Новости

Обворожительный сорванец Роль Чацкого — знаковая в творчестве Глеба Подгородинского, но отнюдь не единственная.

Обворожительный сорванец

Словно отзвук трогательной бескомпромиссной юности, возносящейся от побед и безутешной в поражениях, доносится его голос. Слегка надтреснутый, хрипловатый, но наделенный свежестью и силой. Голос как элемент неповторимой индивидуальности. Голос как инструмент актерского самочувствия. Голос как театральный язык. Этому «языку» Глеб Подгородинский обучил немало своих героев. Артист Малого театра, он окончил Театральное училище им. Щепкина и с 1993 г. официально состоит в труппе. В свои тридцать он имеет на счету уже более десяти ролей в театре, запоминающийся дебют в кино (Никита - «Мама», режиссер Д.Евстигнеев, 1998 г.) и не одну премию, в том числе литературно-театральную премию «Хрустальная роза Виктора Розова» за 2001 год. Но, несмотря на это, он сумел сохранить то непередаваемое обаяние юности, которое с течением времени и накопленным опытом неизбежно исчезает. Подобно своим героям, артист сочетает в себе две разные природы — черты разудалого малого, «забияки и сорванца», с элементами тонкой, но очень цельной натуры. Его герои — это, в основном, обворожительные юноши. Взять, к примеру, того же Чацкого («Горе от ума» Грибоедова, режиссер С.Женовач, 2000 г.). Исполнение этой, отнюдь «не последней роли в мировом театре», как лукаво замечает сам Подгородинский, стало для него настоящим прорывом. Артист рассказывает, что роль не далась ему просто:
— Мы репетировали целый год, и весной, когда уже начали готовиться к показам, я вдруг почувствовал, что паникую. Просто ничего не получается! Как это объяснить? Не знаю. Хотя, с другой стороны, если роль «без кровиночки», как говорится, плавно идет, то обычно выходит не интересно. Обязательно нужно что-то в себе преодолеть — через слезы, через боль, через пот. А тогда, весной, я вижу: спектакль как-то потихоньку собрался и почти готов. Остается 2 недели. А я все кручусь-кручусь... Стопор. К счастью, я все-таки нашел ход и попытался оправдать своего героя.
Что касается этого «оправдания» образа, оно выглядит весьма убедительно. Чацкий как литературный персонаж не очень симпатичен: то ли революционер-обличитель, агитирующий милейших господ на неприятные дела; то ли чудак, задохнувшийся «дымом Отечества» и мечущий «бисер перед свиньями». В интерпретации Подгородинского все несколько не так. Его Чацкий простодушен. Возвращение на Родину для него и впрямь событие чрезвычайное. От одного этого, его чувства обострены. Думается, он очень много понял во время путешествия. И то, что незначительное увлечение, от которого уезжал, на поверку оказалось любовью. И то, что там, где странствовал, ценят людей за поступки и подобострастие не в чести. И то, что он — патриот и его тянет домой. Наконец, он дома, в Москве, и видит... то, что видит. «Предрассудки стары»; подхалимы правят балом; несправедливость никуда не делась — все это он понимает, как и каждый, и, как и каждый, проходит мимо. Чацкий словно заново открывает для себя давно знакомые, привычные вещи. Причем, делает это очень неосторожно. Опьяненный и встревоженный, он очарован Софьей (мотив любви в постановке играет существенное значение) и с негодованием наблюдает за тем, как Фамусов, расшаркиваясь перед Скалозубом, сватает за него дочку. И все это происходит на глазах у него — того, кто только что восторгался: «Как Софья Павловна у вас похорошела!..». С этого момента герой «заводится» и превращается в сплошной нерв из иронии и отчаянья. Артист «оправдывает» несносное поведение своего нечуткого персонажа так: - Чацкий переживает «второе рождение», когда все в новинку и ничто не ново. Он буквально захлебывается от впечатлений и говорит-говорит... но все равно оправдать его не так-то просто! Особенно сегодня. Ведь сейчас жизнь «молчалиных». И у нас всех есть по Молчалину и по Чацкому. Эдакие «ангел» и «бесенок». Хотя неизвестно, кто есть кто. Роль Чацкого — знаковая в творчестве Глеба Подгородинского, но отнюдь не единственная. Есть проворный егоза Павел Грунцов («Трудовой хлеб» А.