Новости

ЮРИЙ СОЛОМИН: «САМОЕ ВАЖНОЕ – МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ»

ЮРИЙ СОЛОМИН: «САМОЕ ВАЖНОЕ – МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ»

В Малом театре к авторам относятся очень бережно…

В Киеве проходят гастроли известного московского театрального коллектива, которые продлятся до 20 сентября. На вокзале коллектив Малого театра встречали хлебом-солью, и художественный руководитель, известный театральный и киноактер, любимец публики Юрий Соломин добродушно шутил, разрешая обнимать себя симпатичным девушкам в ярких и красивых украинских костюмах. В нашу столицу приехали именитые артисты, составляющие славу не только своего театра, но и всего бывшего советского театрального пространства.

В пяти спектаклях Малого театра: «Ревизор», «Горе от ума», «Волки и овцы», «Тайны Мадридского двора», «На всякого мудреца довольно простоты» зрители увидят: Элину Быстрицкую, Людмилу Полякову, Юрия Соломина, Ирину Муравьеву, Эдуарда Марцевича, Бориса Невзорова, Юрия Каюрова, Дмитрия Солодовника, Глеба Подгородинского, Вячеслава Езепова, Александра Потапова и многих других.

Пресс-конференция, провести которую Соломин пообещал «в стиле танго и искренне», «быстрым танцем не получилась». Юрий Мефодьевич отвечал обстоятельно, прежде всего, отметив замечательное отношение к гастрольному составу Малого театра принимающей стороны (Национального академического театра Русской драмы им. Леси Украинки), посетовал на появившиеся границы между нашими странами, и выразил шутливую готовность остаться в Киеве навсегда...

— Юрий Мефодьевич, расскажите об актерах, которые приехали на гастроли?

— В этой связи мне вспомнился анекдот, когда на актерской бирже интересовались актерами, и им предлагали: вот народный республики такой-то, вот заслуженный такой-то. Ладно-ладно, и еще нам одного хорошего. Вот таким «хорошим» в нашем гастрольном коллективе оказался один Дмитрий Солодовник, он еще молодой и без звания, а все остальные актеры нашей команды — народные. Своими званиями мы гордимся, они заслужены долгим и плодотворным трудом на сцене нашего театра. Сейчас модно отказываться от званий, принято обращаться запросто — Гоша, Ксюша, Маша. Я этого не понимаю и, наверно, никогда уже не пойму: другое воспитание, другие понятия. Наш театр никогда не подделывался ни под какие веяния, ни под какие мнения, для нас важно единственное мнение — зрительское. Считаю, построить новое легче, чем сохранить старое. Малый театр сохраняет свою историю уже 250 лет, и, как это не сложно, мы будем продолжать делать это и дальше. Без ложной скромности скажу, у нас в России на позициях той театральной школы, которой можно гордиться, остался только Малый театр. Это признают даже наши недруги. А, сами понимаете, без них жить невозможно, они стимулируют театральную жизнь. Коллектив у нас очень большой, всего работает 700 человек, состав творческой труппы — 130 человек, вместе с камерным оркестром, кстати, единственным, только в нашем театре. Конечно, нам говорят, жизнь вокруг меняется, вы же видите, что происходит вокруг! Да, видим мы все и чувствуем, но все же нам кажется, что нельзя метаться справа налево, слева — в центр и так далее. Мы идем своим путем, который был определен людьми, создавшими Малый театр. В первую очередь, я имею в виду высокую драматургию. Если бы не было в России такой талантливой, мощной литературы, драматургии, известной во всем мире, может, и не было бы нашего театра. Только на значительной литературе мог быть создан такой театр, как Малый и его школа. Кстати, нашему Щепкинскому училищу в 2009 году исполняется 200 лет. Видите, какими цифрами я оперирую, 250, 200 лет — солидные цифры, но для нас они естественны. Наши актеры, дай Бог им здоровья, славятся своим возрастом, даже сейчас на гастроли с нами приехала замечательная актриса Татьяна Александровна Еремеева, а ей 94 года!

— Как подбирался репертуар для киевских гастролей?

