Новости

Ирина Муравьева, народная артистка России, лауреат Госпремии СССР в гостях у программы «АМУР. ИНФО»

Ирина Муравьева, народная артистка России, лауреат Госпремии СССР в гостях у программы «АМУР. ИНФО»


Сегодня у меня в гостях актриса Малого театра, актриса, которая не любит, когда ей задают вопросы. Народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена «Знак почета» Ирина МУРАВЬЕВА.

Она не любит, когда ей задают вопросы, но она здесь.


— Почему вы здесь?


- Потому что вы меня связали цепями и притащили сюда. Мне пришлось прийти.

— Ирина Вадимовна, вы играли провинциальных актрис. Провинция подпитывает вас?


- Для меня нет такого понятия. Что такое провинция или не провинция?

— Я думаю, что Благовещенск все-таки провинциальный город.


- Начнем с того, что Москва – это не город. Это какой-то мир, страна, не знаю, что это такое. Это какая-то трасса, на которой все время бегают машины, и ты где-то там немножко живешь. Хотя это святой город и замечательный. Я там всю жизнь провела. Я люблю Москву, но в нем трудно жить. Там вообще стерты все понятия. Только узкий круг людей, с которыми можно немножко от этой суеты отойти. А когда приезжаешь в другие города, где нет вот этой бурной в плохом смысле слова жизни, где все тише, спокойнее — все как в детстве, по-людски. Вот в этом смысле я очень люблю приезжать.

— А верит ли Москва слезам? Со временем вы получили ответ на этот вопрос?


- Это вообще пословица, которая звучит так: «Москва бьет с носка и слезам не верит». Это старинная пословица. Эта идея каждого столичного города. Не каждая столица примет любого приходящего.

— В вашей творческой жизни были слезы помимо сценических?


- А как же.

— Вы боролись за роли?


- Никогда в жизни.

— Но когда-то вы сказали: «Я не могла бы представить себя вне театра». Вас спросили: «Если бы вы не стали актрисой, кем бы вы были?» Вы ответили: «Я была бы несчастна вне сцен театра».


- Вот так скажешь что-нибудь, а потом тебя начнут цитировать. Хорошо сказала. Да, я всегда хотела работать в театре. Начинала с мальчишеских ролей в Центральном детском театре.

— Правда ли, что, когда вы выходили на поклон, про себя думали: «Детки, запомните меня. Я стану знаменитой артисткой»?


- Не так. Я шутила так. Когда мы все выходили, я кланялась и говорила: «Дети, когда вы вырастете, не забудьте меня, пожалуйста». Потому что они с таким восторгом всегда смотрели эти замечательные спектакли. Хорошие были спектакли. И очень многие седовласые мужчины ко мне подходят и говорят: «Я вас видел в театре на сказке о четырех близнецах». И я понимаю, что взрослый человек не ходил в театр, это был ребенок, и кокетливо ему говорю: «Вы, наверное, тогда учились в пятом классе?» А он поправляет: «Нет, в третьем».

— Как переживают актеры нахлынувшую на них бешеную популярность? Она всем одинаково дается, или ее не каждый нормально переживает?


- У меня очень строгие родители. С ремешком встречали. К обеду надо было вовремя приходить после школы. Они никогда меня не хвалили. И всегда, что бы я ни делала, думала: «Что мне скажут мама и папа?» Я не знала.

— В двух картинах судьба связала с такими мэтрами, как Юрий Яковлев и Клара Степановна Лучко. Это «Карнавал» и «Мы, нижеподписавшиеся».


- Я играла с Пляттом, Раневской, Сошальской. Я была ноль без палочки. Это были гиганты. Я вставала рядом и боялась молвить слово. Я боялась что-то испортить. Я на них смотрела снизу вверх, поэтому оценить мастеров не могла. Я была не на равных с ними. И кроме трясущихся рук и ужаса в том, как я буду с ними вместе играть и что из этого получится, у меня не было. Поэтому великих творческих воспоминаний у меня даже нет. Мне нечего рассказать.

