Новости

ЭЛИНА АВРААМОВНА БЫСТРИЦКАЯ В ПРОГРАММЕ «ДИФИРАМБ» НА «ЭХО МОСКВЫ»

ЭЛИНА АВРААМОВНА БЫСТРИЦКАЯ В ПРОГРАММЕ «ДИФИРАМБ» НА «ЭХО МОСКВЫ»

К.ЛАРИНА: 14 часов 21 минута, добрый день. С небольшим опозданием, но выходит в прямой эфир программа «Дифирамб», у микрофона ведущего Ксения Ларина, у микрофона гостя – народная артистка Советского Союза, актриса Малого театра, Элина Быстрицкая. Здравствуйте, Элина Авраамовна, приветствую вас.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Очень рада вас видеть, особенно в такой передаче, которая практически вот специально для вас создана, под вас, что называется.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Спасибо, я не избалована в этом плане, я с удовольствием буду слушать.

К.ЛАРИНА: Ну, у нас сегодня во-первых, повод замечательный для встречи – Малый театр открыл свой супер, не побоюсь этого слова, юбилейный сезон, не каждый может похвастаться такой датой, такой цифрой.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: В истории ничего подобного нет.

К.ЛАРИНА: Да, 250 лет исполняется Малому театру, ну, впрочем, как российскому репертуарному театру вообще, как институту, скажем так. Уже прошел торжественный вечер, вот четвертого сентября, посвященный юбилею.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: И пятого, два дня.

К.ЛАРИНА: Где Элина Авраамовна предстала в образе императрицы, которая собственноручно и подписала указ об учреждении императорских театров, да, так оно и было.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Ну, так поставлено было.

К.ЛАРИНА: Ну и что вы почувствовали?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да вы знаете, я мало что могла почувствовать, потому что вся функция, которая мне досталась это нужно было произнести вот этот указ и нужно было сочетать это и с тем, что делается на сцене, у нас очень красивая декорация была, у нас замечательный художник Глазунов Александр, наш парень, который вырос в Малом театре.

К.ЛАРИНА: Это однофамилец известного художника?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Он однофамилец, да. Вот, и наша основная режиссура сидели с этой работой, написан был сценарий нашим актером Клюквиным, что-то там поправляли, что-то монтировали по-другому, но с моей точки зрения, симпатичное зрелище должно было быть. Единственное что – зритель должен был понимать, когда идет диалог между людьми, сидящими в разных местах, а сцена показывала наш зал, но только в центре такие были, знаете, вроде старинных трибун, где сидели наши актеры, и разные персонажи произносили фразы, но это были фразы, которые все равно сегодня звучат как современные.

К.ЛАРИНА: Т.е. цитаты из известных произведений?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да, фрагменты из спектаклей. Кроме Елизаветы Петровны у меня еще был фрагмент из спектакля «На всякого мудреца довольно простоты», сцена с Крутицким, которого исполнял Борис Клюев.

К.ЛАРИНА: Вы знаете, я к сожалению, на вечер не смогла прийти, хотя, скажу честно, имела и приглашение, и знаю, что Юрий Мефодьевич Соломин, наш частый гость на радио, мы очень с ним дружим, мне было очень приятно получить это приглашение, но увы, это совпало с моими эфирными днями, поэтому я не смогла, но зато я точно знаю, что когда уже откроется репертуарный сезон, я посмотрю последнюю по времени премьеру, «Ревизор».

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да, репетиции идут. К сожалению, я там не занята, но я надеюсь, что все равно будет очень хорошо.

К.ЛАРИНА: Конечно. Но еще я видела очень замечательную передачу на канале «Культура», где вы принимали участие, это была как раз программа, посвященная Малому театру, где в основном было старшее поколение представлено. Вспоминали свои лучшие роли и вспоминали, как работали, выдающиеся мастера Малого театра, многих из которых уже нет в живых, и великолепный совершенно был подбор фрагментов из спектаклей, где мы видели звездные роли, в том числе и Элину Быстрицкую в «Волки и овцы», по-моему.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да.

К.ЛАРИНА: Глафира, по-моему.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да, потому что речь шла о Николае Ивановиче Рыжове, с которым я и репетировала и играла это.

К.ЛАРИНА: А вот вы помните свой первый выход на сцену?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Конечно помню. Это было очень много лет назад, сейчас скажу, это был 58-й год, это был «Веер леди Уиндермиер», пьеса Оскара Уайлда, где я играла леди Уиндермиер, это моя первая работа в Малом театре была, репетировалась довольно долго, я долго входила в атмосферу, которая меня окружает, не в атмосферу самого спектакля, это было проще, а в атмосферу, которая царит в Малом театре по сей день. Я должна сказать, что партнеры были ко мне чрезвычайно внимательны, они хотели мне помочь, и каждый мне подсказывал что-нибудь.

К.ЛАРИНА: А вы боялись?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Еще как боялась, конечно. Я приехала из Вильнюсского русского драматического театра.

К.ЛАРИНА: А, т.е. вы до этого все-таки в театре работали.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Я проработала четыре сезона, да. И вы знаете, очень хороший театр там кстати был тогда. Но все равно я себя чувствовала провинциалкой, все равно я как-то, будучи еще студенткой, как-то увидела Малый театр, когда на гастролях в Киеве была, училась-то я в Киеве.

К.ЛАРИНА: Карпенко-Карого, да?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да, причем я училась на украинском факультете.

К.ЛАРИНА: Никто бы не заподозрил, как вы чисто говорите по-русски, вообще никто бы не заподозрил.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: А я очень старалась. Я в своих первый фильмах еще помню, укранизмы были у меня, но я работала над этим, я себя слушала, я читала тексты, записывала их, выслушивала, я знала, где у меня неправильно. Ну, наверное, ухо неплохое, и я сумела это сделать. Ну вот, и премьера была, меня поздравляли. Самое главное – что Художественный совет смотрел, и Александра Александровна Яблочкина, которая возглавляла тогда Художественный совет, сказала, я все поняла, что она говорит, надо брать. А до этого я была на договоре, и вот меня приняли в труппу Малого театра.

К.ЛАРИНА: а что вы играли в Вильнюсе? Какие роли?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Первая работа у меня была арбузовская Таня, потом «Годы странствий» Арбузова, потом Клавдия в «Повести о настоящем человеке», Аленушка в «Аленьком цветочке» и Вари Белой в «Порт-Артуре». Вот это то, что я играла.

К.ЛАРИНА: Т.е. такие все были героические? Героини чистой воды.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да. Меня так и вели в институте как лирическую, драматическую героиню.

К.ЛАРИНА: А когда вы впервые позволили себе выйти в образе характерной актрисы?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: По-моему, это было совсем недавно, в Малом театре я получила роль в «Дядюшкином сне».

К.ЛАРИНА: Там Зельдин у вас играет, да?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Нет. У нас уже этот спектакль не идет. Это было несколько лет назад, я должна была репетировать, но в это время я должна была еще уехать с командой на международные соревнования.

К.ЛАРИНА: С художественной гимнастикой?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да. И тогда уже начались такие трения, нелады с украинской частью команды, меня руководство Спорткомитета попросило обязательно поехать, потому что нужно было выдержать определенный стиль там, и я понимала, что это государственная задача.

К.ЛАРИНА: Ну тут еще и украинское происхождение должно было каким-то образом помочь.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Ну вы понимаете. Значит, я поехала, а в это время как раз должна была начать репетировать «Дядюшкин сон». Когда я вернулась, то узнала, что другая актриса и репетировать будет и играть будет. Так оно и получилось, но потом через какое-то время меня ввели в спектакль, но это уже было через боль, через травму.

