Новости

ЮРИЙ СОЛОМИН: «В МУЗЕЕ НИЧЕГО ПЛОХОГО НЕТ»

ЮРИЙ СОЛОМИН: «В МУЗЕЕ НИЧЕГО ПЛОХОГО НЕТ»

В Новосибирске и Кемерове прошли гастроли прославленного Малого театра, посвященные 250-летнему юбилею театра. Спонсором гастролей стал Сбербанк России. В течение недели Малый театр показывал на сцене новосибирского театра «Глобус» свои лучшие спектакли для переполненного зала. Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин ответил на вопросы корреспондента «КС» СЕРГЕЯ АЛЕКСЕЕВА.

— Что подвигло ваш театр на такие масштабные гастроли? Сначала — Екатеринбург, потом — Тюмень, сейчас — Новосибирск и Кемерово.

— Каждому театру гастроли нужны как свежий воздух. Гастроли — это новый зритель, новые эмоции. Даже если ты играешь спектакль пять, десять лет, на новом месте он все равно становится премьерным. Так что это большой стимул для актеров. Тем более что гастроли эти для нас особенные — мы проводим их к своему 250-летию. Конечно, мы никогда бы не осилили эту поездку самостоятельно, но у нас есть единственный спонсор — лучше сказать друг — это Сберегательный банк России. Он дал нам возможность провести гастроли, причем не рядом с Москвой, а за Уралом. Изначально была идея к юбилею провести «встречные» гастроли Александринского театра и Малого (именно эти театры образованы тем самым императорским указом 250 лет назад) по России. По задумке Александринский театр должен был двигаться с запада на восток, мы — наоборот, затем встретились бы где-нибудь посредине страны. К сожалению, идея не осуществилась, но наш театр в центр России поехал. Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Кемерово, затем — Иркутск. Так что Сбербанку России низкий поклон не только от Малого театра, но и от зрителей, побывавших на наших спектаклях. Мы же привезли свои самые «дорогие» спектакли — «многолюдные«, с хорошими декорациями, — чтобы у зрителей осталось хорошее впечатление от нашего юбилея.

— Юрий Мефодьевич, ваш театр имеет статус национального достояния, но некоторые называют его «театром-музеем». Вас это не смущает?

— Что плохого в музее? Возьмите прославленную «Третьяковку» — разве это не музей? Пушкинский музей, Эрмитаж… У вас в городе есть музей, рассказывающий об истории края. Не нравится музей — постройте новое здание, посмотрим, сколько оно продержится. Все новое должно быть, но не в ущерб старому. Зачем что-то сносить и разрушать — чтобы потом опять чесать в затылке? Мы же не требуем, чтобы все были такими, как мы. Пусть цветут все цветы. Ну что нам, наши колонны спилить? Пусть стоят, это же красиво.

— В вашей замечательной труппе костяк составляют знаменитые артисты старшего поколения. Как чувствует себя молодежь в театре, сможет ли она стать достойной сменой мэтрам?

— Почему бы и нет. Когда мы пришли в Малый театр, имена были еще громче — играли Ильинский, Царев, Гоголева, Бабочкин, Светловидов, — но ведь мы выжили. К сожалению, их не стало, но есть другие… Так и молодежь, которой у нас очень много — более 20 человек.

— Вы почти 20 лет у руля Малого театра, можете сравнить положение театра в обществе в 90-е годы и сейчас. Изменилось ли оно к лучшему?

— Конечно, изменилось в лучшую сторону. Хотя гибель театра предрекают все время. Я на своем веку слышал много таких предсказаний. Говорили, что кинематограф «съест» театр, но оказалось, что телевидение чуть не «съело» наш кинематограф, вот он только недавно «выплыл». И так далее, и так далее… А театр как был, так и стоит. Я хочу сказать, что повода для паники я не вижу и необходимости в какой-то театральной реформе не нахожу. Инициировали ее, на мой взгляд, люди, которые надеются что-то получить. Однако могут получить, но могут и загубить. Реформу надо делать, учитывая мнение профессионалов, но их среди инициаторов реформы я не вижу. Вот сейчас стоит шум: «Старые театры! Нужно обновление!» Но я очень хорошо знаю тех людей, которые об этом кричат: они просто очень хотят работать в этих старых театрах, а другого способа попасть туда, кроме как занять наше место, у них нет. Но позвольте, что тогда с нами делать? Расстрелять?
Для того чтобы люди могли чаще посещать театр, нужна экономическая реформа в обществе. Вот у нас в Москве свой зритель, он нас устраивает. Будем работать лучше — и зрителей будет больше. Посмотрите, сколько развелось театров, — они растут как грибы! Значит, есть в них потребность. Зачем же тогда реформа? Я не знаю, кто ее придумал, я все время прошу: «Покажите мне человека, придумавшего эту реформу!» До сих пор не показали.

— А что вы можете сказать о современном кино? Есть ли у вас предложения сниматься?

— С кино у нас стало совсем неплохо. В 90-е годы действительно все развалилось, тогда инициативу перехватило телевидение. Но сегодня появляются и достойные кинофильмы, и даже телесериалы. Конечно, они слегка похожи на западную продукцию, но, допустим, сейчас сняли много хороших фильмов о войне. Я вот в праздничные дни посмотрел много очень неплохих фильмов. Поступают предложения и мне, причем довольно интересные. Материал хороший. Один сериал — что-то типа «Московской саги», только на сегодняшнем материале, и роль мне нравится. Вопрос только в том, где взять время. Один проект — 16 серий, другой — 8. А я же должен каждый день быть в театре.