— Для нас особого напряжения в выборе, что везти, не было. Наш театр играет только классику, мы изначально поставили перед собой задачу — сохранять автора, авторское слово. У нас идет Островский, Чехов, лучшие классические произведения мирового значения. Когда решали, что везти в Украину, то первым делом остановились на Гоголе. А как иначе? Тем более, что «Ревизор» — недавняя премьера. Многие из наших актеров играли в «Ревизоре», спектаклях прошлых лет. Вот, например, Александр Сергеевич Потапов в 1966 году в постановке Игоря Ильинского играл трактирного слугу. А теперь «дорос» до Городничего. Вот такие преобразования. Когда мы приступили к репетициям «Ревизора» и начали читать текст, то восхитились его актуальностью. Первой захохотала Людмила Петровна Полякова на реплику Земляники, попечителя богоугодных заведений, то бишь местного министра здравоохранения — «Хороших лекарств мы не употребляем, простой человек если выживет, то и так выживет». Зрители на такие реплики тоже замечательно реагируют. Какая уж тут современная драматургия может соревноваться с классикой? В своем спектакле мы хотели говорить не столько о Хлестакове, сколько о чиновничьем страхе, о страхе как явлении.

Следующий спектакль, на котором мы остановились — «Горе от ума». По-моему, Грибоедов — лучший драматург на все времена и для всех народов. Недавно в Париже поставили Грибоедова и все зрители ахали: такой драматург, а мы и не знали! Ну, что ж, плохо, мы же их Мольера знаем. Кстати, «Ревизор» и «Горе от ума» шли у нас в нескольких редакциях, практически каждые 25 лет спектакли обновляются, и актерами, и общественным отношением, и мыслями. Еще мы покажем два спектакля по Островскому («Волки и овцы» и «На всякого мудреца довольно простоты»). Вообще у нас в репертуаре сейчас 12 пьес этого классика. А за время существования театра шли все 49 его пьес.

«Тайны Мадридского двора» — блестящая комедия, мы к ней тоже неоднократно обращались. Интересно, что центральную роль в ней играет известный и любимый в Киеве актер Вячеслав Езепов. Он долгое время работал в Театре им. Леси Украинки и даже сейчас, раз в месяц приезжает играть Чехова в «Насмешливом моем счастье». Мы бы еще могли привезти несколько спектаклей, но существует регламент и, как говорится, совесть надо иметь...

— Ваше отношение к публике?

— Во все времена публика разная бывает, и интеллигентная и, так называемые жлобы. Я считаю, что воспитанием публики надо заниматься настойчиво и планомерно. У нас в театре не может прозвучать такое слово, как, например, «блин», которое сейчас, словно паразит распространилось повсеместно. К нам приходят в театр иностранцы, чтобы услышать настоящую русскую речь и учиться правильному произношению. Многие из них признаются, что приходят на спектакли изучать русский язык. Мы не калечим драматургию и язык, у нас зрителям все слышно, видно и понятно.

— Юрий Мефодьевич, есть ли какой-то театр, который вы воспринимаете конкурентом Малому по идее сохранения классических традиций?

— Мне кажется, что серьезных конкурентов у нас нет. Мы занимаем своеобразную нишу в искусстве. Работаем, сохраняем традиции. Кто-то говорит, что Малый театр — старый музей! Так что ж теперь нужно музеи уничтожать, если пришло другое время, выбросить из Третьяковки старые шедевры и повесить новый «Черный квадрат»? Это, по меньшей мере, глупо. Мы ни с кем не спорим, не соревнуемся, мы просто честно делаем свое дело...

О СОРЕВНОВАНИИ
18 сентября на Киевском стадионе спортивной базы футбольного клуба «Динамо» (ул.Салютная) пройдет товарищеский матч между двумя командами киевского и московского театров: Малого и им. Леси Украинки. Это будет захватывающее состязание театральных и спортивных талантов. Юрий Соломин прогнозирует, что это соревнование закончится дружеской ничьей, а матч между двумя коллективами укрепит украинско-российскую дружбу.

