Новости

ЮРИЙ СОЛОМИН: «ТЕАТР ГИБНУТЬ НЕ СОБИРАЕТСЯ!»

ЮРИЙ СОЛОМИН: «ТЕАТР ГИБНУТЬ НЕ СОБИРАЕТСЯ!»

В последний день гастролей Малого театра в Екатеринбурге его художественный руководитель народный артист СССР Юрий Соломин появился в Доме актера, чтобы встретиться с коллегами по искусству и зрителями. Он много шутил, видно было, что чувствовал себя комфортно. Что, впрочем, неудивительно - екатеринбуржцы принимали театр с большой теплотой. И все же из зала раздался вопрос:

- Как, на ваш взгляд, прошли гастроли в Екатеринбурге?

- Если я скажу «плохо», - отшутился Юрий Мефодьевич, - представляю, что вы со мной сделаете на выходе! А если серьезно: реакция зала, она ведь разная. В Москве - одна, в Тюмени - другая, в Новосибирске - третья. Бывает, что начинаешь играть, и публика сразу включается в действие, бывает, ее приходится долго «раскачивать». Публика, которая сидит в зрительном зале, не может быть плохой. Были времена, когда в театр ходили «по коллективным заявкам», были трудные времена 1990-х, когда интерес к искусству резко упал. Теперь в театр приходят те, кто действительно этого хочет, кто в нем нуждается.
В течение ХХ века не раз раздавались пророчества, что театр обречен. Появился кинематограф, и начали кричать, что кино съест театр. Потом - что телевидение съест и театр, и кинематограф. И что?! Театр жив и гибнуть не собирается.
Другое дело - важно, в каком направлении развивается и будет развиваться театральное искусство. Александр Николаевич Островский в свое время сказал: «Без театра нет нации» - и это свое убеждение подкрепил делом. Он создал русский театр, написав для него почти 50 пьес, которые шли при его жизни, идут теперь и будут идти завтра. Театр Остров-ского, главного драматурга Малого театра, будет жить, потому что его пьесы не теряют художественного значения и актуальности.
Упомянув об актуальности русской классики, я не оговорился. Она не только поднимает вечные нравственные проблемы человеческой жизни, но и сегодня разит не в бровь, а в глаз.
Вспомните, у Островского в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» говорится о том, что, мол, мы куда-то идем, нас куда-то ведут, но ни мы не знаем, куда, ни те, кто ведет.
Или в «Ревизоре» у Гоголя встает попечитель богоугодных заведений Земляника и заявляет: «Лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой, если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».
Провинциальный учитель Медведенко в чеховской «Чайке» просит: «А вот, знаете ли, описать бы в пьесе и потом сыграть на сцене, как живет наш брат-учитель. Трудно, трудно живется!» (жалованье у него всего 23 рубля).
И ничего тут режиссеру придумывать не надо. Если ищутся всяческие «придумки» и режиссер, фигурально говоря, начинает снимать штаны с персонажа, лишь бы смешнее было, значит, он просто не понимает, о чем писал драматург.
Меня как-то пригласили озвучивать фильм «Монпарнас, 19» с Жераром Филипом. А у него был хрипатый голос. Когда я пытался сделать свой голос таким же, мне режиссер сказал: мол, не надо, мы этот недостаток исправим. Я отказался от работы - «исправлять» такого артиста, как Жерар Филип!

- Ваш театр, пожалуй, единственный, который соблюдает традиции постановки русской классики...