Сергей АЛЕКСЕЕВ
«Континет Сибирь»
25 мая 2007

Дата публикации: 28.05.2007
ЮРИЙ СОЛОМИН: «В МУЗЕЕ НИЧЕГО ПЛОХОГО НЕТ»

В Новосибирске и Кемерове прошли гастроли прославленного Малого театра, посвященные 250-летнему юбилею театра. Спонсором гастролей стал Сбербанк России. В течение недели Малый театр показывал на сцене новосибирского театра «Глобус» свои лучшие спектакли для переполненного зала. Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин ответил на вопросы корреспондента «КС» СЕРГЕЯ АЛЕКСЕЕВА.

— Что подвигло ваш театр на такие масштабные гастроли? Сначала — Екатеринбург, потом — Тюмень, сейчас — Новосибирск и Кемерово.

— Каждому театру гастроли нужны как свежий воздух. Гастроли — это новый зритель, новые эмоции. Даже если ты играешь спектакль пять, десять лет, на новом месте он все равно становится премьерным. Так что это большой стимул для актеров. Тем более что гастроли эти для нас особенные — мы проводим их к своему 250-летию. Конечно, мы никогда бы не осилили эту поездку самостоятельно, но у нас есть единственный спонсор — лучше сказать друг — это Сберегательный банк России. Он дал нам возможность провести гастроли, причем не рядом с Москвой, а за Уралом. Изначально была идея к юбилею провести «встречные» гастроли Александринского театра и Малого (именно эти театры образованы тем самым императорским указом 250 лет назад) по России. По задумке Александринский театр должен был двигаться с запада на восток, мы — наоборот, затем встретились бы где-нибудь посредине страны. К сожалению, идея не осуществилась, но наш театр в центр России поехал. Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Кемерово, затем — Иркутск. Так что Сбербанку России низкий поклон не только от Малого театра, но и от зрителей, побывавших на наших спектаклях. Мы же привезли свои самые «дорогие» спектакли — «многолюдные«, с хорошими декорациями, — чтобы у зрителей осталось хорошее впечатление от нашего юбилея.

— Юрий Мефодьевич, ваш театр имеет статус национального достояния, но некоторые называют его «театром-музеем». Вас это не смущает?

— Что плохого в музее? Возьмите прославленную «Третьяковку» — разве это не музей? Пушкинский музей, Эрмитаж… У вас в городе есть музей, рассказывающий об истории края. Не нравится музей — постройте новое здание, посмотрим, сколько оно продержится. Все новое должно быть, но не в ущерб старому. Зачем что-то сносить и разрушать — чтобы потом опять чесать в затылке? Мы же не требуем, чтобы все были такими, как мы. Пусть цветут все цветы. Ну что нам, наши колонны спилить? Пусть стоят, это же красиво.

— В вашей замечательной труппе костяк составляют знаменитые артисты старшего поколения. Как чувствует себя молодежь в театре, сможет ли она стать достойной сменой мэтрам?

— Почему бы и нет. Когда мы пришли в Малый театр, имена были еще громче — играли Ильинский, Царев, Гоголева, Бабочкин, Светловидов, — но ведь мы выжили. К сожалению, их не стало, но есть другие… Так и молодежь, которой у нас очень много — более 20 человек.

— Вы почти 20 лет у руля Малого театра, можете сравнить положение театра в обществе в 90-е годы и сейчас. Изменилось ли оно к лучшему?

— Конечно, изменилось в лучшую сторону. Хотя гибель театра предрекают все время. Я на своем веку слышал много таких предсказаний. Говорили, что кинематограф «съест» театр, но оказалось, что телевидение чуть не «съело» наш кинематограф, вот он только недавно «выплыл». И так далее, и так далее… А театр как был, так и стоит. Я хочу сказать, что повода для паники я не вижу и необходимости в какой-то театральной реформе не нахожу. Инициировали ее, на мой взгляд, люди, которые надеются что-то получить. Однако могут получить, но могут и загубить. Реформу надо делать, учитывая мнение профессионалов, но их среди инициаторов реформы я не вижу. Вот сейчас стоит шум: «Старые театры! Нужно обновление!» Но я очень хорошо знаю тех людей, которые об этом кричат: они просто очень хотят работать в этих старых театрах, а другого способа попасть туда, кроме как занять наше место, у них нет. Но позвольте, что тогда с нами делать? Расстрелять?
Для того чтобы люди могли чаще посещать театр, нужна экономическая реформа в обществе. Вот у нас в Москве свой зритель, он нас устраивает. Будем работать лучше — и зрителей будет больше. Посмотрите, сколько развелось театров, — они растут как грибы! Значит, есть в них потребность. Зачем же тогда реформа? Я не знаю, кто ее придумал, я все время прошу: «Покажите мне человека, придумавшего эту реформу!» До сих пор не показали.

— А что вы можете сказать о современном кино? Есть ли у вас предложения сниматься?

— С кино у нас стало совсем неплохо. В 90-е годы действительно все развалилось, тогда инициативу перехватило телевидение. Но сегодня появляются и достойные кинофильмы, и даже телесериалы. Конечно, они слегка похожи на западную продукцию, но, допустим, сейчас сняли много хороших фильмов о войне. Я вот в праздничные дни посмотрел много очень неплохих фильмов. Поступают предложения и мне, причем довольно интересные. Материал хороший. Один сериал — что-то типа «Московской саги», только на сегодняшнем материале, и роль мне нравится. Вопрос только в том, где взять время. Один проект — 16 серий, другой — 8. А я же должен каждый день быть в театре.

Сергей АЛЕКСЕЕВ
«Континет Сибирь»
25 мая 2007

Дата публикации: 28.05.2007