— Ваши героини, советские современницы, очень шустрые, а в жизни вы человек серьезный, тихий и спокойный. Вы говорите, что «у меня такой шустрости нет, как у героинь». Это так?


- Нет. Конечно, она есть. Откуда она еще может появиться, если я играю шустрых.

— Вы такая строгая и серьезная, вы православный, верующий человек, умудренная жизнью актриса и человек, но все-таки в вас подспудно чувствуется задор, и мне кажется, что вы можете похулиганить.


- Да, могу. Вы знаете, очень часто встречаешься с людьми, например, сидишь где-то, и тебя спрашивают: «У вас что-то случилось? Что с вами, вы такая грустная?» — «Почему грустная? Я нормальная, я просто сижу». Поэтому когда все меня видят на экране или в театре, все думают, что я здесь должна сходить с ума. Я не могу в простоте сказать ни одного слова. В этом смысле я нормальный, очень тихий, спокойный человек. А потом, если есть эта шустрость, азарт и так далее, то все-таки это такие дары. Дары даны мне для театра, и это надо оберегать. Надо тренироваться. Почему артисты такие шумные, всегда кривляются? Это как котятки, которые кого-то кусают, играют – тренируются для охоты. Так же и артист. Так просто долго сидеть нельзя. Обязательно надо что-то такое сделать, чтобы быть все время в форме, тренаже. У некоторых это переходит какие-то границы, наверное, но вообще все между собой мы ни слова в простоте не можем сказать.

— Вас помнят именно по главным ролям, по большим работам в кинофильмах. А сейчас снимается очень много сериалов, популярность достается молодым звездам, именно потому что каждый день идет по одной-две серии в течение какого-то времени. Вам не обидно, что вы с таким трудом достигали такой популярности за одну роль, а они сейчас уже звезды от мелькания на экране?


- Задача не быть популярным.

— Но некоторые к этому стремятся.


- Нет, не стремятся. Они стремятся быть востребованными, стараются быть знаменитыми, отличными, чтобы приглашали из спектакля в спектакль, из фильма в фильм. Популярным стать очень легко. Можно сняться просто в рекламе — и ты популярный, лицо узнаваемое. Но задача артиста – стать хорошим артистом. Это длительный многоступенчатый процесс. И на каждую ступенечку надо встать и немного постоять. Пойти дальше, дальше и дальше. Это единственный путь наверх. А эти прыжки, скачки… Где-нибудь обязательно споткнешься. Здесь очень внимательный, сосредоточенный и серьезный должен быть подход к своему делу. Надо стремиться становиться лучшим артистом.

— Когда-то вы сказали: «У меня была прекрасная возможность не воспитывать своих детей в театре». У вас два сына. Вы не хотите им артистической судьбы?


- Старший сын, когда учился в школе, на мой вопрос «Кем ты будешь?» ответил: «Наверное, артистом». Я спросила: «Почему артистом?» «Да я вроде бы и ничего больше и не умею», — сказал он. А артистом умеет! Но это была такая шутка, я вспоминаю ее до сих пор.
Да нет. Человек, который хочет стать артистом, он будет ходить в театр, будет читать, учить стихи. Талант просто так не может существовать. Он заставляет что-то делать. У него есть ноги, он обязательно что-то делает. А не просто «у меня есть талант, но мне не дали возможности и погубили меня». Значит, не было таланта.

— Мне сложно представить, что вы водите машину.


- Давно.

— Вам муж подарил серебристый итальянский автомобиль.


- Это звучит как из шоу-бизнеса. Господи, на автомобиль мы сейчас можем заработать. Сейчас другая жизнь. Мы жили очень тяжело. Думали, на метро ехать или на троллейбусе: там четыре копейки, а там пять. То есть не хватало рубля до зарплаты, все время занимали деньги. Сейчас другая жизнь. Сейчас есть возможность много работать и зарабатывать. Сейчас машины не так дорого стоят, и это не дефицит. А у нас должна была быть серебряная свадьба, и я сказала супругу, что это будет серебряный подарок от тебя.