К.ЛАРИНА: Мы сегодня многие работы постараемся вспомнить Элины Быстрицкой, не только театральные, но и кинематографические, естественно, куда от этого деться. Я думаю, что здесь наши слушатели нас здесь сориентируют, такой рейтинг выстроят, что лучше. Что на первом месте, мы даже имя произносить не будем это имя, это и так понятно, что на первом месте в рейтинге ролей Быстрицкой. Но я напомню все наши средства связи – пожалуйста, дорогие друзья, - 7256633, это номер нашего пейджера, 9704545 – телефон для смс, и телефоны прямого эфира, которыми мы, конечно же, воспользуемся, - 7839025, Москва, 7839026, для тех, кто живет или слушает нас в других городах России и не только России. Сейчас мы слушаем новости, потом продолжаем нашу творческую встречу с Элиной Быстрицкой, а вы можете уже присылать ваши вопросы.

/новости/

К.ЛАРИНА: Мы продолжаем нашу программу. Напомню, что сегодня в гостях у нас Народная артистка СССР, актриса Малого театра Элина Быстрицкая, а наши слушатели уже готовят вопросы и нам их присылают, чуть позже я к ним обращусь и обязательно телефон включу, как я и обещала. Ну а сейчас я хочу вернуться к этому разговору об амплуа, сегодня не очень популярному понятию, поскольку многие театры и многие актеры, многие коллективы от этого отказываются. А я так понимаю, что Малый театр как хранитель традиций русского театра пытается сохранить и эту традицию, все-таки амплуа существуют. Я почему спросила про характерную актрису, потому что даже когда смотришь на вас в старых спектаклях, и вот в тот вечер показывали, то понимаешь, что хулиганская душа все-таки у этой актрисы, несмотря на то, что вроде бы это священные подмостки Малого театра, несмотря на то, что понятно, что она говорит и что она делает, Яблочкина про вас это сказала, да, все равно глаз горит таким светом хулиганским, абсолютно. Вот какие-то вольности позволяла себе Быстрицкая на сцене во многих ролях, наверное, да?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Вы знаете, у меня всегда складывалось, ну это вообще всегда, может, так меня научили, а может, так сложилось, я всегда что-то свое хотела сделать, и так получалось, и меня за это не ругали. Если у меня не получалось договориться с режиссером, чтобы что-то, что меня греет, что мне дает возможность выразить автора так, как я его вижу, как я его понимаю, и чтобы это не спорило с тем, что хочет режиссер, но чтобюы это дополняло его, если не получается, у меня случается болячка, я заболеваю просто, я не могу. Сколько раз уже это было в моей жизни, и поэтому, наверное, если что-нибудь там не так, то она не может, она болеет, ну, наверняка такие разговорчики идут, однако же несмотря на уже довольно приличный возраст, в Малом театре я еещ молодуха, там и постарше есть, несмотря на это, я все-таки думаю, что еще многое могу, если дадут.

К.ЛАРИНА: Должны дать.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Хотелось бы, чтоб дали.

К.ЛАРИНА: А вот бывали случаи в вашей актерской жизни, когда вам было неудобно в роли?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Конечно, и я отказывалась.

К.ЛАРИНА: Да?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да, я отказывалась неоднократно. Я, конечно, об этом сожалею, но в тот момент я не могла себе по-другому позволить. По всей вероятности, это мой характер, это если говорить плохо, а если сказать хорошо, то это мои требования. Я ведь воспитывала актеров, у меня было три выпуска, со мной занимались актеры, не имевшие дипломов, т.е. это заочники.

К.ЛАРИНА: Которые из провинциальных театров.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да. И за это время они приобретали не только документ, они приобретали определенные знания, поэтому мне кажется, что я что-то в этом плане и должна была делать.

К.ЛАРИНА: А вот кстати когда вы пришли в театр, мы упустили этот момент, очень важный для понимания, что такое молодая артистка в театре, ведь вы тогда уже сыграли свою звездную роль, уже Аксинья была.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Я только рискнула после «Тихого Дона» попроситься, я ведь позвонила Николаю Ивановичу Цареву и сказала, что я хотела бы прийти на разговор, и когда пришла, и он сказал «Я вас слушаю», я сказала, что я с 51-го года мечтаю о том, чтобы быть в Малом театре, что я для этого изучила русскую речь, что я уже работала в русском театре, потому что я добивалась, я поставила перед собой такую задачу давным-давно, но конечно, у меня не было надежды, было желание, и, по-моему, Николай Иванович очень серьезно отнесся к тому, что я сказала. От мне ответил, что мне позвонят недели через две.

К.ЛАРИНА: А вы показывались туда?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Нет-нет, я попросилась, когда мня уже видели в «Неоконченной повести», в «Тихом Доне», еще два фильма у меня было раньше, в которых ничего особенного я не сделала, но как-то в общем меня приняли тогда. Понимаете, тогда были пробы, это как бы экзамен, сегодня вот есть такое слово «кастинг», я не могу слышать этого слова, кинопробы, я побеждала профессиональных актрис, будучи студенткой. Конечно, мне это давало уверенность в себе, тем не менее, прийти в Малый театр, в театр прославленный, в театр, который я увидела как звезду на небе.

К.ЛАРИНА: Так вы сами были звезда в то время, молодая красивая звезда.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Нет, этого я не чувствовала.

К.ЛАРИНА: А актеры Малого театра не говорили «вот, пришла сюда, звезда».

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да все было. Было по-всякому. Нет, ну многие приняли меня очень хорошо, но было и это тоже, мне не хочется об этом говорить, потому что часть людей, которые это делали, уже, к сожалению, ушли, а некоторые живы-здоровы, и слава богу.

К.ЛАРИНА: А вот смотрите, мы говорим об амплуа, оно существовало и будет существовать, я убеждена, но если говорить о вас, Элина Авраамовна, оно к вам вроде бы подходит, понятно. Но здесь полное отсутствие понятия типажа. Вот вы сейчас вспомнили про пробы в кино, и я почувствовала эту разницу – что сегодня выбирают на кастинге типаж, а тогда выбирали личность, мастерство.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да, по-моему, да. Я так думаю, что элементы характерные были и в других моих ролях. Я вспоминаю работу с Борисом Андреевичем Бабочкиным, «Дачники», это же типично характерная роль. Героиня этого произведения была Варвара, которую блистательно исполнила Нифонтова, а я Юлией была, Борис Андреевич мне сказал одну фразу – «Посмотри, какая она веселая и такая несчастная», и вот вам диапазон возможностей этой роли сразу обнаружился, но это был уникальный и актер и режиссер. Я вспоминаю сцену, когда он поворачивался спиной в зал, горькую фразу говорил – «За что ты так мучаешь меня?» - и у него слезы, которые он прятал даже от зрительного зала. Понимаете, насколько он проживал это все. И рядом с такими мастерами работая, невольно…

К.ЛАРИНА: А что, бывают другие? Вот интересно, вот сейчас вы сказали, я слышала, про это рассказывали по телевидению, простите, что я вас перебила, это все актерская кухня, но это все очень интересно, вот вы говорите, актер, стоящий спиной к залу, произносит свою реплику вам и в это же время он живет в этой роли, он не выходит из образа.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Конечно.

К.ЛАРИНА: А что, есть другие? Есть которые рожи корчат в этот момент?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Нет, мне нет.

К.ЛАРИНА: Но бывает в принципе?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Я думаю, что это может быть, потому что есть люди, которые работают по-другому - показывают, а меня учили проживать, на этом система Станиславского построена, а система Станиславского все-таки свое начало берет из Малого театра.

К.ЛАРИНА: А как проживать по-настоящему, подлинно, но при этом сохранить свою нервную систему и свое психическое здоровье?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Никто из нас не может сохранить свою нервную систему и свое психическое здоровье, потому что мы все проживаем, но существует одно «но» - выходя на сцену, мы испытываем радость, а ученые уже доказали, что радость продлевает жизнь.

