Новости

У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО

У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО

Элина Быстрицкая – одна из самых красивых актрис мирового кино. И это не мое субъективное мнение. Об этом писала мировая пресса, когда в десятках стран всех континентов состоялась премьера киноэпопеи Сергея Герасимова «Тихий Дон». Но мало кто знает о военном прошлом этой поразительной женщины. И День Победы – это и ее праздник.

Она родилась на Украине, где и окончила в 1953 году Киевский институт театрального искусства. После защиты диплома получила распределение в Рижский театр русской драмы. Еще студенткой снялась в своем первом фильме - «В мирные дни» (1951), где сыграла обаятельную девушку Лену Алексиенко. Но всесоюзная слава пришла к ней после картины «Неоконченная повесть». Ее Елена Максимовна стала самым запоминающимся образом. А ведь в фильме играли выдающиеся мастера - Софья Гиацинтова, Сергей Бондарчук, Эраст Гарин, Евгений Самойлов, Юрий Толубеев и Евгений Лебедев. Съемки проходили в Ленинграде, и она навсегда полюбила этот красивейший город белых ночей.

В те годы было не принято писать о скандалах в актерской среде. А ведь с С. Бондарчуком они так и не нашли взаимопонимания, даже не общались на съемочной площадке. Поэтому, просматривая картину сегодня, видишь «нестыковку» сцен Елены Максимовны и Ершова (С. Бондарчук), а ведь они играли любящих друг друга людей. Зато другие эпизоды настолько убедительны, что остается только восхищаться мастерством актеров.

Успех «Неоконченной повести» был настолько оглушительным, что Быстрицкую отправляют в первую зарубежную командировку. И не куда-нибудь, а на знаменитый Каннский кинофестиваль. Три советские грации - Алла Ларионова, Людмила Целиковская и Быстрицкая имеют оглушительный успех, особенно у джентльменов.

Вернувшись в Ригу, она узнает, что Сергей Герасимов собирается экранизировать роман Михаила Шолохова «Тихий Дон». Быстрицкая летит в Москву, тем более что ее пригласили в Малый театр. Пока на просмотр, но актрису это мало волнует, ни о чем, кроме Аксиньи, она думать не желает. Но Герасимов пока не дает согласия, устраивая пробные съемки с разными исполнителями на роль Григория Мелехова. И все-таки через три месяца ожидания ее утверждают на роль Аксиньи, и киногруппа выезжает на Дон. А Быстрицкая - уже актриса старейшего русского Малого театра, и ей приходится совмещать съемки с работой на сцене. Устает жутко, но держится - роль стоит того.

Мировая премьера «Тихого Дона» состоялась в пяти крупнейших городах -Москве, Париже, Мельбурне, Риме и Нью-Йорке. И везде публика ждала красавицу Аксинью. Актриса вспоминала, что пришлось колесить из страны в страну в течение двух месяцев. Оказывается, «земной шарик» не так уж и мал.

А затем началась интересная работа в театре, хотя и с кинематографом актриса не рассталась. Леля в «Добровольцах», Пандора Монтези в «Русском сувенире», Ксения Румянцева («Все остается людям»), Юлия Филипповна («Дачники»), Мария Федоровна Андреева («Николай Бауман») были сделаны профессионально и вызвали зрительский интерес, но не стали потрясением, как ее Аксинья.

Куда интереснее были ее театральные работы. В основном русская и мировая классика. Правда, в современных пьесах она практически не играла и никогда не жалела об этом. Каждому свое.

Мы познакомились с Элиной Авраамовной лет пятнадцать назад на юбилейном вечере блистательной Анастасии Павловны Георгиевской в МХАТе на Тверском бульваре. После спектакля «Прощание с Матерой» теплой компанией сели в кабинете Татьяны Дорониной. Выпили коньяка и до полуночи говорили. А лет пять назад я увидел актрису в ЦДРИ на вечере, посвященном Дню Победы. Актриса вышла на сцену в орденах и медалях, среди которых были медали «За победу над Германией», «За боевые заслуги» и юбилейные военные награды. Вот тогда я и узнал об их происхождении.

- Когда началась война, мне было только тринадцать лет, - сказала задумчиво актриса. - Отец был замечательным хирургом, и его мобилизовали. Мама тоже работал врачом. Их назначили в санитарный поезд. А так как меня не с кем было оставить, родители добились, чтобы я была с ними.

- Помните первое ощущение от войны?

- Страх. Ты просто песчинка, которую могут раздавить фашистские танки. И тысячи раненых советских солдат. Стоны, невыносимый запах крови, и отца, сутками стоящего у хирургического стола. Но страх быстро прошел, а появилась ненависть к врагу и желание быть полезной своей великой Родине, над которой нависла смертельная опасность.

- Но что может сделать ребенок в такой экстремальной ситуации?

- Не забывайте, мой друг, что я была дочерью врачей. Для меня не было проблемой сделать перевязку и укол. Писала солдатам письма, а затем читала стихи и прозу, пела украинские песни. Как смотрели на меня бойцы! Они вспоминали свои семьи, детей, ведь я была для них кусочком той далекой мирной жизни, которую они защищали.

