Новости

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – «ГЕРОЙ-ЛЮБОВНИК». ЧТО МЕШАЛО КАРЬЕРЕ ЕВГЕНИЯ САМОЙЛОВА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – «ГЕРОЙ-ЛЮБОВНИК». ЧТО МЕШАЛО КАРЬЕРЕ ЕВГЕНИЯ САМОЙЛОВА

16 апреля великому актёру театра и кино, народному артисту СССР Евгению Самойлову исполнилось бы 95 лет.

Евгений Валерьянович Самойлов родился в 1912 году в Санкт-Петербурге в рабочей семье. Валериан Савич, его отец, ещё в юности пришёл работать на Путиловский завод, где начал с чернорабочего, закончив мастером пушечного цеха; мать же, Анна Павловна, занималась работой по дому. Во время второй мировой войны родители погибли от голода в блокадном Ленинграде.

Именно благодаря родителям Самойлову прививалась любовь к прекрасному: литературе, искусству, театру. Отец очень любил книги, поэтому семья имела богатую домашнюю библиотеку. Помимо этого, он увлекался театром и сам, как любитель, писал картины.
А начался путь легендарного актёра совершенно случайно, в 1928 году Самойлов стал заниматься в театральной студии на Литейном, на актёрском отделении, куда позвал его друг «за компанию» поступать. И, как следовало ожидать, поступил именно Самойлов. Здесь он познакомился со своим первым театральным педагогом, корифеем Александринского театра Николаем Ходотовым. После закрытия студии в 1929 году, актёр, окончив среднюю школу, продолжил обучение в Ленинградском художественном политехникуме, закончив его в 1930 году с записью в графе «специальность» — «герой-любовник». С этого года и началась профессиональная актёрская карьера Евгения Самойлова. Он поступает в труппу петербургского Театра актёрского мастерства, которым руководит Леонид Сергеевич Вивьен, актёр и выдающийся режиссёр советского театра.

Весной 1934 года прославленный Государственный театр имени Вс. Мейерхольда, иначе ГосТиМ, посетил Ленинград с гастрольными спектаклями. Имя Всеволода Эмильевича Мейерхольда в начале ХХ века, великого экспериментатора, революционного режиссёра у любого актёра ассоциировалось не иначе, как с мечтой. Работать у этого режиссёра было верхом актёрской удачи. Евгений Самойлов получает приглашение играть в ГосТиМе от самого Мейерхольда, который видел спектакли своего коллеги по цеху, Леонида Вивьена, и особо выделил игру молодого Самойлова. Счастью молодого артиста не было предела.

Несмотря на очевидный талант, внешняя красота сильно мешала Самойлову. Слова, сказанные Мейерхольдом, звучали как приговор: «Ты карамельно красив, будем работать с гримом». Самойлову пришлось пять лет играть стариков, напяливая седые парики, бороды и выпуклые, длинные носы. Однажды не выдержав, Самойлов закричал режиссёру: «Мне 25, я играть хочу», — на что остроумный Мейерхольд ответил: «Неплохой голос, будете Павкой Корчагиным».

У Мейерхольда Самойлов играл Петра в «Лесе» Островского, Чацкого, Эрнани, Григория Отрепьева рядом с такими артистами как Мария Бабанова, Зинаида Райх, Игорь Ильинский, Эраст Гарин. Это недолгое время, проведённое в театре Мейерхольда, стало для актёра настоящим открытием не только актёрской профессии, но и абсолютно нового понимания сути самого театра. За что потом власти осудят Мейерхольда, приговорив его к расстрелу. В 1938 году история ГосТима прекращается. Когда Самойлов уходил из театра, Мейерхольд записал в его характеристике следующие слова, ставшие пророческими: «Самойлов — артист, который очень скоро займёт на театральном фронте одно из первых мест в армии советских артистов».

Оставив сцену, Самойлов переходит в кинематограф, где начинает активно сниматься в кинолентах Алексея Довженко («Щорс»), Григория Александрова («Светлый путь»), Ивана Пырьева («Шесть часов вечера после войны»), Константина Юдина («Сердца четырёх»), после этих фильмов артист твёрдо закрепил за собой звание символа мужественности, красоты и благородства. Как вспоминает режиссёр Леонид Хейфец: «Он был самым красивым, самым благородным красным командиром: в пилотке, в гимнастерке. Мальчишки военных лет мечтали бежать на фронт, были влюблены в Красную Армию, хотели быть суворовцами, в каком-то смысле, из-за Самойлова».

Именно такой герой нужен был той советской стране, народу, власти — тому времени. Герой Самойлова отвечал запросам времени на мораль, внутреннюю культуру, вопросы доблести и чести.