К.ЛАРИНА: Ген удовольствия.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Совершенно верно, вот здесь такое вот смешение, поэтому мы не помираем, а вообще я помню, что когда снимали «Тихий Дон», смерть Аксиньи, я тогда еще не имела актерского опыта, я пропустила через себя все, что я по медицине знала про увядание, угасание жизни. Но когда сняли второй дубль, если бы сняли еще и третий, то меня бы не было, потому что я просто себя могла угробить. Потом существует ведь такое актерское суеверие, что не надо сниматься в гробу, и так далее. Может, это какие-то совпадения, а может, психика актерская как-то в этом плане вызывает опасность.

К.ЛАРИНА: Вы знаете, безусловно, сколько существует актерская профессия, столько зрители будут отождествлять образ и актера, и как бы мы их ни убеждали, ни переубеждали, что это разные люди, все равно. Это вот эффект какой-то странный, я сама иногда смотрю на человека в хорошей роли, и я почти убеждена, что вот он такой, я его воспринимаю именно таким.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Ну что вы, мужчины после выхода «Тихого Дона» думали, что я и Аксинья это одно и то же.

К.ЛАРИНА: Ну вот и все-таки, несмотря на то, что образ это образ, а человек это человек, вот есть же некоторое взаимопроникновение? Есть же роли, которые не проходят бесследно?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Обязательно личностные свойства входят в исполнение, обязательно, по-другому не может быть. Все равно это манера, это физическое состояние, это психическое состояние, это проникновение в образ в том или ином плане, оно достаточно глубоко, потому что иначе не вызовешь в себе ту систему эмоций, которая должна быть. Я говорю о системе эмоций, потому что тут может быть наслоение и одного и другого и третьего ощущения.

К.ЛАРИНА: Существуют ли какие-то профессиональные привычки, которые не оставляют вас как актрису и в нормальной, частной, бытовой жизни? Например, художник мир воспринимает через цвет, он может смотреть кино, слушать музыку, но все равно у него будут какие-то цветовые ощущения, потому что он владеет именно этой палитрой.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Ксения, я для себя уже давно определила, что все время, которое я на сцене или в кадре, цветное, а все остальное может быть каким угодно и даже черно-белым.

К.ЛАРИНА: Подождите, а вот эта цепкая наблюдательность, внимательность по отношению к человеку. Даже в диалоге, я уверена, в вас актриса как профессия вас не покидает.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Конечно.

К.ЛАРИНА: Вы наблюдаете за кем-то, за чем-то, вы наблюдаете за реакциями.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Я не наблюдаю, а я взаимодействую. Наблюдатель – это что-то другое, а вот поймать то, что тебе посылает партнер, и вернуть что-то еще – вот в чем радость-то.

К.ЛАРИНА: вы смотрели фильм «Успех»? Где Леонид Филатов играет режиссера, который приезжает в провинциальный театр ставить «Чайку».

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Нет, не смотрела.

К.ЛАРИНА: Просто мое мнение, что это одна из лучших работ, посвященный актерской профессии.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Посмотрю обязательно.

К.ЛАРИНА: Там есть один момент, я вам сейчас расскажу, вы поймете как профессионал, о чем речь. Алиса Фрейндлих там играет приму театра, она сидит в гримерке во время спектакля, в антракте, и к ней приходит режиссер-Филатов уговаривать ее принять участие в его спектакле. Она с ним разговаривает достаточно высокомерно, давая ему понять, кто он и кто она, и в конце, когда они расстаются, она ему так царственно говорит: «Прошу!» такой жест делает рукой, мол, не выйти ли вам вон, такой подтекст. Он уходит, она застывает перед зеркалом и еще раз так же точно говорит «Прошу!», уже одна.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Ну да, это наблюдение очень хорошее. Вообще, это замечательная актриса, я люблю все ее работы, все, что удалось увидеть.

К.ЛАРИНА: Но вы запоминаете свои какие-то проявления, которые вам пригодятся в какой-то роли?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Нет. Мне говорят, вот у вас вот такой вот жест, а я даже не знаю, о каком жесте идет вообще речь, он может быть сегодня один, а завтра другой.

К.ЛАРИНА: Т.е. невозможно играть по воспоминаниям? Вот сейчас я сыграю так, как сыграла в прошлый раз.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Нет, тогда никакой радости не будет, нет, все заново, потом ведь зрительный зал тоже разный бывает. Я должна признаться, что я обожаю московского зрителя, я получаю удовольствие от общения с ним.

К.ЛАРИНА: Еще один вопрос от меня, а потом я включу телефон, мы несколько вопросов от наших слушателей услышим здесь, в прямом эфире. Разные периоды переживал Малый театр, как и любой другой, уже 250 лет, но, в том числе, наверное, разные периоды переживала и актриса Быстрицкая, а вот что вас всегда держало в этом театре, в этом доме? Ведь наверняка же были, я не поверю, если вы скажете, что нет, никогда не было, наверняка были такие моменты, когда вы могли уйти.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Были моменты глубокой обиды и боли и горечи – все это было, и может быть, еще будет, но наверное, это свойство моего характера. Я все-таки держусь вот того ощущения, которое у меня возникло много лет назад, почти 50 лет назад, собственно, почти 50 лет я уже работаю в Малом театре, т.е. это больше 50-ти лет. Это 55 лет назад было, когда я увидела этот театр. А потом, понимаете, кроме этих неприятных моментов, было же высочайшее счастье, были замечательные слова моих старших коллег, я помню, небольшая роль была в спектакле «Герои Фатерланда», это, по-моему была пьеса Леона Крычковского была, и там мне нужно было играть женщину, которая стала высокопородной дамой, а в прошлом была то ли воровкой, то ли чем-то таким, а этот герой Фатерланда, он тоже бывший вор, в общем, где-то они раньше общались, а тут его возвеличили в сына высокородной семьи, которая его величает как героя и так далее, и я тогда подумала, что там она была, поскольку я все-таки, видимо, характерная внутри, то я понимала, какая она была, здесь я была такая высокомерная, а когда я оставалась с ним вдвоем, я ему говорила «Здорово, Карл». Не думая ни о чем, и в коридоре Елена Митрофановна Шатрова, у которой был дивный совершенно высокий голос, мне говорит «Мастер!», знаете, как было приятно? Я прямо о себе подумала так счастливо, хорошо. Вот такие же вещи тоже бывали. Или когда Борис Андреевич сказал «Я знал, что вы сыграете Юлию, но что так хорошо, не думал».

К.ЛАРИНА: Т.е. ни одна обида не стоит ничего рядом с судьбой с такой.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Ну что вы, конечно. А Елена Николаевна Гоголева, которая когда я сыграла Кручинину, подарила мне для этой роли, был Худсовет и ей не понравилось, как я одета, она мне подарила дивную кружевную накидку, которая до сих пор в театре существует.

К.ЛАРИНА: Ну что, давайте послушаем зрителей и слушателей, можно взять наушники, можно их не надевать, а просто приложить к себе. Итак, 7839025 – телефон для москвичей, 7839026 – для тех, кто в других городах. Здесь, в студии «Эха Москвы» Элина Авраамовна Быстрицкая, которая готова вас выслушать, уважаемые зрители, посетители Малого театра в том числе, кинозрители и радиослушатели. Алло, здравствуйте.

Слушатель: Добрый день, это Игорь, Москва. Вы такая обворожительная женщина, люблю все ваши роли, не назвали еще одну вашу роль – Леля в «Добровольцах», где вас окружают блистательные партнеры – Быков, Щербаков, Ульянов. Вот каково с ними было работать? Что это были за отношения на площадке?

