Новости

Премьера. «Три сестры» А.П.Чехов. Эдуард Марцевич (Чебутыкин): «Три сестры красивы, как душа Чехова» Три сестры, наверное, и не могли уехать.

Премьера. «Три сестры» А.П.Чехов.

Эдуард Марцевич (Чебутыкин):
«Три сестры красивы, как душа Чехова»

Три сестры, наверное, и не могли уехать. Так уж получилось, что жизнь разломала этот дом, эту семью. Последние слова Ольги – «если бы знать» — говорят о том, что непонятно, как всё произошло. Такая красивая, счастливая семья вдруг перестала существовать. Туда ворвалась эта Наташа и навела свой порядок, который не соответствовал их интеллигентности, определённой жизненной эстетике, пониманию жизни. Наташа принесла грубые привычки, которые, наверное, шли от её воспитания.
А почему так случилось? Ну почему у меня так складывается жизнь, у другого иначе? Есть масса причин, и внешних, и внутренних, и даже генетических. Мечты порой не соответствуют жизни, и возникают драмы, трагедии. Первый акт – светлый, красивый, солнечный, с роялем, песнями, застольем… Гости, фотографии, цветы… И третий акт – полное крушение дома Прозоровых.
— Но ведь сёстры даже не пытались противостоять Наташе!
— Вы знаете, есть такое понятие – врождённая интеллигентность. Не та интеллигентность, которая от знаний, а генетическая. В русском обществе до революции были какие-то особые взаимоотношения. Но в данной ситуации Чехов, наверное, больше писал о своих болях, а он был очень тонкий, нежный человек, и его сломала любовь к Книппер-Чеховой. Так и Прозоровы — удивительно интеллигентная семья, красивая, как душа Чехова. И вот врывается эта грубая жизнь, невоспитанная, с другого боку, идущая где-то в стороне, но она ворвалась, и поэтому прекрасный дом разрушился.
Наверное, у каждого человека в старости появляется своя философия жизни. Пройдя огромный путь, очень многое начинаешь понимать разумом. Мои сыновья сегодня такие эмоциональные, а мне хочется им сказать: поживите сперва, говорить будете потом. Фраза Чебутыкина: «Я ничего не знаю» — это фраза Сократа. С годами приходит мудрость. Во всём этом ансамбле жизненных страстей, происходящих на сцене, есть человек, который смотрит на всё «со стороны». Он всё видит, но его уже многое не трогает. Через всю пьесу проходят его фразы: «не всё ли равно!», «Впрочем, всё равно»…
Почему Чебутыкин равнодушно относится к предстоящей дуэли Солёного и Тузенбаха? Юрий Мефодьевич предложил следующее. Мой персонаж не верит, что эта дуэль может кончиться смертью. Ну, вспылили, но они же друзья… Если принять такую трактовку, то убийство становится неожиданным. Это последний и самый трагичный аккорд пьесы. А не то что Чебутыкин злодей, который ревнует Ирину к Тузенбаху, потому что был влюблён в её маму, а Ирина напоминает маму, а Тузенбах должен увезти Ирину на кирпичный завод, и Чебутыкин останется один.
- У многих возникает версия, что Ирина – дочь Чебутыкина.
- У меня тоже. Меня как актёра это греет. Чебутыкин, конечно, однолюб. «Жениться я не успел, потому что безумно любил твою матушку… Я любил покойницу маму». В этом есть что-то интимное, объединяющее Чебутыкина и Ирину. И потому возникает особое отношение к Ирине.