- Для нас это принципиально. Классика составляет нашу афишу. С современной драматургией мы не встречаемся. Современное восприятие классики - это и есть для нас современная драматургия. И тут мы едины, это общая наша позиция.
А традиции у нас передаются очень бережно, от поколения к поколению. Я хочу дать вам совет: когда будете в Москве, подойдите к Малому театру, приложите руку к стене и постойте немного. Вы переживете неповторимые ощущения. Здание Малого театра имеет свою ауру, и вы почувствуете ее. Нам говорят: «Если будете делать капитальный ремонт, ни в коем случае не трогайте потолок, потому что там живут души великих актеров, начиная со Щепкина и Мочалова». Мы верим, что это действительно так, ценим и любим своих стариков.
Труппа у нас уникальная. Сегодня в ней несколько актрис, которым за 80, двое, которым за 90. О тех, кому меньше 60, и говорить не буду - это же «детский сад»! Много молодых актеров, и никакого антагонизма поколений нет. Я счастлив, что застал на этой сцене Турчанинову, Рыжову, Яблочкину. Мне жаль артистов, которые не понимают, как важно для молодых видеть высокие образцы служения искусству.
Молодых мы не обижаем. Они активно играют, многие дослужились уже до звания заслуженных артистов республики, хотя, конечно, не в званиях дело. В подтверждение этих слов расскажу вам такой анекдот. В 80-е годы, когда в Москве еще функционировала актерская биржа, из провинции приехал некий директор театра набирать артистов.Ему предлагают: «Вот у нас есть один народный артист из Удмуртии и один из Узбекистана - заслуженный». «Хорошо, хорошо, - отвечает он, - вы мне лучше одного хорошего дайте!»

- Вы привезли в Екатеринбург два спектакля, которые поставил Сергей Женовач. Как произошла встреча театра с этим замечательным режиссером?

- Это было несколько лет назад в трудный для него период. Он тогда нигде не работал и находился в довольно сложном положении. У Малого театра традиция - протягивать руку талантливому человеку, когда ему плохо. Так было с Леонидом Викторовичем Варпаховским, которого в трудный момент взял в Малый театр его тогдашний директор Михаил Иванович Царев. Так было с Леонидом Ефимовичем Хейфецем, и он поставил у нас свои лучшие спектакли, с Борисом Александровичем Львовым-Анохиным. Так же и с Женовачем. В 2000 году он поставил на нашей сцене «Горе от ума» Грибоедова, а всего - три спектакля. Потом был приглашен в МХАТ. Сейчас у него курс в ГИТИСе (Академии театрального искусства). Он часто к нам приходит...

- Любите ли вы вносить в спектакль, в роль что-то новое? Как относитесь, если это делают другие?

- Ради Христа, вносите новое, играйте! Что касается режиссерских интерпретаций, то режиссер всегда должен помнить: один, без актеров, он - дырка от бублика. Без коллектива режиссер ничего не сделает. Мы в труппе Малого театра очень ценим понятие «театр-дом». Определение это идет от Станиславского и о нем знают во всем мире. Завидуют русскому театру, потому что у нас есть стабильность труппы.
Всякий режиссер сколачивает себе компанию, поэтому и возникли понятия «Эфрос и его театр», «Ефремов и его театр», «Петр Фоменко и его театр». То же с Женовачем. Бывает, приходит в театр некий лихой товарищ и начинает командовать - заставляет артиста делать и думать так, как хочет режиссер. А тот не может, так как не понимает, чего от него хотят. Сергей Женовач так же, как Петр Фоменко, - это режиссер-педагог. Нам он пришелся ко двору.

- Какие главные проблемы вы видите в обществе и в театре и как их решать?

- Позвольте я сформулирую их, когда буду баллотироваться на пост Президента... Вообще-то у нас уже сформировалось во многом новое общество. На сегодняшний день оно заметно раздвоилось. Наверное, необходимо время, чтобы все утряслось. Что происходит с театром? То же, что с обществом. Вот пытаются провести в России театральную реформу, много о ней говорят. Даже уже надоело. Однажды на каком-то из заседаний в Союзе театральных деятелей я попросил: «Покажите мне человека, который все это первый придумал». У нас ведь привыкли ломать. Но никогда ничего ломать не надо, потому что потом все равно придется заново строить.

- Театральная молодежь обычно стремится в Москву. Стоит ли это делать и много ли в труппе Малого театра актеров из провинции?

