Новости

ЮРИЙ СОЛОМИН И ВЕРА МАКСИМОВА ВСПОМИНАЮТ МИХАИЛА УЛЬЯНОВА

ЮРИЙ СОЛОМИН И ВЕРА МАКСИМОВА ВСПОМИНАЮТ МИХАИЛА УЛЬЯНОВА

Знаменитого актера и режиссера Михаила Ульянова похоронят 29 марта на Новодевичьем кладбище. Гражданская панихида пройдет в тот же день в Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова, которым руководил Ульянов.
В эфире нашей радиостанции Михаила Ульянова вспоминают его коллеги и друзья.
Говорит театральный критик Вера Миксимова.

ВЕРА МАКСИМОВА: Михаил Ульянов был моим другом, я была очень увлечена им. Знала все его слабости, но они были очаровательными. В нем что-то ребяческое сохранилось до самой смерти. Он ведь сибиряк, из села Бергамак Омской области. Он крепыш, коренастый, казалось, что он вечен. Но у него была невозможная по нагрузкам для нормального человека жизнь. Результат - тяжелейшая болезнь последних лет. Думаю, не совсем правильно говорить, что он не был последнее время в театре. Он не был в театре, только когда был совершенно болен. До этого он всегда приходил в театр, сидел в литературной части, в своем красивом кабинете, где сохранился воздух и дыхание тех великих вахтанговцев.

Наверное, не будет такой второй судьбы. Я не одна так думаю. Сергей Маковецкий сказал, что Ульянов из поколений счастливейших, потому они были очень крепкими. Он застал и постсталинские годы, и хрущевскую краткую, обманную «оттепель», и застой. У Ульянова потрясающая судьба еще и потому, что он сыграл историю страны и историю нации. Ведь его позвали на роль Кирова, когда все верили, что Киров был замечательным человеком. Он и играл замечательного человека. Он играл такого большевика, какого нам хотелось бы видеть в каждом из наших вождей.

Он играл военкома, играл метростроевца-добровольца, играл председателя – свою великую кинороль. Я не разделяю его роли в театре и кино, потому что он соблюдал редчайшее равновесие. То есть перелистывалась история страны. Он играл Жукова. К нему люди просто шли за советом и помощью, мы его отождествляли со всеми ролями, которые он играл. Он казался нам всем.

Это было не совсем так. Он был мягким человеком, податливым, добрым, во многом наивным. У него не было ни грамма цинизма. Но как многое он вместил в свои роли! Ульянов в «Ворошиловском стрелке», в роли этого деда-мстителя за поруганную внучку показал нам весь ужас нашего сегодняшнего существования. Такой немолодой актер, уже больной, сыграл гениальную роль! Оказалось, что актер в возрасте тонко, беспощадно и трагично чувствует то, что с нами сегодня происходит. Эти фильмы и его роли будут смотреть вечно.

Для Ульянова особой темой была тема власти. Это был единственный актер, который сыграл и Ленина в «Человеке с ружьем», и Сталина, великого лицедея, актера, притворщика, издевателя. Это тоже была замечательная постановка в театре Вахтангова «Уроки мастера».

О Михаиле Ульянове говорит художественный руководитель Малого театра Юрий Мефодьевич Соломин.

СОЛОМИН: Не только Вахтанговский театр, но и вся российская театральная общественность понесла большую утрату. На 79-м году жизни ушел от нас замечательный артист. Михаил Александрович был великим актером. Не буду перечислять его роли, потому что каждая из них – это явление в культуре. К сожалению, в театре последнее время он играл мало по причине болезни, а его кинематографические работы остались на всю жизнь. Буквально недавно я посмотрел по телевизору фильм «Ворошиловский стрелок». Конечно, роль Ульянова – гениальное явление в этой картине. Наверное, это одна из последних его ролей. Он чувствовал это.

Глядя на эту работу, я чувствую его мысли, его ощущения сегодняшней жизни. Он был крупнейшим общественным деятелем. Были, конечно, и ошибки, но у кого их нет? Но имя Ульянова навсегда останется в истории отечественного театра.

Говорит режиссер фильма «Ворошиловский стрелок» Станислав Говорухин.

ГОВОРУХИН: Наша культура понесла большую потерю. Умер последний, наверное, из великих артистов того поколения. Все помнят его прекрасно. Каждый его экранный образ оставался в памяти на века. Мне пришлось работать с ним всего на одной картине. Я ему приготовил роль и в следующей, но он уже тяжело болел.

