Новости

ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ: ЖИВУ ТАК, КАК СЧИТАЮ НУЖНЫМ

ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ: ЖИВУ ТАК, КАК СЧИТАЮ НУЖНЫМ

Элина Быстрицкая почти никогда не отказывает журналистам в интервью. Зато всегда честно предупреждает, что не любит глупых вопросов и разговоров о том, что осталось за кадром во время съемок, а больше всего ее раздражает, когда хотят выпытать интимные подробности личной жизни или заглянуть в замочную скважину ее спальни. «Впрочем, - на мгновение задумавшись, с улыбкой добавляет она, - я отвечаю на любые вопросы. Другое дело, как я отвечаю».

ПОЦЕЛУЙ под гимн СОВЕТСКОГО СОЮЗА

- Элина Авраамовна, говорят, детство у вас было озорное - играли в мальчишеские игры, стреляли из рогатки, хулиганили...

- Не из чего я не стреляла. Я... дралась по-мальчишески. Потому что во дворе нужно было защитить себя и слабеньких. А я была сильная. Помню, однажды обидели мою подружку (наши мамы дружили, младенцами возили нас в одной коляске), а она была маленькая, худенькая. Я не разрешала ее обижать - могла за нее подраться. Если меня хотели обидеть, могла вступить в драку. Еще помню, мальчишка был у нас в школе, так он всю дорогу бежал до дома за мной, чтобы ударить портфелем. Но я давала сдачи.

- Разве было принято поднимать руку на девчонок, тем более маленьких?

- По-моему, он был в меня просто влюблен... А играли мы в основном в бильярд. Для нас с двоюродным братом родители купили маленький бильярдик, чтобы мы никуда не шастали. И весь двор приходил к нам домой поиграть. Но самой большой моей страстью с детства был театр. Мы сами придумывали сюжеты, тексты, ставили домашние спектакли.

- Что, например?

- «Чапаев». Брат играл Чапаева, а я - Петьку.

- Почему не Анку?

- А потому что мне нравились слова, которые Петька говорил: «Тихо! Чапай думать будет!» Как в фильме. Позже я поступила в музыкальную школу, при которой был балетный класс. Никогда не забуду, как мама пришла посмотреть меня в спектакле «Маруся Богуславка», где в сцене «гарем султана» я в восточном костюме исполняла танец живота. Зрители аплодировали, а мама была очень недовольна, считая, что я исполняю что-то непотребное. Она спросила: «И это такая профессия?» Мои родители были категорическими противниками, чтобы я занималась не медициной. Отец был военным медиком, инфекционистом, мама во время войны работала в госпитале.

- Они хотели, чтобы вы продолжили династию?

- Сначала и я тоже этого хотела - мне нравилось лечить, было приятно, когда раненые благодарили, уважали. Я с отличием окончила медтехникум в городе Нежине, получила диплом фельдшера-акушерки и даже приняла 15 полагающихся мне родов. Но уже тогда понимала, что медицина не для меня. Потом родители поняли, что меня не переубедить, и я уехала в Киев поступать в институт театрального искусства. Начала сниматься в массовках, какое-то время работала в цирке ассистенткой у Кио. А потом меня утвердили на роль Елены в фильме «В мирные дни». Это были первые серьезные съемки в моей жизни.

- Самое яркое воспоминание из юности...

- В сорок четвертом наш госпиталь переезжал из Одессы за границу, но меня не взяли - сказали, мол, поезжай учиться. Я приехала в родной Киев, а там вместо нашего дома - груда кирпичей. До сих пор перед глазами обгоревшая груша, на которой раньше висели мои качели, а на соседской стене остатки нашей крыши.

- Когда вы впервые почувствовали, что являетесь обладательницей незаурядной внешности или, иначе говоря, красавицей?

- Когда началась война, мне было 13 лет, и я думала только о том, как приносить пользу. Я хотела работать на Победу. А о своей внешности впервые я услышала в госпитале в сорок первом году... Лежали раненые, симпатичные ребята, один другому говорит: «Посмотри, какая хорошенькая девушка!» И смотрят вроде как на меня. Оглянулась - никого, значит, это про меня. Пришла домой, долго смотрела в зеркало и очень удивилась, потому что ничего необычного там не увидела.

- Вы считались не только одной из лучших студенток, но и одной из первых красавиц. За вами пытались ухаживать студенты?

- Ухаживать-то пытались... Например, такой был случай. Кажется, после фильма или спектакля меня провожал домой аспирант. Все поглядывал на меня большими темными глазами и всю дорогу молчал, как будто думал о чем-то. А я тоже - опыта никакого, юная, жду, чего он скажет. Проводил он меня до калитки и, я так думаю, совсем уж собрался было поцеловать. Но едва протянул ко мне руки, как из репродуктора с соседнего столба (а тогда громкоговорители висели на каждом столбе) грянул Гимн Советского Союза. Мой ухажер сразу выпрямился, встал по стойке смирно...

- Какими качествами мужчина должен обладать, чтобы вам понравиться?

- Прежде всего он не должен лгать и предавать. Эти качества я не приемлю не только в мужчинах, но и в людях вообще.

ЧУТЬ НЕ УТОПИЛАСЬ В ДНЕПРЕ

- Как получилось, что на последнем курсе театрального института вас хотели отчислить?

- 21 января 1953 года должен был состояться концерт «Памяти Ленина». Я выучила «Сказку о Ленине» Натальи Забилы, сосредоточенна была, стояла, повторяла многостраничный текст. И в это время один из студентов 2-го курса (и как он подкрался ко мне?) вдруг как дунул из свистульки в самое мое ухо. Я отреагировала немедленно
- залепила ему пощечину, знаете, от души. А уже вечером разразился скандал - хотели поставить вопрос о моем отчислении.

- Это правда, что вы обещали...

- Я сказала: «Если завтра будет приказ о моем отчислении, послезавтра ищите меня в Днепре». Сказала и ни капли не солгала. У меня был такой тяжелый путь в искусство, что мне жить-то незачем было бы, если бы у меня отняли право заниматься, чем я хочу. Я же пережила очень тяжелую борьбу с родителями. И вдруг оказалась бы несостоятельной перед ними. Конечно, сегодня я бы так не сделала, а тогда свое слово сдержала бы... В результате собрали комсомольское собрание, на котором вспомнили обо «всех моих преступлениях», припомнили и пощечину, и что «она не хотела танцевать с Ваней Марушко - от него, видите ли, деревней пахнет. А деревня пахнет хлебом, товарищи!» Знаете, такая тогда была демагогия...

А я никогда не говорила, что от него деревней пахнет, сказала, что пахнет потом, он не моется, не хочу с ним танцевать. Я же имела на это право! А вы знаете, что такое танцевать в паре? Он самый слабый был студент, а я после балетной школы...
Я на собрании не выступала - была оскорблена. Постановили: «исключить Быстрицкую из комсомола и просить дирекцию исключить из института». Но ниоткуда не исключили. Когда в райкоме потребовали сдать комсомольский билет, я сказала: «Я его получала на фронте и вам его не отдам!» Это было сказано искренне - для меня это была святая книжечка. Так вышло, что пощечина была в день смерти Ленина, а амнистировали меня после смерти Сталина... Институт я окончила с отличием. Но это собрание меня научило многому, подтолкнуло к тому, что я захотела уехать с Украины. И уехала.

