МАГНЕТИЗЕР
МАГНЕТИЗЕР
В фестивале студенческих спектаклей «Твой шанс» одними из участников были студенты III курса Щепкинского училища (курс О.Н. и Ю.М. Соломиных) со спектаклем «Дети Ванюшина» С. Найденова. Спектакль поставил Василий Бочкарев.
Наверное, даже если бы в программке не было указано имя этого уникального артиста, по каким-то штрихам и черточкам, проскальзывающим в молодых артистах, можно было бы угадать, кто учил их вникать в самую сердцевину характера персонажа, в тончайшую вязь отношений между героями...
Конечно же, Василий Бочкарев, владеющий тайной своей профессии поистине магнетически!
Я помню очень старые работы Бочкарева, которые оставили глубокий след в душе вот этой самой ювелирной отделкой, точностью переживания, отсутствием какой бы то ни было фальши, глубоким проникновением в характер со всеми определяющими этот характер чертами. Таким он был в Гранинской «Картине» и в «Петре и Алексее» Ф. Горенштейна, в «Пире победителей» А. Солженицына и в «Горячем сердце» А.Н. Островского, в «Царе Борисе» А.К. Толстого и в «Талантах и поклонниках» А.Н. Островского — и еще во многих, многих других спектаклях Малого театра, которому этот артист служит верой и правдой десятилетия.
В последние сезоны судьба подарила Василию Бочкареву поистине звездные роли. Его Сила Грознов в спектакле «Правда хорошо, а счастье — лучше» А.Н. Островского, сияя наивными небесно-голубыми глазами, очень себе на уме. Он добивается всего, о чем грезил, без особых усилий, просто, как кажется, в силу немыслимого обаяния и особой, лукавой простоты. Но добивается — и как!.. Подтянутый, свежий, совсем еще не старый, Грознов хочет простого человеческого счастья, которое он вполне заслужил. И неожиданно у Василия Бочкарева возникает здесь совершенно, казалось бы, «боковая» для Островского тема — тема русского воинства, простых, незатейливых служак, которые прожили жизнь по уставу, ни в чем не отступая от правил, и заслужили хотя бы тем самым незамысловатое свое счастье — дом, очаг, любящую женщину да хлеба краюху...
Совершенно иным предстал Василий Бочкарев в лучшей своей работе последних лет — в спектакле «Последняя жертва», где артист поистине виртуозно сыграл Флора Федуловича Прибыткова, сломав все возможные стереотипы интерпретации этого характера.
Прибытков Василия Бочкарева — отнюдь не старый развратник, сумевший оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы оказаться последним прибежищем для молодой вдовы Юлии Тугиной. Это стареющий человек, исполненный чувства собственного достоинства и умения терпеливо ждать. Его сжигает последняя любовь — он так боится показать ее, что постоянно приспускает веки: как будто для того, чтобы рвущийся из глаз пожар не спалил Юлию, а заодно с ней и всех окружающих. Он тщательно скрывает свою любовь, стараясь не взглянуть лишний раз на предмет своего обожания, не прикоснуться к Юлии украдкой, хотя один Бог ведает, как жаждет Прибытков этого прикосновения, взгляда...
От Прибыткова — Бочкарева исходит такая неистовая мужская сила, такое истребительное мужское обаяние, что глаз отвести невозможно. Этот элегантный, подтянутый, стареющий человек в изящной и простой одежде кажется поразительно красивым оттого, что глубокое чувство пронизывает черты его лица, походку, скупые жесты. «Дюшесы нынче не дороги», — роняет он в ответ на благодарность Юлии за привезенную корзинку фруктов, а позже скажет с еле сдерживаемым волнением: «Этот поцелуй дорогого стоит». И речь в обоих случаях будет идти не о деньгах, не о торгашеском отношении к ценностям, а о ценностях с большой буквы, о глубине человеческого чувства...
А.Н. Островский создал историю, в которой запечатлен точно выхваченный из потока реальности фрагмент жизни: молодая вдова без памяти влюбилась в недостойного человека и была излечена от этой страсти, а заодно и от позора немолодым богатым купцом, пожелавшим жениться на ней и сделать Юлию Тугину счастливой.