К.ЛАРИНА: Вы знаете, это было тоже счастье, потому что эти блистательные актеры, особенно Быков и Ульянов, я называю Быкова, потому что он помоложе был, трогательный, замечательный актер и партнер, а что касается Михаила Александровича, так это же счастье рядом быть, но тогда мы были все еще не знаменитые, хотя это уже было после «Тихого Дона», мы еще были, и он, и я не так знамениты, на улицах нас еще не останавливали. Поэтому работали очень честно и очень хорошо. У нас режиссер был ученик Герасимова, Юрий Павлович Егоров, он очень четко рассказывал, что нужно делать, и мы как-то друг друга поддерживали. По-моему, в фильме это видно. Это радостная работа была, а потом я очень хотела эту Лельку играть. Вы знаете, я вспоминаю свою маму, на которой я видела комсомольский значок и красную косыночку. Вот, я хотела сыграть то, что могла бы делать моя мама.

К.ЛАРИНА: Ее вы сыграли, как мне кажется, почему-то роль эта отдельная, потому что вы ее сыграли блистательно, но и потому что она так написана. Это идеальный образ жены, вот кем она должна быть. Это так важно, по-моему, это впервые, я больше такого не найду.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да, это блистательное произведение, которое было переведено в прозу и сыграно, но видите, там есть та самая фрагментарность, которая говорит о разных временах в нашей стране. И удивительно, но сегодня этот фильм пользуется успехом.

К.ЛАРИНА: А потому что он честный, как вы сами сказали.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Я благодарна зрителю, который об этом сказал. Спасибо большое.

К.ЛАРИНА: Алло, здравствуйте.

Слушатель: Да, это Москва?

К.ЛАРИНА: Это Москва.

Слушатель: Это звонят из Красноярска.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Ой, боже мой.

Слушатель: Дорогая Элиночка, мы тебя любим, поздравляем, помним.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Спасибо. Да, я вспомнила, дорогие мои Стрижевские, дай вам бог здоровья и спасибо что обозвались.

Слушатель: Ну как же, что ты, нам так приятно.

К.ЛАРИНА: Спасибо вам большое.

Слушатель: Целуем!

Э.БЫСТРИЦКАЯ: до свидания.

К.ЛАРИНА: Ну скажите два слова для тех, кто не понял.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Это люди, которых я знала очень давно, и они оказались в Красноярске, они там стали жить.

К.ЛАРИНА: Видите, какая у нас география, найдет вас любой по радио «Эхо Москвы». Алло, здравствуйте.

Слушатель: Да, я хотела Быстрицкой вопросик задать.

К.ЛАРИНА: Вот она здесь сидит, задавайте.

Слушатель: Элина Авраамовна, я старая театралка, наверное, старше вас по возрасту, я вас помню знаете в какой роли, - «Веер леди Уиндермиер» Оскара Уайлда. Это ваша первая роль в Малом театре, а я вообще все спектакли посещаю в Малом театре. Ну и конечно, мы вас любим, и вся моя семья вас любит.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Спасибо.

Слушатель: Но в отношении Аксиньи я бы хотела видеть Мордюкову, а вы очень красивая и интеллигентная для Аксиньи, а Нонка такая пробивная, грубая.

К.ЛАРИНА: Как вас зовут, простите?

Слушатель: Любовь Константиновна.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Любовь Константиновна, Шолохов выбрал меня, понимаете.

К.ЛАРИНА: Да вас выбрал не только Шолохов, а и зрители.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: А потом 30 казаков, старейшин меня признали и дали мне звание почетной казачки, поэтому я конечно вам благодарна, что вы так хорошо относитесь к моей коллеге, к Ноне Мордюковой.

К.ЛАРИНА: Но это я понимаю, что это как раз после того фильма, который мы обсуждали, с Ирой Петровской, она как раз в этом фильме, вы мне рассказали до передачи, вспоминала, что тоже хотела очень сыграть эту роль.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да, но хотеть не вредно, я вот очень хотела сыграть Анну Каренину, но не получилось, и пробы не получила, ну что же, это значит, что я должна сказать что-то об исполнительнице дурное? Нет.

К.ЛАРИНА: Тут уж никуда не деться, другой Аксиньи уже как-то и не представляешь вообще.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Ну так получилось. Знаете, это ведь не только в нашей стране, я много ездила в разные другие страны, где «Тихий Дон» шел, и люди, которые меня узнавали, они всегда вспоминали мою работу в «Тихом Доне».

К.ЛАРИНА: У нас остается до конца эфира совсем мало времени, буквально три минуты, если успеем принять еще один звонок, то примем, но я не могу не задать вопрос, который меня мучает долгие-долгие годы.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Ну-ка.

К.ЛАРИНА: Еще когда я читала «Тихий Дон» и когда его смотрела много-много раз, почему она ему изменила? Вот как вы для себя это решали?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Она ему не изменила, она похоронила ребенка, она была в тяжелейшем состоянии, а он пришел и приласкал ее, пожалел и воспользовался, а потом, лучилось это уже потом, она считала себя потерянной. Психологически я это оправдывала так для себя, это мне никто не объяснял, это я сама для себя придумала так, чтобы существовать в этом. Поэтому когда Григорий ударяет в лицо кнутом, я должна была сделать так – «ну что ж, заслужила», а слов этих не было, значит, надо было это сделать мимически, что я и сделала.

К.ЛАРИНА: Да, незабываемая, конечно, работа. Давайте, вот мы сейчас уже будем заканчивать, Элина Авраамовна, вот все-таки ваша жизнь актерская в перспективе, о чем мы уже немножко поговорили, я думаю, что желание и силы и здоровье, все это позволяет раскрыть еще какую-нибудь невиданную грань таланта Быстрицкой, вот вы себя в чем представляете сегодня? Вот какая такая вы есть на сцене Малого театра?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Вы знаете, я заказа на роли не делаю, я не буду этого делать.

К.ЛАРИНА: Ну про что тогда? Вот про что вам хотелось бы поговорить?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: меня всегда во всем, что я делаю, интересовало, в результате чего происходят поступки, которые делает персонаж. Вот кстати это самое главное, мотивировки – это же наше сердце, это наши мозги, это наши глаза, и так далее. И если будет роль, в которой можно мотивировать поступки, значит, можно играть.

К.ЛАРИНА: Самые неожиданные поступки.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Самые неожиданные, да.

К.ЛАРИНА: А в вашей жизни самый неожиданный поступок? Наверное, немало было, опять я вижу, блеск в глазах появился.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Ну во-первых, приход в Малый театр, это же было не просто так, а потом первое соревнование по художественной гимнастике. В этом Мадриде, где мне пришлось взять на себя очень большую роль, потому что нашу команду лишили трех десятых за превышение времени выхода на площадку. Я понимала, что это не так, а на таких соревнованиях протестовать бесполезно, поэтому я обратилась в технический комитет с просьбой проверить время выхода по видео, и после этого я услышала такую тишину в зале в этом, что я пошла чтобы выпить кофе или куда-нибудь, чтобы уйти из этого огромного зала. И мои каблуки стучали так, что это был просто кошмар, я просто спокойно шла, такое впечатление было, что они отдаются где-то еще, и я выпила кофе, возвращаюсь обратно, девчонки меня все встречают, «нам вернули три сотых», и мы оказались победителями.

К.ЛАРИНА: Спасибо большое. Элина Быстрицкая - наша сегодняшняя гостья, до встречи, так приятно всегда с вами разговаривать, и надеюсь увидеть вас в новых ролях.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Благодарю вас. Я тоже очень надеюсь что-нибудь сыграть.

К.ЛАРИНА: Спасибо.