Мне кажется, каждая чеховская пьеса написана про него самого, про его ощущение жизни, взаимоотношения с миром, понимание людей. Три сестры – как три стороны души автора, я разделяю с Юрием Мефодьевичем Соломиным эту точку зрения. Такое, знаете, нежное-нежное прикосновение ко всему, создающее впечатление утончённости, природной интеллигентности и, казалось бы, бездейственности. Но на самом деле это не так. Думающий человек делает жизнь. Не зря некоторые страны «скупают мозги». И потому они богаты. Нет, мне кажется, думать, понимать, чувствовать – это немало. Что касается персонажей отрицательных… Тот, кто приходит с топором и рубит направо-налево, делает всё по-своему, не вызывает никакой симпатии. Но я не могу назвать их отрицательными. Наташа – просто другого воспитания человек. Ворвалась не в свою среду, села не в свои сани и выгнала всех остальных, сани забрала себе и помчалась. Пустила всех по миру… Не зря же Чебутыкин говорит Андрею: «Надень шапку, возьми в руки палку, и уходи без оглядки… И чем дальше уйдёшь, тем лучше!» Какой путь от начала пьесы, где я говорю: «Наталья Ивановна, и вам женишка желаю!», то есть дарю этого прекрасного мальчика Андрюшу, который на скрипке играет…
…Вот мне понравилось, как сказал знаменитый футболист Пеле, выступая на российском телевидении: «Что такое богатство? Есть две категории богатства. Есть люди богатые деньгами, но ведь их с собой не унесёшь «туда». А есть люди, которые накапливают жизнь духовную, жизнь красивую, ласку, радость, свет, цветы… Вот это они унесут в Вечность». И действительно, Чехов говорил, что такие люди являются путеводными звёздами для человечества… Не так много этих нежных, тонких людей, но именно они движут жизнь. Во всех чеховских произведениях главное – отгадать его душу. Смотрите, сколько лет прошло, скоро будет столетие со дня его смерти, а как человечество увлечено Чеховым! Чехов и Достоевский… Их любят и ставят везде. Чехов по-прежнему остаётся огромной загадкой, его считают родоначальником театра абсурда. Не Беккета, не Ионеско, а именно Чехова. Вот моя роль, с одной стороны, абракадабра, а с другой – тут определённая логика есть. И жизнь такова. Представляешь её так, а всё наоборот. И Чехов это каким-то чутьём схватил. Возьмите Льва Николаевича: у него всё просто, ясно, назидательно, с этаким указующим перстом… У Достоевского, конечно, космос. То, что он написал, он, наверное, слышал свыше, как Моцарт, Пушкин или Нострадамус. И у Чехова, мне кажется, тоже есть что-то, снизошедшее на него.
- Почему Чебутыкин всё время читает газеты?
- Мне кажется, он просто прикрывается, он не читает их. Юрий Мефодьевич сказал: «Он может сидеть и держать газету вверх ногами, делая вид, что читает». Просто Чебутыкину хочется быть здесь, быть рядом… «Ирина Сергеевна, пожалуйте сюда, я без вас не могу». Он всё время приходит, восемь месяцев не платит за квартиру, но дарит дорогой серебряный самовар…
- Что его гложет, когда он говорит: «О, если бы не существовать!»?
- Чебутыкина гложет бессмыслица жизни. Помню, мне говорили: «Вообще, жизнь – странная штука. С точки зрения галактики, где мы сейчас живём, она проходит в три секунды. А с точки зрения Вселенной – звук мгновенно лопнувшего мыльного пузыря». Потому Чебутыкин и говорит: «Ничего я не знаю, и никто ничего не знает. Вот вы сидите тут и ничего не видите, а у Наташи романчик с Протопоповым». У него огромная боль за этого бедного Андрюшу… Чебутыкин тонкий, нежный человек, который всю жизнь посвятил любимой женщине, и в её детях он видит отражение матери…