Никогда не забуду молоденького солдата, которому отец ампутировал обе ноги. Он так рыдал, когда узнал, что лишился ног. Жизнь для него была кончена. Я часто сидела напротив него и, как могла, успокаивала. Потом гладила его по голове и была счастлива, когда видела, как светлеют его голубые глаза.

- Вы так всю войну и провели в санитарном поезде?

- Разумеется. И ни на секунду не пожалела об этом. А когда пришла Победа, мне уже было семнадцать лет молодая барышня.

- А как родилась идея моноспектакля «Неотправленные письма»?

- Я видела, как разбомбили машину, которая везла в тыл с фронта письма наших солдат. И вдруг подул сильный ветер и понес по полю солдатские треугольники. А потом начался прямо тропический ливень, и эти солдатские треугольники, как подбитые птицы, стали падать на размякшую землю. Сердце у меня сжалось: столько семей остались без весточки с фронта. К 30-летию Победы я через архивы нашла множество писем, не дошедших до своих адресатов, написала сценарий моноспектакля и показала его в Театре эстрады. А затем его увидели в десятках городов Советского Союза. И слезы зрителей после спектакля были для меня высшей наградой.

- Но ведь у вас был еще один спектакль - «У войны не женское лицо»?

- А это было десять лет спустя. Я убеждена, что у войны не женское лицо. У нее петлица. Это машина, пожирающая все на своем пути. Ненавижу войну.
- Давайте о светском. Как вам удается так потрясающе выглядеть?

- Никаких пластических операций. Всегда вела здоровый образ жизни. Когда я была в Голливуде, то видела множество актрис, которые постоянно ложатся под скальпель хирурга и не жалеют на это огромные суммы денег. Люблю пройтись пешком. А потом, я была председателем Федерации художественной гимнастики СССР. Кое-чему научилась у наших граций. И самое главное - не надо держать зла в душе. Надо жить с открытым сердцем, желая людям только добра. Вот и весь секрет моей так называемой молодости.

- А отдыхать предпочитаете в экзотических странах?

- Я объездила полмира. Побывала на всех континентах. Навидалась. А отдыхать люблю в Подмосковье на даче. Люблю собирать грибы и ягоды. Красота средней полосы России - потрясающая.


Владимир ВАХРАМОВ
«Крестьянская Русь», 17.05.2006

Дата публикации: 17.05.2006
У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО

Элина Быстрицкая – одна из самых красивых актрис мирового кино. И это не мое субъективное мнение. Об этом писала мировая пресса, когда в десятках стран всех континентов состоялась премьера киноэпопеи Сергея Герасимова «Тихий Дон». Но мало кто знает о военном прошлом этой поразительной женщины. И День Победы – это и ее праздник.

Она родилась на Украине, где и окончила в 1953 году Киевский институт театрального искусства. После защиты диплома получила распределение в Рижский театр русской драмы. Еще студенткой снялась в своем первом фильме - «В мирные дни» (1951), где сыграла обаятельную девушку Лену Алексиенко. Но всесоюзная слава пришла к ней после картины «Неоконченная повесть». Ее Елена Максимовна стала самым запоминающимся образом. А ведь в фильме играли выдающиеся мастера - Софья Гиацинтова, Сергей Бондарчук, Эраст Гарин, Евгений Самойлов, Юрий Толубеев и Евгений Лебедев. Съемки проходили в Ленинграде, и она навсегда полюбила этот красивейший город белых ночей.

В те годы было не принято писать о скандалах в актерской среде. А ведь с С. Бондарчуком они так и не нашли взаимопонимания, даже не общались на съемочной площадке. Поэтому, просматривая картину сегодня, видишь «нестыковку» сцен Елены Максимовны и Ершова (С. Бондарчук), а ведь они играли любящих друг друга людей. Зато другие эпизоды настолько убедительны, что остается только восхищаться мастерством актеров.

Успех «Неоконченной повести» был настолько оглушительным, что Быстрицкую отправляют в первую зарубежную командировку. И не куда-нибудь, а на знаменитый Каннский кинофестиваль. Три советские грации - Алла Ларионова, Людмила Целиковская и Быстрицкая имеют оглушительный успех, особенно у джентльменов.

Вернувшись в Ригу, она узнает, что Сергей Герасимов собирается экранизировать роман Михаила Шолохова «Тихий Дон». Быстрицкая летит в Москву, тем более что ее пригласили в Малый театр. Пока на просмотр, но актрису это мало волнует, ни о чем, кроме Аксиньи, она думать не желает. Но Герасимов пока не дает согласия, устраивая пробные съемки с разными исполнителями на роль Григория Мелехова. И все-таки через три месяца ожидания ее утверждают на роль Аксиньи, и киногруппа выезжает на Дон. А Быстрицкая - уже актриса старейшего русского Малого театра, и ей приходится совмещать съемки с работой на сцене. Устает жутко, но держится - роль стоит того.

