Новости

МАЛЫЙ НЕ ПРОМАХ

МАЛЫЙ НЕ ПРОМАХ

Народный артист России Борис Клюев болеет за «Спартак» и любит, когда в футбол играют красиво

Без спорта он свою жизнь не представляет. Клюев успевает играть в театре, сниматься в кино, обучать актерскому мастерству студентов Щепкинского училища и выступать за футбольную команду Малого театра. Футбол - неотъемлемая часть его жизни.

- Борис Владимирович, вы были одним из тех, кто стоял у истоков создания Театральной футбольной лиги. Как родилась эта идея?

- Во времена моей молодости в театре всегда было несколько человек, которые играли в футбол. На гастролях мы каждое утро выходили из гостиницы, чтобы погонять мяч, да и в театре у нас раньше был хороший большой спортивный зал - играли в футбол в перерывах репетиций. Так как все актеры театров Москвы друг друга знают, мы, естественно, начали переговариваться, организовывать спортивные встречи. Как-то договорились с Театром им. Маяковского, поехали в «Лужники» и сыграли с «маяковцами».
После этого появились энтузиасты, которые взяли на себя организацию турниров. В то время в Театре им. Маяковского работал то ли директором, то ли распорядителем Саша Гольман, который очень многое сделал для создания Театральной футбольной лиги. Так что Малый театр и Театр им. Маяковского стояли у ее истоков. В этой лиге играли многие известные актеры: Саша Фатюшин, Сережа Шакуров, Сеня Фарада, Никита Михалков, на воротах стоял Саша Мартынов...
На протяжении многих лет мы играли, на гастролях всегда проводили матчи против местных журналистов. Потом появилась команда артистов Москвы. Анатолий Собчак (в то время мэр Петербурга) придумал турнир «Кубок мэра», который проходил несколько лет: там играли команды артистов, банкиров, правительства и таможни. Мы приезжали на соревнования нашей театральной московской командой, брали еще некоторых ребят из Питера. Я очень горжусь участием в этом турнире, у меня сохранились все медали: мы там завоевывали разные места.

- Какой матч против журналистов был самым памятным?

- Это было, по-моему, 26 лет назад. В Свердловске (нынешний Екатеринбург. - Авт.) на центральном стадионе города собралось огромное количество зрителей. Мы победили со счетом 2:1 -Олег Штефанько забил победный гол на последних минутах матча. Я в той игре забил первый гол - с пенальти. У нас была хорошая сборная, было много молодых ребят, играть было легко.

- С чего началось ваше увлечение футболом?

- Как и все, играл во дворе. Моя первая кличка во дворе - Тучкус: был такой вратарь в «Спартаке». Так как я был самый длинный, меня ставили на ворота. Потом я занимался баскетболом: с 12 лет играл за «Спартак», но неотъемлемой частью тренировок баскетболистов был футбол.

- Несмотря на любовь к футболу и занятия баскетболом, вы выбрали профессию актера...

- Никогда не думал становиться профессиональным спортсменом, несмотря на то что данные у меня были. Помимо баскетбола занимался борьбой, в обоих видах спорта у меня был первый разряд. Но после поступления в театральный институт бросил все увлечения - вообще все, потому что в театральном институте учишься с 9 утра до 10 вечера.

- За какую команду болеете, Борис Владимирович?

- За московский «Спартак». Раньше в «Спартаке» всегда были яркие индивидуальности, причем доморощенные. Хотя были и футболисты, которые приходили в команду и становились своими. Помню, как появился Виктор Папаев - потрясающий технарь! Папаев мог в одиночку взорвать любую оборону. На него специально ходили смотреть, как и я в свое время ходил смотреть на игру Стрельцова, хотя никогда не болел за «Торпедо».
Отлично помню команду Константина Ивановича Бескова: молодых Жору Ярцева, Сергея Шавло... Кстати, до сих пор поддерживаю с ними теплые отношения. Тогда же играл Федор Черенков -настоящий спартаковец: у него очень мягкая техника, Федор удивительно координированный. Жаль, рано закончил играть... Еще я очень жалел в свое время, что ушел из «Спартака» Андрей Тихонов. Романцев немало сделал для «Спартака» хорошего, но и плохого тоже наворотил. Сегодня в команде нет спартаковского духа.

- Вы ходите на стадион?

- Нет. Не то чтобы мне неинтересно, просто, чем старше становлюсь, тем меньше остается свободного времени. У меня много друзей среди футболистов. К примеру, до сих пор поддерживаю отношения с милейшим человеком и талантливейшим спартаковским футболистом Никитой Павловичем Симоняном. Малый театр всегда был очень дружен со «Спартаком», потому что Игорь Владимирович Ильинский (актер, а затем и режиссер Малого театра) и Николай Петрович Старостин учились в одной гимназии. И сейчас большинство актеров в театре болеют за «Спартак».

- Перед топ-матчами спорите с коллегами, делаете ставки?