Сегодня стало хорошим тоном говорить о том, что в наше время полностью перевернулся смысл, вложенный в «Последнюю жертву» ее автором: он порицал общественные нравы, диктовавшие молодой женщине необходимость выходить замуж за старого и нелюбимого, продаваться за большие деньги! Это «верхний слой» комедии Александра Николаевича, но единственный ли? Известно, что первые варианты пьесы носили названия «Жертва века» и «Попечители», но результат далеко ушел от первоначального замысла, в котором «старик, влюбленный в молодую вдову, старается под видом попечительства и покровительства разлучить ее с любимым молодым человеком, в чем и успевает. Молодому человеку подставляют девушку, выдавая ее за богатую невесту: он увлекается и изменяет вдове. Та, не перенеся измены, сходит с ума, а он, узнав об этом, в припадке отчаяния лишает себя жизни».
Будь таким сюжет «Последней жертвы», наверное, наши симпатии безраздельно принадлежали бы Вадиму Дульчину, а несомненное порицание — Флору Федулычу Прибыткову, коварному интригану и разлучнику. Но Островский написал совсем другую пьесу... Пьесу, в которой просто невозможно воспринимать подлым интриганом Прибыткова, этого просвещенного главу купеческой фирмы, посещающего театры, коллекционирующего картины, с наслаждением слушающего Патти...
Василий Бочкарев приковывает к своему персонажу внимание необычайное: каждый миг проживания оказывается чрезвычайно важен.. От Прибыткова — Бочкарева глаза отвести трудно, настолько насыщен каждый миг его сценического существования, настолько наполнен нюансами.
Уверенно и спокойно идет Прибытков к финалу, в котором они с Юлией, пройдя сквозь все те помещения, с которыми что-то было связано, войдут в некое новое пространство и останутся одни. Он даст ей в руки тряпичную куклу, вальяжно сядет в кресло, а Юлия встанет за его спиной, тоже спокойная и уверенная, — и такими окажутся они запечатлены для потомков фотографическим аппаратом вездесущего хроникера...
Может быть, незатейливая простота этой истории и вызывает в зрителе такую горячую реакцию?.. Не случайно роль Прибыткова была удостоена «Золотой Маски» — даже в фестивале, где премии, в основном, присуждаются за немыслимый авангардизм и новаторство, не мог пройти незамеченным с психологической точностью и достоверностью созданный блестящим артистом характер.
В «Мнимом больном» Василий Бочкарев, кажется, использует весь арсенал комических и трагикомических актерских возможностей.
Он заражает своим упоением — как «вкусно» произносит Арган названия лекарств, как слушает врача, с детским любопытством заглядывая ему в глаза, как носится по огромной комнате в своей белоснежной ночной сорочке и колпаке, упорно сползающем на один глаз! И смешно смотреть на него, и жутко, потому что все мы, в сущности, такие же неразумные дети, поддающиеся своей мнительности и живущие иллюзиями. И так же горько страдаем от обманов, которые притаились по углам и только и ждут своего часа...
Артист мощного дарования, поразительного магнетизма, Василий Бочкарев, кажется, может все. Ему по силам яркая комедия и подлинная трагедия, он способен вызвать в своем зрителе самые многообразные чувства. А свой зритель — это значительная часть публики Малого театра, влюбленная в Василия Бочкарева «во всех его проявлениях», потому что сегодня, во время тотального исчезновения личности, буквально на вес золота ценится истинная личность.
А Бочкарев — личность. Крупная, значительная, обладающая чувством собственного достоинства и поражающей скромностью. Он принадлежит к тому небольшому кругу людей, которым постоянно хочется говорить о своей любви и благодарности.
Только вот поверит ли в искренность слов этот человек, умеющий скрывать свои чувства и слова очень глубоко?
Наталья Старосельская
«Планета красота»,№5-6, 2006
Дата публикации: 07.09.2006