C ВНИМАНИЕМ К РЕМАРКАМ
В Малом дождались «Ревизора»! В истории театра это уже 11-я постановка гоголевской комедии, а впервые пьесу поставили в 1836 году. Городничего тогда играл
Щепкин, а Хлестакова – Ленский
(дабы не вводить в заблуждение читателей уточню, что это был не Александр Павлович Ленский, фамилию которого, пожалуй, можно писать без инициалов, а Дмитрий Тимофеевич Ленский, известный более как автор многочисленных водевилей. – М.Р.). Причём, постановку в Москве осуществили сразу после премьеры в Александринском театре. Гоголь, которому не понравился петербургский спектакль, настоятельно советовал актёрам быть естественней. Того же самого требует и худрук Малого, режиссёр спектакля - Юрий Соломин. Премьера - сегодня вечером. Рассказывают «Новости культуры».
Грим как можно естественней, как режиссер рекомендует. Юрий Соломин когда-то сам играл Хлесткова в постановке
Игоря Ильинского. В том же спектакле Александру Потапову досталась роль трактирного слуги, сейчас он шутит, что дослужился до Городничего.
«Вообще я считаю, что это немножко Король Лир, - говорит народный артист России Александр Потапов. – Все было в порядке и вдруг… Это наша драма общая».
Может, именно поэтому у Александра Потапова Городничий получается вполне симпатичным персонажем. И так ведь понятно, как ему не просто.
Вообще же это - классическая пьеса, классическая постановка с классическими образами. Что называется, в лучших традициях Малого. Но кто сказал, что это скучно? Хлестаков сошел как будто со старых театральных фотографий, только задорно вздернутого чубчика не хватает. У него просто взъерошенные волосы, как дань нынешней моде.
Для Дмитрия Солодовника, исполнителя роли Хлестакова, главной трудностью оказался язык. «Витиеватые обороты гоголевского текста - это очень сложно», - считает актер.
И все чиновники здесь просто загляденье. Особенно Смотритель училищ в исполнении Эдуарда Марцевича. То незаметно опрокидывает рюмашку, то ехидно хихикает. В то время как жена Городничего - эту роль играет Людмила Полякова - шушукается со своей дочерью или отчаянно кокетничает с Хлестаковым.
«Уж больно хорошая пьеса, - говорит режиссер Юрий Соломин. - Конечно, ее не надо подминать под сегодняшний день. Лично я смотрю и думаю - какой он гений, Гоголь».
Внимательно относиться к ремаркам автора Юрий Соломин настоятельно советовал еще во время первых репетиций. Классический Гоголь - это и невероятно, и увлекательно.
Телеканал «Культура», 06.10.2006