Новости

ТАЛАНТ – СЕГОДНЯ РЕДКОСТЬ…

ТАЛАНТ – СЕГОДНЯ РЕДКОСТЬ…

Разговоры о том, что Малый театр слишком стар для нашего времени ведутся уже давно, но сегодня они особенно актуальны. Малый театр, а вместе с ним Театральное училище им. Щепкина частенько обвиняют в традиционности, академичности – термины, ассоциирующиеся сегодня с чем-то скучным, отжившим и покрытым толстым слоем пыли в забытом всеми углу.

И, тем не менее, свой зритель есть у каждого театра, равно как и у Малого. Кто-то ходит сюда, как на праздник, переодеваясь в роскошные наряды и меняя повседневную обувь на лаковые вечерние туфли, для них сам поход в театр является культурным событием, ещё бы, ведь здесь безукоризненно следуют традициям русского театра. Другие же ходят туда как в музей, подивится и убедится, что театр, в своём прямом назначении, всё ещё жив. Кто-то сейчас ухмыльнётся и вступит со мной в спор, что театра, в прямом его понимании, там уже давно нет. Остаётся лишь дивиться на легенды Малого театра, как на картины в Третьяковской галерее и мрачно, величественно думать, что тогда было совсем другое время, а сейчас легенды постарели, заменив зрительское восхищение уважением к старости. Возможно всё это и так, спорить не буду, но те, кто видел выступление 3 апреля в Доме-музее им. Ермоловой Юрия Соломина меня поймут.

Как обычно, весна знаменуется тем, что каждое учебное заведение выпускает в большую жизнь молодых специалистов. А уж в театральных вузах весна — это особенное время года. В преддверии выпускного праздника студенты Щепкинского училища представили на суд зрителей отрывки из дипломных спектаклей. Ежегодные показы студенческих спектаклей Щепки в Доме-музее Ермоловой стали доброй традицией. Здесь молодые звёзды могут впервые проявить себя перед простым зрителем. Кто-то волнуется, кто-то переодевается в костюм своего персонажа, а кто-то и вовсе пришёл просто посмотреть на конкурентов, а соответственно, коллег по цеху, но, так или иначе, лица молодых выпускников сияют от улыбок и предвкушения предстоящего успеха, пусть маленького, пусть в стенах Дома-музея – второго дома Малого театра.

На суд зрителей выпускники представили несколько драматических отрывков, среди которых были «Бешеные деньги» А. Н. Островского и «Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера. А в перерывах между отрывками внучка Юрия Мефодьевича Александра, ученица музыкальной школы исполняла на рояле произведения Шопена. Отрывки исполнялись почти без декораций, что, впрочем, было оправдано игрой студентов и костюмами всеми забытых великих эпох. На маленькой сцене разворачивались судьбы известных героев, предоставленных полной свободе актёрской импровизации. В этом и заключается главный интерес студенческих работ – пока не наработались штампы, не отчеканились до автоматизма слова роли, текст Островского звучит совершенно по иному, нежели во «взрослых» постановках, и пока в зале сидят все «свои» можно раскрыться и пустить в ход все свои средства. Пока они свободны – живёт искусство. И всё же талант раскроется только на настоящих подмостках «взрослых» театров, где актёрская профессия требует, прежде всего, как и любая другая профессия, умения трудиться и работать. И совершенно неважно кто из них будет играть Гамлета, а кто прислугу в глазах у всех читается надежда и вера в самое лучшее будущее великого артиста. Когда-нибудь он станет таким же большим актёром, как Юрий Соломин – глядя на мэтра отечественного театра, открыв рты от восхищения, возможно, думали студенты, когда Юрий Мефодьевич читал рассказы Чехова и стихи Твардовского. Именно с этими произведениями актёр поступал в Щепкинское училище.