Мировая премьера «Тихого Дона» состоялась в пяти крупнейших городах -Москве, Париже, Мельбурне, Риме и Нью-Йорке. И везде публика ждала красавицу Аксинью. Актриса вспоминала, что пришлось колесить из страны в страну в течение двух месяцев. Оказывается, «земной шарик» не так уж и мал.

А затем началась интересная работа в театре, хотя и с кинематографом актриса не рассталась. Леля в «Добровольцах», Пандора Монтези в «Русском сувенире», Ксения Румянцева («Все остается людям»), Юлия Филипповна («Дачники»), Мария Федоровна Андреева («Николай Бауман») были сделаны профессионально и вызвали зрительский интерес, но не стали потрясением, как ее Аксинья.

Куда интереснее были ее театральные работы. В основном русская и мировая классика. Правда, в современных пьесах она практически не играла и никогда не жалела об этом. Каждому свое.

Мы познакомились с Элиной Авраамовной лет пятнадцать назад на юбилейном вечере блистательной Анастасии Павловны Георгиевской в МХАТе на Тверском бульваре. После спектакля «Прощание с Матерой» теплой компанией сели в кабинете Татьяны Дорониной. Выпили коньяка и до полуночи говорили. А лет пять назад я увидел актрису в ЦДРИ на вечере, посвященном Дню Победы. Актриса вышла на сцену в орденах и медалях, среди которых были медали «За победу над Германией», «За боевые заслуги» и юбилейные военные награды. Вот тогда я и узнал об их происхождении.

- Когда началась война, мне было только тринадцать лет, - сказала задумчиво актриса. - Отец был замечательным хирургом, и его мобилизовали. Мама тоже работал врачом. Их назначили в санитарный поезд. А так как меня не с кем было оставить, родители добились, чтобы я была с ними.

- Помните первое ощущение от войны?

- Страх. Ты просто песчинка, которую могут раздавить фашистские танки. И тысячи раненых советских солдат. Стоны, невыносимый запах крови, и отца, сутками стоящего у хирургического стола. Но страх быстро прошел, а появилась ненависть к врагу и желание быть полезной своей великой Родине, над которой нависла смертельная опасность.

- Но что может сделать ребенок в такой экстремальной ситуации?

- Не забывайте, мой друг, что я была дочерью врачей. Для меня не было проблемой сделать перевязку и укол. Писала солдатам письма, а затем читала стихи и прозу, пела украинские песни. Как смотрели на меня бойцы! Они вспоминали свои семьи, детей, ведь я была для них кусочком той далекой мирной жизни, которую они защищали.

Никогда не забуду молоденького солдата, которому отец ампутировал обе ноги. Он так рыдал, когда узнал, что лишился ног. Жизнь для него была кончена. Я часто сидела напротив него и, как могла, успокаивала. Потом гладила его по голове и была счастлива, когда видела, как светлеют его голубые глаза.

- Вы так всю войну и провели в санитарном поезде?

- Разумеется. И ни на секунду не пожалела об этом. А когда пришла Победа, мне уже было семнадцать лет молодая барышня.

- А как родилась идея моноспектакля «Неотправленные письма»?

- Я видела, как разбомбили машину, которая везла в тыл с фронта письма наших солдат. И вдруг подул сильный ветер и понес по полю солдатские треугольники. А потом начался прямо тропический ливень, и эти солдатские треугольники, как подбитые птицы, стали падать на размякшую землю. Сердце у меня сжалось: столько семей остались без весточки с фронта. К 30-летию Победы я через архивы нашла множество писем, не дошедших до своих адресатов, написала сценарий моноспектакля и показала его в Театре эстрады. А затем его увидели в десятках городов Советского Союза. И слезы зрителей после спектакля были для меня высшей наградой.

- Но ведь у вас был еще один спектакль - «У войны не женское лицо»?

- А это было десять лет спустя. Я убеждена, что у войны не женское лицо. У нее петлица. Это машина, пожирающая все на своем пути. Ненавижу войну.
- Давайте о светском. Как вам удается так потрясающе выглядеть?

- Никаких пластических операций. Всегда вела здоровый образ жизни. Когда я была в Голливуде, то видела множество актрис, которые постоянно ложатся под скальпель хирурга и не жалеют на это огромные суммы денег. Люблю пройтись пешком. А потом, я была председателем Федерации художественной гимнастики СССР. Кое-чему научилась у наших граций. И самое главное - не надо держать зла в душе. Надо жить с открытым сердцем, желая людям только добра. Вот и весь секрет моей так называемой молодости.

- А отдыхать предпочитаете в экзотических странах?

- Я объездила полмира. Побывала на всех континентах. Навидалась. А отдыхать люблю в Подмосковье на даче. Люблю собирать грибы и ягоды. Красота средней полосы России - потрясающая.


Владимир ВАХРАМОВ
«Крестьянская Русь», 17.05.2006

Дата публикации: 17.05.2006