СПРАВКА «Дня»
Юрий Соломин родился 18 июня 1935 года в Чите. Его родители имели сибирские корни. Отец Мефодий Викторович родом из Забайкалья, а мать Зинаида Ананьевна — из Томска. Родители были известными педагогами-музыкантами.
Малый театр вошел в жизнь юного Соломина «с младых ногтей» и на всю жизнь. Еще в Чите Юрий увидел фильм «Малый театр и его мастера», сделанный к 125-летию театра. Он узнал о Щепкинском училище и после окончания школы отослал туда документы. Учился в классе Веры Николаевны Пашенной, великой русской актрисы. Она дала Ю. Соломину путевку в кинематограф (рекомендовала его режиссеру Анненскому на главную роль в фильме «Бессонная ночь»). Всего актер снялся в более чем 50 фильмах и сериалах. Юрий Мефодьевича играл разноплановые, драматические, лирические, острохарактерные, комедийные роли. Популярность актеру принесли фильмы: «Адъютант его превосходительства», «Дерсу Узала», «Хождение по мукам», «Блокада», «Мелодии белой ночи», «Обыкновенное чудо», «Летучая мышь», «Сны о России», «ТАСС уполномочен заявить», «И был вечер, и было утро», «Сильные духом, «Московская сага» и др.
Огромной удачей для себя Соломин считает работу и дружбу с Акирой Куросава, Оттакаром Ваврой, Михаилом Калатозовым, Марком Донским, Комаки Курихара, Жанной Моро, Мариной Влади.
В Малом театре Юрий Соломин сыграл более 50 ролей русского и западного репертуара. Среди них — главные роли в спектаклях: «Ревизор», «Царь Федор Иоаннович», «Пучина», «Леший», «Дядя Ваня», «Сирано де Бержерак», «Живой труп», «Чайка», «Веер леди Уиндермиер», «Горе от ума» (Фамусов) и др.
С 1980 года Ю.М. Соломин начал работать как режиссер. Он поставил: «Лес» в Болгарии, в Малом театре — «Ревизор», «Чайку», «Лес», «Коварство и любовь», водевиль «Таинственный ящик», «Три сестры», а также несколько спектаклей в Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина. В кино и на ТВ Соломин поставил фильмы: «Скандальное происшествие в Брикмилле» по Пристли, «Берег его жизни», «В начале было слово». В качестве режиссера и актера работал в Болгарии, Чехословакии, Германии, Японии.
С 1961 года Ю.М. Соломин преподает в своей альма-матер — Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина, является профессором, постоянно ведет мастер-классы со студентами Америки, Японии, Южной Кореи.
В 1988 году Ю.М. Соломин был художественным руководителем коллектива Государственного академического Малого театра. В 90-е два года Юрий Соломин был министром культуры РФ.
Ю.М. Соломин — народный артист СССР, лауреат многих престижных премий, президент Ассоциации русских драматических театров (МАТР), является академиком Международной академии творчеества, членом-корреспондентом Российской академии образования. Награжден высокими наградами:орденами и медалями.


Автор: Алла ПОДЛУЖНАЯ, специально для «Дня»
Источник: День
Дата: 14.09.2007


Дата публикации: 14.09.2007
ЮРИЙ СОЛОМИН: «САМОЕ ВАЖНОЕ – МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ»

В Малом театре к авторам относятся очень бережно…

В Киеве проходят гастроли известного московского театрального коллектива, которые продлятся до 20 сентября. На вокзале коллектив Малого театра встречали хлебом-солью, и художественный руководитель, известный театральный и киноактер, любимец публики Юрий Соломин добродушно шутил, разрешая обнимать себя симпатичным девушкам в ярких и красивых украинских костюмах. В нашу столицу приехали именитые артисты, составляющие славу не только своего театра, но и всего бывшего советского театрального пространства.

В пяти спектаклях Малого театра: «Ревизор», «Горе от ума», «Волки и овцы», «Тайны Мадридского двора», «На всякого мудреца довольно простоты» зрители увидят: Элину Быстрицкую, Людмилу Полякову, Юрия Соломина, Ирину Муравьеву, Эдуарда Марцевича, Бориса Невзорова, Юрия Каюрова, Дмитрия Солодовника, Глеба Подгородинского, Вячеслава Езепова, Александра Потапова и многих других.

Пресс-конференция, провести которую Соломин пообещал «в стиле танго и искренне», «быстрым танцем не получилась». Юрий Мефодьевич отвечал обстоятельно, прежде всего, отметив замечательное отношение к гастрольному составу Малого театра принимающей стороны (Национального академического театра Русской драмы им. Леси Украинки), посетовал на появившиеся границы между нашими странами, и выразил шутливую готовность остаться в Киеве навсегда...

— Юрий Мефодьевич, расскажите об актерах, которые приехали на гастроли?

