Новости

ЮРИЙ СОЛОМИН: «МЫ ЗА ЭКОЛОГИЮ В ТЕАТРЕ»

ЮРИЙ СОЛОМИН: «МЫ ЗА ЭКОЛОГИЮ В ТЕАТРЕ»

Московскому Государственному академическому Малому театру исполнилось 250 лет. Сразу после юбилея с 21 по 26 сентября на сцене Центрального Дома офицеров пройдут гастроли прославленного коллектива. Наш корреспондент побеседовал с художественным руководителем театра, народным артистом СССР, профессором Юрием Соломиным. В Беларуси немногие видели Соломина как театрального актера, но зато все помнят его роли в фильмах «Адъютант его превосходительства», «Инспектор уголовного розыска», «Дерсу Узала», сериалах «ТАСС уполномочен заявить», «Московская сага»...

- Юрий Мефодьевич, с 1988 года вы - художественный руководитель Малого театра. Как смотрите на этот период своей деятельности?

- Мое назначение совпало с труднейшим временем в истории страны. Но все-таки мы выстояли. Наши зрители верили нам, а мы не стремились запредельно поднимать цены на билеты, которые и сегодня у нас меньше, чем во многих других театрах. Более того, если оставались свободные места, я говорил: пускайте людей, у которых нет нынче денег заплатить за билет, мы на этом не разоримся, а они - внутренне обогатятся. Мы не только сохранили прежних зрителей, но и приобрели немало новых. Я рад, что в зале много молодежи. Несмотря на то, что мы ни под кого не подстраивались, не поступались вкусом, не изменяли себе, традициям театра в репертуаре и творческих принципах.
В нашем театре всегда в основе была классика. Мы стараемся сохранить традиции, накопленные за 250 лет. В нашем театре следят за отношением к автору, за актерским мастерством, речевой культурой. Поэтому многие иностранцы приходят к нам, как они признаются, учиться разговаривать на русском. Сейчас русский язык сильно искажен на телевидении, в некоторых театрах в угоду моде. Я не понимаю, как можно переделывать язык Пушкина, Лермонтова, Толстого, Островского... Русскую культуру высоко ценят во всем мире. Почему же мы должны под сомнение ставить наш язык и пользоваться сленгом низкого сорта, который сейчас моден среди молодежи? Мы за экологию в театре. Плохого классики нам не оставили. Поэтому мы решили: пусть наша основная сцена будет только классической. Словом, Малый театр остается Малым театром...

- Функции художественного руководителя вас не тяготят?

- Нет, хотя сейчас надо думать не только о проблемах искусства, но и о быте актеров. Я с гордостью говорю, что наши актеры получают вторую зарплату, которую платит театр.

- Вы не только художественный руководитель театра, актер, но и еще режиссер.

- Я попробовал режиссировать в «Чайке» и в водевиле «Таинственный ящик». Режиссура - очень трудное дело. Но поскольку этот водевиль жил во мне 25 лет, я решился в нем сыграть. Тридцать с лишним лет назад мы планировали его поставить, не вышло. Потом я поставил его в училище. И тогда увидел, что это - тема, которая актуальна всегда, она о судьбе актера.

- Вы более сорока лет преподаете. Что самое основное хотите сказать студентам?

- С самого первого урока я им говорю, что в нашей профессии, как в музыке, семь нот, которые вы должны знать. Основы актерского искусства должны крепко сидеть в артисте. Вы будете попадать к разным режиссерам, говорю я им, в разные театры. Но, владея основой, вы будете делать то, что нужно. Я это по себе знаю, потому что работал со многими режиссерами - и с хорошими, и с бездарными. Владея своей профессией, ты не утонешь. Сегодня, когда особенно трудно выжить, нужно быть профессионалом.

- Правда, что благодаря народной артистке СССР Вере Пашенной вы стали сниматься в кино?

- Да, Вера Николаевна порекомендовала меня режиссеру Анненскому, и тот взял меня в фильм «Бессонная ночь». А всесоюзная популярность пришла после сериала «Адъютант его превосходительства». Кстати, меня сначала утвердили на роль белогвардейского капитана Осипова. На роль Кольцова был утвержден актер Михаил Ножкин. Я благодарен судьбе, что в последний момент получил главную роль. Посмотрев две серии этой картины, японский режиссер Акира Куросава решил, что актера лучше меня на роль Арсеньева в фильм «Дерсу Узала» не найти. Куросава был большой, талантливый художник. Это человек неповторимой индивидуальности, широкой культуры, обладавший высоким профессиональным мастерством, тонкой интеллигентностью.

- Как вы относитесь к советскому прошлому?

- Я против тех, кто во всю Ивановскую ругает свое гнездо, из которого вышел, получив образование и став знаменитым. Это все равно что проклинать собственную семью. У нас была великая страна, великий кинематограф. Я за многое благодарен родной стране и не принадлежу к тем, кто охаивает прошлое и теперь без конца предъявляет какие-то счета, утверждая, что все у нас было плохо. История моей Родины, ее сегодняшний день, как и завтрашний, для меня очень небезразличны...


