Новости

«ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Я НЕ БОЯЛАСЬ С ДЕТСТВА».

«ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Я НЕ БОЯЛАСЬ С ДЕТСТВА».

Элина Быстрицкая – «Вечерке».
Совсем недавно она получила премию правительства РФ за роль Турусиной в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» в Малом театре. Но об этом спектакле говорят в основном москвичи. А для всей страны имя Элины Быстрицкой навсегда связано с Аксиньей из «Тихого Дона».

– Элина Авраамовна, какова, на ваш взгляд, формула успеха фильма Герасимова?

– Большую роль сыграл замечательный сценарий, утвержденный Михаилом Шолоховым. И хотя сам он на съемках не присутствовал, но своих людей к нам присылал. И, конечно, фильм не состоялся бы без мастерства и опыта его постановщика, Сергея Апполинарьевича Герасимова. Он сумел настроить коллектив на нужную волну еще до начала съемок.
К нам на студию Горького пригласили самодеятельный Казачий хор пенсионеров из хутора Дичинского. Приехали пожилые казаки и казачки, и мы, находясь рядом с ними, еще во время репетиций окунулись в среду, в которой жили герои Шолохова. А потом нас повезли в Дичинский, что в 14 километрах от Каменско-Шахтинского. Кстати, там снимали и самый первый фильм «Тихий Дон». Это было за 25 лет до наших съемок, там в главных ролях были Эмма Цесарская и Андрей Абрикосов.
– Правда ли, что Герасимов просил актеров перед съемками огрубить руки физическим трудом?
– Да. А женщинам он говорил: «стирайте побольше, мойте посуду, скоблите полы. Подготовьте свои руки, чтобы они стали похожи на руки казачек». И у Глебова в фильме совсем не случайно руки хлебопашца. Их же крупным планом можно было снимать.
– А вам, молодой актрисе, подобные задания Герасимова тяжело давались?
– Знаете, мне было девять лет, когда бабушка сказала мне: «Дытынко, вымый полы». С этих пор мне доверили хозяйничать по дому. И потом я уже никакой физической работы не боялась. В «Тихом Доне» есть сцена, где Аксинья выкатывает белье. В ту пору, когда ее снимали, этот процесс нигде уже не производился. И только тогда, когда я вспомнила, как это делала моя бабушка, мы смогли снять эту сцену.
То, что в фильме все делалось достоверно, очень важно. Я сама это чувствовала, потому что с казаками мне приходилось общаться еще до съемок – во время войны я работала санитаркой, и наш госпиталь стоял в станице Обливской. А какие у нас исполнители были замечательные! Чего стоит один старик Мелехов – Данила Иванович Ильченко! Еще много лет после съемок он собирал нас у себя дома. Продолжались и творческие, и дружеские взаимоотношения. Сейчас вот четыре женщины остались в живых: Кириенко, Хитяева, Архангельская и я.
И Герасимов очень ценил моменты общения. Вот, например, когда не было погоды для съемок, у нас устраивались пельмени. И Сергей Апполинарьевич в это время проводил с нами беседы по актерскому мастерству.
– Недавняя премьера «Тихого Дона» Сергея Бондарчука оказалась гораздо менее удачной экранизацией. Вы говорили, что новому «Тихому Дону» не хватило казачьего говора…
– Казачья речь певучая, а английские фразы короткие. Их напевно не переведешь.
– Ну а все-таки, вам в фильме Бондарчука что-то понравилось?
– Знаете, определения «понравилось» или «не понравилось» в этом случае вообще не может быть. Наверное, было хорошее. Но я, к сожалению, посмотрела только одну серию. Вторую забыла включить. А третью смотрела какими-то урывками. Потом мне стали звонить казаки – из Вешенской, из Ростова, из области… Мне казалось, что этот фильм будет современной, серьезной работой. Но когда я увидела простоволосую Аксинью… Надо все-таки знать историю. Я думаю, что люди, которые этот фильм делали, наверное, не послушались Сергея Федоровича. Он не мог допустить подобных ошибок. Но ведь, может быть, такая была ситуация – кто платит, тот и заказывает музыку.
– Интересно, что вам казаки по телефону говорили?
– А это было предназначено только мне.
– После премьеры «Тихого Дона» с вашим участием вам, наверное, много писем приходило?
– Да, письма были. И многие люди, встречая меня на улице, говорили: разрешите пожать вам руку.
– Во время недавнего награждения в Доме правительства я слышала, как про вас шептались мужчины: «Это же секс-символ 60-х»! Каково было быть секс-символом в те времена?
– Я про это никогда не думала, и определения-то такого тогда не было. Кстати, оно мне не нравится. Как и другие западные веяния, например, когда девушки ходят с голыми пупками. Это не улучшает жизни и не повышает деторождаемости в стране. Я думаю, что период подражания Западу скоро прекратится. Ведь у нас свои корни, привычки.
– Вы производите впечатление очень успешного человека, но я знаю, ваш актерский путь не был усыпан только розами. Что помогало преодолевать сложности?
– Мне помогала любовь к своей профессии, которой я дорожу больше всего на свете.
– Вы преподавали в ГИТИСе и Щепкинском училище. От чего-то учеников предостерегали?
– Я занималась с заочниками, актерами, которые работают и не имеют диплома. Это люди, уже знакомые с профессией, со сценой. Им надо было лишь вкус подправить, разработать у них необходимые свойства, повысить общую эрудицию…У меня много учеников, которыми я горжусь. Некоторые из них возглавляют театры, другие в своих театрах – ведущие актеры. Не называю никого, чтобы никого не обидеть.
– Вы ведь, ко всему прочему, искусствовед…
– У меня есть ученые звания. Но я – актриса.
– Вы живете в Москве много лет. Есть ли у вас здесь любимые места? И как относитесь к тем изменениям, которым город подвергается в последнее время?
– Я думаю, они неизбежны. Конечно, я очень люблю Замоскворечье, где сохраняется еще старая Москва. Но и Тверская мне нравится, а ведь она в последнее время стала такой современной – это главная улица мегаполиса.
Конечно, очень высокие дома город не украшают. Но ведь без них не обойтись. Жизнь меняется, ее качество становится выше. И здания нужны – с учетом самых современных служб.
– Вы родились в Киеве. Навещаете сейчас этот город?
– Да, хотя в последнее время это не так просто. Но пару лет назад я снималась там в главной роли в фильме «Бабий яр». А в прошлом году ездила туда сниматься в эпизоде фильма «Возвращение Мухтара».
– Следите за событиями на Украине?
– Конечно. Я вообще должна быть в курсе всего, что происходит в мире.
– Каждый день смотрите новости?
– Обязательно. И регулярно слушаю наших политологов.
– Что вы пожелаете читателям «Вечерки»?
– Хорошей весны, хорошего лета, успехов, доброго здоровья и удачи в добрых делах.

