Новости

ЮРИЯ СОЛОМИНА УЗНАВАЛИ ДАЖЕ СОБАКИ

ЮРИЯ СОЛОМИНА УЗНАВАЛИ ДАЖЕ СОБАКИ

Сыграв в «Адъютанте его превосходительства», молодой артист вынул счастливый билет

О том, как известный артист не стал музыкантом, вязал искусственные цветы и оказался первым истории Малого театра избранным художественным руководителем

Народного артиста СССР Юрия Соломина невозможно представить себе без работы. Даже непонятно, как он умудряется все успевать - и театром руководить, и играть на его сцене, и ставить спектакли, и преподавать в Щепкинском училище, да к тому же еще и сниматься.

- Юрий Мефодьевич, и вы и ваш брат стали артистами. Откуда такая тяга к театру? Кем были ваши родители?

- Мои родители, Зинаида Ананьевна и Мефодий Викторович, - коренные забайкальцы. Оба они были музыкантами. Вместе учились музыке в Чите. Затем поехали в Ленинград. Мать поступала в консерваторию на вокальное отделение - у нее было очень хорошее меццо-сопрано, а отец по классу скрипки. Их приняли, но через полгода мать оглохла на одно ухо и учиться уже не смогла. Вместе с ней вернулся в Читу и отец. Он был хормейстером, играл на скрипке и на всех струнных инструментах - гитаре, балалайке, домре. Не знаю, как мне удалось воспротивиться стремлению родителей научить меня музыке. Теперь-то я об этом очень жалею.

- А почему после школы вы, мальчик из далекой Читы, решили поступать именно в Щепкинское училище?

- Сколько себя помню, артистом я мечтал быть всегда. А когда мне было 14 лет, в нашем кинотеатре «Пионер» я увидел документальный фильм «Малый театр и его мастера», снятый к 125-летию Малого театра. Я смотрел его дикое количество раз. Там играли актеры, которых я знал по кино, - Ильинский, Царев, Жаров, Бабочкин, Рыжова, Турчанинова, Яблочкина, Владиславский, Шатрова, Дикий. От этого созвездия у меня закружилась голова. Я был потрясен и мечтал только об этом театре.

- С Щепкинским училищем, а затем Малым театром связана не только вся ваша творческая жизнь, но и личная тоже?

- Да, со своей женой Ольгой я познакомился на первом курсе. Как-то она опоздала на занятия. Рядом со мной оказалось свободное место. Она села и до сих пор, с 1953 года, мы не расстаемся. Ольга преподает в Щепкинском училище. Теперь она уже профессор. У нее много учеников.

- А когда вы начали сниматься в кино?

- Я благополучно окончил училище, года три проработал в театре. Вдруг раздался звонок, меня пригласили на пробы к Исидору Анненскому, и я стал сниматься в фильме, который назывался «Бессонная ночь».

Помню, когда я увидел себя первый раз на экране, я, как, наверное, и каждый нормальный человек, пришел в ужас. В голову лезли только одни мысли: «Боже мой, какой у меня нос кривой, уши на разных уровнях, глаза косые да еще хромой». Конечно, совмещать работу в театре и съемки всегда было непросто. Обычно я снимался во время отпуска или в свободное от театра время. Практически без отпуска и без выходных работал двадцать лет.

- Огромную популярность и любовь зрителей принес вам фильм «Адъютант его превосходительства». Вам сразу предложили в нем главную роль?

- Совсем нет. Режиссер Евгений Иванович Ташков пригласил меня на роль белогвардейского офицера-садиста, который кого-то пытает, в общем, делает разные гадости. Я принял предложение. И вдруг Ташков мне сказал: «Я хочу попробовать тебя на Кольцова». Меня долго не утверждали, но все-таки Ташков настоял. Фильм выпустили не сразу. Наверное, считали, что Белая гвардия там выведена с симпатией. Потом все же его решили выпустить. После этого моя жизнь резко изменилась. Я стал узнаваем до безумия. По-моему, меня узнавали даже собаки.