- Но вы же киевлянка и почти не знали чистого русского языка?

- Я сразу стала заботиться о своем русском языке. Это было непросто - перейти с украинского на чистый русский. Но выручило, что слух приличный. К тому же во время войны у нас в госпитале начальница лаборатории была из Астрахани, а ее заместительница - из Москвы. Мы часто общались. Так что мне было легче - на слуху была хорошая русская речь.

МЕНЯ ЗАПИСАЛИ В ЛЮБОВНИЦЫ ЗАВАДСКОГО

- Меня распределили в Херсонский драматический театр. Выбирать студентов приезжал лично главный режиссер театра Павел Морозенко.
Он посмотрел на меня, вот так пальчиком ткнул и сказал: «Сегодня в семь. Ресторан «Спорт». Я ответила, что никуда не пойду. «Ну смотри, тебе у меня работать!» Вот и все. Я никогда его больше не видела, знала наверняка только то, что ни за что не поеду в его театр. Только из-за этого факта.

- Вам не приходилось слышать о так называемом негласном черном списке, куда вносят актрис-«отказниц», недотрог, не следующих «правильной» линии режиссера? Для них почти нет ролей и т.д.

- Если такой список существует, то, может, там есть и я. Потому что я никогда не была очень послушной, но не в творческом смысле. Простите, пожалуйста, но я не считала, что можно получить работу через постель. Я свои взгляды не изменила.

- Но вы же видели, что другие...

- А почему я должна делать то, что делают другие?! Я живу так, как я считаю правильным.

- Вас просматривал сам Юрий Завадский, и просмотр удался. Приглашение такого режиссера сулило заманчивые перспективы. Но из Театра имени Моссовета вместо вызова вы получили отказ. Почему?

- Незадолго до этого мы отмечали свадьбу моей подруги и встретили выпускников предыдущего курса. Надо сказать, я не скрывала своего ликования по поводу того, что скоро окажусь в столице, но кто-то из них меня «пожалел»: «Що ж ты, несчастна, будешь там робыть?» - «Що буду робыть? Роли буду грать», - сказала я гордо. А потом... прислали мои документы обратно. В письме было сказано, что я не могу быть принята на работу, потому что у меня нет московской прописки. Правду узнала только через три года, в 1956 году, во время съемок «Тихого Дона». Помню, была непогода, мы сидели, варили пельмени. И я спросила моссоветовца Бориса Новикова: «Ты не знаешь, почему меня не взяли?» Он ответил: «Да весь театр знает! Прислали штук двадцать анонимок с обвинением, что ты заявила: мол, буду жить с Завадским и играть все главные роли...»

- Завистники?

- Кто были авторы этих писем, можно только гадать, но наверняка недоброжелатели, которые не в силах были пережить, что я в Москву попала. Я же не пошла доказывать, что ничего подобного не говорила.

- Расскажите о вашем первом инциденте на съемочной площадке. Я имею в виду некогда нашумевший ваш конфликт с Сергеем Бондарчуком.

- Это был не первый инцидент. Первый был на съемках морского фильма «Богатырь» идет в Марто». Там был оператор, которому я очень нравилась. Он мне в открытую сказал: если я не..., то он меня так снимет, что никто никогда вообще не захочет снимать. Но, как вы понимаете, я отказалась. Он и снял. Когда Эрмлер увидел этот фильм, я уже начала сниматься у него в «Неоконченной повести». Он признался, что если бы увидел этот фильм раньше, ни за что не дал бы мне эту роль.

А с Бондарчуком все началось еще в 1950 году в Киеве, когда снимался фильм «Тарас Шевченко». Он стоял за мной в буфете и грубовато меня отодвинул. Я сказала: «Потише ручками!» Вот и весь конфликт. Как он мог запомнить? Это для нас всех он был Бондарчук, я тогда вообще была в массовке. Но, может, запомнил... Потом встретились в «Неоконченной повести». Там он выругал меня. Нецензурно.

- За что?

- Ни за что - просто так. Сняли его через мое плечо, ставили свет на меня. Я уже готова была, хорошо настроилась. А он просто решил сделать гадость. И не извинился. После этого я сказала, что сниматься не буду. Уговорил режиссер. Так и доснимали - молча, строго по сценарию... Бондарчук вообще, честно говоря, был большой хам, и не только по отношению ко мне. Не будем больше о нем - этот факт больше характеризует меня, нежели его.

- Как же вам удалось сыграть любовь, да еще так, что сразу после выхода фильма на экраны вам начали подражать зрительницы, да и актрисы, новорожденных мамы называли Элинами, а девчонки повально поступали в медицинские вузы?

- Во-первых, там был замечательный режиссер - великий мастер Фридрих Эрмлер, снявший «Великого гражданина», «Она защищает Родину» и другие фильмы. А во-вторых... удалось и все. Это моя профессия. Я к тому времени уже была профессиональной актрисой.

ГЛАВНАЯ КАЗАЧКА РОССИИ

- В 1955-м вас признали лучшей актрисой года. Что изменилось в вашей жизни после этого?

- Очень многое. Например, то, что меня включили в делегацию, отправившуюся на первую Неделю советского фильма в Париж. Нас было 17 человек, женщин только пятеро - Целиковская, Ларионова, Калинина, Измайлова и я. Именно там от Аллы Ларионовой я узнала, что Сергей Герасимов приступает к съемкам «Тихого Дона» и ищет исполнителей главных ролей.

- Вы действительно просто взяли и позвонили Герасимову?

- Все так и было. Дело в том, что у меня был опыт участия в отрывке из «Тихого Дона» еще в институте. Но, по мнению моего тогдашнего педагога, Аксинья - роль не для меня. А я мечтала об этой роли. Как только мы прилетели в Москву, я прямо из аэропорта позвонила Герасимову: «Дайте мне возможность попробоваться на роль Аксиньи». Тогда ведь не стыдно было проситься на пробы, потому что потом нужно было еще выиграть конкурс на роль. Он мне ответил: «Приезжайте прямо сейчас. У меня тут уже один Григорий сидит». И я приехала к Сергею Аполлинариевичу. У него дома сидел какой-то горбоносый актер из Орла с кучерявыми темными волосами, который мне сразу не понравился...

- Почему?

- Он был не похож на Григория в моем понимании. Он был синеглазый, а Гришка - турецких кровей, черноглазый. Кстати, перед Глебовым я виновата - я его тоже не воспринимала поначалу. Только потом, когда увидела, как Глебов работает, я поменяла отношение. А он всегда относился ко мне хорошо. И он, и вся его семья...
Герасимов дал мне текст и попросил нас прочитать сцену в подсолнухах - ту самую, в которой я провалилась в институте. Я не смогла. Сказала, что мне надо заново перечитать всю книгу, а пока я переполнена парижскими впечатлениями и не готова. Вышла за дверь - и в слезы. Уехала, понимая, что все пропало. А через две недели меня вызвали на пробы.

- Много было претенденток на Аксинью?

- Очень много. На все роли было много претендентов. Шолохов утверждал...

