровна, вы открыли свой 55-й сезон. Что для вас Малый театр?

- Все, в полном смысле этого слова.

- Вы мечтали о сцене с детства?

- В школе я нажимала на математику, у меня были успехи, победы на олимпиадах (взяла первое место по стране среди девушек). Получив аттестат, поступила в университет на физико-математический факультет. Но скоро поняла, что в силу своего темперамента научным сотрудником не стану, перешла в Политехнический институт на отделение металлургии. Но мысль о театре не оставляла. Смущала меня лишь одна серьезная вещь, как говорит Епиходов в «Вишневом саде»: боялась думать о сцене «по причине своей внешности». Что греха таить, красавицей я никогда не была. Родители не хотели, чтобы дети шли в искусство, они считали, что надо овладеть какой-то более серьезной профессией. А у нас в семье четверо детей - два брата и две сестры. И все связали свою жизнь с театром. Старший брат Василий первым вышел на сцену и потянул нас всех за собой... Василий играл в БДТ, и мы не пропускали ни одной премьеры. Он героически погиб в августе 1941-го в Балтийском море. Младший брат Павел, я думаю, был самым талантливым из нас, он тоже играл в БДТ, много снимался в кино. Он умер, когда ему было всего пятьдесят шесть лет. Сестра Нина тоже играла в БДТ, преподавала в ГИТИСе. Словом, показав отцу диплом об окончании Политехнического института, в 1939 году я покинула родной Ленинград и отправилась в Москву поступать в Щепкинское училище при Малом театре.

- А почему решили пойти в Щепкинское?

- Малый театр приехал на гастроли в Ленинград, и я пошла на спектакль «Дети Ванюшина», где играл Н. Рыбников. Я была просто потрясена его игрой и решила: «Только в Малый, хочу играть, как актеры этого театра». Я была принята в Щепкинское училище и училась у замечательных педагогов Константина Александровича Зубова и Александра Павловича Грузинского. В 1943-м Щепкинское училище и Малый театр были эвакуированы в Челябинск. Именно там я впервые вышла на сцену в роли бабы Василисы в спектакле «Отечественная война 1812 г.» по Л. Толстому. Тут же получила и боевое крещение. Из актеров Малого театра формировали бригады, которые потом объединились во фронтовой филиал Малого театра и выступали в частях действующей армии. Два года я ездила по фронтам. Играли в семистах метрах от немцев. Горжусь и первой своей медалью «За оборону Заполярья».

- Татьяна Петровна, вы были приняты в Малый театр на амплуа «старухи» и играли во втором составе с такими великими актрисами, как В. Н. Пашенная, В. Н.Рыжова... А какие отношения у вас складывались с ними?

- Все считали почему-то, что мы должны соперничать, а у меня с ними были блестящие отношения. Не одну роль приняла я из рук В. Н. Пашенной: Ефросинью Старицкую в «Иване Грозном», Кукушкину в «Доходном месте», Кабаниху в «Грозе».

- А когда вы первый раз вышли на сцену?

- Это был 1945-й год. В спектакле «Иван Грозный» роль Ефросиньи Старицкой играла В. Н. Пашенная. Она сломала ногу, в срочном порядке ввели меня. Принимала мою работу целая комиссия: Зубов, Ильинский, Турчанинова, Рыжова. Играли спектакль 2 мая. Неожиданно приехал Сталин, как известно, он очень любил наши спектакли, а этот особенно. Отыграли первый акт, но вместо обычного антракта перерыв длился 40 минут. Сталин вызвал наше начальство и говорит: «Я приехал смотреть Пашенную, а вы мне какую-то девчонку подсунули». Я сижу за кулисами ни жива ни мертва. Ну, думаю, все. Сейчас снимут меня с роли и вообще из театра выгонят. А потом оказалось, что Сталин в нашей правительственной ложе подписывал приказ о салюте по случаю взятия Берлина.

- А как складываются ваши отношения с кино?

- Играно-переиграно - первые роли, вторые, эпизоды. Всего более 30 ролей. Самые значительные работы - Нанетта в «Евгении Гранде» и мать декабриста Анненкова в «Звезде пленительного счастья». Я острохарактерная актриса, А у актеров такого плана не бывает больших ролей, так как все «острое» не имеет права быть длительным. Три последних фильма лежат на полке. Сейчас снялась в фильмах «Все красное» и «Дом для богатых». Увидит ли их зритель- не знаю!

- Постановка мюзикла А. Колкера «Свадьба Кречинского» была для Малого театра своеобразным экспериментом, так как он в основном исполнялся музыкальными театрами. Вы в этом спектакле создали удивительно трогательный и лиричный образ тетушки Атуевой: прекрасно поете, танцуете. Ваши ощущения от работы над этой ролью?

- Работала я с удовольствием, но мне было нелегко. Дело в том, что у меня нет координации слуха и голоса. Слышу, а пропеть не могу. Как получилось - судить зрителю.

- А как живет Малый театр на фоне кризиса, когда повышены цены на билеты, а кошельки москвичей резко опустели?