«Эхо Москвы»
Суббота, 9 Сентября 2006

Дата публикации: 11.09.2006
ЭЛИНА АВРААМОВНА БЫСТРИЦКАЯ В ПРОГРАММЕ «ДИФИРАМБ» НА «ЭХО МОСКВЫ»

К.ЛАРИНА: 14 часов 21 минута, добрый день. С небольшим опозданием, но выходит в прямой эфир программа «Дифирамб», у микрофона ведущего Ксения Ларина, у микрофона гостя – народная артистка Советского Союза, актриса Малого театра, Элина Быстрицкая. Здравствуйте, Элина Авраамовна, приветствую вас.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Очень рада вас видеть, особенно в такой передаче, которая практически вот специально для вас создана, под вас, что называется.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Спасибо, я не избалована в этом плане, я с удовольствием буду слушать.

К.ЛАРИНА: Ну, у нас сегодня во-первых, повод замечательный для встречи – Малый театр открыл свой супер, не побоюсь этого слова, юбилейный сезон, не каждый может похвастаться такой датой, такой цифрой.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: В истории ничего подобного нет.

К.ЛАРИНА: Да, 250 лет исполняется Малому театру, ну, впрочем, как российскому репертуарному театру вообще, как институту, скажем так. Уже прошел торжественный вечер, вот четвертого сентября, посвященный юбилею.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: И пятого, два дня.

К.ЛАРИНА: Где Элина Авраамовна предстала в образе императрицы, которая собственноручно и подписала указ об учреждении императорских театров, да, так оно и было.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Ну, так поставлено было.

К.ЛАРИНА: Ну и что вы почувствовали?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да вы знаете, я мало что могла почувствовать, потому что вся функция, которая мне досталась это нужно было произнести вот этот указ и нужно было сочетать это и с тем, что делается на сцене, у нас очень красивая декорация была, у нас замечательный художник Глазунов Александр, наш парень, который вырос в Малом театре.

К.ЛАРИНА: Это однофамилец известного художника?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Он однофамилец, да. Вот, и наша основная режиссура сидели с этой работой, написан был сценарий нашим актером Клюквиным, что-то там поправляли, что-то монтировали по-другому, но с моей точки зрения, симпатичное зрелище должно было быть. Единственное что – зритель должен был понимать, когда идет диалог между людьми, сидящими в разных местах, а сцена показывала наш зал, но только в центре такие были, знаете, вроде старинных трибун, где сидели наши актеры, и разные персонажи произносили фразы, но это были фразы, которые все равно сегодня звучат как современные.

К.ЛАРИНА: Т.е. цитаты из известных произведений?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да, фрагменты из спектаклей. Кроме Елизаветы Петровны у меня еще был фрагмент из спектакля «На всякого мудреца довольно простоты», сцена с Крутицким, которого исполнял Борис Клюев.

К.ЛАРИНА: Вы знаете, я к сожалению, на вечер не смогла прийти, хотя, скажу честно, имела и приглашение, и знаю, что Юрий Мефодьевич Соломин, наш частый гость на радио, мы очень с ним дружим, мне было очень приятно получить это приглашение, но увы, это совпало с моими эфирными днями, поэтому я не смогла, но зато я точно знаю, что когда уже откроется репертуарный сезон, я посмотрю последнюю по времени премьеру, «Ревизор».

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да, репетиции идут. К сожалению, я там не занята, но я надеюсь, что все равно будет очень хорошо.

К.ЛАРИНА: Конечно. Но еще я видела очень замечательную передачу на канале «Культура», где вы принимали участие, это была как раз программа, посвященная Малому театру, где в основном было старшее поколение представлено. Вспоминали свои лучшие роли и вспоминали, как работали, выдающиеся мастера Малого театра, многих из которых уже нет в живых, и великолепный совершенно был подбор фрагментов из спектаклей, где мы видели звездные роли, в том числе и Элину Быстрицкую в «Волки и овцы», по-моему.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да.

К.ЛАРИНА: Глафира, по-моему.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да, потому что речь шла о Николае Ивановиче Рыжове, с которым я и репетировала и играла это.

К.ЛАРИНА: А вот вы помните свой первый выход на сцену?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Конечно помню. Это было очень много лет назад, сейчас скажу, это был 58-й год, это был «Веер леди Уиндермиер», пьеса Оскара Уайлда, где я играла леди Уиндермиер, это моя первая работа в Малом театре была, репетировалась довольно долго, я долго входила в атмосферу, которая меня окружает, не в атмосферу самого спектакля, это было проще, а в атмосферу, которая царит в Малом театре по сей день. Я должна сказать, что партнеры были ко мне чрезвычайно внимательны, они хотели мне помочь, и каждый мне подсказывал что-нибудь.

К.ЛАРИНА: А вы боялись?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Еще как боялась, конечно. Я приехала из Вильнюсского русского драматического театра.

К.ЛАРИНА: А, т.е. вы до этого все-таки в театре работали.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Я проработала четыре сезона, да. И вы знаете, очень хороший театр там кстати был тогда. Но все равно я себя чувствовала провинциалкой, все равно я как-то, будучи еще студенткой, как-то увидела Малый театр, когда на гастролях в Киеве была, училась-то я в Киеве.

К.ЛАРИНА: Карпенко-Карого, да?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да, причем я училась на украинском факультете.

К.ЛАРИНА: Никто бы не заподозрил, как вы чисто говорите по-русски, вообще никто бы не заподозрил.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: А я очень старалась. Я в своих первый фильмах еще помню, укранизмы были у меня, но я работала над этим, я себя слушала, я читала тексты, записывала их, выслушивала, я знала, где у меня неправильно. Ну, наверное, ухо неплохое, и я сумела это сделать. Ну вот, и премьера была, меня поздравляли. Самое главное – что Художественный совет смотрел, и Александра Александровна Яблочкина, которая возглавляла тогда Художественный совет, сказала, я все поняла, что она говорит, надо брать. А до этого я была на договоре, и вот меня приняли в труппу Малого театра.

К.ЛАРИНА: а что вы играли в Вильнюсе? Какие роли?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Первая работа у меня была арбузовская Таня, потом «Годы странствий» Арбузова, потом Клавдия в «Повести о настоящем человеке», Аленушка в «Аленьком цветочке» и Вари Белой в «Порт-Артуре». Вот это то, что я играла.

К.ЛАРИНА: Т.е. такие все были героические? Героини чистой воды.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да. Меня так и вели в институте как лирическую, драматическую героиню.

К.ЛАРИНА: А когда вы впервые позволили себе выйти в образе характерной актрисы?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: По-моему, это было совсем недавно, в Малом театре я получила роль в «Дядюшкином сне».

К.ЛАРИНА: Там Зельдин у вас играет, да?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Нет. У нас уже этот спектакль не идет. Это было несколько лет назад, я должна была репетировать, но в это время я должна была еще уехать с командой на международные соревнования.

К.ЛАРИНА: С художественной гимнастикой?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да. И тогда уже начались такие трения, нелады с украинской частью команды, меня руководство Спорткомитета попросило обязательно поехать, потому что нужно было выдержать определенный стиль там, и я понимала, что это государственная задача.

К.ЛАРИНА: Ну тут еще и украинское происхождение должно было каким-то образом помочь.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Ну вы понимаете. Значит, я поехала, а в это время как раз должна была начать репетировать «Дядюшкин сон». Когда я вернулась, то узнала, что другая актриса и репетировать будет и играть будет. Так оно и получилось, но потом через какое-то время меня ввели в спектакль, но это уже было через боль, через травму.