Величие актёрского дарования заключается в удивительном качестве, которое на первый взгляд противоречит всем канонам актёрской обучающей системы. Когда актёр выходит на сцену, зритель забывает, о чём он рассказывает, забывает проблемы героя, не следит за сюжетными поворотами и, в конце концов, зрителю глубоко неинтересно, что случилось с героем и чем же всё закончилось, потому что главное – актёр на сцене, его величество личность. Вот и в этот вечер, мне показалось, что все абсолютно забыли про все правды и неправды, «верю» и «не верю», про героев Твардовского, Чехова, про всё – на сцене был Юрий Соломин. Нет, в этот вечер, как назло, а может и наоборот, зрители позабыли про уважение к старости и любовь к легенде Юрию Соломину, что это такое в этот вечер никто не знал. Казалось, что он сейчас находится перед комиссией, в которой сидят его педагоги, корифеи Малого театра – Вера Пашенная и Александр Ленский. Нет, традиция Малого театра, поддерживаемая Щепкой, никуда не делась, она не умерла, она продолжает жить в актёрах. Так ярко, свободно, с чувством абсолютной наивности и открытости, была прочитана на одном дыхании проза Чехова и стихи Твардовского. Рассыпаться в комплементах и описании игры артиста не имеет смысла, но единственное, что унесли с собой зрители этого вечера – актёр должен быть личностью, без этого качества таланту трудно будет достойно существовать в профессии.

И совсем другой вопрос возникает, почему же «старый» театр не может противостоять «новому» с такой силой и талантом, с которой выступал Юрий Соломин. Почему нельзя сделать такой спектакль, где будут играть не только костюмы и декорации, но и сам актёр, который, порой, теряется в такой роскошной условности? Ведь внутренним мерилом любой работы, независимо от того «новое» она в себе несет или «старое», всегда оставались качество и талант – именно это сегодня и есть зрелищность и большая редкость.

Сейчас в прославленной Щепке преподают заслуженные и народные артисты – Потапов, Бочкарёв, Драгунов, Фёдоров. Те артисты, которые не позволяют слову «традиция» превратиться в синоним «старый», «ненужный», «отживший».

Анна Коваева


www.theatre.gogol.ru

Дата публикации: 20.04.2007
ТАЛАНТ – СЕГОДНЯ РЕДКОСТЬ…

Разговоры о том, что Малый театр слишком стар для нашего времени ведутся уже давно, но сегодня они особенно актуальны. Малый театр, а вместе с ним Театральное училище им. Щепкина частенько обвиняют в традиционности, академичности – термины, ассоциирующиеся сегодня с чем-то скучным, отжившим и покрытым толстым слоем пыли в забытом всеми углу.

И, тем не менее, свой зритель есть у каждого театра, равно как и у Малого. Кто-то ходит сюда, как на праздник, переодеваясь в роскошные наряды и меняя повседневную обувь на лаковые вечерние туфли, для них сам поход в театр является культурным событием, ещё бы, ведь здесь безукоризненно следуют традициям русского театра. Другие же ходят туда как в музей, подивится и убедится, что театр, в своём прямом назначении, всё ещё жив. Кто-то сейчас ухмыльнётся и вступит со мной в спор, что театра, в прямом его понимании, там уже давно нет. Остаётся лишь дивиться на легенды Малого театра, как на картины в Третьяковской галерее и мрачно, величественно думать, что тогда было совсем другое время, а сейчас легенды постарели, заменив зрительское восхищение уважением к старости. Возможно всё это и так, спорить не буду, но те, кто видел выступление 3 апреля в Доме-музее им. Ермоловой Юрия Соломина меня поймут.

Как обычно, весна знаменуется тем, что каждое учебное заведение выпускает в большую жизнь молодых специалистов. А уж в театральных вузах весна — это особенное время года. В преддверии выпускного праздника студенты Щепкинского училища представили на суд зрителей отрывки из дипломных спектаклей. Ежегодные показы студенческих спектаклей Щепки в Доме-музее Ермоловой стали доброй традицией. Здесь молодые звёзды могут впервые проявить себя перед простым зрителем. Кто-то волнуется, кто-то переодевается в костюм своего персонажа, а кто-то и вовсе пришёл просто посмотреть на конкурентов, а соответственно, коллег по цеху, но, так или иначе, лица молодых выпускников сияют от улыбок и предвкушения предстоящего успеха, пусть маленького, пусть в стенах Дома-музея – второго дома Малого театра.