- А то, что великий японский режиссер Куросава выбрал именно вас на главную роль в «Дерсу Узала», тоже было случайностью?

- В какой-то мере да. Мы были на гастролях в Киеве, и со мной случилась беда - я попал в больницу. Там-то я услышал, что Куросава будет снимать фильм в России и с завистью подумал: «Вот было бы здорово сняться у такого режиссера хоть в массовке». Прошло время. Я вернулся в Москву. Неожиданно мне позвонили в театр и предложили попробоваться на роль Арсеньева. Мне дали почитать сценарий, а Куросава, поскольку он не знал русских артистов, попросил претендентов на роль Арсеньева показать их лучшие фильмы. Когда очередь дошла до меня, то оказалось, что гример фильма «Адъютант его превосходительства» Калинин Павел Васильевич работает гримером на «Дерсу Узала». Он предложил посмотреть «Адъютанта». Куросава посмотрел. После этого вопрос был решен.

- Расскажите немного о том, как работал Акира Куросава.

- Он репетировал, как театральный режиссер - за столом недели две. Сам делал все эскизы. У него был своеобразный метод работы. Как-то мы снимали весну, деревья и кусты должны были быть в цветах, но мы опоздали, и цветов было мало. Тогда он сказал - будем делать искусственные цветы. Привезли горы цветочков, какие-то ленточки. Куросава не стал ничего объяснять, он походил, посмотрел, а потом вдруг подошел к деревцу и стал привязывать цветочки. Вся группа в изумлении смотрела минут пять, затем к нему подошла его ассистент и тоже стала привязывать цветочек, потом оператор, еще кто-то, и так вся группа, человек 50 с гаком, полдня вязали цветочки, хотя Куросава никаких приказов не давал.

- Более пятнадцати лет назад вы стали художественным руководителем Малого театра. Не жалеете ли, что взвалили на себя такую ответственность?

- Я горжусь тем, что я первый в Малом театре избранный художественный руководитель. Это произошло впервые за всю историю нашего театра. Разумеется, поскольку я артист, мне прежде всего хочется играть. Куда спокойнее было бы выходить на сцену, принимать цветы от зрителей, а не оставаться после спектакля и решать массу различных организационных вопросов. Но кто-то же должен делать и это.

Михаил Царев, который фактически много лет руководил Малым театром, любил говорить: «Малый театр - большой корабль. Пока мы его развернем направо, все изменится. Пока налево - тоже. Будем идти вперед». Он не поворачивал ни направо, ни налево. Я стараюсь следовать завету Царева и вести театр своим курсом, не сворачивая в стороны.

- Юрий Мефодьевич, несколько лет вы отказывались от различных предложений и совсем не появлялись на экранах. Почему же вы согласились сниматься в «Московской саге»?

- Из-за большой занятости в театре я отклонил несколько предложений. Но когда мне предложили роль Бориса Градова, я понял, что эта тема мне близка и дорога. Экранная жизнь семьи Градовых начинается в 25-м году. Конечно, в силу своего возраста я не мог быть свидетелем событий двадцатых и тридцатых годов, но военное время помню хорошо. Помню людей, возвратившихся из лагерей. Более того, как ни странно, мне всю жизнь казалось, что я помню, как забирали моего деда. В своем воображении я видел большую прихожую, дед стоит в дверях, я, маленький, выхожу босиком в одной рубашке и смотрю на него, а в комнате - елка. Это видение преследовало меня долго. Я думал, что, может быть, это просто моя фантазия или кадр из какого-то фильма: ведь в 38-м году, когда арестовали деда, мне было-то года три. И только в восьмидесятых годах я прочитал в газете, что деда арестовали 30 декабря. Значит, все, что мне представлялось, по-видимому, правда. Это запало в меня навсегда.

- А сейчас вы где-нибудь снимаетесь?

- Да, в фильме «Мальтийский крест» я играю небольшую роль. Мой герой когда-то был известным актером, звездой, но сегодня он оказался никому не нужным, а потому, уехав из столицы, решил жить в деревне. Мне очень дорог и близок этот человек, его судьба.