- Почему Шолохов, а не... КПСС?

- Этот вопрос не ко мне. Я думаю, это было очень важно, чтобы самому автору кандидатуры были по душе.

- Поэтому, увидев вас, он забраковал остальные кандидатуры?

- Мне рассказали так. Ему показали несколько разных проб, причем меня не первую, и он сказал: «Так вот же она - Аксинья». Вопрос отпал.

- А Нонна Мордюкова пробовалась?

- Нет. Насколько я знаю, ее даже к пробам не допустили.

- Герасимов не говорил, почему? Она же была одной из его любимых учениц...

- А почему он должен мне это говорить?

- Какие остались самые яркие впечатления от съемок?

- Во время войны госпиталь, в котором я работала лаборанткой, был развернут в одной из казачьих станиц, поэтому, что такое казаки, я знала... Вообще «Тихий Дон» и работа с Герасимовым - это для меня как университет. А что запомнилось? В основном трудности - и погодные, и то, что надо было учиться скакать на лошади, а я их боялась... Было довольно смешно, когда первый раз подвели коня - самого высокого и крупного. Великана. Но научилась же...

- Это правда, что вы носите титул «Главная казачка России»?

- После «Тихого Дона» тридцать старейшин донских казаков прислали мне письмо, в котором просили, чтобы я называлась не иначе как Аксинья Донская. Я ответила, что фамилию отца не изменю, но чрезвычайно им благодарна за признание моих заслуг. Это было о-оч-чень не просто.

КОСМОНАВТЫ ПОМОГЛИ ПОДНЯТЬ НАШУ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ГИМНАСТИКУ

- Вы когда-то признавались, что в молодости вам очень нравился чисто внешне Жан Маре и вы даже с ним встречались...

- Скажете тоже - встречалась! Виделись... Он приезжал в СССР, и мы принимали его в Доме кино, вместе фотографировались. Не более...

- Молва твердит, что у вас была масса поклонников в актерской среде, но ни одному из мужчин-актеров так и не удалось тронуть ваше сердце. Почему?

- На меня никто не мог произвести впечатления. К тому же у меня была цель в жизни - я хотела учиться, мечтала получить профессию, затем стать в этой профессии мастером. И чтобы все, что я буду делать, было основательно, а остальное приложится. Собственно говоря, так и произошло. На сегодняшний день, помимо того, что я актриса с высоким званием, я имею звание профессора, академик нескольких академий, в том числе Российской академии естественных наук и Национальной киноакадемии, я доктор наук... Понимаете, об этом можно только мечтать! Причем я говорю сейчас не о званиях, а об уровне. Какого уровня я хотела достичь, такого и достигла. Сегодня мне не страшно оказаться без работы, потому что я всегда знаю, чем можно ее заменить.

- Вы почти 20 лет были президентом Федерации художественной гимнастики СССР. И насколько мне известно, были там отнюдь не «свадебным генералом».

- Я мечтала, чтобы наша художественная гимнастика вышла на мировой уровень. А для этого нужно было сделать многое. Во-первых, организовать участие нашей гимнастики в спартакиадах народов СССР, доказать, что она этого достойна. Затем - поставить вопрос об олимпийском помосте, что и было сделано. А сделать это было нелегко. Для того чтобы нас признали как вид, нужна была мощная поддержка. И я позвонила космонавту Береговому, попросила помочь. В это время Гречко и Романенко были в космосе, и Береговой определил, что Романенко будет вице-президентом Федерации художественной гимнастики, моим замом. Потом я договорилась, чтобы ни одно соревнование не проходило без телетрансляции. Много работала с нашими замечательными гимнастками Ириной Дерюгиной, Галимой Шугуровой...

- А то, что космонавты участвовали в этом, действительно было так весомо?

- Что вы! Космонавт был авторитетнейшим человеком. Многого удалось добиться только потому, что вместе со мной добивался Романенко. Это же были герои страны, им нельзя было отказать.

- Я знаю, что вы были знакомы с Юрием Гагариным...

- Просто очаровательный был парень. Улыбка одна у него чего стоила. Мы были на гастролях в Крыму, он приходил на спектакль. Потом он с приятелем пригласили меня и группу актеров на какую-то поляну, где обычно правительство отдыхало. Мы там рыбу ловили, целый день вместе провели. У нас были простые чистые отношения, я могла ему запросто позвонить, посоветоваться, наверное, могла бы о чем-нибудь попросить. А ведь его слово было вообще, как Господа Бога.

- Фильм, который повлиял, наверное, не на одно поколение, - «Добровольцы». Вы там сыграли героиню уж сильно похожую на себя в жизни. Это так?

- Свою работу в этом фильме я посвятила маме, потому что я помню ее такой, в комсомольской косыночке. Дело в том, что Евгений Долматовский написал поэму, романтическую историю, авторы дали нам поступки, а мотивировки - наши. Надо так мотивировать, чтобы поступок был жизненным. Там был прекрасный режиссер Юрий Егоров, в прошлом летчик, фронтовик. И он понимал, что снимает. Так же, как и Долматовский, и автор музыки Марк Фрадкин - они были на фронте. А для меня и по сей день люди, которые прошли войну, - это особые люди. Егорову удалось собрать удивительный актерский состав, съемочную группу.
После этого я получила приглашение перейти в труппу Малого театра - сначала по договору, а затем (в марте 1959 г.) с зачислением в штат. Первой моей ролью на сцене Малого стала леди Уиндермиер в спектакле по О. Уайльду «Веер леди Уиндермиер».

РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ СОБЛЮСТИ ЧЕСТЬ, ОТКАЗЫВАЛАСЬ ОТ МНОГОГО

- Видно, не зря говорят, что у вас характер не сахар. Одно только перечисление имен, с кем за довольно короткий срок вы окончательно испортили отношения, впечатляет: после Бондарчука были Ильинский, Шолохов...

- А кто вам сказал, что я поссорилась с Шолоховым? В 1962 году я снималась у Георгия Натансона в фильме «Все остается людям». Съемки проходили в Ленинграде, где в те же дни был и Михаил Александрович (он участвовал в симпозиуме писателей). Я позвонила ему в гостиницу, сказала, что хотела бы повидаться с ним. Он говорит: «Приезжай, Ксюша!» (Он меня Ксюшей называл - как героиню «Тихого Дона».) Когда я поднялась в номер, увидела, что в комнатах стоят столы, за ними вчерашние гости, перегар сплошной, и он с такими вот заплывшими глазами. Я была так потрясена, что не удержалась и сказала: «Что же вы делаете с писателем Шолоховым?» И вдруг он: «Замолчи! Ты думаешь, я не понимаю, что я выше «Тихого Дона» ничего не написал?!» За всю жизнь я общалась с ним всего три раза. Это был третий и последний... А вот с Ильинским я сама виновата (смеется). Мне не нужно было говорить ему, что его жена не годится на роль Эммы Бовари. Но я тогда думала, что говорю правильно, потому что искусство выше отношений...

- Элина Авраамовна, вы всю жизнь такая максималистка?

- Я всегда поступаю так, как мне велит душа. И если я что-то определяю для себя, то иду до конца. Может, это мой максимализм, а может, просто у меня есть определенные принципы.