К.ЛАРИНА: Мы сегодня многие работы постараемся вспомнить Элины Быстрицкой, не только театральные, но и кинематографические, естественно, куда от этого деться. Я думаю, что здесь наши слушатели нас здесь сориентируют, такой рейтинг выстроят, что лучше. Что на первом месте, мы даже имя произносить не будем это имя, это и так понятно, что на первом месте в рейтинге ролей Быстрицкой. Но я напомню все наши средства связи – пожалуйста, дорогие друзья, - 7256633, это номер нашего пейджера, 9704545 – телефон для смс, и телефоны прямого эфира, которыми мы, конечно же, воспользуемся, - 7839025, Москва, 7839026, для тех, кто живет или слушает нас в других городах России и не только России. Сейчас мы слушаем новости, потом продолжаем нашу творческую встречу с Элиной Быстрицкой, а вы можете уже присылать ваши вопросы.

/новости/

К.ЛАРИНА: Мы продолжаем нашу программу. Напомню, что сегодня в гостях у нас Народная артистка СССР, актриса Малого театра Элина Быстрицкая, а наши слушатели уже готовят вопросы и нам их присылают, чуть позже я к ним обращусь и обязательно телефон включу, как я и обещала. Ну а сейчас я хочу вернуться к этому разговору об амплуа, сегодня не очень популярному понятию, поскольку многие театры и многие актеры, многие коллективы от этого отказываются. А я так понимаю, что Малый театр как хранитель традиций русского театра пытается сохранить и эту традицию, все-таки амплуа существуют. Я почему спросила про характерную актрису, потому что даже когда смотришь на вас в старых спектаклях, и вот в тот вечер показывали, то понимаешь, что хулиганская душа все-таки у этой актрисы, несмотря на то, что вроде бы это священные подмостки Малого театра, несмотря на то, что понятно, что она говорит и что она делает, Яблочкина про вас это сказала, да, все равно глаз горит таким светом хулиганским, абсолютно. Вот какие-то вольности позволяла себе Быстрицкая на сцене во многих ролях, наверное, да?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Вы знаете, у меня всегда складывалось, ну это вообще всегда, может, так меня научили, а может, так сложилось, я всегда что-то свое хотела сделать, и так получалось, и меня за это не ругали. Если у меня не получалось договориться с режиссером, чтобы что-то, что меня греет, что мне дает возможность выразить автора так, как я его вижу, как я его понимаю, и чтобы это не спорило с тем, что хочет режиссер, но чтобюы это дополняло его, если не получается, у меня случается болячка, я заболеваю просто, я не могу. Сколько раз уже это было в моей жизни, и поэтому, наверное, если что-нибудь там не так, то она не может, она болеет, ну, наверняка такие разговорчики идут, однако же несмотря на уже довольно приличный возраст, в Малом театре я еещ молодуха, там и постарше есть, несмотря на это, я все-таки думаю, что еще многое могу, если дадут.

К.ЛАРИНА: Должны дать.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Хотелось бы, чтоб дали.

К.ЛАРИНА: А вот бывали случаи в вашей актерской жизни, когда вам было неудобно в роли?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Конечно, и я отказывалась.

К.ЛАРИНА: Да?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да, я отказывалась неоднократно. Я, конечно, об этом сожалею, но в тот момент я не могла себе по-другому позволить. По всей вероятности, это мой характер, это если говорить плохо, а если сказать хорошо, то это мои требования. Я ведь воспитывала актеров, у меня было три выпуска, со мной занимались актеры, не имевшие дипломов, т.е. это заочники.

К.ЛАРИНА: Которые из провинциальных театров.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да. И за это время они приобретали не только документ, они приобретали определенные знания, поэтому мне кажется, что я что-то в этом плане и должна была делать.

К.ЛАРИНА: А вот кстати когда вы пришли в театр, мы упустили этот момент, очень важный для понимания, что такое молодая артистка в театре, ведь вы тогда уже сыграли свою звездную роль, уже Аксинья была.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Я только рискнула после «Тихого Дона» попроситься, я ведь позвонила Николаю Ивановичу Цареву и сказала, что я хотела бы прийти на разговор, и когда пришла, и он сказал «Я вас слушаю», я сказала, что я с 51-го года мечтаю о том, чтобы быть в Малом театре, что я для этого изучила русскую речь, что я уже работала в русском театре, потому что я добивалась, я поставила перед собой такую задачу давным-давно, но конечно, у меня не было надежды, было желание, и, по-моему, Николай Иванович очень серьезно отнесся к тому, что я сказала. От мне ответил, что мне позвонят недели через две.

К.ЛАРИНА: А вы показывались туда?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Нет-нет, я попросилась, когда мня уже видели в «Неоконченной повести», в «Тихом Доне», еще два фильма у меня было раньше, в которых ничего особенного я не сделала, но как-то в общем меня приняли тогда. Понимаете, тогда были пробы, это как бы экзамен, сегодня вот есть такое слово «кастинг», я не могу слышать этого слова, кинопробы, я побеждала профессиональных актрис, будучи студенткой. Конечно, мне это давало уверенность в себе, тем не менее, прийти в Малый театр, в театр прославленный, в театр, который я увидела как звезду на небе.

К.ЛАРИНА: Так вы сами были звезда в то время, молодая красивая звезда.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Нет, этого я не чувствовала.

К.ЛАРИНА: А актеры Малого театра не говорили «вот, пришла сюда, звезда».

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да все было. Было по-всякому. Нет, ну многие приняли меня очень хорошо, но было и это тоже, мне не хочется об этом говорить, потому что часть людей, которые это делали, уже, к сожалению, ушли, а некоторые живы-здоровы, и слава богу.

К.ЛАРИНА: А вот смотрите, мы говорим об амплуа, оно существовало и будет существовать, я убеждена, но если говорить о вас, Элина Авраамовна, оно к вам вроде бы подходит, понятно. Но здесь полное отсутствие понятия типажа. Вот вы сейчас вспомнили про пробы в кино, и я почувствовала эту разницу – что сегодня выбирают на кастинге типаж, а тогда выбирали личность, мастерство.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да, по-моему, да. Я так думаю, что элементы характерные были и в других моих ролях. Я вспоминаю работу с Борисом Андреевичем Бабочкиным, «Дачники», это же типично характерная роль. Героиня этого произведения была Варвара, которую блистательно исполнила Нифонтова, а я Юлией была, Борис Андреевич мне сказал одну фразу – «Посмотри, какая она веселая и такая несчастная», и вот вам диапазон возможностей этой роли сразу обнаружился, но это был уникальный и актер и режиссер. Я вспоминаю сцену, когда он поворачивался спиной в зал, горькую фразу говорил – «За что ты так мучаешь меня?» - и у него слезы, которые он прятал даже от зрительного зала. Понимаете, насколько он проживал это все. И рядом с такими мастерами работая, невольно…

К.ЛАРИНА: А что, бывают другие? Вот интересно, вот сейчас вы сказали, я слышала, про это рассказывали по телевидению, простите, что я вас перебила, это все актерская кухня, но это все очень интересно, вот вы говорите, актер, стоящий спиной к залу, произносит свою реплику вам и в это же время он живет в этой роли, он не выходит из образа.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Конечно.

К.ЛАРИНА: А что, есть другие? Есть которые рожи корчат в этот момент?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Нет, мне нет.

К.ЛАРИНА: Но бывает в принципе?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Я думаю, что это может быть, потому что есть люди, которые работают по-другому - показывают, а меня учили проживать, на этом система Станиславского построена, а система Станиславского все-таки свое начало берет из Малого театра.

К.ЛАРИНА: А как проживать по-настоящему, подлинно, но при этом сохранить свою нервную систему и свое психическое здоровье?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Никто из нас не может сохранить свою нервную систему и свое психическое здоровье, потому что мы все проживаем, но существует одно «но» - выходя на сцену, мы испытываем радость, а ученые уже доказали, что радость продлевает жизнь.