Н.Островского, режиссер А.Коршунов, 1998 г.). Влюбленный студент и просто честный человек. Так играет Подгородинский. Так подсказывает сам текст. В этом образе артист подчеркивает какую-то непоседливость, стремительность. Нужные краски дает хорошо поставленная и отлаженная в спектакле хореография. Не в последнюю очередь за счет пластики актер создает картинку игривых, шатких, порою неловких ухаживаний. Его герой очень молод и очень влюблен. А вместе с тем мил и забавен. Но помимо личного творчества, в этой роли очень важны партнерские отношения, ведь любовные игры - дело двоих. Надо сказать, дуэт Грунцова и Жени (Евгения Дмитриева) выстроен блестяще. Стройные, на пружинящих ногах, готовые вот-вот вспорхнуть от счастья, они выглядят органично. Совсем в другом качестве, но этот логичный дуэт существует в спектакле «Чудаки» в постановке все того же режиссера.
Итак, амплуа Глеба Подгородинского включает в себя юношеские образы. Репертуар артиста, по преимуществу, построен на них. Почему? — Просто молодой пока еще. И такой репертуар меня, по правде сказать, не смущает. Это раньше, как раз в пору юношеского становления, хотелось выглядеть постарше. А сейчас это стремление ушло. Если я молодой, зачем же мне играть стариков?! Но если говорить об амплуа, то я думаю, что мне очень повезло уже сейчас, потому что в отличие от многих, я играю разносторонний репертуар. Большинство героев - молодые. Но зато, какой у них диапазон разный — и комические есть, и трагические.
Некоторые образы, созданные Подгородинским, не подходят под определение «обворожительных юношей». Среди них Якоб Израэль из стриндберговского «Короля Густава Васы» (режиссер А.Нордстрем, 1998 г.). «Настоящий мужчина с истинно мужскими поступками», — так полагает сам артист. К разряду «обворожительных» нельзя отнести и юного Васю Турипына («Чудаки» М.Горького в постановке А.Коршунова, 1996 г.). Вася смертельно болен и угасает на глазах у своей молоденькой невесты. Некогда вспыхнувшее между ними чувство час за часом угасает вместе с больным и перерастает почти что в отвращение. Как ни жестоко, но молодая кровь девушки жаждет радости, жизни, а не изматывающего ухода за чахоточным. Актер играет ровно, без надрыва. Он смотрит на своего больного без тени жалости или презрения. Показывает, как с приближением смерти добрый, деликатный, как и все его герои, Вася становится брюзглив и нетерпим. Выходит, даже в этой светлой голове немощность рождает агрессию.
Тему милого озорства и наивного мальчишества развивает артист в детских образах, таких как Кай в феерической «Снежной королеве» Шварца (режиссер В.Иванов, 1996 г.). Это весьма удачная работа. В ней точно обрисован противоречивый образ мальчугана — задиристого, обидчивого, но очень нежного и беззащитного. Во многом Кай — уже сформировавшийся человек. А во многом — тоненький стебелек, который может сломаться от одного грубого прикосновения. Драчун, он имеет стойкое представление о справедливости. Помощник бабушки, он, пусть смутно, но понимает ценность милосердия. А в своем отношении к Герде он впервые постигает законы любви и в конечном итоге — счастья. Помимо «мальчиковых» ролей у Глеба есть и другие, не менее интересные. Например, самые ранние - Леон («Преступная мать, или Второй Тартюф» П.Бомарше, режиссер Б.Морозов, 1994 г.); Алеша Карамазов и Нелькин, сыгранные в Театральной труппе В.Саркисова; Федор Иоаннович («Царь Иоанн Грозный», режиссер В.Драгунов) и царевич Федор («Царь Борис», режиссер В.Бейлис) из трилогии А.К.Толстого — работы 1995 г. Или еще одна, очень любимая артистом, работа - моноспектакль «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина (режиссер Н.Косенкова, 1998 г.). Многие из них, антрепризные роли, утрачены. Но уже заявленная тема отчасти звучит и в них.