- Какие же главные законы Элины Быстрицкой?

- Я же сказала - не врать и не предавать. Ничего необыкновенного - все по заповедям, я воспитана так, что не нарушаю своих принципов. Я просто живу по правилам, которые были у нас в семье. Стараюсь не мешать окружающим. Но не допускаю, чтобы и мне мешали. Ради того, чтобы соблюсти честь, могу отказаться и отказывалась от многого. Выше достоинства для меня привилегий нет. Ни деньги, ни благополучие меня не остановят, если я считаю, что задет вопрос чести.

- Того же самого требуете и от других?

- Никому ничего не диктую. Если кто-нибудь что-нибудь делает не так, как я считаю нужным, то я или высказываюсь, или отворачиваюсь и ухожу.

- И часто приходится так поступать?

- (Смеется) Нет, не часто, слава богу...

- В одном из интервью вы дали понять, что нередко вас подстерегали испытания такого рода. Например, во время поездки в Англию некий чиновник, будучи руководителем советской делегации, попытался склонить вас к определенного рода отношениям, но нарвался на такое сопротивление, которого не ожидал. Это было?

- Да. Насколько помню, это был какой-то большой начальник, который сказал мне: «Тогда ты больше вообще никуда не поедешь!» Я ответила: «Ну и что?!» Нечто похожее было не только с его стороны. Но с тем же успехом.

- И в течение нескольких лет вы были невыездной...

- Это не совсем точный термин. Я не была невыездной, меня просто какое-то время никуда не посылали.

- Как вы к этому относились?

- Да никак! Наплевательски. Я достаточно гордый человек. Никуда не ходила ничего выяснять, не ходила просить. Я жила так, как считала нужным. И живу сейчас.

- Но не с этим ли связан ваш многолетний простой в кино?

- С чего вы взяли? Да, в моей жизни была черная полоса. После «Неоконченной повести» я начала сниматься у Рома в «Убийстве на улице Данте», но заболела желтухой и потеряла роль. Позже в театре я повредила ногу во время спектакля, доиграла спектакль, но порвала связку. Сыграла на хлорэтиле еще два спектакля - получила ожог четвертой степени, и мои роли стали играть дублеры. Но, извините, в 58-м - «Тихий Дон», в 59-м - «Добровольцы», в это же время снимались фильмы-спектакли в Малом театре - «Старик», «Бешеные деньги», другие... Я снималась во Франции, в Болгарии, даже научилась говорить по-болгарски. Просто эти фильмы у нас не показывали. Простой! У меня не простой -я театральная актриса! У меня в театре не было премьер, но я играла старый репертуар или вводилась во что-то. Это же тоже работа. Я никогда без работы не была.

- Часто приходилось отказываться от киноролей?

- Часто. Для меня всегда было важно, кто снимает, с кем и где. И в каком я самочувствии.

- Поговорим о ваших увлечениях. Вы азартный человек?

- Да! Я страстная бильярдистка. В бильярдной могу пробыть пять часов подряд и не заметить. Раньше играла часто, сейчас в основном в домах отдыха, на большее не хватает времени. Но на деньги я никогда не играла - меня влечет победа.

ГЛАВНАЯ МОЯ МЕЧТА - ЖЕНСКИЙ ЦЕНТР

- Единственный в жизни автограф вы взяли у Маргарет Тэтчер. Расскажите, как это было?

- Маргарет Тэтчер я очень уважаю за женский ум, считаю эталоном женщины-политика... Я находилась в поездке по Англии и была приглашена к ней в дом. Там были еще гости, и поскольку у меня с английским языком сложности, я в основном наблюдала и слушала. А когда уходила, попросила автограф. Она пообещала, что пришлет. И прислала свою фотографию с автографом, которая хранится у меня дома.

- Вы упорно избегаете разговоров о вашем опыте семейной жизни. Понятно - почему, но не спросить о нем не могу.

- Моя семейная жизнь - это мое личное дело. И мой опыт никому не может быть полезен. А устраивать замочную скважину для всех интересующихся я не собираюсь.

- Интересно узнать, например, о вашем муже, чем он занимался?

- Он работал в Министерстве внешней торговли, в политическом управлении. Мой муж был очень интересный человек. С ним мне было интересно общаться, разговаривать, ходить по театрам и галереям, потом обсуждать увиденное, спорить. Своим формированием я во многом обязана ему.

- Вы познакомились, когда вас узнала уже вся страна?

- Нет, это было во время съемок «Тихого Дона». Нас познакомил его друг. И мы были вместе 27 лет. Но подробности нашей жизни я не люблю рассказывать. Я считаю, что мой дом - это моя защита. Почему я должна впускать туда посторонних?! Я прочитала книгу одной, другой актрисы, которые пишут даже с кем, когда и сколько они спали. Простите, но лично меня это совершенно не интересует. Что касается моей семейной жизни, я всегда говорю: «У меня все, что положено, было. Я была счастлива. Но приходит время, когда в семье остается кто-то один». Еще Омар Хайям мудро сказал: «Уж лучше будь один, чем вместе с кем попало».

- А друзей много у вас?

- Друзьями я не обделена. У меня есть близкие подруги, одна очень близкая - мы дружим уже более 20 лет. Есть мужчины-друзья. И мне дорого, что я не общаюсь с кем попало, а только с людьми, с которыми мне интересно. И им интересно со мной. Мои учителя, мои партнеры по сцене, по фильмам драгоценны для меня. К сожалению, с каждым годом их становится меньше...

- Кстати, расскажите, как вы сейчас живете? Чем занимаетесь?

- Нормально. У меня очень много обязательств. Помимо работы в театре и выступлений в концертах, у меня еще есть благотворительный фонд и замысел, который я пытаюсь воплотить в жизнь почти десять лет. Наконец стала сбываться моя давнишняя мечта - построить для женщин специализированный центр, где можно было бы оказать им необходимую помощь, узнать, что их интересует, а может быть, даже научить. Лично я считаю, что наша низкая культура быта ведет к тяжелому состоянию экологии, а через женщину как хранительницу генофонда можно повлиять на семью, на общество в целом. Кстати, это же подтвердили и ученые, с которыми я консультировалась.

- И на каком этапе создание этого центра?

- Московское правительство двенадцать лет назад выделило участок земли - угол Цветного бульвара и Садово-Сухаревской улицы. Сейчас главная моя задача - успеть сделать этот центр. Это очень важно для меня. Единственное, что затрудняет, - возраст у меня солидный...

- Возраст, может быть... Но, признаться, выглядите вы просто изумительно. Как вам это удается?

- У каждого человека свой помощник. У меня - это гантели по полкило каждая. Для женщины больше не нужно. Еще хорошо помогают гимнастическая палка и обруч. Конечно, я сегодня не та, какой была 25 лет назад. Но форма еще не ушла. Сегодня для меня счастье то, что я физически здорова, могу выйти на сцену моего любимого театра, могу предположить, что в состоянии сделать что-то в кино. Для меня счастье - это вставать утром и знать, что тебе есть что делать.

