«РЕВИЗОР»: ДВЕНАДЦАТАЯ ВЕРСИЯ
«РЕВИЗОР»: ДВЕНАДЦАТАЯ ВЕРСИЯ
6 октября в Малом театре впервые сыграют комедию Гоголя «Ревизор». Впервые, да, собственно, не впервые, потому что для Малого театра это не первое, не второе, не третье, а уже десятое обращение к гоголевской комедии, которая впервые была поставлена как раз в Малом театре с Щепкиным. А для Юрия Соломина, художественного руководителя Малого, который ставит нынешнюю премьеру, это уже третье обращение (он и играл, и ставил вместе с Евгением Весником «Ревизора», где Виталий Соломин играл Хлестакова, а Царев - роль Городничего (очередной журналистский ляп, роль Городничего играл тогда Е.Весник. – М.Р.)). О последней премьере рассказывает Наталья Тагунова.
Впервые гоголевский «Ревизор» был поставлен в Малом театре в 1836 году и с тех пор становится одной из тех пьес, на которых строится репертуар Малого. Нынешняя постановка - 12-я за всю историю существования пьесы. Много это или мало? Размышляет режиссер-постановщик Юрий Соломин, кстати, сыгравший в 1966 году роль Хлестакова и тогда получивший признание как артист от стариков Малого театра.
СОЛОМИН: Каждое время, каждое десятилетие само коррективы делает, сколько перемен там. Прошло очень много. Но кое-что так и осталось без перемен, как было 200 лет назад, так и сейчас. И тема, которая волновала Гоголя в то время, тема чиновников, она существует. И если попросту говорить, без всяких выкрутасов и трюков, о чем написал Гоголь? О том, что мы сами создаем себе кумира. Вот почему самый молодой артист, недавно закончивший, играет Хлестакова. Хлестаков - это вымысел. Мы сами создаем себе или сами раздуваем звезд, которые того заслуживают и которые не заслуживают. В данном случае Хлестаков - он та звезда, которая не заслуживает. Мы не пытались никого удивить. А чего осовременивать-то? Если человек простой, хороших лекарств мы не употребляем. Ну вот все и ясно. Потому что нужно, чтобы текст был понятен. Если он понятен, то вот это и есть та современность, которую я понимаю.
Что умеют делать в Малом театре, так это создать атмосферу именно театральными средствами. В данном случае блистательная сценография художника Александра Глазунова и удивительно объемный звуковой ряд композитора Григория Гоберника. И, конечно же, первый прогон не дает права давать какую-то критическую оценку актерским работам, спектакль еще очень длинный, чувствуется нащупывание текста, какие-то притирки, но кто уже точно в гоголевской атмосфере органичен, так это народный артист России Эдуард Марцевич, исполняющий роль Хлопова. И порой кажется, что артист захлестывает зрителя своей импровизацией.
МАРЦЕВИЧ: Да импровизации там никакой нет особенно. Если придете на второй спектакль, вы увидите то же самое. Но я единственное, стараюсь идти от нутра. В нем вот этот страх, который иногда заложен в интеллигенции, который не может вот так резко встать, сказать свое резкое и нужное слово в жизни. Вот мне кажется, это тема.
Радио «Маяк», 5.10.2006
Дата публикации: 05.10.2006