Мастерство молодого актера в четырехлетнем пути от Кая к Чацкому переросло в настоящий профессионализм. Это доказывает небольшая, но точно сыгранная роль капитана Попплтона из «Корсиканки» И.Губача (режиссер В.Константинов). Премьера спектакля состоялась в феврале 2002 года. Роль Попплтона, несомненно, комическая. Здесь артист сознательно не иронизирует над своим героем и тем достигает еще большего комического эффекта. Попплтон — капитан Королевского шотландского корпуса, который охраняет низложенного Наполеона. Его военная форма очень красноречива. Клетчатая юбка — характерный элемент шотландского костюма — придает облику необычный вид.
Но артист виртуозно обыгрывает свой наряд, старательно маршируя и смешно отдавая честь. Попплтон совсем не юн. Хотя довольно трогателен и подобострастен. Особенно в присутствии своего венценосного арестанта. Он боится попасть в немилость к начальству и изо всех сил стремится выполнить приказ. Но на пути у этого порядочного и от природы доброго человека встают вконец расшалившийся заключенный и бесшабашная корсиканка. Они подтрунивают над бедолагой, совершенно не принимают его в расчет. И Попплтон совсем теряется. Привыкший иметь дело со срочными донесениями и важными циркулярами, он не может противостоять неподчинению и ослушанию. Англичанин, кабинетный военный, он привык к предельно четкому выполнению предписаний. Французская едкость ему в новинку. Она окончательно сбивает с толку. Весь респектабельный вид в мгновение ока слетает с Попплтона. Непроницаемое выражение лица сменяется чуть-чуть раздосадованной, зато естественной улыбкой. Напряжение спадает, и перед нами предстает другой Попплтон — доверчивый, простой, «свой в доску» парень. Оказывается, официальное поведение сковывает его. На самом деле он — человек мягкий, ранимый, уступчивый. Это роднит его с «обворожительными юношами» — Каем, Грунцовым и Чацким.
Но - «труба зовет!», и Попплтон вынужден снова надеть маску невозмутимого английского джентльмена и аккуратного шотландского служащего.
Глеб Подгородинский очень добросовестен. Он не пытается «брать» публику отдельными приемами, а выстраивает полноценный образ — от начала до конца. Артист неотступно следует психологической правде. Поэтому в его построении ничто не случайно.
В нынешнем сезоне у артиста не было застоя в работе. Накануне Нового 2003 года Сергей Женовач выпустил уже вторую по счету премьеру на сцене Малого — спектакль «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского. Женовач снова собрал свою «грибоедовскую» команду — Ирину Леонову (Софья), Виктора Низового (Скалозуб). И, разумеется, снова пригласил Глеба Подгородинского.
На этот раз трогательный и влюбленный резонер Чацкий переродился в горе-резонера Платона, персонажа откровенно комического и местами даже жалкого. Этим образом актер развенчал все идеалистические мечтания грибоедовского персонажа.
Та прекраснодушная прямота, которой, принимая во внимание молодость, неопытность и «сердечный недуг», еще можно было умилиться в Чацком, здесь стала карикатурой на саму себя. Платон — явление переходное. Уже не Чацкий и еще не Треплев, он представляет собой существо, над которым «все смеются, шутки да озорства делают». Недостаток юноши заключается в том, что он всем людям правду в глаза говорит. А, по мнению его сердобольной и несколько плутоватой матушки, это есть даже некоторое «повреждение в уме». Смешно, конечно. Но, в некотором смысле соответствует действительности.