Андрей КИСЕЛЕВ.
«Ежедневные новости-Подмосковье», 04.04.2006

Дата публикации: 04.04.2006
ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ: ЖИВУ ТАК, КАК СЧИТАЮ НУЖНЫМ

Элина Быстрицкая почти никогда не отказывает журналистам в интервью. Зато всегда честно предупреждает, что не любит глупых вопросов и разговоров о том, что осталось за кадром во время съемок, а больше всего ее раздражает, когда хотят выпытать интимные подробности личной жизни или заглянуть в замочную скважину ее спальни. «Впрочем, - на мгновение задумавшись, с улыбкой добавляет она, - я отвечаю на любые вопросы. Другое дело, как я отвечаю».

ПОЦЕЛУЙ под гимн СОВЕТСКОГО СОЮЗА

- Элина Авраамовна, говорят, детство у вас было озорное - играли в мальчишеские игры, стреляли из рогатки, хулиганили...

- Не из чего я не стреляла. Я... дралась по-мальчишески. Потому что во дворе нужно было защитить себя и слабеньких. А я была сильная. Помню, однажды обидели мою подружку (наши мамы дружили, младенцами возили нас в одной коляске), а она была маленькая, худенькая. Я не разрешала ее обижать - могла за нее подраться. Если меня хотели обидеть, могла вступить в драку. Еще помню, мальчишка был у нас в школе, так он всю дорогу бежал до дома за мной, чтобы ударить портфелем. Но я давала сдачи.

- Разве было принято поднимать руку на девчонок, тем более маленьких?

- По-моему, он был в меня просто влюблен... А играли мы в основном в бильярд. Для нас с двоюродным братом родители купили маленький бильярдик, чтобы мы никуда не шастали. И весь двор приходил к нам домой поиграть. Но самой большой моей страстью с детства был театр. Мы сами придумывали сюжеты, тексты, ставили домашние спектакли.

- Что, например?

- «Чапаев». Брат играл Чапаева, а я - Петьку.

- Почему не Анку?

- А потому что мне нравились слова, которые Петька говорил: «Тихо! Чапай думать будет!» Как в фильме. Позже я поступила в музыкальную школу, при которой был балетный класс. Никогда не забуду, как мама пришла посмотреть меня в спектакле «Маруся Богуславка», где в сцене «гарем султана» я в восточном костюме исполняла танец живота. Зрители аплодировали, а мама была очень недовольна, считая, что я исполняю что-то непотребное. Она спросила: «И это такая профессия?» Мои родители были категорическими противниками, чтобы я занималась не медициной. Отец был военным медиком, инфекционистом, мама во время войны работала в госпитале.

- Они хотели, чтобы вы продолжили династию?

- Сначала и я тоже этого хотела - мне нравилось лечить, было приятно, когда раненые благодарили, уважали. Я с отличием окончила медтехникум в городе Нежине, получила диплом фельдшера-акушерки и даже приняла 15 полагающихся мне родов. Но уже тогда понимала, что медицина не для меня. Потом родители поняли, что меня не переубедить, и я уехала в Киев поступать в институт театрального искусства. Начала сниматься в массовках, какое-то время работала в цирке ассистенткой у Кио. А потом меня утвердили на роль Елены в фильме «В мирные дни». Это были первые серьезные съемки в моей жизни.

- Самое яркое воспоминание из юности...

- В сорок четвертом наш госпиталь переезжал из Одессы за границу, но меня не взяли - сказали, мол, поезжай учиться. Я приехала в родной Киев, а там вместо нашего дома - груда кирпичей. До сих пор перед глазами обгоревшая груша, на которой раньше висели мои качели, а на соседской стене остатки нашей крыши.

- Когда вы впервые почувствовали, что являетесь обладательницей незаурядной внешности или, иначе говоря, красавицей?

- Когда началась война, мне было 13 лет, и я думала только о том, как приносить пользу. Я хотела работать на Победу. А о своей внешности впервые я услышала в госпитале в сорок первом году... Лежали раненые, симпатичные ребята, один другому говорит: «Посмотри, какая хорошенькая девушка!» И смотрят вроде как на меня. Оглянулась - никого, значит, это про меня. Пришла домой, долго смотрела в зеркало и очень удивилась, потому что ничего необычного там не увидела.

- Вы считались не только одной из лучших студенток, но и одной из первых красавиц. За вами пытались ухаживать студенты?

- Ухаживать-то пытались... Например, такой был случай. Кажется, после фильма или спектакля меня провожал домой аспирант. Все поглядывал на меня большими темными глазами и всю дорогу молчал, как будто думал о чем-то. А я тоже - опыта никакого, юная, жду, чего он скажет. Проводил он меня до калитки и, я так думаю, совсем уж собрался было поцеловать. Но едва протянул ко мне руки, как из репродуктора с соседнего столба (а тогда громкоговорители висели на каждом столбе) грянул Гимн Советского Союза. Мой ухажер сразу выпрямился, встал по стойке смирно...

- Какими качествами мужчина должен обладать, чтобы вам понравиться?

- Прежде всего он не должен лгать и предавать. Эти качества я не приемлю не только в мужчинах, но и в людях вообще.

ЧУТЬ НЕ УТОПИЛАСЬ В ДНЕПРЕ

- Как получилось, что на последнем курсе театрального института вас хотели отчислить?

- 21 января 1953 года должен был состояться концерт «Памяти Ленина». Я выучила «Сказку о Ленине» Натальи Забилы, сосредоточенна была, стояла, повторяла многостраничный текст. И в это время один из студентов 2-го курса (и как он подкрался ко мне?) вдруг как дунул из свистульки в самое мое ухо. Я отреагировала немедленно
- залепила ему пощечину, знаете, от души. А уже вечером разразился скандал - хотели поставить вопрос о моем отчислении.

- Это правда, что вы обещали...

- Я сказала: «Если завтра будет приказ о моем отчислении, послезавтра ищите меня в Днепре». Сказала и ни капли не солгала. У меня был такой тяжелый путь в искусство, что мне жить-то незачем было бы, если бы у меня отняли право заниматься, чем я хочу. Я же пережила очень тяжелую борьбу с родителями. И вдруг оказалась бы несостоятельной перед ними. Конечно, сегодня я бы так не сделала, а тогда свое слово сдержала бы... В результате собрали комсомольское собрание, на котором вспомнили обо «всех моих преступлениях», припомнили и пощечину, и что «она не хотела танцевать с Ваней Марушко - от него, видите ли, деревней пахнет. А деревня пахнет хлебом, товарищи!» Знаете, такая тогда была демагогия...

А я никогда не говорила, что от него деревней пахнет, сказала, что пахнет потом, он не моется, не хочу с ним танцевать. Я же имела на это право! А вы знаете, что такое танцевать в паре? Он самый слабый был студент, а я после балетной школы...
Я на собрании не выступала - была оскорблена. Постановили: «исключить Быстрицкую из комсомола и просить дирекцию исключить из института». Но ниоткуда не исключили. Когда в райкоме потребовали сдать комсомольский билет, я сказала: «Я его получала на фронте и вам его не отдам!» Это было сказано искренне - для меня это была святая книжечка. Так вышло, что пощечина была в день смерти Ленина, а амнистировали меня после смерти Сталина... Институт я окончила с отличием. Но это собрание меня научило многому, подтолкнуло к тому, что я захотела уехать с Украины. И уехала.