- Я вырос в то время, когда делать ставки было не принято. Знаю, что молодежь раньше делала ставки, а сейчас пришло поколение, которое футболом не интересуется совершенно.
Раньше мы играли спектакль, а в рабочей курилке стоял телевизор, по которому транслировали важный матч. Актеры со сцены шепчут: «Какой там счет? Счет, счет какой?!» На сцене играют, страсти рвутся, а из-за кулис: «Спартак» ведет -1:0!» Сейчас другое поколение, им это неинтересно. Меня в последней нашей игре в Киеве поразило, что молодые совсем не умеют играть в футбол. У нас играли практически все, другое дело, что кто-то хуже, кто-то лучше, но - все.

- Вы знакомы с кем-то из молодых футболистов?

- К сожалению, нет. Раньше у нас была хорошая традиция: мы регулярно ездили в Тарасовку, приглашали футболистов в театр на премьеры. Эта традиция была потеряна при Романцеве.

- При Романцеве «Спартак» стал девятикратным чемпионом России...

- Не в силе «Спартака» было дело, а в слабости его соперников. Да, девятикратные. Да, можно этим гордиться... Когда Романцев ушел из «Спартака», ни в одной команде он ничего доказать не смог. И нигде ничего не докажет, потому что это человек с безумным количеством комплексов, человек, который с каждым годом не рос, как мастер, а становился хуже. Правда, это мое личное мнение...
Сейчас я доволен, что с командой работает Станислав Черчесов, в нем есть спартаковский дух. И Федотов, мне кажется, правильно делал, что начал вводить в команду молодых футболистов. Лично я считаю, что у «Спартака» есть своя школа, свой почерк. Знаменитые спартаковские «стеночки» - это не просто так было, это была целая школа, целое направление... Это нужно развивать. А когда приходят чужие игроки с другой выучкой, теряется рисунок игры, команда показывает другой футбол, не спартаковский, не зрелищный. У меня до сих пор перед глазами «Спартак» тех времен, когда Бесков принял команду, вылетевшую из премьер-лиги. Как играли эти мальчишки! Сережа Шавло, Жора Ярцев! Что эти ребята выделывали на поле! Помню, что творилось с фанатами. Именно тогда появились многие знаменитые кричалки: творческая интеллигенция сидела на трибунах и придумывала кричалки.

- Вы тоже что-нибудь придумали?

- Я просто хлопал и орал: «Жора Ярцев - наш герой! Забивай скорее гол!» Эта команда, с молодыми, никому не известными футболистами, показывала зрелищный футбол, и, конечно, такой футбол хотелось бы видеть сейчас. Все лучшие команды мира играют в зрелищный футбол, играют для зрителей.

- Часто спартаковские болельщики настолько не любят ЦСКА, что не поддерживают армейцев даже на международной арене...

- Я болею за российский футбол и за Россию, а клубные интересы - это наши внутренние дела. Я лучше приду на стадион и буду болеть за «Спартак» в матче против ЦСКА, тут уж я буду полностью во власти своих эмоций. А международная арена - это российский футбол, мы все должны болеть за наших. Я, кстати, до сих пор болею в европейских турнирах и за киевское «Динамо», и за «Шахтер». Очень жалею, что недавно был в Киеве и не встретился с Володей Веремеевым ( в прошлом футболист киевского Динамо, сейчас работает в штабе сборной Украины. - Авт.). Он был одним из моих любимых футболистов. У Веремеева была удивительная техника, понимание игры. Если кто-то после контакта с ним падал на поле, Володя подавал руку, извинялся. Меня всегда это поражало: откуда в этом простом парне такое чувство человеческого такта?!

- А вы на поле жесткий футболист?

- Стараюсь не быть жестким. Я за техничный футбол, но если меня толкают или делают мне больно, я это запомню и при случае отвечу.

- Помимо футбола, вас интересуют еще какие-то виды спорта?

- Большой теннис. В первый раз я взял в руки ракетку, когда был на гастролях в Киеве. Моим первым тренером была чемпионка Украины Людмила Петрова, она и привила мне любовь к теннису. С тех пор я сам играю и постоянно слежу за нашими спортсменами.

- А любовь к баскетболу с детства осталась? Тем более что результаты российских баскетболистов на международной арене впечатляют гораздо больше футбольных: недавно и мужская, и женская сборные выиграли чемпионат Европы.

- За наших мужчин и девушек я очень рад. Здорово, что они выиграли, но сам я, не знаю почему, к баскетболу охладел. Как-то вышел на площадку, а не играл давно, мне тут же дали в глаз, я вывернул палец, броски не идут - тяжелый стал ужасно... Я разозлился и ушел.

- Как вам удается выкраивать время на спорт?