Как ни жаль одинокого и забитого Платошу, когда, разлученный с любимой, он вскакивает на лавку и с высоты ее, как с кафедры, произносит изобличительную речь, все же ясно, что никого он ею не изобличает. Лишь изливает горечь своего никчемного сердца. И хочет заразить этой горечью всю красоту окружающего мира — окрашенное рассветом, робко просыпающееся небо; глухой забор купеческого двора, то здесь то там обнаруживающий игривые просветы светлого денька; бельевые веревки, по-хозяйски перегораживающие двор и... душистые наливные зеленые яблоки, которые сочно хрустят под натиском крепких здоровых зубов. Глеб Подгородинский подходит к своей новой роли, как и ко всем предыдущим. Добросовестно. Все жесты точны, все интонации продуманны. А главное, отходя от лирической линии, он смело и, причем, весьма успешно вливается в комическую струю. Наиболее ценно то, что восклицаниями крайне тщедушного и крайне самонадеянного Платона артист не стремится в первую очередь рассмешить. И именно эта серьезность, порою окрашивающаяся в трагические тона, сконцентрированность на себе и своей обделенности как раз и делает хлюпика-Платона истинно смешным. Определенно, эта роль в новой постановке Женовача — уже не столько знаковая в творчестве артиста, сколько закрепляющая за ним статус свежего, интересного и профессионально точного дарования Малого театра.
Итак, в прошлом году отметив свой тридцатилетний юбилей, Глеб Подгородинский вступил в ту «пору молочно-восковой спелости, когда уже есть немало свершений и все еще есть немало сил» (О.П.Табаков). Это лучшее время для подведения итогов и определения новых целей и приоритетов.

Екатерина Безроднова
9 59/2003
СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР, 10

Дата публикации: 17.11.2003
Обворожительный сорванец

Словно отзвук трогательной бескомпромиссной юности, возносящейся от побед и безутешной в поражениях, доносится его голос. Слегка надтреснутый, хрипловатый, но наделенный свежестью и силой. Голос как элемент неповторимой индивидуальности. Голос как инструмент актерского самочувствия. Голос как театральный язык. Этому «языку» Глеб Подгородинский обучил немало своих героев. Артист Малого театра, он окончил Театральное училище им. Щепкина и с 1993 г. официально состоит в труппе. В свои тридцать он имеет на счету уже более десяти ролей в театре, запоминающийся дебют в кино (Никита - «Мама», режиссер Д.Евстигнеев, 1998 г.) и не одну премию, в том числе литературно-театральную премию «Хрустальная роза Виктора Розова» за 2001 год. Но, несмотря на это, он сумел сохранить то непередаваемое обаяние юности, которое с течением времени и накопленным опытом неизбежно исчезает. Подобно своим героям, артист сочетает в себе две разные природы — черты разудалого малого, «забияки и сорванца», с элементами тонкой, но очень цельной натуры. Его герои — это, в основном, обворожительные юноши. Взять, к примеру, того же Чацкого («Горе от ума» Грибоедова, режиссер С.Женовач, 2000 г.). Исполнение этой, отнюдь «не последней роли в мировом театре», как лукаво замечает сам Подгородинский, стало для него настоящим прорывом. Артист рассказывает, что роль не далась ему просто:
— Мы репетировали целый год, и весной, когда уже начали готовиться к показам, я вдруг почувствовал, что паникую. Просто ничего не получается! Как это объяснить? Не знаю. Хотя, с другой стороны, если роль «без кровиночки», как говорится, плавно идет, то обычно выходит не интересно. Обязательно нужно что-то в себе преодолеть — через слезы, через боль, через пот. А тогда, весной, я вижу: спектакль как-то потихоньку собрался и почти готов. Остается 2 недели. А я все кручусь-кручусь... Стопор. К счастью, я все-таки нашел ход и попытался оправдать своего героя.