- Но вы же киевлянка и почти не знали чистого русского языка?

- Я сразу стала заботиться о своем русском языке. Это было непросто - перейти с украинского на чистый русский. Но выручило, что слух приличный. К тому же во время войны у нас в госпитале начальница лаборатории была из Астрахани, а ее заместительница - из Москвы. Мы часто общались. Так что мне было легче - на слуху была хорошая русская речь.

МЕНЯ ЗАПИСАЛИ В ЛЮБОВНИЦЫ ЗАВАДСКОГО

- Меня распределили в Херсонский драматический театр. Выбирать студентов приезжал лично главный режиссер театра Павел Морозенко.
Он посмотрел на меня, вот так пальчиком ткнул и сказал: «Сегодня в семь. Ресторан «Спорт». Я ответила, что никуда не пойду. «Ну смотри, тебе у меня работать!» Вот и все. Я никогда его больше не видела, знала наверняка только то, что ни за что не поеду в его театр. Только из-за этого факта.

- Вам не приходилось слышать о так называемом негласном черном списке, куда вносят актрис-«отказниц», недотрог, не следующих «правильной» линии режиссера? Для них почти нет ролей и т.д.

- Если такой список существует, то, может, там есть и я. Потому что я никогда не была очень послушной, но не в творческом смысле. Простите, пожалуйста, но я не считала, что можно получить работу через постель. Я свои взгляды не изменила.

- Но вы же видели, что другие...

- А почему я должна делать то, что делают другие?! Я живу так, как я считаю правильным.

- Вас просматривал сам Юрий Завадский, и просмотр удался. Приглашение такого режиссера сулило заманчивые перспективы. Но из Театра имени Моссовета вместо вызова вы получили отказ. Почему?

- Незадолго до этого мы отмечали свадьбу моей подруги и встретили выпускников предыдущего курса. Надо сказать, я не скрывала своего ликования по поводу того, что скоро окажусь в столице, но кто-то из них меня «пожалел»: «Що ж ты, несчастна, будешь там робыть?» - «Що буду робыть? Роли буду грать», - сказала я гордо. А потом... прислали мои документы обратно. В письме было сказано, что я не могу быть принята на работу, потому что у меня нет московской прописки. Правду узнала только через три года, в 1956 году, во время съемок «Тихого Дона». Помню, была непогода, мы сидели, варили пельмени. И я спросила моссоветовца Бориса Новикова: «Ты не знаешь, почему меня не взяли?» Он ответил: «Да весь театр знает! Прислали штук двадцать анонимок с обвинением, что ты заявила: мол, буду жить с Завадским и играть все главные роли...»

- Завистники?

- Кто были авторы этих писем, можно только гадать, но наверняка недоброжелатели, которые не в силах были пережить, что я в Москву попала. Я же не пошла доказывать, что ничего подобного не говорила.

- Расскажите о вашем первом инциденте на съемочной площадке. Я имею в виду некогда нашумевший ваш конфликт с Сергеем Бондарчуком.

- Это был не первый инцидент. Первый был на съемках морского фильма «Богатырь» идет в Марто». Там был оператор, которому я очень нравилась. Он мне в открытую сказал: если я не..., то он меня так снимет, что никто никогда вообще не захочет снимать. Но, как вы понимаете, я отказалась. Он и снял. Когда Эрмлер увидел этот фильм, я уже начала сниматься у него в «Неоконченной повести». Он признался, что если бы увидел этот фильм раньше, ни за что не дал бы мне эту роль.

А с Бондарчуком все началось еще в 1950 году в Киеве, когда снимался фильм «Тарас Шевченко». Он стоял за мной в буфете и грубовато меня отодвинул. Я сказала: «Потише ручками!» Вот и весь конфликт. Как он мог запомнить? Это для нас всех он был Бондарчук, я тогда вообще была в массовке. Но, может, запомнил... Потом встретились в «Неоконченной повести». Там он выругал меня. Нецензурно.

- За что?

- Ни за что - просто так. Сняли его через мое плечо, ставили свет на меня. Я уже готова была, хорошо настроилась. А он просто решил сделать гадость. И не извинился. После этого я сказала, что сниматься не буду. Уговорил режиссер. Так и доснимали - молча, строго по сценарию... Бондарчук вообще, честно говоря, был большой хам, и не только по отношению ко мне. Не будем больше о нем - этот факт больше характеризует меня, нежели его.

- Как же вам удалось сыграть любовь, да еще так, что сразу после выхода фильма на экраны вам начали подражать зрительницы, да и актрисы, новорожденных мамы называли Элинами, а девчонки повально поступали в медицинские вузы?

- Во-первых, там был замечательный режиссер - великий мастер Фридрих Эрмлер, снявший «Великого гражданина», «Она защищает Родину» и другие фильмы. А во-вторых... удалось и все. Это моя профессия. Я к тому времени уже была профессиональной актрисой.

ГЛАВНАЯ КАЗАЧКА РОССИИ

- В 1955-м вас признали лучшей актрисой года. Что изменилось в вашей жизни после этого?

- Очень многое. Например, то, что меня включили в делегацию, отправившуюся на первую Неделю советского фильма в Париж. Нас было 17 человек, женщин только пятеро - Целиковская, Ларионова, Калинина, Измайлова и я. Именно там от Аллы Ларионовой я узнала, что Сергей Герасимов приступает к съемкам «Тихого Дона» и ищет исполнителей главных ролей.

- Вы действительно просто взяли и позвонили Герасимову?

- Все так и было. Дело в том, что у меня был опыт участия в отрывке из «Тихого Дона» еще в институте. Но, по мнению моего тогдашнего педагога, Аксинья - роль не для меня. А я мечтала об этой роли. Как только мы прилетели в Москву, я прямо из аэропорта позвонила Герасимову: «Дайте мне возможность попробоваться на роль Аксиньи». Тогда ведь не стыдно было проситься на пробы, потому что потом нужно было еще выиграть конкурс на роль. Он мне ответил: «Приезжайте прямо сейчас. У меня тут уже один Григорий сидит». И я приехала к Сергею Аполлинариевичу. У него дома сидел какой-то горбоносый актер из Орла с кучерявыми темными волосами, который мне сразу не понравился...

- Почему?

- Он был не похож на Григория в моем понимании. Он был синеглазый, а Гришка - турецких кровей, черноглазый. Кстати, перед Глебовым я виновата - я его тоже не воспринимала поначалу. Только потом, когда увидела, как Глебов работает, я поменяла отношение. А он всегда относился ко мне хорошо. И он, и вся его семья...
Герасимов дал мне текст и попросил нас прочитать сцену в подсолнухах - ту самую, в которой я провалилась в институте. Я не смогла. Сказала, что мне надо заново перечитать всю книгу, а пока я переполнена парижскими впечатлениями и не готова. Вышла за дверь - и в слезы. Уехала, понимая, что все пропало. А через две недели меня вызвали на пробы.

- Много было претенденток на Аксинью?

- Очень много. На все роли было много претендентов. Шолохов утверждал...