В «Ворошиловском стрелке» мы работали потрясающе. Он удивительный человек и в жизни, про артиста и говорить нечего. Я никого другого не видел в этой роли, он создал образ настоящего мужчины, пусть и старого человека, но настоящего, а не в том образе, который сегодня сложился у молодежи, не накачанный мускулами человек, а человек, который способен отстоять собственное достоинство, защитить ребенка, женщину, родину, наконец. Глядя на такого старика, поверишь, что он и родину защищал, не жалея своей жизни, и слабого не даст в обиду.

Надо признать что «Ворошиловский стрелок» нанес большую рану Ульянову. В день, когда состоялась премьера фильма, все газеты вышли со словами, списанными друг у друга, что это не фильм, а агитка, что это вообще не кино. Думаю, что это отняло у него здоровье, потому что весь год, пока фильм не появился на экране телевизора и люди не увидели картину, Ульянов жил с ощущением напрасно потраченного времени.

Михаил Ульянов руководил Вахтанговским театром так, как получалось, но вкладывая в это руководство всю свою душу и сердце. На таких актеров, как Максим Суханов, Сергей Маковецкий, Мария Аронова, на них сегодня ложится огромнейшая ответственность за театр.

СУХАНОВ: Очень трудно сейчас говорить. Его присутствие всегда ощущается. Я прожил в театре под его руководством практически все то время, пока я играю. Общаясь с Ульяновым, я всегда понимал, какого масштаба этот человек. Сейчас я даже не говорю о том, какой это был актер, а говорю именно о человеческих качествах Михаила Александровича. Эта трагедия для всех людей, которые были связаны с ним лично, к коим я себя тоже причисляю.

АРОНОВА: В театре произошла грандиозная потеря. Ушел потрясающий русский актер, фантастический человек. Надеюсь, что с театром все будет нормально. Михаил Александрович обладал грандиозной мудростью. Он очень не любил резко решать чьи-то судьбы. Хочется, чтобы к нам пришел такой же человек.

Очень сложно сейчас, наверное, говорить о будущем театра, но думать об этом придется. У вахтанговцев была одна замечательная традиция. Они открыли театр в 1926 году, через четыре года после смерти Вахтангова, а первый художественный руководитель у них появился в конце 30-х годов. Они умели собираться коллективно. У нас сегодня очень много безответственных назначений, с которыми мы не знаем, что делать. Но очень хочется, чтобы актеры театра сегодня соединились, чтобы в этом соединении ключевая роль обязательно принадлежала молодым и новым.

Радио «Маяк», 28.03.2007

Дата публикации: 28.03.2007
ЮРИЙ СОЛОМИН И ВЕРА МАКСИМОВА ВСПОМИНАЮТ МИХАИЛА УЛЬЯНОВА

Знаменитого актера и режиссера Михаила Ульянова похоронят 29 марта на Новодевичьем кладбище. Гражданская панихида пройдет в тот же день в Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова, которым руководил Ульянов.
В эфире нашей радиостанции Михаила Ульянова вспоминают его коллеги и друзья.
Говорит театральный критик Вера Миксимова.

ВЕРА МАКСИМОВА: Михаил Ульянов был моим другом, я была очень увлечена им. Знала все его слабости, но они были очаровательными. В нем что-то ребяческое сохранилось до самой смерти. Он ведь сибиряк, из села Бергамак Омской области. Он крепыш, коренастый, казалось, что он вечен. Но у него была невозможная по нагрузкам для нормального человека жизнь. Результат - тяжелейшая болезнь последних лет. Думаю, не совсем правильно говорить, что он не был последнее время в театре. Он не был в театре, только когда был совершенно болен. До этого он всегда приходил в театр, сидел в литературной части, в своем красивом кабинете, где сохранился воздух и дыхание тех великих вахтанговцев.

Наверное, не будет такой второй судьбы. Я не одна так думаю. Сергей Маковецкий сказал, что Ульянов из поколений счастливейших, потому они были очень крепкими. Он застал и постсталинские годы, и хрущевскую краткую, обманную «оттепель», и застой. У Ульянова потрясающая судьба еще и потому, что он сыграл историю страны и историю нации. Ведь его позвали на роль Кирова, когда все верили, что Киров был замечательным человеком. Он и играл замечательного человека. Он играл такого большевика, какого нам хотелось бы видеть в каждом из наших вождей.

Он играл военкома, играл метростроевца-добровольца, играл председателя – свою великую кинороль. Я не разделяю его роли в театре и кино, потому что он соблюдал редчайшее равновесие. То есть перелистывалась история страны. Он играл Жукова. К нему люди просто шли за советом и помощью, мы его отождествляли со всеми ролями, которые он играл. Он казался нам всем.

