Новости

ЮРИЙ СОЛОМИН: «ИМЕТЬ СВОЙ ДОМИК В ДЕРЕВНЕ – ЭТО ЧУДЕСНО!»

ЮРИЙ СОЛОМИН: «ИМЕТЬ СВОЙ ДОМИК В ДЕРЕВНЕ – ЭТО ЧУДЕСНО!»

Осень - это не только пора сбора урожая, не только начало учебного года, но и время, когда театры открывают свои новые сезоны. 4 сентября в Малом академическом театре России состоится традиционный сбор труппы. Той самой, что 7 октября откроет в этих стенах свой 252 сезон. Нет сомнений, что артисты придут отдохнувшие, посвежевшие, соскучившиеся друг по другу и по театру. В кулуарах будут говорить о том, кто как провел лето. Накануне корреспондент «Российской аграрной газеты» попросила поделиться с читателями своими впечатлениями о летнем отдыхе художественного руководителя театра, народного артиста СССР Юрия СОЛОМИНА.

- Все лето я провел на даче в Подмосковье, в своей любимой деревне Валентиновке, что расположена в Щелковском районе. Ведь актерская работа происходит ежеминутно, иногда ночью просыпаешься и повторяешь роль. И ты всегда на виду - не только на сцене. С одной стороны, для артиста это нормально ... Но все больше хочется побыть наедине с самим собой. Это удается только во время отдыха. И для меня лучший отдых
- поехать за город, где слышен только шум леса. Странно, я ведь практически вырос в лесу, но в детстве его не любил. Тогда шум леса вызывал у меня грусть, тревогу, а сейчас, наоборот, успокаивает и веселит душу.

- Говорят, вы этим летом занимались строительством?

- Да, сначала мы с женой хотели построить баньку. Но пришли строители и сказали, что можно и дом поставить - сруб, места хватит. Мы подумали и решились. Наш старый дом совсем расшатался... Но сносить его ни в коем случае не собираемся: это память о великом актере Николае Светловидове, до нас он ему принадлежал. Летом здесь будет работать - играть на фортепьяно - наша внучка Сашенька. А мы будем жить в новом доме рядом. И еще. В деревне жара всегда переносится легче, чем в городе. А когда я заходил в свой, еще не достроенный дом, там в жару было просто прохладно: на бревнах выступила смола - запах замечательный... Иметь свой домик в деревне - это чудесно!

- Отдых отдыхом, но хочется в преддверии нового сезона узнать, какие задачи вы ставите перед собой и Малым театром сейчас?

- Те же, что и всегда: сохранить труппу, традиции, театральную школу. Это очень сложно. Когда-то (бывает, и сейчас) нас корили тем, что мы все делаем по старинке, что Малый не театр, а музей. Последнее меня ни в коем случае не оскорбляет. Я в свое время даже хотел, чтобы нас сравнивали с Эрмитажем, Третьяковкой, Пушкинским. И может быть, мои слова повлияли на то, что указом президента Большой и Малый театры получили статус национального достояния.

Согласитесь, не могут все есть одно и то же. Одни любят картошку, другие
- крабовые палочки. А те, кто любит картошку, на крабовые палочки смотреть не могут. Точно так же и в искусстве. Одним нравится авангардное искусство, другие с удовольствием вместе со своими детьми и внуками приходят на классический репертуар. Для меня сегодня очень важно, что Малый театр живет и живо искусство, которое мы проповедуем, которое нам досталось по наследству. У нас есть свои зрители, которых никто не заставляет покупать цветы и вручать артистам после премьеры, ходить по два-три раза на один и тот же спектакль.

Несколько лет тому назад я озвучивал на телевидении исторические документальные фильмы. Потом не смог, было много другой работы. Сказал, чтобы взяли любого артиста из других театров. Но мне ответили: только из вашего. У вас артисты умеют произносить слова, которые не каждый может произнести. И я понимаю, что они имели в виду. Просто наши артисты знают много классических текстов: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Островского, Чехова, Тургенева, Достоевского...

Каждые четыре года в Щепкинском училище меняется молодежь. Приходят новенькие, и на их примере я вижу недостатки нашей речи. Главный из них - слэнг. Он приводит к уничтожению физиологии произношения: перестает работать верхняя губа, не выговариваются отдельные буквы. Иногда они даже возражают: в жизни все не выговаривают! А почему выговаривают французы, немцы, итальянцы? Кто сказал, что мы не должны выговаривать алфавит?