Что касается этого «оправдания» образа, оно выглядит весьма убедительно. Чацкий как литературный персонаж не очень симпатичен: то ли революционер-обличитель, агитирующий милейших господ на неприятные дела; то ли чудак, задохнувшийся «дымом Отечества» и мечущий «бисер перед свиньями». В интерпретации Подгородинского все несколько не так. Его Чацкий простодушен. Возвращение на Родину для него и впрямь событие чрезвычайное. От одного этого, его чувства обострены. Думается, он очень много понял во время путешествия. И то, что незначительное увлечение, от которого уезжал, на поверку оказалось любовью. И то, что там, где странствовал, ценят людей за поступки и подобострастие не в чести. И то, что он — патриот и его тянет домой. Наконец, он дома, в Москве, и видит... то, что видит. «Предрассудки стары»; подхалимы правят балом; несправедливость никуда не делась — все это он понимает, как и каждый, и, как и каждый, проходит мимо. Чацкий словно заново открывает для себя давно знакомые, привычные вещи. Причем, делает это очень неосторожно. Опьяненный и встревоженный, он очарован Софьей (мотив любви в постановке играет существенное значение) и с негодованием наблюдает за тем, как Фамусов, расшаркиваясь перед Скалозубом, сватает за него дочку. И все это происходит на глазах у него — того, кто только что восторгался: «Как Софья Павловна у вас похорошела!..». С этого момента герой «заводится» и превращается в сплошной нерв из иронии и отчаянья. Артист «оправдывает» несносное поведение своего нечуткого персонажа так: - Чацкий переживает «второе рождение», когда все в новинку и ничто не ново. Он буквально захлебывается от впечатлений и говорит-говорит... но все равно оправдать его не так-то просто! Особенно сегодня. Ведь сейчас жизнь «молчалиных». И у нас всех есть по Молчалину и по Чацкому. Эдакие «ангел» и «бесенок». Хотя неизвестно, кто есть кто. Роль Чацкого — знаковая в творчестве Глеба Подгородинского, но отнюдь не единственная. Есть проворный егоза Павел Грунцов («Трудовой хлеб» А.Н.Островского, режиссер А.Коршунов, 1998 г.). Влюбленный студент и просто честный человек. Так играет Подгородинский. Так подсказывает сам текст. В этом образе артист подчеркивает какую-то непоседливость, стремительность. Нужные краски дает хорошо поставленная и отлаженная в спектакле хореография. Не в последнюю очередь за счет пластики актер создает картинку игривых, шатких, порою неловких ухаживаний. Его герой очень молод и очень влюблен. А вместе с тем мил и забавен. Но помимо личного творчества, в этой роли очень важны партнерские отношения, ведь любовные игры - дело двоих. Надо сказать, дуэт Грунцова и Жени (Евгения Дмитриева) выстроен блестяще. Стройные, на пружинящих ногах, готовые вот-вот вспорхнуть от счастья, они выглядят органично. Совсем в другом качестве, но этот логичный дуэт существует в спектакле «Чудаки» в постановке все того же режиссера.
Итак, амплуа Глеба Подгородинского включает в себя юношеские образы. Репертуар артиста, по преимуществу, построен на них. Почему? — Просто молодой пока еще. И такой репертуар меня, по правде сказать, не смущает. Это раньше, как раз в пору юношеского становления, хотелось выглядеть постарше. А сейчас это стремление ушло. Если я молодой, зачем же мне играть стариков?! Но если говорить об амплуа, то я думаю, что мне очень повезло уже сейчас, потому что в отличие от многих, я играю разносторонний репертуар. Большинство героев - молодые. Но зато, какой у них диапазон разный — и комические есть, и трагические.