Это было не совсем так. Он был мягким человеком, податливым, добрым, во многом наивным. У него не было ни грамма цинизма. Но как многое он вместил в свои роли! Ульянов в «Ворошиловском стрелке», в роли этого деда-мстителя за поруганную внучку показал нам весь ужас нашего сегодняшнего существования. Такой немолодой актер, уже больной, сыграл гениальную роль! Оказалось, что актер в возрасте тонко, беспощадно и трагично чувствует то, что с нами сегодня происходит. Эти фильмы и его роли будут смотреть вечно.

Для Ульянова особой темой была тема власти. Это был единственный актер, который сыграл и Ленина в «Человеке с ружьем», и Сталина, великого лицедея, актера, притворщика, издевателя. Это тоже была замечательная постановка в театре Вахтангова «Уроки мастера».

О Михаиле Ульянове говорит художественный руководитель Малого театра Юрий Мефодьевич Соломин.

СОЛОМИН: Не только Вахтанговский театр, но и вся российская театральная общественность понесла большую утрату. На 79-м году жизни ушел от нас замечательный артист. Михаил Александрович был великим актером. Не буду перечислять его роли, потому что каждая из них – это явление в культуре. К сожалению, в театре последнее время он играл мало по причине болезни, а его кинематографические работы остались на всю жизнь. Буквально недавно я посмотрел по телевизору фильм «Ворошиловский стрелок». Конечно, роль Ульянова – гениальное явление в этой картине. Наверное, это одна из последних его ролей. Он чувствовал это.

Глядя на эту работу, я чувствую его мысли, его ощущения сегодняшней жизни. Он был крупнейшим общественным деятелем. Были, конечно, и ошибки, но у кого их нет? Но имя Ульянова навсегда останется в истории отечественного театра.

Говорит режиссер фильма «Ворошиловский стрелок» Станислав Говорухин.

ГОВОРУХИН: Наша культура понесла большую потерю. Умер последний, наверное, из великих артистов того поколения. Все помнят его прекрасно. Каждый его экранный образ оставался в памяти на века. Мне пришлось работать с ним всего на одной картине. Я ему приготовил роль и в следующей, но он уже тяжело болел.

В «Ворошиловском стрелке» мы работали потрясающе. Он удивительный человек и в жизни, про артиста и говорить нечего. Я никого другого не видел в этой роли, он создал образ настоящего мужчины, пусть и старого человека, но настоящего, а не в том образе, который сегодня сложился у молодежи, не накачанный мускулами человек, а человек, который способен отстоять собственное достоинство, защитить ребенка, женщину, родину, наконец. Глядя на такого старика, поверишь, что он и родину защищал, не жалея своей жизни, и слабого не даст в обиду.

Надо признать что «Ворошиловский стрелок» нанес большую рану Ульянову. В день, когда состоялась премьера фильма, все газеты вышли со словами, списанными друг у друга, что это не фильм, а агитка, что это вообще не кино. Думаю, что это отняло у него здоровье, потому что весь год, пока фильм не появился на экране телевизора и люди не увидели картину, Ульянов жил с ощущением напрасно потраченного времени.

Михаил Ульянов руководил Вахтанговским театром так, как получалось, но вкладывая в это руководство всю свою душу и сердце. На таких актеров, как Максим Суханов, Сергей Маковецкий, Мария Аронова, на них сегодня ложится огромнейшая ответственность за театр.

СУХАНОВ: Очень трудно сейчас говорить. Его присутствие всегда ощущается. Я прожил в театре под его руководством практически все то время, пока я играю. Общаясь с Ульяновым, я всегда понимал, какого масштаба этот человек. Сейчас я даже не говорю о том, какой это был актер, а говорю именно о человеческих качествах Михаила Александровича. Эта трагедия для всех людей, которые были связаны с ним лично, к коим я себя тоже причисляю.

АРОНОВА: В театре произошла грандиозная потеря. Ушел потрясающий русский актер, фантастический человек. Надеюсь, что с театром все будет нормально. Михаил Александрович обладал грандиозной мудростью. Он очень не любил резко решать чьи-то судьбы. Хочется, чтобы к нам пришел такой же человек.

Очень сложно сейчас, наверное, говорить о будущем театра, но думать об этом придется. У вахтанговцев была одна замечательная традиция. Они открыли театр в 1926 году, через четыре года после смерти Вахтангова, а первый художественный руководитель у них появился в конце 30-х годов. Они умели собираться коллективно. У нас сегодня очень много безответственных назначений, с которыми мы не знаем, что делать. Но очень хочется, чтобы актеры театра сегодня соединились, чтобы в этом соединении ключевая роль обязательно принадлежала молодым и новым.

Радио «Маяк», 28.03.2007

Дата публикации: 28.03.2007