- Юрий Мефодьевич, вы когда-то говорили, что Малый театр это государство в государстве. Что здесь есть все - и для того, чтобы играть спектакли, и для того, чтобы жить. Это на самом деле так?

- Да. У нас есть все цеха. Пошивочный, деревообрабатывающий, цех, где расписывают декорации, сапожная мастерская, красильная, слесарка. Там работают по-настоящему творческие люди. У нас есть даже своя поликлиника - врачи, медицинские сестры, которые работают здесь по двадцать-тридцать лет. Они знают артистов так, что когда кто-нибудь из них позвонит по телефону и только скажет, что плохо себя чувствует, уже по голосу могут поставить диагноз. Есть у нас и своя столовая. Жаль, что нет поблизости деревни, из которой мы могли бы получать продукты...

Мы сохранили суфлеров, которых уже давно нет в других театрах. Это наша история. Может быть, даже музейная. Но суфлер у нас не просто человек, который подсказывает. Он следит за правильностью произношения. А когда режиссер делает купюры, то суфлер становится редактором спектакля.
Оркестр. В спектаклях нашего театра звучит очень много живой музыки. Музыканты иногда становятся почти драматическими артистами. В «Мнимом больном» - целая группа актеров оркестра выходят на сцену в костюмах и париках, играют на сцене. У нас много музыкантов со званиями, лауреаты международных конкурсов. А перед спектаклем оркестр играет в фойе.

- Какие заветы корифеев Малого театра удается воплощать и поддерживать, а какие остаются недосягаемыми?

- Самое трудное - мастерство актера. Я помню, как выходила на сцену Варвара Рыжова, садилась и просто начинала разговаривать. Зрители не могли оторвать от нее глаз. Сегодня у нас так работают Татьяна Еремеева, Татьяна Панкова... Помню, как Иван Александрович Любезнов играл в постановке Леонида Хейфица деревенского старика, приехавшего к сыну в Москву. Надо было видеть, как он это делает. Можно было понять, что старик столяр по тому, как он рассматривал и поглаживал полированный стол, который стоял у сына в комнате. Однажды на репетиции Леонид Ефимович попросил его сыграть паузу. Любезнов закатил паузу минут на десять. Все сидели и смотрели, как завороженные. Что делал Иван Александрович? Он просто думал, вспоминал свою семью, гладил стол, слушал голубей за окном.

- Как вы готовите артистов Малого театра?

- В училище имени Щепкина мы учим студентов на определенном репертуаре. Островский - это речь и свобода, он никуда не спешит. Кажется, он написал свои пьесы для того, чтобы на них учиться. А для развития реакции, быстроты, ставим западную классику: Гольдони, Мольера, Шиллера, Шекспира. В театр берем тех, у кого лучше получается. Иногда видим: очень хороший материал, но артист еще не готов. Берем на вырост и здесь доучиваем.

- Что ждет актеров и нас, зрителей, в новом сезоне?

- В сентябре в столице Украины -Киеве, на сцене Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки, пройдут большие гастроли нашего коллектива. Вниманию киевской публики будут предложены самые художественно значимые спектакли нашего репертуара: «Ревизор», «Горе от ума», «Волки и овцы»...
А в конце сентября в столице Дагестана - Махачкале - состоится Первый Международный фестиваль русских театров Каспийского и Черноморского регионов. Смотр пройдет под знаком защиты и поддержки русского языка и русского культурного наследия. Среди участников - русскоязычные коллективы автономных республик России и ближнего зарубежья. Во время фестиваля состоятся семинары, научно-практические конференции, мастер-классы, которые проведут ведущие артисты Малого театра.

Кроме того, в сентябре в Иркутске будет проходить шестой Всероссийский фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова, посвященный 70-летию драматурга. По личной инициативе председателя жюри, известного писателя Валентина Распутина, в Иркутск приглашен и будет завершать фестивальный показ спектакль Малого театра «Бедность не порок» в постановке Александра Коршунова.
А среди премьер нового сезона - комедия Сомерсета Моэма «Любовный круг», «Власть тьмы» Льва Толстого, «Дети солнца» Горького, «Касатка» Алексея Толстого, «Генрих IV» Пиранделло.