- Мы всегда приглашали и приглашаем людей из провинции, хотя при нашем театре есть театральная школа - училище имени Щепкина, там преподают наши педагоги. Когда мы ведем набор, обязательно смотрим, откуда приехал актер.
Конечно, в Москву из провинции стремиться можно, только вопрос - зачем? Те, кто цепляется за Москву, часто оказываются в проигрыше. Я за то, чтобы молодой актер с самого начала своей карьеры включался в работу. Если в провинции обещают это, надо ехать.
Актер должен обладать любовью и уважением к профессии, которую выбрал, и она обязательно отблагодарит. Как говорила нам, студентам, Вера Николаевна Пашенная, нужно быть внутренне готовым играть, ощущать себя все время на старте. В провинции больше возможностей в профессиональном смысле встать на ноги, а потом, коли возникнет желание, и Москва, и все будет!

- У вас ведь были моменты творческого простоя. Какой путь самореализации вы выбирали, когда не было работы в театре?

- С 1966 по 1973 год - семь лет! - я фактически ничего не играл и не репетировал. Слава богу, что верю в чудеса! В те годы у меня было много работы в кино. Я и у вас в Свердловске снимался на вашей студии - в «Сильные духом», в «Кочующем фронте». Позднее, в 1980-м, снял как режиссер телефильм «Скандальное происшествие в Брикмилле» по пьесе Пристли «Скандальное происшествие с мистером Кэттлом и мисс Мун». В 1973 году сыграл в Малом театре «Пучину» Островского, потом был ввод в «Царя Федора Иоанновича» Алексея Константиновича Толстого, и покатилось, покатилось...
Я думаю, что если бы не стал артистом, то, наверное, разводил бы собак. К животным, к собакам особенно, питаю самые необъяснимые чувства. Собак у меня четыре: две девочки и два мальчика. Одну из них вы видели - она снималась со мной в «Московской саге».

Автор: Юлия МАТАФОНОВА
Источник: Уральский рабочий
Дата: 25.04.2007


Дата публикации: 02.05.2007
ЮРИЙ СОЛОМИН: «ТЕАТР ГИБНУТЬ НЕ СОБИРАЕТСЯ!»

В последний день гастролей Малого театра в Екатеринбурге его художественный руководитель народный артист СССР Юрий Соломин появился в Доме актера, чтобы встретиться с коллегами по искусству и зрителями. Он много шутил, видно было, что чувствовал себя комфортно. Что, впрочем, неудивительно - екатеринбуржцы принимали театр с большой теплотой. И все же из зала раздался вопрос:

- Как, на ваш взгляд, прошли гастроли в Екатеринбурге?