— Вы говорите: «Я все время на бегу, но хочется остановиться, сесть, научиться вышивать. Рисунки сделаны, хочется вышить что-то. Вязать не умею, печь не умею». Это правда?


- Какая у меня интересная биография! Вы мне столько интересного рассказываете! Где-то тоже такое сказанула.

— Хочется все время быть на бегу?


- Мы с самого начала говорили об этом. Раньше мне казалось, надо где-то что-то успеть, жизнь пройдет, а я не успею, если сосредоточусь на чем-то. А теперь мой круг сужается, и мне кажется, что это естественно. Почему все взрослые люди любят читать, созерцать, вести тихий образ жизни? Потому что мы уже все вокруг поняли.

— Мне кажется, что именно от такой женщины, актрисы, как вы, людям хочется узнать рецепт, как обустроить счастливую жизнь. Вам есть что сказать?


- Надо жить по правде. Просто. Не хватать звезд с неба. Жить каждый день и каждую минуту. И на каждой ступенечке. Не надо прыгать через три ступеньки. Это я играла такую в «Москва слезам не верит», которая говорила: «А не привыкла счастье по кусочкам собирать, мне надо счастье все, разом». И что? Она осталась у разбитого корыта. И вот она уже такая старая, и все равно она «еще ухвачу свой кусок».

— А серенькая простая Антонина создала себе семейку и жила с детьми.


- И так же вторая. Она ошиблась, но дальше все равно стала жить по правде. В общем надо жить так, как учат наши родители.

— Спасибо за беседу.


Сегодня у меня в гостях была актриса, которая не хватает звезд с неба и живет по правде, — народная артистка Ирина Муравьева.

ВЕДУЩИЙ – СЕРГЕЙ ЛОГВИНОВ

ЗАПИСЬ ПРОГРАММЫ — 24 сентября

Материал опубликован в «АМУР. ИНФО» от 9.10.2007.


Дата публикации: 09.10.2007
Ирина Муравьева, народная артистка России, лауреат Госпремии СССР в гостях у программы «АМУР. ИНФО»


Сегодня у меня в гостях актриса Малого театра, актриса, которая не любит, когда ей задают вопросы. Народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена «Знак почета» Ирина МУРАВЬЕВА.

Она не любит, когда ей задают вопросы, но она здесь.


— Почему вы здесь?


- Потому что вы меня связали цепями и притащили сюда. Мне пришлось прийти.

— Ирина Вадимовна, вы играли провинциальных актрис. Провинция подпитывает вас?


- Для меня нет такого понятия. Что такое провинция или не провинция?

— Я думаю, что Благовещенск все-таки провинциальный город.


- Начнем с того, что Москва – это не город. Это какой-то мир, страна, не знаю, что это такое. Это какая-то трасса, на которой все время бегают машины, и ты где-то там немножко живешь. Хотя это святой город и замечательный. Я там всю жизнь провела. Я люблю Москву, но в нем трудно жить. Там вообще стерты все понятия. Только узкий круг людей, с которыми можно немножко от этой суеты отойти. А когда приезжаешь в другие города, где нет вот этой бурной в плохом смысле слова жизни, где все тише, спокойнее — все как в детстве, по-людски. Вот в этом смысле я очень люблю приезжать.

— А верит ли Москва слезам? Со временем вы получили ответ на этот вопрос?


- Это вообще пословица, которая звучит так: «Москва бьет с носка и слезам не верит». Это старинная пословица. Эта идея каждого столичного города. Не каждая столица примет любого приходящего.

— В вашей творческой жизни были слезы помимо сценических?


- А как же.

— Вы боролись за роли?


- Никогда в жизни.

— Но когда-то вы сказали: «Я не могла бы представить себя вне театра». Вас спросили: «Если бы вы не стали актрисой, кем бы вы были?» Вы ответили: «Я была бы несчастна вне сцен театра».