— В этой связи мне вспомнился анекдот, когда на актерской бирже интересовались актерами, и им предлагали: вот народный республики такой-то, вот заслуженный такой-то. Ладно-ладно, и еще нам одного хорошего. Вот таким «хорошим» в нашем гастрольном коллективе оказался один Дмитрий Солодовник, он еще молодой и без звания, а все остальные актеры нашей команды — народные. Своими званиями мы гордимся, они заслужены долгим и плодотворным трудом на сцене нашего театра. Сейчас модно отказываться от званий, принято обращаться запросто — Гоша, Ксюша, Маша. Я этого не понимаю и, наверно, никогда уже не пойму: другое воспитание, другие понятия. Наш театр никогда не подделывался ни под какие веяния, ни под какие мнения, для нас важно единственное мнение — зрительское. Считаю, построить новое легче, чем сохранить старое. Малый театр сохраняет свою историю уже 250 лет, и, как это не сложно, мы будем продолжать делать это и дальше. Без ложной скромности скажу, у нас в России на позициях той театральной школы, которой можно гордиться, остался только Малый театр. Это признают даже наши недруги. А, сами понимаете, без них жить невозможно, они стимулируют театральную жизнь. Коллектив у нас очень большой, всего работает 700 человек, состав творческой труппы — 130 человек, вместе с камерным оркестром, кстати, единственным, только в нашем театре. Конечно, нам говорят, жизнь вокруг меняется, вы же видите, что происходит вокруг! Да, видим мы все и чувствуем, но все же нам кажется, что нельзя метаться справа налево, слева — в центр и так далее. Мы идем своим путем, который был определен людьми, создавшими Малый театр. В первую очередь, я имею в виду высокую драматургию. Если бы не было в России такой талантливой, мощной литературы, драматургии, известной во всем мире, может, и не было бы нашего театра. Только на значительной литературе мог быть создан такой театр, как Малый и его школа. Кстати, нашему Щепкинскому училищу в 2009 году исполняется 200 лет. Видите, какими цифрами я оперирую, 250, 200 лет — солидные цифры, но для нас они естественны. Наши актеры, дай Бог им здоровья, славятся своим возрастом, даже сейчас на гастроли с нами приехала замечательная актриса Татьяна Александровна Еремеева, а ей 94 года!

— Как подбирался репертуар для киевских гастролей?

— Для нас особого напряжения в выборе, что везти, не было. Наш театр играет только классику, мы изначально поставили перед собой задачу — сохранять автора, авторское слово. У нас идет Островский, Чехов, лучшие классические произведения мирового значения. Когда решали, что везти в Украину, то первым делом остановились на Гоголе. А как иначе? Тем более, что «Ревизор» — недавняя премьера. Многие из наших актеров играли в «Ревизоре», спектаклях прошлых лет. Вот, например, Александр Сергеевич Потапов в 1966 году в постановке Игоря Ильинского играл трактирного слугу. А теперь «дорос» до Городничего. Вот такие преобразования. Когда мы приступили к репетициям «Ревизора» и начали читать текст, то восхитились его актуальностью. Первой захохотала Людмила Петровна Полякова на реплику Земляники, попечителя богоугодных заведений, то бишь местного министра здравоохранения — «Хороших лекарств мы не употребляем, простой человек если выживет, то и так выживет». Зрители на такие реплики тоже замечательно реагируют. Какая уж тут современная драматургия может соревноваться с классикой? В своем спектакле мы хотели говорить не столько о Хлестакове, сколько о чиновничьем страхе, о страхе как явлении.

Следующий спектакль, на котором мы остановились — «Горе от ума». По-моему, Грибоедов — лучший драматург на все времена и для всех народов. Недавно в Париже поставили Грибоедова и все зрители ахали: такой драматург, а мы и не знали! Ну, что ж, плохо, мы же их Мольера знаем. Кстати, «Ревизор» и «Горе от ума» шли у нас в нескольких редакциях, практически каждые 25 лет спектакли обновляются, и актерами, и общественным отношением, и мыслями. Еще мы покажем два спектакля по Островскому («Волки и овцы» и «На всякого мудреца довольно простоты»). Вообще у нас в репертуаре сейчас 12 пьес этого классика. А за время существования театра шли все 49 его пьес.

«Тайны Мадридского двора» — блестящая комедия, мы к ней тоже неоднократно обращались. Интересно, что центральную роль в ней играет известный и любимый в Киеве актер Вячеслав Езепов. Он долгое время работал в Театре им. Леси Украинки и даже сейчас, раз в месяц приезжает играть Чехова в «Насмешливом моем счастье». Мы бы еще могли привезти несколько спектаклей, но существует регламент и, как говорится, совесть надо иметь...

— Ваше отношение к публике?

— Во все времена публика разная бывает, и интеллигентная и, так называемые жлобы. Я считаю, что воспитанием публики надо заниматься настойчиво и планомерно. У нас в театре не может прозвучать такое слово, как, например, «блин», которое сейчас, словно паразит распространилось повсеместно. К нам приходят в театр иностранцы, чтобы услышать настоящую русскую речь и учиться правильному произношению. Многие из них признаются, что приходят на спектакли изучать русский язык. Мы не калечим драматургию и язык, у нас зрителям все слышно, видно и понятно.