- Почему Шолохов, а не... КПСС?

- Этот вопрос не ко мне. Я думаю, это было очень важно, чтобы самому автору кандидатуры были по душе.

- Поэтому, увидев вас, он забраковал остальные кандидатуры?

- Мне рассказали так. Ему показали несколько разных проб, причем меня не первую, и он сказал: «Так вот же она - Аксинья». Вопрос отпал.

- А Нонна Мордюкова пробовалась?

- Нет. Насколько я знаю, ее даже к пробам не допустили.

- Герасимов не говорил, почему? Она же была одной из его любимых учениц...

- А почему он должен мне это говорить?

- Какие остались самые яркие впечатления от съемок?

- Во время войны госпиталь, в котором я работала лаборанткой, был развернут в одной из казачьих станиц, поэтому, что такое казаки, я знала... Вообще «Тихий Дон» и работа с Герасимовым - это для меня как университет. А что запомнилось? В основном трудности - и погодные, и то, что надо было учиться скакать на лошади, а я их боялась... Было довольно смешно, когда первый раз подвели коня - самого высокого и крупного. Великана. Но научилась же...

- Это правда, что вы носите титул «Главная казачка России»?

- После «Тихого Дона» тридцать старейшин донских казаков прислали мне письмо, в котором просили, чтобы я называлась не иначе как Аксинья Донская. Я ответила, что фамилию отца не изменю, но чрезвычайно им благодарна за признание моих заслуг. Это было о-оч-чень не просто.

КОСМОНАВТЫ ПОМОГЛИ ПОДНЯТЬ НАШУ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ГИМНАСТИКУ

- Вы когда-то признавались, что в молодости вам очень нравился чисто внешне Жан Маре и вы даже с ним встречались...

- Скажете тоже - встречалась! Виделись... Он приезжал в СССР, и мы принимали его в Доме кино, вместе фотографировались. Не более...

- Молва твердит, что у вас была масса поклонников в актерской среде, но ни одному из мужчин-актеров так и не удалось тронуть ваше сердце. Почему?

- На меня никто не мог произвести впечатления. К тому же у меня была цель в жизни - я хотела учиться, мечтала получить профессию, затем стать в этой профессии мастером. И чтобы все, что я буду делать, было основательно, а остальное приложится. Собственно говоря, так и произошло. На сегодняшний день, помимо того, что я актриса с высоким званием, я имею звание профессора, академик нескольких академий, в том числе Российской академии естественных наук и Национальной киноакадемии, я доктор наук... Понимаете, об этом можно только мечтать! Причем я говорю сейчас не о званиях, а об уровне. Какого уровня я хотела достичь, такого и достигла. Сегодня мне не страшно оказаться без работы, потому что я всегда знаю, чем можно ее заменить.

- Вы почти 20 лет были президентом Федерации художественной гимнастики СССР. И насколько мне известно, были там отнюдь не «свадебным генералом».

- Я мечтала, чтобы наша художественная гимнастика вышла на мировой уровень. А для этого нужно было сделать многое. Во-первых, организовать участие нашей гимнастики в спартакиадах народов СССР, доказать, что она этого достойна. Затем - поставить вопрос об олимпийском помосте, что и было сделано. А сделать это было нелегко. Для того чтобы нас признали как вид, нужна была мощная поддержка. И я позвонила космонавту Береговому, попросила помочь. В это время Гречко и Романенко были в космосе, и Береговой определил, что Романенко будет вице-президентом Федерации художественной гимнастики, моим замом. Потом я договорилась, чтобы ни одно соревнование не проходило без телетрансляции. Много работала с нашими замечательными гимнастками Ириной Дерюгиной, Галимой Шугуровой...

- А то, что космонавты участвовали в этом, действительно было так весомо?

- Что вы! Космонавт был авторитетнейшим человеком. Многого удалось добиться только потому, что вместе со мной добивался Романенко. Это же были герои страны, им нельзя было отказать.

- Я знаю, что вы были знакомы с Юрием Гагариным...

- Просто очаровательный был парень. Улыбка одна у него чего стоила. Мы были на гастролях в Крыму, он приходил на спектакль. Потом он с приятелем пригласили меня и группу актеров на какую-то поляну, где обычно правительство отдыхало. Мы там рыбу ловили, целый день вместе провели. У нас были простые чистые отношения, я могла ему запросто позвонить, посоветоваться, наверное, могла бы о чем-нибудь попросить. А ведь его слово было вообще, как Господа Бога.

- Фильм, который повлиял, наверное, не на одно поколение, - «Добровольцы». Вы там сыграли героиню уж сильно похожую на себя в жизни. Это так?

- Свою работу в этом фильме я посвятила маме, потому что я помню ее такой, в комсомольской косыночке. Дело в том, что Евгений Долматовский написал поэму, романтическую историю, авторы дали нам поступки, а мотивировки - наши. Надо так мотивировать, чтобы поступок был жизненным. Там был прекрасный режиссер Юрий Егоров, в прошлом летчик, фронтовик. И он понимал, что снимает. Так же, как и Долматовский, и автор музыки Марк Фрадкин - они были на фронте. А для меня и по сей день люди, которые прошли войну, - это особые люди. Егорову удалось собрать удивительный актерский состав, съемочную группу.
После этого я получила приглашение перейти в труппу Малого театра - сначала по договору, а затем (в марте 1959 г.) с зачислением в штат. Первой моей ролью на сцене Малого стала леди Уиндермиер в спектакле по О. Уайльду «Веер леди Уиндермиер».

РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ СОБЛЮСТИ ЧЕСТЬ, ОТКАЗЫВАЛАСЬ ОТ МНОГОГО

- Видно, не зря говорят, что у вас характер не сахар. Одно только перечисление имен, с кем за довольно короткий срок вы окончательно испортили отношения, впечатляет: после Бондарчука были Ильинский, Шолохов...

- А кто вам сказал, что я поссорилась с Шолоховым? В 1962 году я снималась у Георгия Натансона в фильме «Все остается людям». Съемки проходили в Ленинграде, где в те же дни был и Михаил Александрович (он участвовал в симпозиуме писателей). Я позвонила ему в гостиницу, сказала, что хотела бы повидаться с ним. Он говорит: «Приезжай, Ксюша!» (Он меня Ксюшей называл - как героиню «Тихого Дона».) Когда я поднялась в номер, увидела, что в комнатах стоят столы, за ними вчерашние гости, перегар сплошной, и он с такими вот заплывшими глазами. Я была так потрясена, что не удержалась и сказала: «Что же вы делаете с писателем Шолоховым?» И вдруг он: «Замолчи! Ты думаешь, я не понимаю, что я выше «Тихого Дона» ничего не написал?!» За всю жизнь я общалась с ним всего три раза. Это был третий и последний... А вот с Ильинским я сама виновата (смеется). Мне не нужно было говорить ему, что его жена не годится на роль Эммы Бовари. Но я тогда думала, что говорю правильно, потому что искусство выше отношений...

- Элина Авраамовна, вы всю жизнь такая максималистка?

- Я всегда поступаю так, как мне велит душа. И если я что-то определяю для себя, то иду до конца. Может, это мой максимализм, а может, просто у меня есть определенные принципы.