Дата публикации: 28.01.2004
Премьера. «Три сестры» А.П.Чехов.

Эдуард Марцевич (Чебутыкин):
«Три сестры красивы, как душа Чехова»

Три сестры, наверное, и не могли уехать. Так уж получилось, что жизнь разломала этот дом, эту семью. Последние слова Ольги – «если бы знать» — говорят о том, что непонятно, как всё произошло. Такая красивая, счастливая семья вдруг перестала существовать. Туда ворвалась эта Наташа и навела свой порядок, который не соответствовал их интеллигентности, определённой жизненной эстетике, пониманию жизни. Наташа принесла грубые привычки, которые, наверное, шли от её воспитания.
А почему так случилось? Ну почему у меня так складывается жизнь, у другого иначе? Есть масса причин, и внешних, и внутренних, и даже генетических. Мечты порой не соответствуют жизни, и возникают драмы, трагедии. Первый акт – светлый, красивый, солнечный, с роялем, песнями, застольем… Гости, фотографии, цветы… И третий акт – полное крушение дома Прозоровых.
— Но ведь сёстры даже не пытались противостоять Наташе!
— Вы знаете, есть такое понятие – врождённая интеллигентность. Не та интеллигентность, которая от знаний, а генетическая. В русском обществе до революции были какие-то особые взаимоотношения. Но в данной ситуации Чехов, наверное, больше писал о своих болях, а он был очень тонкий, нежный человек, и его сломала любовь к Книппер-Чеховой. Так и Прозоровы — удивительно интеллигентная семья, красивая, как душа Чехова. И вот врывается эта грубая жизнь, невоспитанная, с другого боку, идущая где-то в стороне, но она ворвалась, и поэтому прекрасный дом разрушился.
Наверное, у каждого человека в старости появляется своя философия жизни. Пройдя огромный путь, очень многое начинаешь понимать разумом. Мои сыновья сегодня такие эмоциональные, а мне хочется им сказать: поживите сперва, говорить будете потом. Фраза Чебутыкина: «Я ничего не знаю» — это фраза Сократа. С годами приходит мудрость. Во всём этом ансамбле жизненных страстей, происходящих на сцене, есть человек, который смотрит на всё «со стороны». Он всё видит, но его уже многое не трогает. Через всю пьесу проходят его фразы: «не всё ли равно!», «Впрочем, всё равно»…
Почему Чебутыкин равнодушно относится к предстоящей дуэли Солёного и Тузенбаха? Юрий Мефодьевич предложил следующее. Мой персонаж не верит, что эта дуэль может кончиться смертью. Ну, вспылили, но они же друзья… Если принять такую трактовку, то убийство становится неожиданным. Это последний и самый трагичный аккорд пьесы. А не то что Чебутыкин злодей, который ревнует Ирину к Тузенбаху, потому что был влюблён в её маму, а Ирина напоминает маму, а Тузенбах должен увезти Ирину на кирпичный завод, и Чебутыкин останется один.
- У многих возникает версия, что Ирина – дочь Чебутыкина.
- У меня тоже. Меня как актёра это греет. Чебутыкин, конечно, однолюб. «Жениться я не успел, потому что безумно любил твою матушку… Я любил покойницу маму». В этом есть что-то интимное, объединяющее Чебутыкина и Ирину. И потому возникает особое отношение к Ирине.
Мне кажется, каждая чеховская пьеса написана про него самого, про его ощущение жизни, взаимоотношения с миром, понимание людей. Три сестры – как три стороны души автора, я разделяю с Юрием Мефодьевичем Соломиным эту точку зрения. Такое, знаете, нежное-нежное прикосновение ко всему, создающее впечатление утончённости, природной интеллигентности и, казалось бы, бездейственности. Но на самом деле это не так. Думающий человек делает жизнь. Не зря некоторые страны «скупают мозги». И потому они богаты. Нет, мне кажется, думать, понимать, чувствовать – это немало. Что касается персонажей отрицательных… Тот, кто приходит с топором и рубит направо-налево, делает всё по-своему, не вызывает никакой симпатии. Но я не могу назвать их отрицательными. Наташа – просто другого воспитания человек. Ворвалась не в свою среду, села не в свои сани и выгнала всех остальных, сани забрала себе и помчалась. Пустила всех по миру… Не зря же Чебутыкин говорит Андрею: «Надень шапку, возьми в руки палку, и уходи без оглядки… И чем дальше уйдёшь, тем лучше!» Какой путь от начала пьесы, где я говорю: «Наталья Ивановна, и вам женишка желаю!», то есть дарю этого прекрасного мальчика Андрюшу, который на скрипке играет…
…Вот мне понравилось, как сказал знаменитый футболист Пеле, выступая на российском телевидении: «Что такое богатство? Есть две категории богатства. Есть люди богатые деньгами, но ведь их с собой не унесёшь «туда». А есть люди, которые накапливают жизнь духовную, жизнь красивую, ласку, радость, свет, цветы… Вот это они унесут в Вечность». И действительно, Чехов говорил, что такие люди являются путеводными звёздами для человечества… Не так много этих нежных, тонких людей, но именно они движут жизнь. Во всех чеховских произведениях главное – отгадать его душу. Смотрите, сколько лет прошло, скоро будет столетие со дня его смерти, а как человечество увлечено Чеховым! Чехов и Достоевский… Их любят и ставят везде. Чехов по-прежнему остаётся огромной загадкой, его считают родоначальником театра абсурда. Не Беккета, не Ионеско, а именно Чехова. Вот моя роль, с одной стороны, абракадабра, а с другой – тут определённая логика есть. И жизнь такова. Представляешь её так, а всё наоборот. И Чехов это каким-то чутьём схватил. Возьмите Льва Николаевича: у него всё просто, ясно, назидательно, с этаким указующим перстом… У Достоевского, конечно, космос. То, что он написал, он, наверное, слышал свыше, как Моцарт, Пушкин или Нострадамус. И у Чехова, мне кажется, тоже есть что-то, снизошедшее на него.
- Почему Чебутыкин всё время читает газеты?
- Мне кажется, он просто прикрывается, он не читает их. Юрий Мефодьевич сказал: «Он может сидеть и держать газету вверх ногами, делая вид, что читает». Просто Чебутыкину хочется быть здесь, быть рядом… «Ирина Сергеевна, пожалуйте сюда, я без вас не могу». Он всё время приходит, восемь месяцев не платит за квартиру, но дарит дорогой серебряный самовар…
- Что его гложет, когда он говорит: «О, если бы не существовать!»?
- Чебутыкина гложет бессмыслица жизни. Помню, мне говорили: «Вообще, жизнь – странная штука. С точки зрения галактики, где мы сейчас живём, она проходит в три секунды. А с точки зрения Вселенной – звук мгновенно лопнувшего мыльного пузыря». Потому Чебутыкин и говорит: «Ничего я не знаю, и никто ничего не знает. Вот вы сидите тут и ничего не видите, а у Наташи романчик с Протопоповым». У него огромная боль за этого бедного Андрюшу… Чебутыкин тонкий, нежный человек, который всю жизнь посвятил любимой женщине, и в её детях он видит отражение матери…

Дата публикации: 28.01.2004