— Юрий Мефодьевич, есть ли какой-то театр, который вы воспринимаете конкурентом Малому по идее сохранения классических традиций?

— Мне кажется, что серьезных конкурентов у нас нет. Мы занимаем своеобразную нишу в искусстве. Работаем, сохраняем традиции. Кто-то говорит, что Малый театр — старый музей! Так что ж теперь нужно музеи уничтожать, если пришло другое время, выбросить из Третьяковки старые шедевры и повесить новый «Черный квадрат»? Это, по меньшей мере, глупо. Мы ни с кем не спорим, не соревнуемся, мы просто честно делаем свое дело...

О СОРЕВНОВАНИИ
18 сентября на Киевском стадионе спортивной базы футбольного клуба «Динамо» (ул.Салютная) пройдет товарищеский матч между двумя командами киевского и московского театров: Малого и им. Леси Украинки. Это будет захватывающее состязание театральных и спортивных талантов. Юрий Соломин прогнозирует, что это соревнование закончится дружеской ничьей, а матч между двумя коллективами укрепит украинско-российскую дружбу.

СПРАВКА «Дня»
Юрий Соломин родился 18 июня 1935 года в Чите. Его родители имели сибирские корни. Отец Мефодий Викторович родом из Забайкалья, а мать Зинаида Ананьевна — из Томска. Родители были известными педагогами-музыкантами.
Малый театр вошел в жизнь юного Соломина «с младых ногтей» и на всю жизнь. Еще в Чите Юрий увидел фильм «Малый театр и его мастера», сделанный к 125-летию театра. Он узнал о Щепкинском училище и после окончания школы отослал туда документы. Учился в классе Веры Николаевны Пашенной, великой русской актрисы. Она дала Ю. Соломину путевку в кинематограф (рекомендовала его режиссеру Анненскому на главную роль в фильме «Бессонная ночь»). Всего актер снялся в более чем 50 фильмах и сериалах. Юрий Мефодьевича играл разноплановые, драматические, лирические, острохарактерные, комедийные роли. Популярность актеру принесли фильмы: «Адъютант его превосходительства», «Дерсу Узала», «Хождение по мукам», «Блокада», «Мелодии белой ночи», «Обыкновенное чудо», «Летучая мышь», «Сны о России», «ТАСС уполномочен заявить», «И был вечер, и было утро», «Сильные духом, «Московская сага» и др.
Огромной удачей для себя Соломин считает работу и дружбу с Акирой Куросава, Оттакаром Ваврой, Михаилом Калатозовым, Марком Донским, Комаки Курихара, Жанной Моро, Мариной Влади.
В Малом театре Юрий Соломин сыграл более 50 ролей русского и западного репертуара. Среди них — главные роли в спектаклях: «Ревизор», «Царь Федор Иоаннович», «Пучина», «Леший», «Дядя Ваня», «Сирано де Бержерак», «Живой труп», «Чайка», «Веер леди Уиндермиер», «Горе от ума» (Фамусов) и др.
С 1980 года Ю.М. Соломин начал работать как режиссер. Он поставил: «Лес» в Болгарии, в Малом театре — «Ревизор», «Чайку», «Лес», «Коварство и любовь», водевиль «Таинственный ящик», «Три сестры», а также несколько спектаклей в Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина. В кино и на ТВ Соломин поставил фильмы: «Скандальное происшествие в Брикмилле» по Пристли, «Берег его жизни», «В начале было слово». В качестве режиссера и актера работал в Болгарии, Чехословакии, Германии, Японии.
С 1961 года Ю.М. Соломин преподает в своей альма-матер — Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина, является профессором, постоянно ведет мастер-классы со студентами Америки, Японии, Южной Кореи.
В 1988 году Ю.М. Соломин был художественным руководителем коллектива Государственного академического Малого театра. В 90-е два года Юрий Соломин был министром культуры РФ.
Ю.М. Соломин — народный артист СССР, лауреат многих престижных премий, президент Ассоциации русских драматических театров (МАТР), является академиком Международной академии творчеества, членом-корреспондентом Российской академии образования. Награжден высокими наградами:орденами и медалями.


Автор: Алла ПОДЛУЖНАЯ, специально для «Дня»
Источник: День
Дата: 14.09.2007


Дата публикации: 14.09.2007