Новости

Премьера. «Таинственный ящик» П.А.Каратыгин. «Ах, этот праздник – водевиль…»

Премьера. «Таинственный ящик» П.А.Каратыгин.

«Ах, этот праздник – водевиль…»

Водевиль – жанр легкой комедийной пьесы, в которой диалог и драматическое действие, построенное на занимательной интриге, на анекдотическом сюжете, сочетаются с музыкой, песенкой-куплетом, танцем. Название «водевиль» происходит от долины реки Вир в Нормандии (Vau de Vire), где жил в ХIV веке народный поэт-песенник О.Баслен. Водевиль возник во Франции. Сначала водевилями назывались куплеты-песенки с повторяющимся припевом, которые вводили в пьесы ярмарочных театров еще в первой половине XVIII века. Водевиль как театральный жанр сложился в годы Великой французской революции (1789-1794). Успех забавных маленьких пьес, воспринявших синтетичность ярмарочного театра, позволил драматургам П.А.О. Пиису и П.И.Барре открыть в Париже специальный театр «Водевиль»; вслед за тем появились и другие водевильные театры. Вскоре этот жанр проникает и в другие театры. Самый ранний водевиль содержанием, персонажами, балаганной буффонадой связан с пантомимой и ярмарочными парадами («Арлекин – расклейщик афиш», «Арлекин – портной»). В период якобинской диктатуры водевиль быстро насыщается политическим содержанием. Легкость и гибкость этого жанра, возможность за 1-2 дня написать и поставить маленькую пьесу, в которой куплеты обычно исполнялись на знакомые, популярные мотивы, позволили деятелям театра откликаться на злобу дня, воспевать рожденные революцией обычаи, высмеивать ее противников.
В начале XIX века во Франции наиболее популярным мастером развлекательного водевиля был Эжен Скриб, написавший самостоятельно или в соавторстве с другими писателями 150 водевилей, пользовавшихся необычайной популярностью. «Страсть к шутке, к веселости, к каламбуру составляет один из существенных и прекрасных элементов французского характера, - ей отвечает на сцене водевиль», - писал А.И.Герцен. Многочисленные современники и преемники Скриба наводнили своими водевилями сцены европейских театров. Среди них – Мельвиль, Баяр, знаменитый Лабиш.
Французский водевиль дал толчок развитию водевиля во многих странах и оказал влияние на европейскую комедию XIX века. С водевилем в значительной степени связано и развитие комедийного актерского искусства XIX века. Водевиль сыграл большую роль в борьбе против обветшавших традиций классицизма. Игра актеров в водевиле должна была отличаться естественностью, непосредственностью, импровизационной легкостью диалога, острой наблюдательностью, чувством юмора, умением подметить забавный характерный штрих, найти живое общение со зрителем. Блестящие мастера внешнего перевоплощения, актеры водевиля овладели искусством трансформации, играя по несколько ролей в одной небольшой пьеске.
В России водевиль появился в первые десятилетия XIX века как жанр, возникший на основе комической оперы XVIII века. Одним из первых русских водевилистов был Грибоедов, придавший водевилю литературно-полемическую направленность («Своя семья, или Замужняя невеста», «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом»). К этому направлению близок и Н.И.Хмельницкий. Современники, в том числе Грибоедов и Пушкин, любили его веселые, изящные пьески с остроумными, блестяще написанными куплетами, не лишенными полемического задора. Ранний русский водевиль связан также с именем А.И.Писарева. Он вносил в свои водевили обличительный оттенок. Сближение русского театра с передовой общественной мыслью не могло не оказать воздействия и на развитие водевиля. Лучшие водевили Ф.А.Кони, Д.Т.Ленского, В.А.Соллогуба, П.А.Каратыгина переносят на сцену русский быт и характеры.
Сценическое своеобразие русского водевиля заключалось прежде всего в том, что его исполняли не только блестящие комедийно-водевильные актеры, для которых этот жанр был основой репертуара, – Н.О.Дюр, В.Н.Асенкова, Н.В.Самойлова, В.И.Живокини, но и многие крупнейшие актеры русского театра, основоположники сценического реализма, – М.С.Щепкин, И.И.Сосницкий, А.Е.Мартынов, К.А.Варламов, В.Н.Давыдов и др. Наряду с заразительной веселостью, блеском, легкостью, изяществом они внесли в исполнительскую культуру водевиля психологическую тонкость, остроту общественной сатиры.
Во второй половине XIX века водевиль почти полностью вытесняется из репертуара русского театра другими жанрами. Особняком стоят 10 одноактных пьес Чехова, в большей или меньшей степени развивающи традиции русского водевиля.