К.ЛАРИНА: Ген удовольствия.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Совершенно верно, вот здесь такое вот смешение, поэтому мы не помираем, а вообще я помню, что когда снимали «Тихий Дон», смерть Аксиньи, я тогда еще не имела актерского опыта, я пропустила через себя все, что я по медицине знала про увядание, угасание жизни. Но когда сняли второй дубль, если бы сняли еще и третий, то меня бы не было, потому что я просто себя могла угробить. Потом существует ведь такое актерское суеверие, что не надо сниматься в гробу, и так далее. Может, это какие-то совпадения, а может, психика актерская как-то в этом плане вызывает опасность.

К.ЛАРИНА: Вы знаете, безусловно, сколько существует актерская профессия, столько зрители будут отождествлять образ и актера, и как бы мы их ни убеждали, ни переубеждали, что это разные люди, все равно. Это вот эффект какой-то странный, я сама иногда смотрю на человека в хорошей роли, и я почти убеждена, что вот он такой, я его воспринимаю именно таким.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Ну что вы, мужчины после выхода «Тихого Дона» думали, что я и Аксинья это одно и то же.

К.ЛАРИНА: Ну вот и все-таки, несмотря на то, что образ это образ, а человек это человек, вот есть же некоторое взаимопроникновение? Есть же роли, которые не проходят бесследно?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Обязательно личностные свойства входят в исполнение, обязательно, по-другому не может быть. Все равно это манера, это физическое состояние, это психическое состояние, это проникновение в образ в том или ином плане, оно достаточно глубоко, потому что иначе не вызовешь в себе ту систему эмоций, которая должна быть. Я говорю о системе эмоций, потому что тут может быть наслоение и одного и другого и третьего ощущения.

К.ЛАРИНА: Существуют ли какие-то профессиональные привычки, которые не оставляют вас как актрису и в нормальной, частной, бытовой жизни? Например, художник мир воспринимает через цвет, он может смотреть кино, слушать музыку, но все равно у него будут какие-то цветовые ощущения, потому что он владеет именно этой палитрой.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Ксения, я для себя уже давно определила, что все время, которое я на сцене или в кадре, цветное, а все остальное может быть каким угодно и даже черно-белым.

К.ЛАРИНА: Подождите, а вот эта цепкая наблюдательность, внимательность по отношению к человеку. Даже в диалоге, я уверена, в вас актриса как профессия вас не покидает.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Конечно.

К.ЛАРИНА: Вы наблюдаете за кем-то, за чем-то, вы наблюдаете за реакциями.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Я не наблюдаю, а я взаимодействую. Наблюдатель – это что-то другое, а вот поймать то, что тебе посылает партнер, и вернуть что-то еще – вот в чем радость-то.

К.ЛАРИНА: вы смотрели фильм «Успех»? Где Леонид Филатов играет режиссера, который приезжает в провинциальный театр ставить «Чайку».

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Нет, не смотрела.

К.ЛАРИНА: Просто мое мнение, что это одна из лучших работ, посвященный актерской профессии.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Посмотрю обязательно.

К.ЛАРИНА: Там есть один момент, я вам сейчас расскажу, вы поймете как профессионал, о чем речь. Алиса Фрейндлих там играет приму театра, она сидит в гримерке во время спектакля, в антракте, и к ней приходит режиссер-Филатов уговаривать ее принять участие в его спектакле. Она с ним разговаривает достаточно высокомерно, давая ему понять, кто он и кто она, и в конце, когда они расстаются, она ему так царственно говорит: «Прошу!» такой жест делает рукой, мол, не выйти ли вам вон, такой подтекст. Он уходит, она застывает перед зеркалом и еще раз так же точно говорит «Прошу!», уже одна.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Ну да, это наблюдение очень хорошее. Вообще, это замечательная актриса, я люблю все ее работы, все, что удалось увидеть.

К.ЛАРИНА: Но вы запоминаете свои какие-то проявления, которые вам пригодятся в какой-то роли?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Нет. Мне говорят, вот у вас вот такой вот жест, а я даже не знаю, о каком жесте идет вообще речь, он может быть сегодня один, а завтра другой.

К.ЛАРИНА: Т.е. невозможно играть по воспоминаниям? Вот сейчас я сыграю так, как сыграла в прошлый раз.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Нет, тогда никакой радости не будет, нет, все заново, потом ведь зрительный зал тоже разный бывает. Я должна признаться, что я обожаю московского зрителя, я получаю удовольствие от общения с ним.

К.ЛАРИНА: Еще один вопрос от меня, а потом я включу телефон, мы несколько вопросов от наших слушателей услышим здесь, в прямом эфире. Разные периоды переживал Малый театр, как и любой другой, уже 250 лет, но, в том числе, наверное, разные периоды переживала и актриса Быстрицкая, а вот что вас всегда держало в этом театре, в этом доме? Ведь наверняка же были, я не поверю, если вы скажете, что нет, никогда не было, наверняка были такие моменты, когда вы могли уйти.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Были моменты глубокой обиды и боли и горечи – все это было, и может быть, еще будет, но наверное, это свойство моего характера. Я все-таки держусь вот того ощущения, которое у меня возникло много лет назад, почти 50 лет назад, собственно, почти 50 лет я уже работаю в Малом театре, т.е. это больше 50-ти лет. Это 55 лет назад было, когда я увидела этот театр. А потом, понимаете, кроме этих неприятных моментов, было же высочайшее счастье, были замечательные слова моих старших коллег, я помню, небольшая роль была в спектакле «Герои Фатерланда», это, по-моему была пьеса Леона Крычковского была, и там мне нужно было играть женщину, которая стала высокопородной дамой, а в прошлом была то ли воровкой, то ли чем-то таким, а этот герой Фатерланда, он тоже бывший вор, в общем, где-то они раньше общались, а тут его возвеличили в сына высокородной семьи, которая его величает как героя и так далее, и я тогда подумала, что там она была, поскольку я все-таки, видимо, характерная внутри, то я понимала, какая она была, здесь я была такая высокомерная, а когда я оставалась с ним вдвоем, я ему говорила «Здорово, Карл». Не думая ни о чем, и в коридоре Елена Митрофановна Шатрова, у которой был дивный совершенно высокий голос, мне говорит «Мастер!», знаете, как было приятно? Я прямо о себе подумала так счастливо, хорошо. Вот такие же вещи тоже бывали. Или когда Борис Андреевич сказал «Я знал, что вы сыграете Юлию, но что так хорошо, не думал».

К.ЛАРИНА: Т.е. ни одна обида не стоит ничего рядом с судьбой с такой.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Ну что вы, конечно. А Елена Николаевна Гоголева, которая когда я сыграла Кручинину, подарила мне для этой роли, был Худсовет и ей не понравилось, как я одета, она мне подарила дивную кружевную накидку, которая до сих пор в театре существует.

К.ЛАРИНА: Ну что, давайте послушаем зрителей и слушателей, можно взять наушники, можно их не надевать, а просто приложить к себе. Итак, 7839025 – телефон для москвичей, 7839026 – для тех, кто в других городах. Здесь, в студии «Эха Москвы» Элина Авраамовна Быстрицкая, которая готова вас выслушать, уважаемые зрители, посетители Малого театра в том числе, кинозрители и радиослушатели. Алло, здравствуйте.

Слушатель: Добрый день, это Игорь, Москва. Вы такая обворожительная женщина, люблю все ваши роли, не назвали еще одну вашу роль – Леля в «Добровольцах», где вас окружают блистательные партнеры – Быков, Щербаков, Ульянов. Вот каково с ними было работать? Что это были за отношения на площадке?