Анна ЧЕПУРНОВА
«Вечерняя Москва»
12.02.2007

Дата публикации: 12.02.2007
«ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Я НЕ БОЯЛАСЬ С ДЕТСТВА».

Элина Быстрицкая – «Вечерке».
Совсем недавно она получила премию правительства РФ за роль Турусиной в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» в Малом театре. Но об этом спектакле говорят в основном москвичи. А для всей страны имя Элины Быстрицкой навсегда связано с Аксиньей из «Тихого Дона».

– Элина Авраамовна, какова, на ваш взгляд, формула успеха фильма Герасимова?

– Большую роль сыграл замечательный сценарий, утвержденный Михаилом Шолоховым. И хотя сам он на съемках не присутствовал, но своих людей к нам присылал. И, конечно, фильм не состоялся бы без мастерства и опыта его постановщика, Сергея Апполинарьевича Герасимова. Он сумел настроить коллектив на нужную волну еще до начала съемок.
К нам на студию Горького пригласили самодеятельный Казачий хор пенсионеров из хутора Дичинского. Приехали пожилые казаки и казачки, и мы, находясь рядом с ними, еще во время репетиций окунулись в среду, в которой жили герои Шолохова. А потом нас повезли в Дичинский, что в 14 километрах от Каменско-Шахтинского. Кстати, там снимали и самый первый фильм «Тихий Дон». Это было за 25 лет до наших съемок, там в главных ролях были Эмма Цесарская и Андрей Абрикосов.
– Правда ли, что Герасимов просил актеров перед съемками огрубить руки физическим трудом?
– Да. А женщинам он говорил: «стирайте побольше, мойте посуду, скоблите полы. Подготовьте свои руки, чтобы они стали похожи на руки казачек». И у Глебова в фильме совсем не случайно руки хлебопашца. Их же крупным планом можно было снимать.
– А вам, молодой актрисе, подобные задания Герасимова тяжело давались?
– Знаете, мне было девять лет, когда бабушка сказала мне: «Дытынко, вымый полы». С этих пор мне доверили хозяйничать по дому. И потом я уже никакой физической работы не боялась. В «Тихом Доне» есть сцена, где Аксинья выкатывает белье. В ту пору, когда ее снимали, этот процесс нигде уже не производился. И только тогда, когда я вспомнила, как это делала моя бабушка, мы смогли снять эту сцену.
То, что в фильме все делалось достоверно, очень важно. Я сама это чувствовала, потому что с казаками мне приходилось общаться еще до съемок – во время войны я работала санитаркой, и наш госпиталь стоял в станице Обливской. А какие у нас исполнители были замечательные! Чего стоит один старик Мелехов – Данила Иванович Ильченко! Еще много лет после съемок он собирал нас у себя дома. Продолжались и творческие, и дружеские взаимоотношения. Сейчас вот четыре женщины остались в живых: Кириенко, Хитяева, Архангельская и я.
И Герасимов очень ценил моменты общения. Вот, например, когда не было погоды для съемок, у нас устраивались пельмени. И Сергей Апполинарьевич в это время проводил с нами беседы по актерскому мастерству.
– Недавняя премьера «Тихого Дона» Сергея Бондарчука оказалась гораздо менее удачной экранизацией. Вы говорили, что новому «Тихому Дону» не хватило казачьего говора…
– Казачья речь певучая, а английские фразы короткие. Их напевно не переведешь.
– Ну а все-таки, вам в фильме Бондарчука что-то понравилось?