(Из «Театральной энциклопедии»)


Дата публикации: 30.04.2003
Премьера. «Таинственный ящик» П.А.Каратыгин.

«Ах, этот праздник – водевиль…»

Водевиль – жанр легкой комедийной пьесы, в которой диалог и драматическое действие, построенное на занимательной интриге, на анекдотическом сюжете, сочетаются с музыкой, песенкой-куплетом, танцем. Название «водевиль» происходит от долины реки Вир в Нормандии (Vau de Vire), где жил в ХIV веке народный поэт-песенник О.Баслен. Водевиль возник во Франции. Сначала водевилями назывались куплеты-песенки с повторяющимся припевом, которые вводили в пьесы ярмарочных театров еще в первой половине XVIII века. Водевиль как театральный жанр сложился в годы Великой французской революции (1789-1794). Успех забавных маленьких пьес, воспринявших синтетичность ярмарочного театра, позволил драматургам П.А.О. Пиису и П.И.Барре открыть в Париже специальный театр «Водевиль»; вслед за тем появились и другие водевильные театры. Вскоре этот жанр проникает и в другие театры. Самый ранний водевиль содержанием, персонажами, балаганной буффонадой связан с пантомимой и ярмарочными парадами («Арлекин – расклейщик афиш», «Арлекин – портной»). В период якобинской диктатуры водевиль быстро насыщается политическим содержанием. Легкость и гибкость этого жанра, возможность за 1-2 дня написать и поставить маленькую пьесу, в которой куплеты обычно исполнялись на знакомые, популярные мотивы, позволили деятелям театра откликаться на злобу дня, воспевать рожденные революцией обычаи, высмеивать ее противников.
В начале XIX века во Франции наиболее популярным мастером развлекательного водевиля был Эжен Скриб, написавший самостоятельно или в соавторстве с другими писателями 150 водевилей, пользовавшихся необычайной популярностью. «Страсть к шутке, к веселости, к каламбуру составляет один из существенных и прекрасных элементов французского характера, - ей отвечает на сцене водевиль», - писал А.И.Герцен. Многочисленные современники и преемники Скриба наводнили своими водевилями сцены европейских театров. Среди них – Мельвиль, Баяр, знаменитый Лабиш.
Французский водевиль дал толчок развитию водевиля во многих странах и оказал влияние на европейскую комедию XIX века. С водевилем в значительной степени связано и развитие комедийного актерского искусства XIX века. Водевиль сыграл большую роль в борьбе против обветшавших традиций классицизма. Игра актеров в водевиле должна была отличаться естественностью, непосредственностью, импровизационной легкостью диалога, острой наблюдательностью, чувством юмора, умением подметить забавный характерный штрих, найти живое общение со зрителем. Блестящие мастера внешнего перевоплощения, актеры водевиля овладели искусством трансформации, играя по несколько ролей в одной небольшой пьеске.
В России водевиль появился в первые десятилетия XIX века как жанр, возникший на основе комической оперы XVIII века. Одним из первых русских водевилистов был Грибоедов, придавший водевилю литературно-полемическую направленность («Своя семья, или Замужняя невеста», «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом»). К этому направлению близок и Н.И.Хмельницкий. Современники, в том числе Грибоедов и Пушкин, любили его веселые, изящные пьески с остроумными, блестяще написанными куплетами, не лишенными полемического задора. Ранний русский водевиль связан также с именем А.И.Писарева. Он вносил в свои водевили обличительный оттенок. Сближение русского театра с передовой общественной мыслью не могло не оказать воздействия и на развитие водевиля. Лучшие водевили Ф.А.Кони, Д.Т.Ленского, В.А.Соллогуба, П.А.Каратыгина переносят на сцену русский быт и характеры.
Сценическое своеобразие русского водевиля заключалось прежде всего в том, что его исполняли не только блестящие комедийно-водевильные актеры, для которых этот жанр был основой репертуара, – Н.О.Дюр, В.Н.Асенкова, Н.В.Самойлова, В.И.Живокини, но и многие крупнейшие актеры русского театра, основоположники сценического реализма, – М.С.Щепкин, И.И.Сосницкий, А.Е.Мартынов, К.А.Варламов, В.Н.Давыдов и др. Наряду с заразительной веселостью, блеском, легкостью, изяществом они внесли в исполнительскую культуру водевиля психологическую тонкость, остроту общественной сатиры.
Во второй половине XIX века водевиль почти полностью вытесняется из репертуара русского театра другими жанрами. Особняком стоят 10 одноактных пьес Чехова, в большей или меньшей степени развивающи традиции русского водевиля.

(Из «Театральной энциклопедии»)


Дата публикации: 30.04.2003