Новости

«Пресса о гастролях Малого театра» В МАЛОМ НЕ УВИДЯТ ВИКТЮКА

«Пресса о гастролях Малого театра»

В МАЛОМ НЕ УВИДЯТ ВИКТЮКА

В апреле рижских театралов ожидает большая радость - гастроли Государственного Малого академического театра России. Мы увидим два спектакля по пьесам А. Островского: «На всякого мудреца довольно простоты» и «Правда - хорошо, а счастье лучше».

преддверии гастролей глава «Балтийской жемчужины» Марина Липченко пригласила в Ригу на пресс-конференцию исполнителей главных ролей - прославленных, именитых и любимых всем бывшим Союзом актеров, преподавателей театральных школ - народную артистку СССР Элину Быстрицкую и народных артистов России Евгению Глушенко и Бориса Клюева. Гастроли поддерживают Hansabanka, коньячный дом Hennessy и посольство России.

В этом году Малый театр, старейший на пространстве, говорящем по-русски, отмечает очень значительный юбилей - 250 лет со дня основания. Он знаменит своей ШКОЛОЙ, преемственностью традиций настоящего русского театра, особой культурой отношений. От этого пути Малый не отступал никогда. Его еще называют «Домом Островского» и «вторым Московским университетом».

- Академический Малый театр называют «народным достоянием» наравне с Большим и Московской консерваторией, - сказал Б. Клюев. - И нам еще при Ельцине обещали большие зарплаты и особый статус благоприятствования. Но как-то не случилось.

В современном театре произошла удивительная метаморфоза: при всей демократии новых, ярких режиссеров не появилось, хотя должны бы... Мы счастливы, что у нас работает ученик Петра Фоменко - Сергей Женовач. Это удивительный режиссер - тонкий, умный, интеллигентный, успешно работающий с актерами разных поколений и школ и умеющий передать им чувство легкости и радости сценической игры.

У нас никогда не будут работать ни Житинкин, ни Виктюк. Хотя бы потому, что для них самое важное - не актер, а режиссерское решение. А в нашем театре все 250 лет во главу угла ставился именно актер. Парадокс, но Москва испытывает дефицит режиссеров, хотя их каждый год выпускает ГИТИС.

Евгения Глушенко вспоминает, что Женовач каждую репетицию начинал с того, что спрашивал у актеров: «Ну, какую историю будем сегодня придумывать?»

Малый театр, по словам его актеров, не приветствует и плохо приемлет даже постановки нынешнего МХАТа, где на сцене показывают физиологические акты или спектакль начинается с 20-минутного упражнения в ненормативной лексике.

В стране должен существовать НАЦИОНАЛЬНЫЙ, с традициями, историей, театр, как во Франции - «Комеди Франсез» и в Англии - «Олд Вик». Малый - именно такой, уверены наши гости. Но, наверное, потому, что он такой РУССКИЙ, у зарубежных режиссеров не получаются постановки на его сцене. Приезжал один немецкий, потом венгерский режиссер - что-то не вышло, не состыковалось.

- И, наверное, поэтому Чехов, Достоевский и Островский не смотрятся в западных постановках, - считает Э. Быстрицкая. - Тамошние режиссеры не знают глубинных традиций именно нашей жизни. Впрочем, как и мы не можем до конца постичь их традицию, хотя нам это проще в силу широты русской души.

Я играла в спектакле по пьесе Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир» , как будто все было успешно и удачно. Но через много лет я посмотрела эту пьесу в лондонском «Олд Вик» - и мне стало стыдно. Я играла совсем не так, плохо или по-своему представляя английские традиции, не зная особенностей быта.

Все ведь это нарабатывается веками. Когда я почти 50 лет назад пришла в Малый театр, здесь еще играли актрисы - выпускницы Института благородных девиц. Их воспитание, привитые им глубокие традиции, отношение к людям, к делу, большой русский талант оказывали колоссальное воздействие на нас, молодежь. И потом в театре не исчез этот дух, эта чарующая атмосфера.

Прославленные актеры Гоголева, Турчанинова, Бабочкин, Светловидов бережно хранили ее. У нас тишина в коридорах и за кулисами во время спектакля, младшие встают при приближении старших, к ним чувствуется уважение, и молодежь с почтением прислушивается к их советам.

Да, у нас классические постановки, которые много говорят душе и которые останутся вечно молодыми. А новаторство в классике нужно оправдать, заслужить на него право.