Уже после войны артист снимается в картинах у Сергея Бондарчука в «Ватерлоо», «Они сражались за Родину», «Борис Годунов», у Пудовкина в «Адмирале Нахимове».
В 1943 году он поступает в Театр Революции, а ныне Театр им. Маяковского, к режиссёру Николаю Охлопкову, здесь же и проработает около 30 лет. За это время артист прославится в самой главной театральной роли Гамлета, заставив театральных историков до сих пор ломать голову над загадкой Гамлета-Самойлова. Роль Гамлета в 1954 году вызвала настоящий театральный взрыв. Герой Шекспира казался настолько понятным и современным, как никогда. Эдуард Марцевич вспоминает: «На меня это произвело какое-то убийственное впечатление. Знаете, мощь такая, как бифштекс с кровью, какой-то такой мочаловский темперамент».

На его счету десятки сыгранных ролей, которые публика помнит и по сегодняшний день, но в Театре Революции, оправдывая имя театра, приходилось играть в современных героев, таких как Ладыгин («Обыкновенный человек» Л.Леонова), Рокоссовский («Великие дни» Н.Вирты), Гончаров («Закон чести» А.Штейна), Серго Орджоникидзе («Путь в грядущее» Марвича), Громов («Аристократы» Н.Погодина), Платонов («Океан» А.Штейна), генерал Бондарев («Перебежчик» П.Тура).

К славе, настигшей артиста довольно рано, Самойлов относился спокойно, более того, даже противился этому в некотором смысле. Местному сторожу дяде Васе, приходилось каждый день отмывать подъезд, где живёт советская звезда, от назойливых письменных комплиментов поклонниц. Нередко артисту приходилось возвращаться домой окольными путями, обходя родной дом за километр. Амплуа романтика, принёсшее славу Евгению Самойлову, не устраивало артиста. Как размышляет Константин Карасик, ведущий программы «Легенды мирового кино» на телеканале «Культура», «после картины «Сердца четырех» все вокруг, даже коллеги по цеху, стали воспринимать Самойлова эдаким романтиком, что ужасно нервировало Евгения Валерьяновича. «Не гожусь я под пускание пузырей, — говорил артист. — Терпеть не могу имитацию страсти и прочие ужимки!»

После смерти Николая Охлопкова, Евгений Самойлов принял приглашение своего давнего друга Михаила Царёва, который всю свою артистическую жизнь посвятил Малому театру. И в 1967 году Самойлов становится актёром Малого театра, где и завершит свою творческую карьеру. Здесь он сыграл десятки ролей в русской и зарубежной классике, а также в постановках по современным пьесам.

Евгений Самойлов прожил в браке с любимой женой Зинаидой Ильиничной Левиной 62 года. Зинаида Ильинична по профессии инженер, окончила электротехнический институт, но оставила профессию, полностью посвятив себя заботам о муже и детях — Татьяне и Алексее.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников


Дата публикации: 17.04.2007
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – «ГЕРОЙ-ЛЮБОВНИК». ЧТО МЕШАЛО КАРЬЕРЕ ЕВГЕНИЯ САМОЙЛОВА

16 апреля великому актёру театра и кино, народному артисту СССР Евгению Самойлову исполнилось бы 95 лет.

Евгений Валерьянович Самойлов родился в 1912 году в Санкт-Петербурге в рабочей семье. Валериан Савич, его отец, ещё в юности пришёл работать на Путиловский завод, где начал с чернорабочего, закончив мастером пушечного цеха; мать же, Анна Павловна, занималась работой по дому. Во время второй мировой войны родители погибли от голода в блокадном Ленинграде.

Именно благодаря родителям Самойлову прививалась любовь к прекрасному: литературе, искусству, театру. Отец очень любил книги, поэтому семья имела богатую домашнюю библиотеку. Помимо этого, он увлекался театром и сам, как любитель, писал картины.
А начался путь легендарного актёра совершенно случайно, в 1928 году Самойлов стал заниматься в театральной студии на Литейном, на актёрском отделении, куда позвал его друг «за компанию» поступать. И, как следовало ожидать, поступил именно Самойлов. Здесь он познакомился со своим первым театральным педагогом, корифеем Александринского театра Николаем Ходотовым. После закрытия студии в 1929 году, актёр, окончив среднюю школу, продолжил обучение в Ленинградском художественном политехникуме, закончив его в 1930 году с записью в графе «специальность» — «герой-любовник». С этого года и началась профессиональная актёрская карьера Евгения Самойлова. Он поступает в труппу петербургского Театра актёрского мастерства, которым руководит Леонид Сергеевич Вивьен, актёр и выдающийся режиссёр советского театра.

Весной 1934 года прославленный Государственный театр имени Вс. Мейерхольда, иначе ГосТиМ, посетил Ленинград с гастрольными спектаклями. Имя Всеволода Эмильевича Мейерхольда в начале ХХ века, великого экспериментатора, революционного режиссёра у любого актёра ассоциировалось не иначе, как с мечтой. Работать у этого режиссёра было верхом актёрской удачи. Евгений Самойлов получает приглашение играть в ГосТиМе от самого Мейерхольда, который видел спектакли своего коллеги по цеху, Леонида Вивьена, и особо выделил игру молодого Самойлова. Счастью молодого артиста не было предела.