Автор: Юлия Владимирова

«Русский курьер», 18.12.2006



Дата публикации: 18.12.2006
ЮРИЯ СОЛОМИНА УЗНАВАЛИ ДАЖЕ СОБАКИ

Сыграв в «Адъютанте его превосходительства», молодой артист вынул счастливый билет

О том, как известный артист не стал музыкантом, вязал искусственные цветы и оказался первым истории Малого театра избранным художественным руководителем

Народного артиста СССР Юрия Соломина невозможно представить себе без работы. Даже непонятно, как он умудряется все успевать - и театром руководить, и играть на его сцене, и ставить спектакли, и преподавать в Щепкинском училище, да к тому же еще и сниматься.

- Юрий Мефодьевич, и вы и ваш брат стали артистами. Откуда такая тяга к театру? Кем были ваши родители?

- Мои родители, Зинаида Ананьевна и Мефодий Викторович, - коренные забайкальцы. Оба они были музыкантами. Вместе учились музыке в Чите. Затем поехали в Ленинград. Мать поступала в консерваторию на вокальное отделение - у нее было очень хорошее меццо-сопрано, а отец по классу скрипки. Их приняли, но через полгода мать оглохла на одно ухо и учиться уже не смогла. Вместе с ней вернулся в Читу и отец. Он был хормейстером, играл на скрипке и на всех струнных инструментах - гитаре, балалайке, домре. Не знаю, как мне удалось воспротивиться стремлению родителей научить меня музыке. Теперь-то я об этом очень жалею.

- А почему после школы вы, мальчик из далекой Читы, решили поступать именно в Щепкинское училище?

- Сколько себя помню, артистом я мечтал быть всегда. А когда мне было 14 лет, в нашем кинотеатре «Пионер» я увидел документальный фильм «Малый театр и его мастера», снятый к 125-летию Малого театра. Я смотрел его дикое количество раз. Там играли актеры, которых я знал по кино, - Ильинский, Царев, Жаров, Бабочкин, Рыжова, Турчанинова, Яблочкина, Владиславский, Шатрова, Дикий. От этого созвездия у меня закружилась голова. Я был потрясен и мечтал только об этом театре.

- С Щепкинским училищем, а затем Малым театром связана не только вся ваша творческая жизнь, но и личная тоже?

- Да, со своей женой Ольгой я познакомился на первом курсе. Как-то она опоздала на занятия. Рядом со мной оказалось свободное место. Она села и до сих пор, с 1953 года, мы не расстаемся. Ольга преподает в Щепкинском училище. Теперь она уже профессор. У нее много учеников.

- А когда вы начали сниматься в кино?

- Я благополучно окончил училище, года три проработал в театре. Вдруг раздался звонок, меня пригласили на пробы к Исидору Анненскому, и я стал сниматься в фильме, который назывался «Бессонная ночь».

Помню, когда я увидел себя первый раз на экране, я, как, наверное, и каждый нормальный человек, пришел в ужас. В голову лезли только одни мысли: «Боже мой, какой у меня нос кривой, уши на разных уровнях, глаза косые да еще хромой». Конечно, совмещать работу в театре и съемки всегда было непросто. Обычно я снимался во время отпуска или в свободное от театра время. Практически без отпуска и без выходных работал двадцать лет.

- Огромную популярность и любовь зрителей принес вам фильм «Адъютант его превосходительства». Вам сразу предложили в нем главную роль?

- Совсем нет. Режиссер Евгений Иванович Ташков пригласил меня на роль белогвардейского офицера-садиста, который кого-то пытает, в общем, делает разные гадости. Я принял предложение. И вдруг Ташков мне сказал: «Я хочу попробовать тебя на Кольцова». Меня долго не утверждали, но все-таки Ташков настоял. Фильм выпустили не сразу. Наверное, считали, что Белая гвардия там выведена с симпатией. Потом все же его решили выпустить. После этого моя жизнь резко изменилась. Я стал узнаваем до безумия. По-моему, меня узнавали даже собаки.

- А то, что великий японский режиссер Куросава выбрал именно вас на главную роль в «Дерсу Узала», тоже было случайностью?