«Вести сегодня» (Рига), 14.03.2006

Дата публикации: 17.03.2006
«Пресса о гастролях Малого театра»

В МАЛОМ НЕ УВИДЯТ ВИКТЮКА

В апреле рижских театралов ожидает большая радость - гастроли Государственного Малого академического театра России. Мы увидим два спектакля по пьесам А. Островского: «На всякого мудреца довольно простоты» и «Правда - хорошо, а счастье лучше».

преддверии гастролей глава «Балтийской жемчужины» Марина Липченко пригласила в Ригу на пресс-конференцию исполнителей главных ролей - прославленных, именитых и любимых всем бывшим Союзом актеров, преподавателей театральных школ - народную артистку СССР Элину Быстрицкую и народных артистов России Евгению Глушенко и Бориса Клюева. Гастроли поддерживают Hansabanka, коньячный дом Hennessy и посольство России.

В этом году Малый театр, старейший на пространстве, говорящем по-русски, отмечает очень значительный юбилей - 250 лет со дня основания. Он знаменит своей ШКОЛОЙ, преемственностью традиций настоящего русского театра, особой культурой отношений. От этого пути Малый не отступал никогда. Его еще называют «Домом Островского» и «вторым Московским университетом».

- Академический Малый театр называют «народным достоянием» наравне с Большим и Московской консерваторией, - сказал Б. Клюев. - И нам еще при Ельцине обещали большие зарплаты и особый статус благоприятствования. Но как-то не случилось.

В современном театре произошла удивительная метаморфоза: при всей демократии новых, ярких режиссеров не появилось, хотя должны бы... Мы счастливы, что у нас работает ученик Петра Фоменко - Сергей Женовач. Это удивительный режиссер - тонкий, умный, интеллигентный, успешно работающий с актерами разных поколений и школ и умеющий передать им чувство легкости и радости сценической игры.

У нас никогда не будут работать ни Житинкин, ни Виктюк. Хотя бы потому, что для них самое важное - не актер, а режиссерское решение. А в нашем театре все 250 лет во главу угла ставился именно актер. Парадокс, но Москва испытывает дефицит режиссеров, хотя их каждый год выпускает ГИТИС.

Евгения Глушенко вспоминает, что Женовач каждую репетицию начинал с того, что спрашивал у актеров: «Ну, какую историю будем сегодня придумывать?»

Малый театр, по словам его актеров, не приветствует и плохо приемлет даже постановки нынешнего МХАТа, где на сцене показывают физиологические акты или спектакль начинается с 20-минутного упражнения в ненормативной лексике.

В стране должен существовать НАЦИОНАЛЬНЫЙ, с традициями, историей, театр, как во Франции - «Комеди Франсез» и в Англии - «Олд Вик». Малый - именно такой, уверены наши гости. Но, наверное, потому, что он такой РУССКИЙ, у зарубежных режиссеров не получаются постановки на его сцене. Приезжал один немецкий, потом венгерский режиссер - что-то не вышло, не состыковалось.

- И, наверное, поэтому Чехов, Достоевский и Островский не смотрятся в западных постановках, - считает Э. Быстрицкая. - Тамошние режиссеры не знают глубинных традиций именно нашей жизни. Впрочем, как и мы не можем до конца постичь их традицию, хотя нам это проще в силу широты русской души.

Я играла в спектакле по пьесе Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир» , как будто все было успешно и удачно. Но через много лет я посмотрела эту пьесу в лондонском «Олд Вик» - и мне стало стыдно. Я играла совсем не так, плохо или по-своему представляя английские традиции, не зная особенностей быта.

Все ведь это нарабатывается веками. Когда я почти 50 лет назад пришла в Малый театр, здесь еще играли актрисы - выпускницы Института благородных девиц. Их воспитание, привитые им глубокие традиции, отношение к людям, к делу, большой русский талант оказывали колоссальное воздействие на нас, молодежь. И потом в театре не исчез этот дух, эта чарующая атмосфера.

Прославленные актеры Гоголева, Турчанинова, Бабочкин, Светловидов бережно хранили ее. У нас тишина в коридорах и за кулисами во время спектакля, младшие встают при приближении старших, к ним чувствуется уважение, и молодежь с почтением прислушивается к их советам.

Да, у нас классические постановки, которые много говорят душе и которые останутся вечно молодыми. А новаторство в классике нужно оправдать, заслужить на него право.

«Вести сегодня» (Рига), 14.03.2006

Дата публикации: 17.03.2006