Новости

БРАТ ТРЯПИЧКИН - ВАШ ЛИЧНЫЙ ГИД

БРАТ ТРЯПИЧКИН - ВАШ ЛИЧНЫЙ ГИД

Неподдельное удивление, искреннее недоумение слышалось в голосах комментаторов разных телеканалов, когда они наперебой сообщали новость о том, что в Малом театре его художественный руководитель, народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин осуществил новую постановку «Ревизора». Оказывается, Соломин не просто поставил пьесу, но поставил ее, «не изменив в тексте Гоголя ни единой запятой»! То есть то, что Гоголь написал, то актеры и произносят. Чудо просто. Сорок бочек курьезов. Или курьеров? Отчего ж вы так, Юрий Мефодьевич? Ведь нынешние режиссеры классику обыкновенно заказывают. Так, к примеру, и говорят: «Гоголя заказали». И ведь есть кому заказать. В день премьеры «Ревизора» в Малом театре в «Ночном полете» на канале «Культура» замечательный наш актер Вениамин Смехов очень кстати вспоминал замечательного нашего драматурга и писателя Нину Садур: «Нина Садур для меня была важной частью биографии». Тут многие телезрители вспомнили, что это именно ее пьеса «Панночка» в свое время сильно нашумела. И автору это в жизни помогло. Она сама рассказывала, как «помолилась Гоголю, чтобы переехать на новую квартиру, и переехала». А режиссер Марк Захаров заказал ей пьесу по «Мертвым душам». И она написала. «Брат Чичиков» называется. И пьеса пошла. Шла она, шла... А теперь почему-то не идет. И другие тоже есть авторы, которые Гоголя могут. И не только Гоголя. А чего ж Соломин-то? Ведь что стоило урезать какого-нибудь «Брата Тряпичкина»? А шуму было бы не в пример больше...

Да, шумно выражается телевизионный народ. Прямо дух захватывает. Идет, например, на канале ТВЦ передача из цикла «Вторая мировая. Русская версия». Это авторская программа Виктора Правдюка. В очередной серии бои за город Будапешт обсуждают. И медаль, учрежденную по этому поводу, вспоминают. Говорят, есть, мол, такая «медаль за город Будапешт, воспетая Марком Бернесом». Именно «воспетая». И именно «Марком Бернесом». Ничего не скажешь, правда это: пел Марк Наумович про эту медаль, пел. Так ведь что? Прямо какая-то неведомая сила сводит уста у закадрового голоса. Режиссер Леонид Гайдай в таком случае не преминул бы молвить: Правдюк, огласите, пожалуйста, весь список! «Медаль, воспетая поэтом Михаилом Исаковским, положенная на музыку композитором Матвеем Блантером и озвученная эстрадным певцом и актером кино Марком Бернесом»!

А вот подошла и тема конкурса для зрителей. С воландовским вопросом прямо: «Вино какой страны вы предпочитаете в данное время суток?» Так вот вопрос: показ мультфильмов «Античная лирика» и «Геракл у Адмета» канал ТНТ предпочитает в какое время суток? А мультфильмов «Прометей», «Персей», «Аргонавты» канал ТВ-3 в какое? Крутите барабан! Нет такой буквы! Ответ - в студию! Все это - в семь тридцать утра по воскресеньям. Привет зарубежным родственникам на Форосе Таврическом. Или нашим в Урюпинске. Ну, может быть, «Античную лирику» с ее парой не совсем скромных кадров отнесли к эротической продукции? Так это надо было после двенадцати часов ночи показывать. А «Геракла»-то за что? А «Прометея»? Не за то ли, что античным героям все равно рано вставать: кому конюшни чистить, кому орла подкармливать печенкой, кому за Медузьей головой, кому за руном собираться? Или потому, что в симпатичном фильме про Геракла в озвучивании ролей принимали участие известнейшие советские актеры Михаил Царев, Армен Джигарханян, Иннокентий Смоктуновский, Александр Белявский? «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына»...

А разве может забыться увиденная однажды на канале Rambler передача «Ваш личный гид», произведенная в США? Это было путешествие по Киргизии. Зрители ждали, что здесь им, конечно, расскажут поучительную историю, связанную с происхождением киргизского эпоса «Манас».

Говорят, что однажды вождь советского народа товарищ Сталин узнал, что у киргизского народа, живущего в советской «широкой стране родной», вроде бы нет своего народного эпоса. У всех народов есть, а у киргизского - нет. Тогда он призвал своих верноподданных писателей и приказал им немедленно создать киргизский героический эпос.

Верноподданные эти так боялись злодея-тирана Сталина, так постарались, что и написали этот эпос «Манас». Который сразу вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный эпос в мире, поскольку писатели эти никак не хотели его закончить, так как боялись, что сразу попадут в сталинские лагеря. Что, разве не поучительная история? Но нет, не ее озвучили составители программы. И понятно почему. Ведь здесь «вождь народов» действительно выглядел бы как «отец киргизского народа», несмотря на абсурдность ситуации.

Они озвучили другую байку, попроще. Зрителям сообщили, что, «когда Киргизия входила в состав СССР, за эпос «Манас» давали четыре года тюрьмы». Нет, не брали подписку о неразглашении, а давали. Срок. Не три года. И не пять. А именно четыре. Как кто скажет что про «Манас» - сразу четыре года. Поскольку фильм этот производства известной компании и создан для популярной географической рубрики, то уж он наверняка идет в разных странах. И жители их с содроганием узнают о злодеяниях друга и любителя народных эпосов...