Несмотря на очевидный талант, внешняя красота сильно мешала Самойлову. Слова, сказанные Мейерхольдом, звучали как приговор: «Ты карамельно красив, будем работать с гримом». Самойлову пришлось пять лет играть стариков, напяливая седые парики, бороды и выпуклые, длинные носы. Однажды не выдержав, Самойлов закричал режиссёру: «Мне 25, я играть хочу», — на что остроумный Мейерхольд ответил: «Неплохой голос, будете Павкой Корчагиным».

У Мейерхольда Самойлов играл Петра в «Лесе» Островского, Чацкого, Эрнани, Григория Отрепьева рядом с такими артистами как Мария Бабанова, Зинаида Райх, Игорь Ильинский, Эраст Гарин. Это недолгое время, проведённое в театре Мейерхольда, стало для актёра настоящим открытием не только актёрской профессии, но и абсолютно нового понимания сути самого театра. За что потом власти осудят Мейерхольда, приговорив его к расстрелу. В 1938 году история ГосТима прекращается. Когда Самойлов уходил из театра, Мейерхольд записал в его характеристике следующие слова, ставшие пророческими: «Самойлов — артист, который очень скоро займёт на театральном фронте одно из первых мест в армии советских артистов».

Оставив сцену, Самойлов переходит в кинематограф, где начинает активно сниматься в кинолентах Алексея Довженко («Щорс»), Григория Александрова («Светлый путь»), Ивана Пырьева («Шесть часов вечера после войны»), Константина Юдина («Сердца четырёх»), после этих фильмов артист твёрдо закрепил за собой звание символа мужественности, красоты и благородства. Как вспоминает режиссёр Леонид Хейфец: «Он был самым красивым, самым благородным красным командиром: в пилотке, в гимнастерке. Мальчишки военных лет мечтали бежать на фронт, были влюблены в Красную Армию, хотели быть суворовцами, в каком-то смысле, из-за Самойлова».

Именно такой герой нужен был той советской стране, народу, власти — тому времени. Герой Самойлова отвечал запросам времени на мораль, внутреннюю культуру, вопросы доблести и чести.

Уже после войны артист снимается в картинах у Сергея Бондарчука в «Ватерлоо», «Они сражались за Родину», «Борис Годунов», у Пудовкина в «Адмирале Нахимове».
В 1943 году он поступает в Театр Революции, а ныне Театр им. Маяковского, к режиссёру Николаю Охлопкову, здесь же и проработает около 30 лет. За это время артист прославится в самой главной театральной роли Гамлета, заставив театральных историков до сих пор ломать голову над загадкой Гамлета-Самойлова. Роль Гамлета в 1954 году вызвала настоящий театральный взрыв. Герой Шекспира казался настолько понятным и современным, как никогда. Эдуард Марцевич вспоминает: «На меня это произвело какое-то убийственное впечатление. Знаете, мощь такая, как бифштекс с кровью, какой-то такой мочаловский темперамент».

На его счету десятки сыгранных ролей, которые публика помнит и по сегодняшний день, но в Театре Революции, оправдывая имя театра, приходилось играть в современных героев, таких как Ладыгин («Обыкновенный человек» Л.Леонова), Рокоссовский («Великие дни» Н.Вирты), Гончаров («Закон чести» А.Штейна), Серго Орджоникидзе («Путь в грядущее» Марвича), Громов («Аристократы» Н.Погодина), Платонов («Океан» А.Штейна), генерал Бондарев («Перебежчик» П.Тура).

К славе, настигшей артиста довольно рано, Самойлов относился спокойно, более того, даже противился этому в некотором смысле. Местному сторожу дяде Васе, приходилось каждый день отмывать подъезд, где живёт советская звезда, от назойливых письменных комплиментов поклонниц. Нередко артисту приходилось возвращаться домой окольными путями, обходя родной дом за километр. Амплуа романтика, принёсшее славу Евгению Самойлову, не устраивало артиста. Как размышляет Константин Карасик, ведущий программы «Легенды мирового кино» на телеканале «Культура», «после картины «Сердца четырех» все вокруг, даже коллеги по цеху, стали воспринимать Самойлова эдаким романтиком, что ужасно нервировало Евгения Валерьяновича. «Не гожусь я под пускание пузырей, — говорил артист. — Терпеть не могу имитацию страсти и прочие ужимки!»

После смерти Николая Охлопкова, Евгений Самойлов принял приглашение своего давнего друга Михаила Царёва, который всю свою артистическую жизнь посвятил Малому театру. И в 1967 году Самойлов становится актёром Малого театра, где и завершит свою творческую карьеру. Здесь он сыграл десятки ролей в русской и зарубежной классике, а также в постановках по современным пьесам.

Евгений Самойлов прожил в браке с любимой женой Зинаидой Ильиничной Левиной 62 года. Зинаида Ильинична по профессии инженер, окончила электротехнический институт, но оставила профессию, полностью посвятив себя заботам о муже и детях — Татьяне и Алексее.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников


Дата публикации: 17.04.2007