Интервью провел Артур Мехтиев
«Вечерний Минск», 15.09.2006

Дата публикации: 19.09.2006
ЮРИЙ СОЛОМИН: «МЫ ЗА ЭКОЛОГИЮ В ТЕАТРЕ»

Московскому Государственному академическому Малому театру исполнилось 250 лет. Сразу после юбилея с 21 по 26 сентября на сцене Центрального Дома офицеров пройдут гастроли прославленного коллектива. Наш корреспондент побеседовал с художественным руководителем театра, народным артистом СССР, профессором Юрием Соломиным. В Беларуси немногие видели Соломина как театрального актера, но зато все помнят его роли в фильмах «Адъютант его превосходительства», «Инспектор уголовного розыска», «Дерсу Узала», сериалах «ТАСС уполномочен заявить», «Московская сага»...

- Юрий Мефодьевич, с 1988 года вы - художественный руководитель Малого театра. Как смотрите на этот период своей деятельности?

- Мое назначение совпало с труднейшим временем в истории страны. Но все-таки мы выстояли. Наши зрители верили нам, а мы не стремились запредельно поднимать цены на билеты, которые и сегодня у нас меньше, чем во многих других театрах. Более того, если оставались свободные места, я говорил: пускайте людей, у которых нет нынче денег заплатить за билет, мы на этом не разоримся, а они - внутренне обогатятся. Мы не только сохранили прежних зрителей, но и приобрели немало новых. Я рад, что в зале много молодежи. Несмотря на то, что мы ни под кого не подстраивались, не поступались вкусом, не изменяли себе, традициям театра в репертуаре и творческих принципах.
В нашем театре всегда в основе была классика. Мы стараемся сохранить традиции, накопленные за 250 лет. В нашем театре следят за отношением к автору, за актерским мастерством, речевой культурой. Поэтому многие иностранцы приходят к нам, как они признаются, учиться разговаривать на русском. Сейчас русский язык сильно искажен на телевидении, в некоторых театрах в угоду моде. Я не понимаю, как можно переделывать язык Пушкина, Лермонтова, Толстого, Островского... Русскую культуру высоко ценят во всем мире. Почему же мы должны под сомнение ставить наш язык и пользоваться сленгом низкого сорта, который сейчас моден среди молодежи? Мы за экологию в театре. Плохого классики нам не оставили. Поэтому мы решили: пусть наша основная сцена будет только классической. Словом, Малый театр остается Малым театром...

- Функции художественного руководителя вас не тяготят?

- Нет, хотя сейчас надо думать не только о проблемах искусства, но и о быте актеров. Я с гордостью говорю, что наши актеры получают вторую зарплату, которую платит театр.

- Вы не только художественный руководитель театра, актер, но и еще режиссер.

- Я попробовал режиссировать в «Чайке» и в водевиле «Таинственный ящик». Режиссура - очень трудное дело. Но поскольку этот водевиль жил во мне 25 лет, я решился в нем сыграть. Тридцать с лишним лет назад мы планировали его поставить, не вышло. Потом я поставил его в училище. И тогда увидел, что это - тема, которая актуальна всегда, она о судьбе актера.

- Вы более сорока лет преподаете. Что самое основное хотите сказать студентам?

- С самого первого урока я им говорю, что в нашей профессии, как в музыке, семь нот, которые вы должны знать. Основы актерского искусства должны крепко сидеть в артисте. Вы будете попадать к разным режиссерам, говорю я им, в разные театры. Но, владея основой, вы будете делать то, что нужно. Я это по себе знаю, потому что работал со многими режиссерами - и с хорошими, и с бездарными. Владея своей профессией, ты не утонешь. Сегодня, когда особенно трудно выжить, нужно быть профессионалом.

- Правда, что благодаря народной артистке СССР Вере Пашенной вы стали сниматься в кино?

- Да, Вера Николаевна порекомендовала меня режиссеру Анненскому, и тот взял меня в фильм «Бессонная ночь». А всесоюзная популярность пришла после сериала «Адъютант его превосходительства». Кстати, меня сначала утвердили на роль белогвардейского капитана Осипова. На роль Кольцова был утвержден актер Михаил Ножкин. Я благодарен судьбе, что в последний момент получил главную роль. Посмотрев две серии этой картины, японский режиссер Акира Куросава решил, что актера лучше меня на роль Арсеньева в фильм «Дерсу Узала» не найти. Куросава был большой, талантливый художник. Это человек неповторимой индивидуальности, широкой культуры, обладавший высоким профессиональным мастерством, тонкой интеллигентностью.

- Как вы относитесь к советскому прошлому?

- Я против тех, кто во всю Ивановскую ругает свое гнездо, из которого вышел, получив образование и став знаменитым. Это все равно что проклинать собственную семью. У нас была великая страна, великий кинематограф. Я за многое благодарен родной стране и не принадлежу к тем, кто охаивает прошлое и теперь без конца предъявляет какие-то счета, утверждая, что все у нас было плохо. История моей Родины, ее сегодняшний день, как и завтрашний, для меня очень небезразличны...


Интервью провел Артур Мехтиев
«Вечерний Минск», 15.09.2006

Дата публикации: 19.09.2006