- Какие же главные законы Элины Быстрицкой?

- Я же сказала - не врать и не предавать. Ничего необыкновенного - все по заповедям, я воспитана так, что не нарушаю своих принципов. Я просто живу по правилам, которые были у нас в семье. Стараюсь не мешать окружающим. Но не допускаю, чтобы и мне мешали. Ради того, чтобы соблюсти честь, могу отказаться и отказывалась от многого. Выше достоинства для меня привилегий нет. Ни деньги, ни благополучие меня не остановят, если я считаю, что задет вопрос чести.

- Того же самого требуете и от других?

- Никому ничего не диктую. Если кто-нибудь что-нибудь делает не так, как я считаю нужным, то я или высказываюсь, или отворачиваюсь и ухожу.

- И часто приходится так поступать?

- (Смеется) Нет, не часто, слава богу...

- В одном из интервью вы дали понять, что нередко вас подстерегали испытания такого рода. Например, во время поездки в Англию некий чиновник, будучи руководителем советской делегации, попытался склонить вас к определенного рода отношениям, но нарвался на такое сопротивление, которого не ожидал. Это было?

- Да. Насколько помню, это был какой-то большой начальник, который сказал мне: «Тогда ты больше вообще никуда не поедешь!» Я ответила: «Ну и что?!» Нечто похожее было не только с его стороны. Но с тем же успехом.

- И в течение нескольких лет вы были невыездной...

- Это не совсем точный термин. Я не была невыездной, меня просто какое-то время никуда не посылали.

- Как вы к этому относились?

- Да никак! Наплевательски. Я достаточно гордый человек. Никуда не ходила ничего выяснять, не ходила просить. Я жила так, как считала нужным. И живу сейчас.

- Но не с этим ли связан ваш многолетний простой в кино?

- С чего вы взяли? Да, в моей жизни была черная полоса. После «Неоконченной повести» я начала сниматься у Рома в «Убийстве на улице Данте», но заболела желтухой и потеряла роль. Позже в театре я повредила ногу во время спектакля, доиграла спектакль, но порвала связку. Сыграла на хлорэтиле еще два спектакля - получила ожог четвертой степени, и мои роли стали играть дублеры. Но, извините, в 58-м - «Тихий Дон», в 59-м - «Добровольцы», в это же время снимались фильмы-спектакли в Малом театре - «Старик», «Бешеные деньги», другие... Я снималась во Франции, в Болгарии, даже научилась говорить по-болгарски. Просто эти фильмы у нас не показывали. Простой! У меня не простой -я театральная актриса! У меня в театре не было премьер, но я играла старый репертуар или вводилась во что-то. Это же тоже работа. Я никогда без работы не была.

- Часто приходилось отказываться от киноролей?

- Часто. Для меня всегда было важно, кто снимает, с кем и где. И в каком я самочувствии.

- Поговорим о ваших увлечениях. Вы азартный человек?

- Да! Я страстная бильярдистка. В бильярдной могу пробыть пять часов подряд и не заметить. Раньше играла часто, сейчас в основном в домах отдыха, на большее не хватает времени. Но на деньги я никогда не играла - меня влечет победа.

ГЛАВНАЯ МОЯ МЕЧТА - ЖЕНСКИЙ ЦЕНТР

- Единственный в жизни автограф вы взяли у Маргарет Тэтчер. Расскажите, как это было?

- Маргарет Тэтчер я очень уважаю за женский ум, считаю эталоном женщины-политика... Я находилась в поездке по Англии и была приглашена к ней в дом. Там были еще гости, и поскольку у меня с английским языком сложности, я в основном наблюдала и слушала. А когда уходила, попросила автограф. Она пообещала, что пришлет. И прислала свою фотографию с автографом, которая хранится у меня дома.

- Вы упорно избегаете разговоров о вашем опыте семейной жизни. Понятно - почему, но не спросить о нем не могу.

- Моя семейная жизнь - это мое личное дело. И мой опыт никому не может быть полезен. А устраивать замочную скважину для всех интересующихся я не собираюсь.

- Интересно узнать, например, о вашем муже, чем он занимался?

- Он работал в Министерстве внешней торговли, в политическом управлении. Мой муж был очень интересный человек. С ним мне было интересно общаться, разговаривать, ходить по театрам и галереям, потом обсуждать увиденное, спорить. Своим формированием я во многом обязана ему.

- Вы познакомились, когда вас узнала уже вся страна?

- Нет, это было во время съемок «Тихого Дона». Нас познакомил его друг. И мы были вместе 27 лет. Но подробности нашей жизни я не люблю рассказывать. Я считаю, что мой дом - это моя защита. Почему я должна впускать туда посторонних?! Я прочитала книгу одной, другой актрисы, которые пишут даже с кем, когда и сколько они спали. Простите, но лично меня это совершенно не интересует. Что касается моей семейной жизни, я всегда говорю: «У меня все, что положено, было. Я была счастлива. Но приходит время, когда в семье остается кто-то один». Еще Омар Хайям мудро сказал: «Уж лучше будь один, чем вместе с кем попало».

- А друзей много у вас?

- Друзьями я не обделена. У меня есть близкие подруги, одна очень близкая - мы дружим уже более 20 лет. Есть мужчины-друзья. И мне дорого, что я не общаюсь с кем попало, а только с людьми, с которыми мне интересно. И им интересно со мной. Мои учителя, мои партнеры по сцене, по фильмам драгоценны для меня. К сожалению, с каждым годом их становится меньше...

- Кстати, расскажите, как вы сейчас живете? Чем занимаетесь?

- Нормально. У меня очень много обязательств. Помимо работы в театре и выступлений в концертах, у меня еще есть благотворительный фонд и замысел, который я пытаюсь воплотить в жизнь почти десять лет. Наконец стала сбываться моя давнишняя мечта - построить для женщин специализированный центр, где можно было бы оказать им необходимую помощь, узнать, что их интересует, а может быть, даже научить. Лично я считаю, что наша низкая культура быта ведет к тяжелому состоянию экологии, а через женщину как хранительницу генофонда можно повлиять на семью, на общество в целом. Кстати, это же подтвердили и ученые, с которыми я консультировалась.

- И на каком этапе создание этого центра?

- Московское правительство двенадцать лет назад выделило участок земли - угол Цветного бульвара и Садово-Сухаревской улицы. Сейчас главная моя задача - успеть сделать этот центр. Это очень важно для меня. Единственное, что затрудняет, - возраст у меня солидный...

- Возраст, может быть... Но, признаться, выглядите вы просто изумительно. Как вам это удается?

- У каждого человека свой помощник. У меня - это гантели по полкило каждая. Для женщины больше не нужно. Еще хорошо помогают гимнастическая палка и обруч. Конечно, я сегодня не та, какой была 25 лет назад. Но форма еще не ушла. Сегодня для меня счастье то, что я физически здорова, могу выйти на сцену моего любимого театра, могу предположить, что в состоянии сделать что-то в кино. Для меня счастье - это вставать утром и знать, что тебе есть что делать.

Андрей КИСЕЛЕВ.
«Ежедневные новости-Подмосковье», 04.04.2006

Дата публикации: 04.04.2006