К.ЛАРИНА: Вы знаете, это было тоже счастье, потому что эти блистательные актеры, особенно Быков и Ульянов, я называю Быкова, потому что он помоложе был, трогательный, замечательный актер и партнер, а что касается Михаила Александровича, так это же счастье рядом быть, но тогда мы были все еще не знаменитые, хотя это уже было после «Тихого Дона», мы еще были, и он, и я не так знамениты, на улицах нас еще не останавливали. Поэтому работали очень честно и очень хорошо. У нас режиссер был ученик Герасимова, Юрий Павлович Егоров, он очень четко рассказывал, что нужно делать, и мы как-то друг друга поддерживали. По-моему, в фильме это видно. Это радостная работа была, а потом я очень хотела эту Лельку играть. Вы знаете, я вспоминаю свою маму, на которой я видела комсомольский значок и красную косыночку. Вот, я хотела сыграть то, что могла бы делать моя мама.

К.ЛАРИНА: Ее вы сыграли, как мне кажется, почему-то роль эта отдельная, потому что вы ее сыграли блистательно, но и потому что она так написана. Это идеальный образ жены, вот кем она должна быть. Это так важно, по-моему, это впервые, я больше такого не найду.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да, это блистательное произведение, которое было переведено в прозу и сыграно, но видите, там есть та самая фрагментарность, которая говорит о разных временах в нашей стране. И удивительно, но сегодня этот фильм пользуется успехом.

К.ЛАРИНА: А потому что он честный, как вы сами сказали.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Я благодарна зрителю, который об этом сказал. Спасибо большое.

К.ЛАРИНА: Алло, здравствуйте.

Слушатель: Да, это Москва?

К.ЛАРИНА: Это Москва.

Слушатель: Это звонят из Красноярска.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Ой, боже мой.

Слушатель: Дорогая Элиночка, мы тебя любим, поздравляем, помним.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Спасибо. Да, я вспомнила, дорогие мои Стрижевские, дай вам бог здоровья и спасибо что обозвались.

Слушатель: Ну как же, что ты, нам так приятно.

К.ЛАРИНА: Спасибо вам большое.

Слушатель: Целуем!

Э.БЫСТРИЦКАЯ: до свидания.

К.ЛАРИНА: Ну скажите два слова для тех, кто не понял.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Это люди, которых я знала очень давно, и они оказались в Красноярске, они там стали жить.

К.ЛАРИНА: Видите, какая у нас география, найдет вас любой по радио «Эхо Москвы». Алло, здравствуйте.

Слушатель: Да, я хотела Быстрицкой вопросик задать.

К.ЛАРИНА: Вот она здесь сидит, задавайте.

Слушатель: Элина Авраамовна, я старая театралка, наверное, старше вас по возрасту, я вас помню знаете в какой роли, - «Веер леди Уиндермиер» Оскара Уайлда. Это ваша первая роль в Малом театре, а я вообще все спектакли посещаю в Малом театре. Ну и конечно, мы вас любим, и вся моя семья вас любит.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Спасибо.

Слушатель: Но в отношении Аксиньи я бы хотела видеть Мордюкову, а вы очень красивая и интеллигентная для Аксиньи, а Нонка такая пробивная, грубая.

К.ЛАРИНА: Как вас зовут, простите?

Слушатель: Любовь Константиновна.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Любовь Константиновна, Шолохов выбрал меня, понимаете.

К.ЛАРИНА: Да вас выбрал не только Шолохов, а и зрители.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: А потом 30 казаков, старейшин меня признали и дали мне звание почетной казачки, поэтому я конечно вам благодарна, что вы так хорошо относитесь к моей коллеге, к Ноне Мордюковой.

К.ЛАРИНА: Но это я понимаю, что это как раз после того фильма, который мы обсуждали, с Ирой Петровской, она как раз в этом фильме, вы мне рассказали до передачи, вспоминала, что тоже хотела очень сыграть эту роль.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Да, но хотеть не вредно, я вот очень хотела сыграть Анну Каренину, но не получилось, и пробы не получила, ну что же, это значит, что я должна сказать что-то об исполнительнице дурное? Нет.

К.ЛАРИНА: Тут уж никуда не деться, другой Аксиньи уже как-то и не представляешь вообще.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Ну так получилось. Знаете, это ведь не только в нашей стране, я много ездила в разные другие страны, где «Тихий Дон» шел, и люди, которые меня узнавали, они всегда вспоминали мою работу в «Тихом Доне».

К.ЛАРИНА: У нас остается до конца эфира совсем мало времени, буквально три минуты, если успеем принять еще один звонок, то примем, но я не могу не задать вопрос, который меня мучает долгие-долгие годы.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Ну-ка.

К.ЛАРИНА: Еще когда я читала «Тихий Дон» и когда его смотрела много-много раз, почему она ему изменила? Вот как вы для себя это решали?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Она ему не изменила, она похоронила ребенка, она была в тяжелейшем состоянии, а он пришел и приласкал ее, пожалел и воспользовался, а потом, лучилось это уже потом, она считала себя потерянной. Психологически я это оправдывала так для себя, это мне никто не объяснял, это я сама для себя придумала так, чтобы существовать в этом. Поэтому когда Григорий ударяет в лицо кнутом, я должна была сделать так – «ну что ж, заслужила», а слов этих не было, значит, надо было это сделать мимически, что я и сделала.

К.ЛАРИНА: Да, незабываемая, конечно, работа. Давайте, вот мы сейчас уже будем заканчивать, Элина Авраамовна, вот все-таки ваша жизнь актерская в перспективе, о чем мы уже немножко поговорили, я думаю, что желание и силы и здоровье, все это позволяет раскрыть еще какую-нибудь невиданную грань таланта Быстрицкой, вот вы себя в чем представляете сегодня? Вот какая такая вы есть на сцене Малого театра?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Вы знаете, я заказа на роли не делаю, я не буду этого делать.

К.ЛАРИНА: Ну про что тогда? Вот про что вам хотелось бы поговорить?

Э.БЫСТРИЦКАЯ: меня всегда во всем, что я делаю, интересовало, в результате чего происходят поступки, которые делает персонаж. Вот кстати это самое главное, мотивировки – это же наше сердце, это наши мозги, это наши глаза, и так далее. И если будет роль, в которой можно мотивировать поступки, значит, можно играть.

К.ЛАРИНА: Самые неожиданные поступки.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Самые неожиданные, да.

К.ЛАРИНА: А в вашей жизни самый неожиданный поступок? Наверное, немало было, опять я вижу, блеск в глазах появился.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Ну во-первых, приход в Малый театр, это же было не просто так, а потом первое соревнование по художественной гимнастике. В этом Мадриде, где мне пришлось взять на себя очень большую роль, потому что нашу команду лишили трех десятых за превышение времени выхода на площадку. Я понимала, что это не так, а на таких соревнованиях протестовать бесполезно, поэтому я обратилась в технический комитет с просьбой проверить время выхода по видео, и после этого я услышала такую тишину в зале в этом, что я пошла чтобы выпить кофе или куда-нибудь, чтобы уйти из этого огромного зала. И мои каблуки стучали так, что это был просто кошмар, я просто спокойно шла, такое впечатление было, что они отдаются где-то еще, и я выпила кофе, возвращаюсь обратно, девчонки меня все встречают, «нам вернули три сотых», и мы оказались победителями.

К.ЛАРИНА: Спасибо большое. Элина Быстрицкая - наша сегодняшняя гостья, до встречи, так приятно всегда с вами разговаривать, и надеюсь увидеть вас в новых ролях.

Э.БЫСТРИЦКАЯ: Благодарю вас. Я тоже очень надеюсь что-нибудь сыграть.

К.ЛАРИНА: Спасибо.

«Эхо Москвы»
Суббота, 9 Сентября 2006

Дата публикации: 11.09.2006