- Спектакли будем играть вопреки всему, Малый театр и не такое видел во времена революции, кризисов и «реформ»... Мы дорожим своим зрителем и стараемся его сохранить, поэтому цены на билеты на некоторые спектакли даже снижены.

- Вы актриса, безраздельно преданная театру. А дом, семья, быт не заедают?

- Сейчас я одна. Уже десять лет, как нет моего мужа - Олега Михайловича Агаркова - дирижера, профессора Гнесинского института. Мы прожили сорок пять лет вместе. И каждый день счастливый. Я обожаю готовить, единственное место, откуда мне трудно уйти в театр, кухня. Быт никогда не был для меня проблемой, я все делаю с удовольствием. Люблю принимать гостей.

- Знаю, что в детстве вы перенесли туберкулез глаз и частично потеряли зрение, позже - гибель близких людей в блокадном Ленинграде, да и в искусстве счастье не бывает легким. И все-таки спрашиваю: вы считаете себя счастливым человеком?

- Самое большое счастье - найти свою профессию в жизни. Я не понимаю порой, за что мне деньги платят, ведь я занимаюсь любимым делом. Да еще в Малом театре. Работать здесь - особое счастье!

Елена МИКЕЛЬСОН
«Тверская 13», 22.10.1998

Дата публикации: 03.03.2006
«Листая старые подшивки»

ТАТЬЯНА ПАНКОВА: «САМОЕ БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ НАЙТИ СВОЮ ПРОФЕССИЮ»

Коридор актерских гримуборных в закулисной части Малого театра весь увешан юбилейными афишами. В открывшемся 243-м сезоне свыше двадцати актеров будут праздновать круглые даты своего служения одной из старейших сцен России. А счет «пятидесятникам» открывает Татьяна Петровна Панкова, народная артистка России, пришедшая в Малый театр в 1943-м и сыгравшая здесь более ста ролей. Да каких - Ефросинья Старицкая в «Иване Грозном», Матрена во «Власти тьмы», Кабаниха в «Грозе», Хлестова в «Горе от ума», Фетинья Мироновна в «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Татьяна Панкова - это уникальное театральное явление, одна из самобытнейших актрис нашего времени. В ее игре сочетается острая характерность и драматизм, она привносит с собой на сцену неповторимую гармоничность, истинную простоту, культуру великих «стариков» Малого. Ее учителями и партнерами были Константин Зубов, Вера Пашенная, Александра Яблочкина и другие корифеи русской сцены.

О жизни театра, о его великих мастерах, о том, как сохранить творческое долголетие, мы беседуем с актрисой в ее квартире в центре Москвы.

- Татьяна Петровна, в чем секрет вашего творческого долголетия?

- Как говорит актер нашего театра Евгений Самойлов, перешагнувший свой 85-летний юбилей: «Я о плохом больше пяти минут не думаю». Я присоединяюсь к его словам. Все неприятности, болезни принимаю как данность. Стараюсь не раскисать и спасаюсь работой. Актерская профессия требует огромной самоотдачи , таких внутренних затрат... А ведь сколько долгожителей в этой профессии: Ф. Раневская, Е. Гоголева, М. Прудкин и ныне здравствующие Н. Анненков, Е. Самойлов...

- А как вы думаете, почему именно актеры, а не представители других профессий так долго сохраняют работоспособность?

- Наша профессия особая. Она подобна аккумулятору автомобиля: чем больше работаешь, тем больше заряжаешься. Самое страшное - это быть без работы. Как сказал Марк Прудкин вдень своего 90-летия: «Жизнь стала неинтересна: нет творческой перспективы». Вот что такое актер!

- Татьяна Петровна, вы открыли свой 55-й сезон. Что для вас Малый театр?

- Все, в полном смысле этого слова.

- Вы мечтали о сцене с детства?

- В школе я нажимала на математику, у меня были успехи, победы на олимпиадах (взяла первое место по стране среди девушек). Получив аттестат, поступила в университет на физико-математический факультет. Но скоро поняла, что в силу своего темперамента научным сотрудником не стану, перешла в Политехнический институт на отделение металлургии. Но мысль о театре не оставляла. Смущала меня лишь одна серьезная вещь, как говорит Епиходов в «Вишневом саде»: боялась думать о сцене «по причине своей внешности». Что греха таить, красавицей я никогда не была. Родители не хотели, чтобы дети шли в искусство, они считали, что надо овладеть какой-то более серьезной профессией. А у нас в семье четверо детей - два брата и две сестры. И все связали свою жизнь с театром. Старший брат Василий первым вышел на сцену и потянул нас всех за собой... Василий играл в БДТ, и мы не пропускали ни одной премьеры. Он героически погиб в августе 1941-го в Балтийском море. Младший брат Павел, я думаю, был самым талантливым из нас, он тоже играл в БДТ, много снимался в кино. Он умер, когда ему было всего пятьдесят шесть лет. Сестра Нина тоже играла в БДТ, преподавала в ГИТИСе. Словом, показав отцу диплом об окончании Политехнического института, в 1939 году я покинула родной Ленинград и отправилась в Москву поступать в Щепкинское училище при Малом театре.