- Если я скажу «плохо», - отшутился Юрий Мефодьевич, - представляю, что вы со мной сделаете на выходе! А если серьезно: реакция зала, она ведь разная. В Москве - одна, в Тюмени - другая, в Новосибирске - третья. Бывает, что начинаешь играть, и публика сразу включается в действие, бывает, ее приходится долго «раскачивать». Публика, которая сидит в зрительном зале, не может быть плохой. Были времена, когда в театр ходили «по коллективным заявкам», были трудные времена 1990-х, когда интерес к искусству резко упал. Теперь в театр приходят те, кто действительно этого хочет, кто в нем нуждается.
В течение ХХ века не раз раздавались пророчества, что театр обречен. Появился кинематограф, и начали кричать, что кино съест театр. Потом - что телевидение съест и театр, и кинематограф. И что?! Театр жив и гибнуть не собирается.
Другое дело - важно, в каком направлении развивается и будет развиваться театральное искусство. Александр Николаевич Островский в свое время сказал: «Без театра нет нации» - и это свое убеждение подкрепил делом. Он создал русский театр, написав для него почти 50 пьес, которые шли при его жизни, идут теперь и будут идти завтра. Театр Остров-ского, главного драматурга Малого театра, будет жить, потому что его пьесы не теряют художественного значения и актуальности.
Упомянув об актуальности русской классики, я не оговорился. Она не только поднимает вечные нравственные проблемы человеческой жизни, но и сегодня разит не в бровь, а в глаз.
Вспомните, у Островского в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» говорится о том, что, мол, мы куда-то идем, нас куда-то ведут, но ни мы не знаем, куда, ни те, кто ведет.
Или в «Ревизоре» у Гоголя встает попечитель богоугодных заведений Земляника и заявляет: «Лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой, если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».
Провинциальный учитель Медведенко в чеховской «Чайке» просит: «А вот, знаете ли, описать бы в пьесе и потом сыграть на сцене, как живет наш брат-учитель. Трудно, трудно живется!» (жалованье у него всего 23 рубля).
И ничего тут режиссеру придумывать не надо. Если ищутся всяческие «придумки» и режиссер, фигурально говоря, начинает снимать штаны с персонажа, лишь бы смешнее было, значит, он просто не понимает, о чем писал драматург.
Меня как-то пригласили озвучивать фильм «Монпарнас, 19» с Жераром Филипом. А у него был хрипатый голос. Когда я пытался сделать свой голос таким же, мне режиссер сказал: мол, не надо, мы этот недостаток исправим. Я отказался от работы - «исправлять» такого артиста, как Жерар Филип!

- Ваш театр, пожалуй, единственный, который соблюдает традиции постановки русской классики...

- Для нас это принципиально. Классика составляет нашу афишу. С современной драматургией мы не встречаемся. Современное восприятие классики - это и есть для нас современная драматургия. И тут мы едины, это общая наша позиция.
А традиции у нас передаются очень бережно, от поколения к поколению. Я хочу дать вам совет: когда будете в Москве, подойдите к Малому театру, приложите руку к стене и постойте немного. Вы переживете неповторимые ощущения. Здание Малого театра имеет свою ауру, и вы почувствуете ее. Нам говорят: «Если будете делать капитальный ремонт, ни в коем случае не трогайте потолок, потому что там живут души великих актеров, начиная со Щепкина и Мочалова». Мы верим, что это действительно так, ценим и любим своих стариков.
Труппа у нас уникальная. Сегодня в ней несколько актрис, которым за 80, двое, которым за 90. О тех, кому меньше 60, и говорить не буду - это же «детский сад»! Много молодых актеров, и никакого антагонизма поколений нет. Я счастлив, что застал на этой сцене Турчанинову, Рыжову, Яблочкину. Мне жаль артистов, которые не понимают, как важно для молодых видеть высокие образцы служения искусству.
Молодых мы не обижаем. Они активно играют, многие дослужились уже до звания заслуженных артистов республики, хотя, конечно, не в званиях дело. В подтверждение этих слов расскажу вам такой анекдот. В 80-е годы, когда в Москве еще функционировала актерская биржа, из провинции приехал некий директор театра набирать артистов.Ему предлагают: «Вот у нас есть один народный артист из Удмуртии и один из Узбекистана - заслуженный». «Хорошо, хорошо, - отвечает он, - вы мне лучше одного хорошего дайте!»

- Вы привезли в Екатеринбург два спектакля, которые поставил Сергей Женовач. Как произошла встреча театра с этим замечательным режиссером?

- Это было несколько лет назад в трудный для него период. Он тогда нигде не работал и находился в довольно сложном положении. У Малого театра традиция - протягивать руку талантливому человеку, когда ему плохо. Так было с Леонидом Викторовичем Варпаховским, которого в трудный момент взял в Малый театр его тогдашний директор Михаил Иванович Царев. Так было с Леонидом Ефимовичем Хейфецем, и он поставил у нас свои лучшие спектакли, с Борисом Александровичем Львовым-Анохиным. Так же и с Женовачем. В 2000 году он поставил на нашей сцене «Горе от ума» Грибоедова, а всего - три спектакля. Потом был приглашен в МХАТ. Сейчас у него курс в ГИТИСе (Академии театрального искусства). Он часто к нам приходит...