Некоторые образы, созданные Подгородинским, не подходят под определение «обворожительных юношей». Среди них Якоб Израэль из стриндберговского «Короля Густава Васы» (режиссер А.Нордстрем, 1998 г.). «Настоящий мужчина с истинно мужскими поступками», — так полагает сам артист. К разряду «обворожительных» нельзя отнести и юного Васю Турипына («Чудаки» М.Горького в постановке А.Коршунова, 1996 г.). Вася смертельно болен и угасает на глазах у своей молоденькой невесты. Некогда вспыхнувшее между ними чувство час за часом угасает вместе с больным и перерастает почти что в отвращение. Как ни жестоко, но молодая кровь девушки жаждет радости, жизни, а не изматывающего ухода за чахоточным. Актер играет ровно, без надрыва. Он смотрит на своего больного без тени жалости или презрения. Показывает, как с приближением смерти добрый, деликатный, как и все его герои, Вася становится брюзглив и нетерпим. Выходит, даже в этой светлой голове немощность рождает агрессию.
Тему милого озорства и наивного мальчишества развивает артист в детских образах, таких как Кай в феерической «Снежной королеве» Шварца (режиссер В.Иванов, 1996 г.). Это весьма удачная работа. В ней точно обрисован противоречивый образ мальчугана — задиристого, обидчивого, но очень нежного и беззащитного. Во многом Кай — уже сформировавшийся человек. А во многом — тоненький стебелек, который может сломаться от одного грубого прикосновения. Драчун, он имеет стойкое представление о справедливости. Помощник бабушки, он, пусть смутно, но понимает ценность милосердия. А в своем отношении к Герде он впервые постигает законы любви и в конечном итоге — счастья. Помимо «мальчиковых» ролей у Глеба есть и другие, не менее интересные. Например, самые ранние - Леон («Преступная мать, или Второй Тартюф» П.Бомарше, режиссер Б.Морозов, 1994 г.); Алеша Карамазов и Нелькин, сыгранные в Театральной труппе В.Саркисова; Федор Иоаннович («Царь Иоанн Грозный», режиссер В.Драгунов) и царевич Федор («Царь Борис», режиссер В.Бейлис) из трилогии А.К.Толстого — работы 1995 г. Или еще одна, очень любимая артистом, работа - моноспектакль «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина (режиссер Н.Косенкова, 1998 г.). Многие из них, антрепризные роли, утрачены. Но уже заявленная тема отчасти звучит и в них.
Мастерство молодого актера в четырехлетнем пути от Кая к Чацкому переросло в настоящий профессионализм. Это доказывает небольшая, но точно сыгранная роль капитана Попплтона из «Корсиканки» И.Губача (режиссер В.Константинов). Премьера спектакля состоялась в феврале 2002 года. Роль Попплтона, несомненно, комическая. Здесь артист сознательно не иронизирует над своим героем и тем достигает еще большего комического эффекта. Попплтон — капитан Королевского шотландского корпуса, который охраняет низложенного Наполеона. Его военная форма очень красноречива. Клетчатая юбка — характерный элемент шотландского костюма — придает облику необычный вид.
Но артист виртуозно обыгрывает свой наряд, старательно маршируя и смешно отдавая честь. Попплтон совсем не юн. Хотя довольно трогателен и подобострастен. Особенно в присутствии своего венценосного арестанта. Он боится попасть в немилость к начальству и изо всех сил стремится выполнить приказ. Но на пути у этого порядочного и от природы доброго человека встают вконец расшалившийся заключенный и бесшабашная корсиканка. Они подтрунивают над бедолагой, совершенно не принимают его в расчет. И Попплтон совсем теряется. Привыкший иметь дело со срочными донесениями и важными циркулярами, он не может противостоять неподчинению и ослушанию. Англичанин, кабинетный военный, он привык к предельно четкому выполнению предписаний. Французская едкость ему в новинку. Она окончательно сбивает с толку. Весь респектабельный вид в мгновение ока слетает с Попплтона. Непроницаемое выражение лица сменяется чуть-чуть раздосадованной, зато естественной улыбкой. Напряжение спадает, и перед нами предстает другой Попплтон — доверчивый, простой, «свой в доску» парень. Оказывается, официальное поведение сковывает его. На самом деле он — человек мягкий, ранимый, уступчивый. Это роднит его с «обворожительными юношами» — Каем, Грунцовым и Чацким.