- А почему решили пойти в Щепкинское?

- Малый театр приехал на гастроли в Ленинград, и я пошла на спектакль «Дети Ванюшина», где играл Н. Рыбников. Я была просто потрясена его игрой и решила: «Только в Малый, хочу играть, как актеры этого театра». Я была принята в Щепкинское училище и училась у замечательных педагогов Константина Александровича Зубова и Александра Павловича Грузинского. В 1943-м Щепкинское училище и Малый театр были эвакуированы в Челябинск. Именно там я впервые вышла на сцену в роли бабы Василисы в спектакле «Отечественная война 1812 г.» по Л. Толстому. Тут же получила и боевое крещение. Из актеров Малого театра формировали бригады, которые потом объединились во фронтовой филиал Малого театра и выступали в частях действующей армии. Два года я ездила по фронтам. Играли в семистах метрах от немцев. Горжусь и первой своей медалью «За оборону Заполярья».

- Татьяна Петровна, вы были приняты в Малый театр на амплуа «старухи» и играли во втором составе с такими великими актрисами, как В. Н. Пашенная, В. Н.Рыжова... А какие отношения у вас складывались с ними?

- Все считали почему-то, что мы должны соперничать, а у меня с ними были блестящие отношения. Не одну роль приняла я из рук В. Н. Пашенной: Ефросинью Старицкую в «Иване Грозном», Кукушкину в «Доходном месте», Кабаниху в «Грозе».

- А когда вы первый раз вышли на сцену?

- Это был 1945-й год. В спектакле «Иван Грозный» роль Ефросиньи Старицкой играла В. Н. Пашенная. Она сломала ногу, в срочном порядке ввели меня. Принимала мою работу целая комиссия: Зубов, Ильинский, Турчанинова, Рыжова. Играли спектакль 2 мая. Неожиданно приехал Сталин, как известно, он очень любил наши спектакли, а этот особенно. Отыграли первый акт, но вместо обычного антракта перерыв длился 40 минут. Сталин вызвал наше начальство и говорит: «Я приехал смотреть Пашенную, а вы мне какую-то девчонку подсунули». Я сижу за кулисами ни жива ни мертва. Ну, думаю, все. Сейчас снимут меня с роли и вообще из театра выгонят. А потом оказалось, что Сталин в нашей правительственной ложе подписывал приказ о салюте по случаю взятия Берлина.

- А как складываются ваши отношения с кино?

- Играно-переиграно - первые роли, вторые, эпизоды. Всего более 30 ролей. Самые значительные работы - Нанетта в «Евгении Гранде» и мать декабриста Анненкова в «Звезде пленительного счастья». Я острохарактерная актриса, А у актеров такого плана не бывает больших ролей, так как все «острое» не имеет права быть длительным. Три последних фильма лежат на полке. Сейчас снялась в фильмах «Все красное» и «Дом для богатых». Увидит ли их зритель- не знаю!

- Постановка мюзикла А. Колкера «Свадьба Кречинского» была для Малого театра своеобразным экспериментом, так как он в основном исполнялся музыкальными театрами. Вы в этом спектакле создали удивительно трогательный и лиричный образ тетушки Атуевой: прекрасно поете, танцуете. Ваши ощущения от работы над этой ролью?

- Работала я с удовольствием, но мне было нелегко. Дело в том, что у меня нет координации слуха и голоса. Слышу, а пропеть не могу. Как получилось - судить зрителю.

- А как живет Малый театр на фоне кризиса, когда повышены цены на билеты, а кошельки москвичей резко опустели?

- Спектакли будем играть вопреки всему, Малый театр и не такое видел во времена революции, кризисов и «реформ»... Мы дорожим своим зрителем и стараемся его сохранить, поэтому цены на билеты на некоторые спектакли даже снижены.

- Вы актриса, безраздельно преданная театру. А дом, семья, быт не заедают?

- Сейчас я одна. Уже десять лет, как нет моего мужа - Олега Михайловича Агаркова - дирижера, профессора Гнесинского института. Мы прожили сорок пять лет вместе. И каждый день счастливый. Я обожаю готовить, единственное место, откуда мне трудно уйти в театр, кухня. Быт никогда не был для меня проблемой, я все делаю с удовольствием. Люблю принимать гостей.

- Знаю, что в детстве вы перенесли туберкулез глаз и частично потеряли зрение, позже - гибель близких людей в блокадном Ленинграде, да и в искусстве счастье не бывает легким. И все-таки спрашиваю: вы считаете себя счастливым человеком?

- Самое большое счастье - найти свою профессию в жизни. Я не понимаю порой, за что мне деньги платят, ведь я занимаюсь любимым делом. Да еще в Малом театре. Работать здесь - особое счастье!

Елена МИКЕЛЬСОН
«Тверская 13», 22.10.1998

Дата публикации: 03.03.2006