– Знаете, определения «понравилось» или «не понравилось» в этом случае вообще не может быть. Наверное, было хорошее. Но я, к сожалению, посмотрела только одну серию. Вторую забыла включить. А третью смотрела какими-то урывками. Потом мне стали звонить казаки – из Вешенской, из Ростова, из области… Мне казалось, что этот фильм будет современной, серьезной работой. Но когда я увидела простоволосую Аксинью… Надо все-таки знать историю. Я думаю, что люди, которые этот фильм делали, наверное, не послушались Сергея Федоровича. Он не мог допустить подобных ошибок. Но ведь, может быть, такая была ситуация – кто платит, тот и заказывает музыку.
– Интересно, что вам казаки по телефону говорили?
– А это было предназначено только мне.
– После премьеры «Тихого Дона» с вашим участием вам, наверное, много писем приходило?
– Да, письма были. И многие люди, встречая меня на улице, говорили: разрешите пожать вам руку.
– Во время недавнего награждения в Доме правительства я слышала, как про вас шептались мужчины: «Это же секс-символ 60-х»! Каково было быть секс-символом в те времена?
– Я про это никогда не думала, и определения-то такого тогда не было. Кстати, оно мне не нравится. Как и другие западные веяния, например, когда девушки ходят с голыми пупками. Это не улучшает жизни и не повышает деторождаемости в стране. Я думаю, что период подражания Западу скоро прекратится. Ведь у нас свои корни, привычки.
– Вы производите впечатление очень успешного человека, но я знаю, ваш актерский путь не был усыпан только розами. Что помогало преодолевать сложности?
– Мне помогала любовь к своей профессии, которой я дорожу больше всего на свете.
– Вы преподавали в ГИТИСе и Щепкинском училище. От чего-то учеников предостерегали?
– Я занималась с заочниками, актерами, которые работают и не имеют диплома. Это люди, уже знакомые с профессией, со сценой. Им надо было лишь вкус подправить, разработать у них необходимые свойства, повысить общую эрудицию…У меня много учеников, которыми я горжусь. Некоторые из них возглавляют театры, другие в своих театрах – ведущие актеры. Не называю никого, чтобы никого не обидеть.
– Вы ведь, ко всему прочему, искусствовед…
– У меня есть ученые звания. Но я – актриса.
– Вы живете в Москве много лет. Есть ли у вас здесь любимые места? И как относитесь к тем изменениям, которым город подвергается в последнее время?
– Я думаю, они неизбежны. Конечно, я очень люблю Замоскворечье, где сохраняется еще старая Москва. Но и Тверская мне нравится, а ведь она в последнее время стала такой современной – это главная улица мегаполиса.
Конечно, очень высокие дома город не украшают. Но ведь без них не обойтись. Жизнь меняется, ее качество становится выше. И здания нужны – с учетом самых современных служб.
– Вы родились в Киеве. Навещаете сейчас этот город?
– Да, хотя в последнее время это не так просто. Но пару лет назад я снималась там в главной роли в фильме «Бабий яр». А в прошлом году ездила туда сниматься в эпизоде фильма «Возвращение Мухтара».
– Следите за событиями на Украине?
– Конечно. Я вообще должна быть в курсе всего, что происходит в мире.
– Каждый день смотрите новости?
– Обязательно. И регулярно слушаю наших политологов.
– Что вы пожелаете читателям «Вечерки»?
– Хорошей весны, хорошего лета, успехов, доброго здоровья и удачи в добрых делах.

Анна ЧЕПУРНОВА
«Вечерняя Москва»
12.02.2007

Дата публикации: 12.02.2007