Новости

«Листая старые подшивки» «ОН СОБИРАЛСЯ ОСТАВИТЬ АКТЕРСКУЮ РАБОТУ...»

«ОН СОБИРАЛСЯ ОСТАВИТЬ АКТЕРСКУЮ РАБОТУ...»

Василий Бочкарев о Виталии Соломине

ВИТАЛИЙ СОЛОМИН УШЕЛ НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНО РАНО. Как говорится, не допев, не докурив, не доиграв... Ему стало плохо прямо на спектакле — в Малом театре при большом скоплении народа шел мюзикл «Свадьба Кречинского», где он блестяще играл главную роль. Впереди были масса планов, мечты о режиссуре, антрепризные проекты. Теперь ничего этого не будет. Будет многое другое, но место Соломина не займет никто. О Виталии Соломине рассказывает его друг и коллега, актер Малого театра, народный артист России Василий Бочкарев.

- Вы дружили с Виталием Мефодьевичем. Каким он был актером, зрители знают, а каким он был в жизни?

- Он был очень праздничный человек. Все капустники в нашем театре устраивал именно он, всех заводил, готовил сюрпризы. Однажды Новый год решил в марте устроить, чтобы скуку развеять. Очень любил свою семью — жену, дочерей. Мужское начало очень сильно было в нем, наверное, поэтому женщины всегда обращали на него внимание. Знаете, все хорошее, доброе в человеке закладывается в детские годы. Он рос в семье музыкантов, в детстве жили небогато, в полуподвальной комнатке — Чита, война, разруха. Вот так начинался путь этого человека и артиста, который жил в постоянном внутреннем диалоге с самим собой. Это качество, которое на самом деле дается не всякому, определило всю его жизнь. Именно в таком диалоге человека со своей совестью, со своим «я» вырабатывается жизненная позиция, определяющая его поведение и в театре, и в быту. У него была удивительная интонация в общении с коллегами и друзьями, абсолютно ни на кого не похожая.

- Сейчас такое погружение в себя, этот внутренний диалог с самим собой может даже показаться несовременным...

- Вы правы, сейчас совершенно смещены критерии, все куда-то бегут, человек становится несоразмерен самому себе. Наверное, так легче жить. Соломину не было легко. Как всякий русский интеллигент, он знал, что жизнь — непростая штука. Не стремился бежать за славой, почестями. Жил так, какому казалось правильным, не оглядываясь, как живут другие.

- Сейчас больше вспоминают его работы в кино — и доктора Ватсона в «Шерлоке Холмсе», и роль в «Зимней вишне». — они принесли ему такую известность, что театральные роли отодвинулись на второй план.

- И в кино, и в театре он работал с удовольствием и полной отдачей. Все же мне кажется, что театр он любил больше. Очень любил Малый театр с его немного несовременной аурой, с его устоями и правилами, порядком и традициями. Он сыграл множество прекрасных ролей. В последние годы пристрастился к режиссуре и, на мой взгляд, совершенствовался в этой профессии. К своему юбилею год назад выбрал чеховского «Иванова» (сам поставил и сам сыграл главную роль) — по-моему, неслучайно. Соломин поставил спектакль о трагедии русского интеллигента, потерявшего связь со временем, с жизнью, которая идет, бежит куда-то не туда, и ему за все стыдно. Это была очень личная его работа, здесь видна его душа, здесь билось его сердце. Вообще-то он собирался оставить актерскую работу, думал со временем сосредоточиться на режиссуре. Не сомневаюсь, у него получилось бы: он удивительно работал с актерами. Я в своей жизни мало видел режиссеров, которые бы так радовались актерским удачам, а это много значит в общей работе. На спектакль «Свадьба Кречинского» актеры приходили за полтора часа до начала на распевку, и Соломин умел создать за кулисами удивительную атмосферу, абсолютно родственную, семейную, веселую и непринужденную. Спектакль на самом деле начинался для нас уже там, в распевке, благодаря ему.

- Удивительно, что Соломин еще успевал работать и в антрепризных проектах. Как вам кажется, он ощущал себя состоявшимся человеком и актером или все же был неудовлетворен и потому поглядывал на сторону?

- Не мне судить об этом. Человек перед Богом отвечает, выполнил он свою миссию на земле или нет. Мне кажется, самое главное он сделал. Он был примером для людей. Соломин никогда не занимался только собой, всегда думал о том, чтобы людям вокруг было хорошо. Неслучайно он взялся вести курс во ВГИКе, предложив совершенно новый подход к воспитанию и обучению. Я уверен, что эти ребята многое успели взять от него. Конечно, им будет трудно, дадут нового педагога, потом начнутся съемки, актерская жизнь, но Учителя своего, Виталия Мефодьевича Соломина, они не забудут.