- В какой-то мере да. Мы были на гастролях в Киеве, и со мной случилась беда - я попал в больницу. Там-то я услышал, что Куросава будет снимать фильм в России и с завистью подумал: «Вот было бы здорово сняться у такого режиссера хоть в массовке». Прошло время. Я вернулся в Москву. Неожиданно мне позвонили в театр и предложили попробоваться на роль Арсеньева. Мне дали почитать сценарий, а Куросава, поскольку он не знал русских артистов, попросил претендентов на роль Арсеньева показать их лучшие фильмы. Когда очередь дошла до меня, то оказалось, что гример фильма «Адъютант его превосходительства» Калинин Павел Васильевич работает гримером на «Дерсу Узала». Он предложил посмотреть «Адъютанта». Куросава посмотрел. После этого вопрос был решен.

- Расскажите немного о том, как работал Акира Куросава.

- Он репетировал, как театральный режиссер - за столом недели две. Сам делал все эскизы. У него был своеобразный метод работы. Как-то мы снимали весну, деревья и кусты должны были быть в цветах, но мы опоздали, и цветов было мало. Тогда он сказал - будем делать искусственные цветы. Привезли горы цветочков, какие-то ленточки. Куросава не стал ничего объяснять, он походил, посмотрел, а потом вдруг подошел к деревцу и стал привязывать цветочки. Вся группа в изумлении смотрела минут пять, затем к нему подошла его ассистент и тоже стала привязывать цветочек, потом оператор, еще кто-то, и так вся группа, человек 50 с гаком, полдня вязали цветочки, хотя Куросава никаких приказов не давал.

- Более пятнадцати лет назад вы стали художественным руководителем Малого театра. Не жалеете ли, что взвалили на себя такую ответственность?

- Я горжусь тем, что я первый в Малом театре избранный художественный руководитель. Это произошло впервые за всю историю нашего театра. Разумеется, поскольку я артист, мне прежде всего хочется играть. Куда спокойнее было бы выходить на сцену, принимать цветы от зрителей, а не оставаться после спектакля и решать массу различных организационных вопросов. Но кто-то же должен делать и это.

Михаил Царев, который фактически много лет руководил Малым театром, любил говорить: «Малый театр - большой корабль. Пока мы его развернем направо, все изменится. Пока налево - тоже. Будем идти вперед». Он не поворачивал ни направо, ни налево. Я стараюсь следовать завету Царева и вести театр своим курсом, не сворачивая в стороны.

- Юрий Мефодьевич, несколько лет вы отказывались от различных предложений и совсем не появлялись на экранах. Почему же вы согласились сниматься в «Московской саге»?

- Из-за большой занятости в театре я отклонил несколько предложений. Но когда мне предложили роль Бориса Градова, я понял, что эта тема мне близка и дорога. Экранная жизнь семьи Градовых начинается в 25-м году. Конечно, в силу своего возраста я не мог быть свидетелем событий двадцатых и тридцатых годов, но военное время помню хорошо. Помню людей, возвратившихся из лагерей. Более того, как ни странно, мне всю жизнь казалось, что я помню, как забирали моего деда. В своем воображении я видел большую прихожую, дед стоит в дверях, я, маленький, выхожу босиком в одной рубашке и смотрю на него, а в комнате - елка. Это видение преследовало меня долго. Я думал, что, может быть, это просто моя фантазия или кадр из какого-то фильма: ведь в 38-м году, когда арестовали деда, мне было-то года три. И только в восьмидесятых годах я прочитал в газете, что деда арестовали 30 декабря. Значит, все, что мне представлялось, по-видимому, правда. Это запало в меня навсегда.

- А сейчас вы где-нибудь снимаетесь?

- Да, в фильме «Мальтийский крест» я играю небольшую роль. Мой герой когда-то был известным актером, звездой, но сегодня он оказался никому не нужным, а потому, уехав из столицы, решил жить в деревне. Мне очень дорог и близок этот человек, его судьба.

Автор: Юлия Владимирова

«Русский курьер», 18.12.2006



Дата публикации: 18.12.2006