- Вот так скажешь что-нибудь, а потом тебя начнут цитировать. Хорошо сказала. Да, я всегда хотела работать в театре. Начинала с мальчишеских ролей в Центральном детском театре.

— Правда ли, что, когда вы выходили на поклон, про себя думали: «Детки, запомните меня. Я стану знаменитой артисткой»?


- Не так. Я шутила так. Когда мы все выходили, я кланялась и говорила: «Дети, когда вы вырастете, не забудьте меня, пожалуйста». Потому что они с таким восторгом всегда смотрели эти замечательные спектакли. Хорошие были спектакли. И очень многие седовласые мужчины ко мне подходят и говорят: «Я вас видел в театре на сказке о четырех близнецах». И я понимаю, что взрослый человек не ходил в театр, это был ребенок, и кокетливо ему говорю: «Вы, наверное, тогда учились в пятом классе?» А он поправляет: «Нет, в третьем».

— Как переживают актеры нахлынувшую на них бешеную популярность? Она всем одинаково дается, или ее не каждый нормально переживает?


- У меня очень строгие родители. С ремешком встречали. К обеду надо было вовремя приходить после школы. Они никогда меня не хвалили. И всегда, что бы я ни делала, думала: «Что мне скажут мама и папа?» Я не знала.

— В двух картинах судьба связала с такими мэтрами, как Юрий Яковлев и Клара Степановна Лучко. Это «Карнавал» и «Мы, нижеподписавшиеся».


- Я играла с Пляттом, Раневской, Сошальской. Я была ноль без палочки. Это были гиганты. Я вставала рядом и боялась молвить слово. Я боялась что-то испортить. Я на них смотрела снизу вверх, поэтому оценить мастеров не могла. Я была не на равных с ними. И кроме трясущихся рук и ужаса в том, как я буду с ними вместе играть и что из этого получится, у меня не было. Поэтому великих творческих воспоминаний у меня даже нет. Мне нечего рассказать.

— Ваши героини, советские современницы, очень шустрые, а в жизни вы человек серьезный, тихий и спокойный. Вы говорите, что «у меня такой шустрости нет, как у героинь». Это так?


- Нет. Конечно, она есть. Откуда она еще может появиться, если я играю шустрых.

— Вы такая строгая и серьезная, вы православный, верующий человек, умудренная жизнью актриса и человек, но все-таки в вас подспудно чувствуется задор, и мне кажется, что вы можете похулиганить.


- Да, могу. Вы знаете, очень часто встречаешься с людьми, например, сидишь где-то, и тебя спрашивают: «У вас что-то случилось? Что с вами, вы такая грустная?» — «Почему грустная? Я нормальная, я просто сижу». Поэтому когда все меня видят на экране или в театре, все думают, что я здесь должна сходить с ума. Я не могу в простоте сказать ни одного слова. В этом смысле я нормальный, очень тихий, спокойный человек. А потом, если есть эта шустрость, азарт и так далее, то все-таки это такие дары. Дары даны мне для театра, и это надо оберегать. Надо тренироваться. Почему артисты такие шумные, всегда кривляются? Это как котятки, которые кого-то кусают, играют – тренируются для охоты. Так же и артист. Так просто долго сидеть нельзя. Обязательно надо что-то такое сделать, чтобы быть все время в форме, тренаже. У некоторых это переходит какие-то границы, наверное, но вообще все между собой мы ни слова в простоте не можем сказать.

— Вас помнят именно по главным ролям, по большим работам в кинофильмах. А сейчас снимается очень много сериалов, популярность достается молодым звездам, именно потому что каждый день идет по одной-две серии в течение какого-то времени. Вам не обидно, что вы с таким трудом достигали такой популярности за одну роль, а они сейчас уже звезды от мелькания на экране?


- Задача не быть популярным.

— Но некоторые к этому стремятся.


