Новости

ЧЕТЫРЕ ЧАСА ХОРОШЕГО ТРАДИЦИОННОГО ТЕАТРА

ЧЕТЫРЕ ЧАСА ХОРОШЕГО ТРАДИЦИОННОГО ТЕАТРА

МАЛЫЙ ТЕАТР «Ревизор» Пьеса Н.Гоголя. Режиссеры Ю.Соломин, В.Федоров. В ролях А.Потапов, Л.Полякова, Э.Марцевич, Д.Солодовник и др.

Есть в природе такой сорт зрителей, которым никаких концепций даром не надо, а подавай им на сцене все «как автор написал». Давно известно, что Малый театр работает в первую очередь для них и на этой ниве процветает. И правда - должно ведь быть такое место, где можно на второй ярус посадить школьников, а в партер - строгую бабушку или официального гостя, и чтобы люстра хрустальная, кресла бархатные позапрошлого века и никакого мата со сцены.

Нового «Ревизора» в Малом играют именно так, как надо играть на государственном юбилее русского театра. Никакой чертовщины и абсурда, никаких аллюзий и смены эпох - строго первая четверть XIX века. Актеры выходят в париках и мундирах, обстановка на сцене условно бытовая, и задник изображает пасторальную Русь - панораму уездного города с огородами, избами и церквами. Конечно, на вечнозеленые пассажи про взятки и прочие чиновничьи безобразия зал реагирует благодарным смехом. Но радуется, что интересно, не столько сатирической злободневности, сколько хорошо знакомому тексту. Вообще, чиновники здесь (можно смело повторить это вслед за Хлестаковым) очень милые люди. Артисты Малого оживляют хрестоматийных персонажей, но, конечно, в границах дозволенного. Вот смотритель училищ Хлопов (Эдуард Марцевич) - аморфное существо с умильной физиономией, которое так и норовит растечься: то в обморок сползет, то напьется и захрапит на губернаторском диване в розочках. Вот Земляника (Александр Клюквин) - либерал в душе и тайный советник туповатого, но решительного городничего (Александр Потапов). Вот Добчинский с Бобчинским, которые буквально срослись друг с другом и даже ссорятся в обнимку. Вот городничиха Анна Андреевна (Людмила Полякова), кустодиевская фам-рюсс в нелепом розовом платье, вздорная и чванная, но в самом чванстве своем простодушная и оттого человечная. Кажется, уже ясно, к чему я веду.

Это спектакль совсем не по Гоголю и вовсе не про ревизора. Не знаю, вольно или невольно, а только Юрий Соломин поставил историю о том, как примчался современный вертопрах, молодой да ранний, и всех стариков, пусть не идеальных, но заслуженных и добрых, обманул и обидел зазря. Молодой актер Дмитрий Солодовник играет Хлестакова в самой современной медианой манере, которая органична для него и выглядит показательным контрастом к старой школе. Так возникает в спектакле внутренний сюжет, где лицом к лицу сталкиваются два разных театральных поколения и где Соломин, конечно, не на стороне молодых. В итоге как ни старался Малый театр, а проклятой концепции избежать не смог; оно и к лучшему.

«Афиша», 23.10.2006

Дата публикации: 21.10.2006
ЧЕТЫРЕ ЧАСА ХОРОШЕГО ТРАДИЦИОННОГО ТЕАТРА

МАЛЫЙ ТЕАТР «Ревизор» Пьеса Н.Гоголя. Режиссеры Ю.Соломин, В.Федоров. В ролях А.Потапов, Л.Полякова, Э.Марцевич, Д.Солодовник и др.

Есть в природе такой сорт зрителей, которым никаких концепций даром не надо, а подавай им на сцене все «как автор написал». Давно известно, что Малый театр работает в первую очередь для них и на этой ниве процветает. И правда - должно ведь быть такое место, где можно на второй ярус посадить школьников, а в партер - строгую бабушку или официального гостя, и чтобы люстра хрустальная, кресла бархатные позапрошлого века и никакого мата со сцены.

Нового «Ревизора» в Малом играют именно так, как надо играть на государственном юбилее русского театра. Никакой чертовщины и абсурда, никаких аллюзий и смены эпох - строго первая четверть XIX века. Актеры выходят в париках и мундирах, обстановка на сцене условно бытовая, и задник изображает пасторальную Русь - панораму уездного города с огородами, избами и церквами. Конечно, на вечнозеленые пассажи про взятки и прочие чиновничьи безобразия зал реагирует благодарным смехом. Но радуется, что интересно, не столько сатирической злободневности, сколько хорошо знакомому тексту. Вообще, чиновники здесь (можно смело повторить это вслед за Хлестаковым) очень милые люди. Артисты Малого оживляют хрестоматийных персонажей, но, конечно, в границах дозволенного. Вот смотритель училищ Хлопов (Эдуард Марцевич) - аморфное существо с умильной физиономией, которое так и норовит растечься: то в обморок сползет, то напьется и захрапит на губернаторском диване в розочках. Вот Земляника (Александр Клюквин) - либерал в душе и тайный советник туповатого, но решительного городничего (Александр Потапов). Вот Добчинский с Бобчинским, которые буквально срослись друг с другом и даже ссорятся в обнимку. Вот городничиха Анна Андреевна (Людмила Полякова), кустодиевская фам-рюсс в нелепом розовом платье, вздорная и чванная, но в самом чванстве своем простодушная и оттого человечная. Кажется, уже ясно, к чему я веду.

Это спектакль совсем не по Гоголю и вовсе не про ревизора. Не знаю, вольно или невольно, а только Юрий Соломин поставил историю о том, как примчался современный вертопрах, молодой да ранний, и всех стариков, пусть не идеальных, но заслуженных и добрых, обманул и обидел зазря. Молодой актер Дмитрий Солодовник играет Хлестакова в самой современной медианой манере, которая органична для него и выглядит показательным контрастом к старой школе. Так возникает в спектакле внутренний сюжет, где лицом к лицу сталкиваются два разных театральных поколения и где Соломин, конечно, не на стороне молодых. В итоге как ни старался Малый театр, а проклятой концепции избежать не смог; оно и к лучшему.

«Афиша», 23.10.2006

Дата публикации: 21.10.2006