Автор: Марина Зайонц
Источник: Итоги
Дата: 04.06.2002


Дата публикации: 11.12.2006
«ОН СОБИРАЛСЯ ОСТАВИТЬ АКТЕРСКУЮ РАБОТУ...»

Василий Бочкарев о Виталии Соломине

ВИТАЛИЙ СОЛОМИН УШЕЛ НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНО РАНО. Как говорится, не допев, не докурив, не доиграв... Ему стало плохо прямо на спектакле — в Малом театре при большом скоплении народа шел мюзикл «Свадьба Кречинского», где он блестяще играл главную роль. Впереди были масса планов, мечты о режиссуре, антрепризные проекты. Теперь ничего этого не будет. Будет многое другое, но место Соломина не займет никто. О Виталии Соломине рассказывает его друг и коллега, актер Малого театра, народный артист России Василий Бочкарев.

- Вы дружили с Виталием Мефодьевичем. Каким он был актером, зрители знают, а каким он был в жизни?

- Он был очень праздничный человек. Все капустники в нашем театре устраивал именно он, всех заводил, готовил сюрпризы. Однажды Новый год решил в марте устроить, чтобы скуку развеять. Очень любил свою семью — жену, дочерей. Мужское начало очень сильно было в нем, наверное, поэтому женщины всегда обращали на него внимание. Знаете, все хорошее, доброе в человеке закладывается в детские годы. Он рос в семье музыкантов, в детстве жили небогато, в полуподвальной комнатке — Чита, война, разруха. Вот так начинался путь этого человека и артиста, который жил в постоянном внутреннем диалоге с самим собой. Это качество, которое на самом деле дается не всякому, определило всю его жизнь. Именно в таком диалоге человека со своей совестью, со своим «я» вырабатывается жизненная позиция, определяющая его поведение и в театре, и в быту. У него была удивительная интонация в общении с коллегами и друзьями, абсолютно ни на кого не похожая.

- Сейчас такое погружение в себя, этот внутренний диалог с самим собой может даже показаться несовременным...

- Вы правы, сейчас совершенно смещены критерии, все куда-то бегут, человек становится несоразмерен самому себе. Наверное, так легче жить. Соломину не было легко. Как всякий русский интеллигент, он знал, что жизнь — непростая штука. Не стремился бежать за славой, почестями. Жил так, какому казалось правильным, не оглядываясь, как живут другие.

- Сейчас больше вспоминают его работы в кино — и доктора Ватсона в «Шерлоке Холмсе», и роль в «Зимней вишне». — они принесли ему такую известность, что театральные роли отодвинулись на второй план.

- И в кино, и в театре он работал с удовольствием и полной отдачей. Все же мне кажется, что театр он любил больше. Очень любил Малый театр с его немного несовременной аурой, с его устоями и правилами, порядком и традициями. Он сыграл множество прекрасных ролей. В последние годы пристрастился к режиссуре и, на мой взгляд, совершенствовался в этой профессии. К своему юбилею год назад выбрал чеховского «Иванова» (сам поставил и сам сыграл главную роль) — по-моему, неслучайно. Соломин поставил спектакль о трагедии русского интеллигента, потерявшего связь со временем, с жизнью, которая идет, бежит куда-то не туда, и ему за все стыдно. Это была очень личная его работа, здесь видна его душа, здесь билось его сердце. Вообще-то он собирался оставить актерскую работу, думал со временем сосредоточиться на режиссуре. Не сомневаюсь, у него получилось бы: он удивительно работал с актерами. Я в своей жизни мало видел режиссеров, которые бы так радовались актерским удачам, а это много значит в общей работе. На спектакль «Свадьба Кречинского» актеры приходили за полтора часа до начала на распевку, и Соломин умел создать за кулисами удивительную атмосферу, абсолютно родственную, семейную, веселую и непринужденную. Спектакль на самом деле начинался для нас уже там, в распевке, благодаря ему.

- Удивительно, что Соломин еще успевал работать и в антрепризных проектах. Как вам кажется, он ощущал себя состоявшимся человеком и актером или все же был неудовлетворен и потому поглядывал на сторону?

- Не мне судить об этом. Человек перед Богом отвечает, выполнил он свою миссию на земле или нет. Мне кажется, самое главное он сделал. Он был примером для людей. Соломин никогда не занимался только собой, всегда думал о том, чтобы людям вокруг было хорошо. Неслучайно он взялся вести курс во ВГИКе, предложив совершенно новый подход к воспитанию и обучению. Я уверен, что эти ребята многое успели взять от него. Конечно, им будет трудно, дадут нового педагога, потом начнутся съемки, актерская жизнь, но Учителя своего, Виталия Мефодьевича Соломина, они не забудут.

Автор: Марина Зайонц
Источник: Итоги
Дата: 04.06.2002


Дата публикации: 11.12.2006