«Звуковой архив Малого театра»
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ПТИЦЫ НАШЕЙ МОЛОДОСТИ» И.ДРУЦЕ
Продолжаем публикацию аудиозаписей из комплекта грампластинок, выпущенных к 150-летию Малого театра…
Сцена из второго действия (5,3 Мб)
Тетушка Руца – Р.Д.Нифонтова
Павел – В.Доронин
Комментарий
Е.Н. Гоголевой.
Ю.А.Дмитриев
Из книги «Академический Малый театр. 1941-1995»
«Птицы нашей молодости» И.Друце
Пьеса Иона Друцэ «Птицы нашей молодости» шла во многих театрах. И следует ее признать одной из наиболее значительных среди произведений современных драматургов. Премьера в Малом театре состоялась в 1972 году.
Разговор шел о молдавской крестьянке Руце. Человек она одинокий и живет прежде всего любовью к своей земле, творит добро, помогает каждому, кто в ее помощи нуждается. В молодости брат избил ее железной цепью в ходе спора о клочке земли, отбил у нее легкие. А она много лет спустя спасла его сыновей.
Во всей деревне только ее дом отапливался кизяком, хотя это вызывает недовольство со стороны представителей власти. Но она верит, что именно на кизячный дым прилетают аисты, а без этих птиц, символизирующих продолжение жизни, нельзя оставаться на селе.
Спектакль ставил под художественным руководством Б.Равенских молдавский режиссер Ион Унгуряну. Он писал: «Святая святых — любовь к земле своей, к народу, ко всему, что тебя окружает. Будущие поколения должны получить от нас не изуродованную, искалеченную и отравленную ядами землю, а землю красивую, богатство с чистыми реками, зелеными лесами» (Унгуряну И. Торжество памяти. — «Совр. драматургия», 1987, № 4, с. 238).
При постановке режиссер вспоминал виденное им в детстве представление народной драмы «Маланка», разыгранное на фоне белоснежного зимнего пейзажа. И не то, чтобы он этой постановке подражал, но от нее отталкивался.
Роль Руце играла Р.Нифонтова, она сама эту роль попросила. У ее героини большая любовь к земле, к природе, к людям, но ощущалась в ней и какая-то надломленность, будто бы не зарубцевалась на сердце рана, возникшая в результате человеческой жестокости. Но, случалось, она распрямлялась, и тогда из-под платка смотрели молодые глаза. Люди жаждали ее гаданий, но зрители, замечая в глазах озорные искорки, понимали, чего эти гадания стоят. К тетушке Руце одни шли с горем, другие за мудрым советом. Она выступала против разрушения в человеке человеческого, а оно наступает, когда человек расстается с природой, когда он излишне сыт и не хочет думать о возвышенном.
Нифонтова — актриса звучного и глубокого голоса. И этот голос, подобно звуку органа, взвивался под потолок театра, неся высокие мысли тетушки Руце. Она говорила, что с аистами мы улетаем каждую осень за тридевять земель, в теплые края, и каждую весну возвращаемся обратно, без этого прилета и отлета мы разучимся любить свою землю. И голос актрисы, казалось, сам улетал, возвращался, чтобы остаться с нами навсегда.
Но в этой удивительной женщине внутренняя значительность, романтика соседствовала с эксцентрикой. Удивлял и запоминался внезапный прыжок старухи за печку. В самой пластической невесомости Руце ощущалось волшебство, раскрывалась настоящая деревенская знахарка, врачевательница, ворожея, знавшая тайну лесных троп и тайн. Именно исполнение актрисы делало спектакль значительным, другие исполнители с той или иной степенью добросовестности и таланта подыгрывали ей.