Автор: Беседовала Татьяна СЕМАШКО
Источник: Российская аграрная газета (приложение к газете Труд)
Дата: 31.08.2007


Дата публикации: 31.08.2007
ЮРИЙ СОЛОМИН: «ИМЕТЬ СВОЙ ДОМИК В ДЕРЕВНЕ – ЭТО ЧУДЕСНО!»

Осень - это не только пора сбора урожая, не только начало учебного года, но и время, когда театры открывают свои новые сезоны. 4 сентября в Малом академическом театре России состоится традиционный сбор труппы. Той самой, что 7 октября откроет в этих стенах свой 252 сезон. Нет сомнений, что артисты придут отдохнувшие, посвежевшие, соскучившиеся друг по другу и по театру. В кулуарах будут говорить о том, кто как провел лето. Накануне корреспондент «Российской аграрной газеты» попросила поделиться с читателями своими впечатлениями о летнем отдыхе художественного руководителя театра, народного артиста СССР Юрия СОЛОМИНА.

- Все лето я провел на даче в Подмосковье, в своей любимой деревне Валентиновке, что расположена в Щелковском районе. Ведь актерская работа происходит ежеминутно, иногда ночью просыпаешься и повторяешь роль. И ты всегда на виду - не только на сцене. С одной стороны, для артиста это нормально ... Но все больше хочется побыть наедине с самим собой. Это удается только во время отдыха. И для меня лучший отдых
- поехать за город, где слышен только шум леса. Странно, я ведь практически вырос в лесу, но в детстве его не любил. Тогда шум леса вызывал у меня грусть, тревогу, а сейчас, наоборот, успокаивает и веселит душу.

- Говорят, вы этим летом занимались строительством?

- Да, сначала мы с женой хотели построить баньку. Но пришли строители и сказали, что можно и дом поставить - сруб, места хватит. Мы подумали и решились. Наш старый дом совсем расшатался... Но сносить его ни в коем случае не собираемся: это память о великом актере Николае Светловидове, до нас он ему принадлежал. Летом здесь будет работать - играть на фортепьяно - наша внучка Сашенька. А мы будем жить в новом доме рядом. И еще. В деревне жара всегда переносится легче, чем в городе. А когда я заходил в свой, еще не достроенный дом, там в жару было просто прохладно: на бревнах выступила смола - запах замечательный... Иметь свой домик в деревне - это чудесно!

- Отдых отдыхом, но хочется в преддверии нового сезона узнать, какие задачи вы ставите перед собой и Малым театром сейчас?

- Те же, что и всегда: сохранить труппу, традиции, театральную школу. Это очень сложно. Когда-то (бывает, и сейчас) нас корили тем, что мы все делаем по старинке, что Малый не театр, а музей. Последнее меня ни в коем случае не оскорбляет. Я в свое время даже хотел, чтобы нас сравнивали с Эрмитажем, Третьяковкой, Пушкинским. И может быть, мои слова повлияли на то, что указом президента Большой и Малый театры получили статус национального достояния.

Согласитесь, не могут все есть одно и то же. Одни любят картошку, другие
- крабовые палочки. А те, кто любит картошку, на крабовые палочки смотреть не могут. Точно так же и в искусстве. Одним нравится авангардное искусство, другие с удовольствием вместе со своими детьми и внуками приходят на классический репертуар. Для меня сегодня очень важно, что Малый театр живет и живо искусство, которое мы проповедуем, которое нам досталось по наследству. У нас есть свои зрители, которых никто не заставляет покупать цветы и вручать артистам после премьеры, ходить по два-три раза на один и тот же спектакль.

Несколько лет тому назад я озвучивал на телевидении исторические документальные фильмы. Потом не смог, было много другой работы. Сказал, чтобы взяли любого артиста из других театров. Но мне ответили: только из вашего. У вас артисты умеют произносить слова, которые не каждый может произнести. И я понимаю, что они имели в виду. Просто наши артисты знают много классических текстов: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Островского, Чехова, Тургенева, Достоевского...

Каждые четыре года в Щепкинском училище меняется молодежь. Приходят новенькие, и на их примере я вижу недостатки нашей речи. Главный из них - слэнг. Он приводит к уничтожению физиологии произношения: перестает работать верхняя губа, не выговариваются отдельные буквы. Иногда они даже возражают: в жизни все не выговаривают! А почему выговаривают французы, немцы, итальянцы? Кто сказал, что мы не должны выговаривать алфавит?