На суд зрителей выпускники представили несколько драматических отрывков, среди которых были «Бешеные деньги» А. Н. Островского и «Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера. А в перерывах между отрывками внучка Юрия Мефодьевича Александра, ученица музыкальной школы исполняла на рояле произведения Шопена. Отрывки исполнялись почти без декораций, что, впрочем, было оправдано игрой студентов и костюмами всеми забытых великих эпох. На маленькой сцене разворачивались судьбы известных героев, предоставленных полной свободе актёрской импровизации. В этом и заключается главный интерес студенческих работ – пока не наработались штампы, не отчеканились до автоматизма слова роли, текст Островского звучит совершенно по иному, нежели во «взрослых» постановках, и пока в зале сидят все «свои» можно раскрыться и пустить в ход все свои средства. Пока они свободны – живёт искусство. И всё же талант раскроется только на настоящих подмостках «взрослых» театров, где актёрская профессия требует, прежде всего, как и любая другая профессия, умения трудиться и работать. И совершенно неважно кто из них будет играть Гамлета, а кто прислугу в глазах у всех читается надежда и вера в самое лучшее будущее великого артиста. Когда-нибудь он станет таким же большим актёром, как Юрий Соломин – глядя на мэтра отечественного театра, открыв рты от восхищения, возможно, думали студенты, когда Юрий Мефодьевич читал рассказы Чехова и стихи Твардовского. Именно с этими произведениями актёр поступал в Щепкинское училище.

Величие актёрского дарования заключается в удивительном качестве, которое на первый взгляд противоречит всем канонам актёрской обучающей системы. Когда актёр выходит на сцену, зритель забывает, о чём он рассказывает, забывает проблемы героя, не следит за сюжетными поворотами и, в конце концов, зрителю глубоко неинтересно, что случилось с героем и чем же всё закончилось, потому что главное – актёр на сцене, его величество личность. Вот и в этот вечер, мне показалось, что все абсолютно забыли про все правды и неправды, «верю» и «не верю», про героев Твардовского, Чехова, про всё – на сцене был Юрий Соломин. Нет, в этот вечер, как назло, а может и наоборот, зрители позабыли про уважение к старости и любовь к легенде Юрию Соломину, что это такое в этот вечер никто не знал. Казалось, что он сейчас находится перед комиссией, в которой сидят его педагоги, корифеи Малого театра – Вера Пашенная и Александр Ленский. Нет, традиция Малого театра, поддерживаемая Щепкой, никуда не делась, она не умерла, она продолжает жить в актёрах. Так ярко, свободно, с чувством абсолютной наивности и открытости, была прочитана на одном дыхании проза Чехова и стихи Твардовского. Рассыпаться в комплементах и описании игры артиста не имеет смысла, но единственное, что унесли с собой зрители этого вечера – актёр должен быть личностью, без этого качества таланту трудно будет достойно существовать в профессии.

И совсем другой вопрос возникает, почему же «старый» театр не может противостоять «новому» с такой силой и талантом, с которой выступал Юрий Соломин. Почему нельзя сделать такой спектакль, где будут играть не только костюмы и декорации, но и сам актёр, который, порой, теряется в такой роскошной условности? Ведь внутренним мерилом любой работы, независимо от того «новое» она в себе несет или «старое», всегда оставались качество и талант – именно это сегодня и есть зрелищность и большая редкость.

Сейчас в прославленной Щепке преподают заслуженные и народные артисты – Потапов, Бочкарёв, Драгунов, Фёдоров. Те артисты, которые не позволяют слову «традиция» превратиться в синоним «старый», «ненужный», «отживший».

Анна Коваева


www.theatre.gogol.ru

Дата публикации: 20.04.2007