Юрий ЧЕХОНАДСКИЙ
«Литературная газета», 22.03.2006

Дата публикации: 22.03.2006
БРАТ ТРЯПИЧКИН - ВАШ ЛИЧНЫЙ ГИД

Неподдельное удивление, искреннее недоумение слышалось в голосах комментаторов разных телеканалов, когда они наперебой сообщали новость о том, что в Малом театре его художественный руководитель, народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин осуществил новую постановку «Ревизора». Оказывается, Соломин не просто поставил пьесу, но поставил ее, «не изменив в тексте Гоголя ни единой запятой»! То есть то, что Гоголь написал, то актеры и произносят. Чудо просто. Сорок бочек курьезов. Или курьеров? Отчего ж вы так, Юрий Мефодьевич? Ведь нынешние режиссеры классику обыкновенно заказывают. Так, к примеру, и говорят: «Гоголя заказали». И ведь есть кому заказать. В день премьеры «Ревизора» в Малом театре в «Ночном полете» на канале «Культура» замечательный наш актер Вениамин Смехов очень кстати вспоминал замечательного нашего драматурга и писателя Нину Садур: «Нина Садур для меня была важной частью биографии». Тут многие телезрители вспомнили, что это именно ее пьеса «Панночка» в свое время сильно нашумела. И автору это в жизни помогло. Она сама рассказывала, как «помолилась Гоголю, чтобы переехать на новую квартиру, и переехала». А режиссер Марк Захаров заказал ей пьесу по «Мертвым душам». И она написала. «Брат Чичиков» называется. И пьеса пошла. Шла она, шла... А теперь почему-то не идет. И другие тоже есть авторы, которые Гоголя могут. И не только Гоголя. А чего ж Соломин-то? Ведь что стоило урезать какого-нибудь «Брата Тряпичкина»? А шуму было бы не в пример больше...

Да, шумно выражается телевизионный народ. Прямо дух захватывает. Идет, например, на канале ТВЦ передача из цикла «Вторая мировая. Русская версия». Это авторская программа Виктора Правдюка. В очередной серии бои за город Будапешт обсуждают. И медаль, учрежденную по этому поводу, вспоминают. Говорят, есть, мол, такая «медаль за город Будапешт, воспетая Марком Бернесом». Именно «воспетая». И именно «Марком Бернесом». Ничего не скажешь, правда это: пел Марк Наумович про эту медаль, пел. Так ведь что? Прямо какая-то неведомая сила сводит уста у закадрового голоса. Режиссер Леонид Гайдай в таком случае не преминул бы молвить: Правдюк, огласите, пожалуйста, весь список! «Медаль, воспетая поэтом Михаилом Исаковским, положенная на музыку композитором Матвеем Блантером и озвученная эстрадным певцом и актером кино Марком Бернесом»!

А вот подошла и тема конкурса для зрителей. С воландовским вопросом прямо: «Вино какой страны вы предпочитаете в данное время суток?» Так вот вопрос: показ мультфильмов «Античная лирика» и «Геракл у Адмета» канал ТНТ предпочитает в какое время суток? А мультфильмов «Прометей», «Персей», «Аргонавты» канал ТВ-3 в какое? Крутите барабан! Нет такой буквы! Ответ - в студию! Все это - в семь тридцать утра по воскресеньям. Привет зарубежным родственникам на Форосе Таврическом. Или нашим в Урюпинске. Ну, может быть, «Античную лирику» с ее парой не совсем скромных кадров отнесли к эротической продукции? Так это надо было после двенадцати часов ночи показывать. А «Геракла»-то за что? А «Прометея»? Не за то ли, что античным героям все равно рано вставать: кому конюшни чистить, кому орла подкармливать печенкой, кому за Медузьей головой, кому за руном собираться? Или потому, что в симпатичном фильме про Геракла в озвучивании ролей принимали участие известнейшие советские актеры Михаил Царев, Армен Джигарханян, Иннокентий Смоктуновский, Александр Белявский? «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына»...

А разве может забыться увиденная однажды на канале Rambler передача «Ваш личный гид», произведенная в США? Это было путешествие по Киргизии. Зрители ждали, что здесь им, конечно, расскажут поучительную историю, связанную с происхождением киргизского эпоса «Манас».

Говорят, что однажды вождь советского народа товарищ Сталин узнал, что у киргизского народа, живущего в советской «широкой стране родной», вроде бы нет своего народного эпоса. У всех народов есть, а у киргизского - нет. Тогда он призвал своих верноподданных писателей и приказал им немедленно создать киргизский героический эпос.

Верноподданные эти так боялись злодея-тирана Сталина, так постарались, что и написали этот эпос «Манас». Который сразу вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный эпос в мире, поскольку писатели эти никак не хотели его закончить, так как боялись, что сразу попадут в сталинские лагеря. Что, разве не поучительная история? Но нет, не ее озвучили составители программы. И понятно почему. Ведь здесь «вождь народов» действительно выглядел бы как «отец киргизского народа», несмотря на абсурдность ситуации.

Они озвучили другую байку, попроще. Зрителям сообщили, что, «когда Киргизия входила в состав СССР, за эпос «Манас» давали четыре года тюрьмы». Нет, не брали подписку о неразглашении, а давали. Срок. Не три года. И не пять. А именно четыре. Как кто скажет что про «Манас» - сразу четыре года. Поскольку фильм этот производства известной компании и создан для популярной географической рубрики, то уж он наверняка идет в разных странах. И жители их с содроганием узнают о злодеяниях друга и любителя народных эпосов...

Юрий ЧЕХОНАДСКИЙ
«Литературная газета», 22.03.2006

Дата публикации: 22.03.2006