Но - «труба зовет!», и Попплтон вынужден снова надеть маску невозмутимого английского джентльмена и аккуратного шотландского служащего.
Глеб Подгородинский очень добросовестен. Он не пытается «брать» публику отдельными приемами, а выстраивает полноценный образ — от начала до конца. Артист неотступно следует психологической правде. Поэтому в его построении ничто не случайно.
В нынешнем сезоне у артиста не было застоя в работе. Накануне Нового 2003 года Сергей Женовач выпустил уже вторую по счету премьеру на сцене Малого — спектакль «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского. Женовач снова собрал свою «грибоедовскую» команду — Ирину Леонову (Софья), Виктора Низового (Скалозуб). И, разумеется, снова пригласил Глеба Подгородинского.
На этот раз трогательный и влюбленный резонер Чацкий переродился в горе-резонера Платона, персонажа откровенно комического и местами даже жалкого. Этим образом актер развенчал все идеалистические мечтания грибоедовского персонажа.
Та прекраснодушная прямота, которой, принимая во внимание молодость, неопытность и «сердечный недуг», еще можно было умилиться в Чацком, здесь стала карикатурой на саму себя. Платон — явление переходное. Уже не Чацкий и еще не Треплев, он представляет собой существо, над которым «все смеются, шутки да озорства делают». Недостаток юноши заключается в том, что он всем людям правду в глаза говорит. А, по мнению его сердобольной и несколько плутоватой матушки, это есть даже некоторое «повреждение в уме». Смешно, конечно. Но, в некотором смысле соответствует действительности.
Как ни жаль одинокого и забитого Платошу, когда, разлученный с любимой, он вскакивает на лавку и с высоты ее, как с кафедры, произносит изобличительную речь, все же ясно, что никого он ею не изобличает. Лишь изливает горечь своего никчемного сердца. И хочет заразить этой горечью всю красоту окружающего мира — окрашенное рассветом, робко просыпающееся небо; глухой забор купеческого двора, то здесь то там обнаруживающий игривые просветы светлого денька; бельевые веревки, по-хозяйски перегораживающие двор и... душистые наливные зеленые яблоки, которые сочно хрустят под натиском крепких здоровых зубов. Глеб Подгородинский подходит к своей новой роли, как и ко всем предыдущим. Добросовестно. Все жесты точны, все интонации продуманны. А главное, отходя от лирической линии, он смело и, причем, весьма успешно вливается в комическую струю. Наиболее ценно то, что восклицаниями крайне тщедушного и крайне самонадеянного Платона артист не стремится в первую очередь рассмешить. И именно эта серьезность, порою окрашивающаяся в трагические тона, сконцентрированность на себе и своей обделенности как раз и делает хлюпика-Платона истинно смешным. Определенно, эта роль в новой постановке Женовача — уже не столько знаковая в творчестве артиста, сколько закрепляющая за ним статус свежего, интересного и профессионально точного дарования Малого театра.
Итак, в прошлом году отметив свой тридцатилетний юбилей, Глеб Подгородинский вступил в ту «пору молочно-восковой спелости, когда уже есть немало свершений и все еще есть немало сил» (О.П.Табаков). Это лучшее время для подведения итогов и определения новых целей и приоритетов.

Екатерина Безроднова
9 59/2003
СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР, 10

Дата публикации: 17.11.2003