- Нет, не стремятся. Они стремятся быть востребованными, стараются быть знаменитыми, отличными, чтобы приглашали из спектакля в спектакль, из фильма в фильм. Популярным стать очень легко. Можно сняться просто в рекламе — и ты популярный, лицо узнаваемое. Но задача артиста – стать хорошим артистом. Это длительный многоступенчатый процесс. И на каждую ступенечку надо встать и немного постоять. Пойти дальше, дальше и дальше. Это единственный путь наверх. А эти прыжки, скачки… Где-нибудь обязательно споткнешься. Здесь очень внимательный, сосредоточенный и серьезный должен быть подход к своему делу. Надо стремиться становиться лучшим артистом.

— Когда-то вы сказали: «У меня была прекрасная возможность не воспитывать своих детей в театре». У вас два сына. Вы не хотите им артистической судьбы?


- Старший сын, когда учился в школе, на мой вопрос «Кем ты будешь?» ответил: «Наверное, артистом». Я спросила: «Почему артистом?» «Да я вроде бы и ничего больше и не умею», — сказал он. А артистом умеет! Но это была такая шутка, я вспоминаю ее до сих пор.
Да нет. Человек, который хочет стать артистом, он будет ходить в театр, будет читать, учить стихи. Талант просто так не может существовать. Он заставляет что-то делать. У него есть ноги, он обязательно что-то делает. А не просто «у меня есть талант, но мне не дали возможности и погубили меня». Значит, не было таланта.

— Мне сложно представить, что вы водите машину.


- Давно.

— Вам муж подарил серебристый итальянский автомобиль.


- Это звучит как из шоу-бизнеса. Господи, на автомобиль мы сейчас можем заработать. Сейчас другая жизнь. Мы жили очень тяжело. Думали, на метро ехать или на троллейбусе: там четыре копейки, а там пять. То есть не хватало рубля до зарплаты, все время занимали деньги. Сейчас другая жизнь. Сейчас есть возможность много работать и зарабатывать. Сейчас машины не так дорого стоят, и это не дефицит. А у нас должна была быть серебряная свадьба, и я сказала супругу, что это будет серебряный подарок от тебя.

— Вы говорите: «Я все время на бегу, но хочется остановиться, сесть, научиться вышивать. Рисунки сделаны, хочется вышить что-то. Вязать не умею, печь не умею». Это правда?


- Какая у меня интересная биография! Вы мне столько интересного рассказываете! Где-то тоже такое сказанула.

— Хочется все время быть на бегу?


- Мы с самого начала говорили об этом. Раньше мне казалось, надо где-то что-то успеть, жизнь пройдет, а я не успею, если сосредоточусь на чем-то. А теперь мой круг сужается, и мне кажется, что это естественно. Почему все взрослые люди любят читать, созерцать, вести тихий образ жизни? Потому что мы уже все вокруг поняли.

— Мне кажется, что именно от такой женщины, актрисы, как вы, людям хочется узнать рецепт, как обустроить счастливую жизнь. Вам есть что сказать?


- Надо жить по правде. Просто. Не хватать звезд с неба. Жить каждый день и каждую минуту. И на каждой ступенечке. Не надо прыгать через три ступеньки. Это я играла такую в «Москва слезам не верит», которая говорила: «А не привыкла счастье по кусочкам собирать, мне надо счастье все, разом». И что? Она осталась у разбитого корыта. И вот она уже такая старая, и все равно она «еще ухвачу свой кусок».

— А серенькая простая Антонина создала себе семейку и жила с детьми.


- И так же вторая. Она ошиблась, но дальше все равно стала жить по правде. В общем надо жить так, как учат наши родители.

— Спасибо за беседу.


Сегодня у меня в гостях была актриса, которая не хватает звезд с неба и живет по правде, — народная артистка Ирина Муравьева.

ВЕДУЩИЙ – СЕРГЕЙ ЛОГВИНОВ

ЗАПИСЬ ПРОГРАММЫ — 24 сентября

Материал опубликован в «АМУР. ИНФО» от 9.10.2007.


Дата публикации: 09.10.2007