- Юрий Мефодьевич, вы когда-то говорили, что Малый театр это государство в государстве. Что здесь есть все - и для того, чтобы играть спектакли, и для того, чтобы жить. Это на самом деле так?

- Да. У нас есть все цеха. Пошивочный, деревообрабатывающий, цех, где расписывают декорации, сапожная мастерская, красильная, слесарка. Там работают по-настоящему творческие люди. У нас есть даже своя поликлиника - врачи, медицинские сестры, которые работают здесь по двадцать-тридцать лет. Они знают артистов так, что когда кто-нибудь из них позвонит по телефону и только скажет, что плохо себя чувствует, уже по голосу могут поставить диагноз. Есть у нас и своя столовая. Жаль, что нет поблизости деревни, из которой мы могли бы получать продукты...

Мы сохранили суфлеров, которых уже давно нет в других театрах. Это наша история. Может быть, даже музейная. Но суфлер у нас не просто человек, который подсказывает. Он следит за правильностью произношения. А когда режиссер делает купюры, то суфлер становится редактором спектакля.
Оркестр. В спектаклях нашего театра звучит очень много живой музыки. Музыканты иногда становятся почти драматическими артистами. В «Мнимом больном» - целая группа актеров оркестра выходят на сцену в костюмах и париках, играют на сцене. У нас много музыкантов со званиями, лауреаты международных конкурсов. А перед спектаклем оркестр играет в фойе.

- Какие заветы корифеев Малого театра удается воплощать и поддерживать, а какие остаются недосягаемыми?

- Самое трудное - мастерство актера. Я помню, как выходила на сцену Варвара Рыжова, садилась и просто начинала разговаривать. Зрители не могли оторвать от нее глаз. Сегодня у нас так работают Татьяна Еремеева, Татьяна Панкова... Помню, как Иван Александрович Любезнов играл в постановке Леонида Хейфица деревенского старика, приехавшего к сыну в Москву. Надо было видеть, как он это делает. Можно было понять, что старик столяр по тому, как он рассматривал и поглаживал полированный стол, который стоял у сына в комнате. Однажды на репетиции Леонид Ефимович попросил его сыграть паузу. Любезнов закатил паузу минут на десять. Все сидели и смотрели, как завороженные. Что делал Иван Александрович? Он просто думал, вспоминал свою семью, гладил стол, слушал голубей за окном.

- Как вы готовите артистов Малого театра?

- В училище имени Щепкина мы учим студентов на определенном репертуаре. Островский - это речь и свобода, он никуда не спешит. Кажется, он написал свои пьесы для того, чтобы на них учиться. А для развития реакции, быстроты, ставим западную классику: Гольдони, Мольера, Шиллера, Шекспира. В театр берем тех, у кого лучше получается. Иногда видим: очень хороший материал, но артист еще не готов. Берем на вырост и здесь доучиваем.

- Что ждет актеров и нас, зрителей, в новом сезоне?

- В сентябре в столице Украины -Киеве, на сцене Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки, пройдут большие гастроли нашего коллектива. Вниманию киевской публики будут предложены самые художественно значимые спектакли нашего репертуара: «Ревизор», «Горе от ума», «Волки и овцы»...
А в конце сентября в столице Дагестана - Махачкале - состоится Первый Международный фестиваль русских театров Каспийского и Черноморского регионов. Смотр пройдет под знаком защиты и поддержки русского языка и русского культурного наследия. Среди участников - русскоязычные коллективы автономных республик России и ближнего зарубежья. Во время фестиваля состоятся семинары, научно-практические конференции, мастер-классы, которые проведут ведущие артисты Малого театра.

Кроме того, в сентябре в Иркутске будет проходить шестой Всероссийский фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова, посвященный 70-летию драматурга. По личной инициативе председателя жюри, известного писателя Валентина Распутина, в Иркутск приглашен и будет завершать фестивальный показ спектакль Малого театра «Бедность не порок» в постановке Александра Коршунова.
А среди премьер нового сезона - комедия Сомерсета Моэма «Любовный круг», «Власть тьмы» Льва Толстого, «Дети солнца» Горького, «Касатка» Алексея Толстого, «Генрих IV» Пиранделло.


Автор: Беседовала Татьяна СЕМАШКО
Источник: Российская аграрная газета (приложение к газете Труд)
Дата: 31.08.2007


Дата публикации: 31.08.2007