- Любите ли вы вносить в спектакль, в роль что-то новое? Как относитесь, если это делают другие?

- Ради Христа, вносите новое, играйте! Что касается режиссерских интерпретаций, то режиссер всегда должен помнить: один, без актеров, он - дырка от бублика. Без коллектива режиссер ничего не сделает. Мы в труппе Малого театра очень ценим понятие «театр-дом». Определение это идет от Станиславского и о нем знают во всем мире. Завидуют русскому театру, потому что у нас есть стабильность труппы.
Всякий режиссер сколачивает себе компанию, поэтому и возникли понятия «Эфрос и его театр», «Ефремов и его театр», «Петр Фоменко и его театр». То же с Женовачем. Бывает, приходит в театр некий лихой товарищ и начинает командовать - заставляет артиста делать и думать так, как хочет режиссер. А тот не может, так как не понимает, чего от него хотят. Сергей Женовач так же, как Петр Фоменко, - это режиссер-педагог. Нам он пришелся ко двору.

- Какие главные проблемы вы видите в обществе и в театре и как их решать?

- Позвольте я сформулирую их, когда буду баллотироваться на пост Президента... Вообще-то у нас уже сформировалось во многом новое общество. На сегодняшний день оно заметно раздвоилось. Наверное, необходимо время, чтобы все утряслось. Что происходит с театром? То же, что с обществом. Вот пытаются провести в России театральную реформу, много о ней говорят. Даже уже надоело. Однажды на каком-то из заседаний в Союзе театральных деятелей я попросил: «Покажите мне человека, который все это первый придумал». У нас ведь привыкли ломать. Но никогда ничего ломать не надо, потому что потом все равно придется заново строить.

- Театральная молодежь обычно стремится в Москву. Стоит ли это делать и много ли в труппе Малого театра актеров из провинции?

- Мы всегда приглашали и приглашаем людей из провинции, хотя при нашем театре есть театральная школа - училище имени Щепкина, там преподают наши педагоги. Когда мы ведем набор, обязательно смотрим, откуда приехал актер.
Конечно, в Москву из провинции стремиться можно, только вопрос - зачем? Те, кто цепляется за Москву, часто оказываются в проигрыше. Я за то, чтобы молодой актер с самого начала своей карьеры включался в работу. Если в провинции обещают это, надо ехать.
Актер должен обладать любовью и уважением к профессии, которую выбрал, и она обязательно отблагодарит. Как говорила нам, студентам, Вера Николаевна Пашенная, нужно быть внутренне готовым играть, ощущать себя все время на старте. В провинции больше возможностей в профессиональном смысле встать на ноги, а потом, коли возникнет желание, и Москва, и все будет!

- У вас ведь были моменты творческого простоя. Какой путь самореализации вы выбирали, когда не было работы в театре?

- С 1966 по 1973 год - семь лет! - я фактически ничего не играл и не репетировал. Слава богу, что верю в чудеса! В те годы у меня было много работы в кино. Я и у вас в Свердловске снимался на вашей студии - в «Сильные духом», в «Кочующем фронте». Позднее, в 1980-м, снял как режиссер телефильм «Скандальное происшествие в Брикмилле» по пьесе Пристли «Скандальное происшествие с мистером Кэттлом и мисс Мун». В 1973 году сыграл в Малом театре «Пучину» Островского, потом был ввод в «Царя Федора Иоанновича» Алексея Константиновича Толстого, и покатилось, покатилось...
Я думаю, что если бы не стал артистом, то, наверное, разводил бы собак. К животным, к собакам особенно, питаю самые необъяснимые чувства. Собак у меня четыре: две девочки и два мальчика. Одну из них вы видели - она снималась со мной в «Московской саге».

Автор: Юлия МАТАФОНОВА
Источник: Уральский рабочий
Дата: 25.04.2007


Дата публикации: 02.05.2007