- Времени, конечно, нет. У меня был случай... Одно время я стал очень плохо себя чувствовать, не понимал, что такое: стоять невозможно! Пробовал утром бегать - не помогает. Тогда я поехал поиграть в теннис. Поиграл час, а когда вышел после тренировки, сразу стал чувствовать себя хорошо. Наверное, организм, подвергавшийся на протяжении многих лет мощным нагрузкам, к ним привык. А сейчас я все забросил: не плаваю, не бегаю, в футбол и теннис редко играю. Бывает, иногда приходится сниматься одновременно в трех картинах, и ни на что времени не остается. Еще студенты, театр. Я очень жалею, что так мало времени уделяю спорту, но стараюсь, как только возможность появляется, ее использовать: бросаю все и -вперед!

Автор: Беседовала Ирина ЕЛУФЕРЬЕВА
Источник: Трибуна
Дата: 16.11.2007


Дата публикации: 16.11.2007
МАЛЫЙ НЕ ПРОМАХ

Народный артист России Борис Клюев болеет за «Спартак» и любит, когда в футбол играют красиво

Без спорта он свою жизнь не представляет. Клюев успевает играть в театре, сниматься в кино, обучать актерскому мастерству студентов Щепкинского училища и выступать за футбольную команду Малого театра. Футбол - неотъемлемая часть его жизни.

- Борис Владимирович, вы были одним из тех, кто стоял у истоков создания Театральной футбольной лиги. Как родилась эта идея?

- Во времена моей молодости в театре всегда было несколько человек, которые играли в футбол. На гастролях мы каждое утро выходили из гостиницы, чтобы погонять мяч, да и в театре у нас раньше был хороший большой спортивный зал - играли в футбол в перерывах репетиций. Так как все актеры театров Москвы друг друга знают, мы, естественно, начали переговариваться, организовывать спортивные встречи. Как-то договорились с Театром им. Маяковского, поехали в «Лужники» и сыграли с «маяковцами».
После этого появились энтузиасты, которые взяли на себя организацию турниров. В то время в Театре им. Маяковского работал то ли директором, то ли распорядителем Саша Гольман, который очень многое сделал для создания Театральной футбольной лиги. Так что Малый театр и Театр им. Маяковского стояли у ее истоков. В этой лиге играли многие известные актеры: Саша Фатюшин, Сережа Шакуров, Сеня Фарада, Никита Михалков, на воротах стоял Саша Мартынов...
На протяжении многих лет мы играли, на гастролях всегда проводили матчи против местных журналистов. Потом появилась команда артистов Москвы. Анатолий Собчак (в то время мэр Петербурга) придумал турнир «Кубок мэра», который проходил несколько лет: там играли команды артистов, банкиров, правительства и таможни. Мы приезжали на соревнования нашей театральной московской командой, брали еще некоторых ребят из Питера. Я очень горжусь участием в этом турнире, у меня сохранились все медали: мы там завоевывали разные места.

- Какой матч против журналистов был самым памятным?

- Это было, по-моему, 26 лет назад. В Свердловске (нынешний Екатеринбург. - Авт.) на центральном стадионе города собралось огромное количество зрителей. Мы победили со счетом 2:1 -Олег Штефанько забил победный гол на последних минутах матча. Я в той игре забил первый гол - с пенальти. У нас была хорошая сборная, было много молодых ребят, играть было легко.

- С чего началось ваше увлечение футболом?

- Как и все, играл во дворе. Моя первая кличка во дворе - Тучкус: был такой вратарь в «Спартаке». Так как я был самый длинный, меня ставили на ворота. Потом я занимался баскетболом: с 12 лет играл за «Спартак», но неотъемлемой частью тренировок баскетболистов был футбол.

- Несмотря на любовь к футболу и занятия баскетболом, вы выбрали профессию актера...

- Никогда не думал становиться профессиональным спортсменом, несмотря на то что данные у меня были. Помимо баскетбола занимался борьбой, в обоих видах спорта у меня был первый разряд. Но после поступления в театральный институт бросил все увлечения - вообще все, потому что в театральном институте учишься с 9 утра до 10 вечера.

- За какую команду болеете, Борис Владимирович?

- За московский «Спартак». Раньше в «Спартаке» всегда были яркие индивидуальности, причем доморощенные. Хотя были и футболисты, которые приходили в команду и становились своими. Помню, как появился Виктор Папаев - потрясающий технарь! Папаев мог в одиночку взорвать любую оборону. На него специально ходили смотреть, как и я в свое время ходил смотреть на игру Стрельцова, хотя никогда не болел за «Торпедо».
Отлично помню команду Константина Ивановича Бескова: молодых Жору Ярцева, Сергея Шавло... Кстати, до сих пор поддерживаю с ними теплые отношения. Тогда же играл Федор Черенков -настоящий спартаковец: у него очень мягкая техника, Федор удивительно координированный. Жаль, рано закончил играть... Еще я очень жалел в свое время, что ушел из «Спартака» Андрей Тихонов. Романцев немало сделал для «Спартака» хорошего, но и плохого тоже наворотил. Сегодня в команде нет спартаковского духа.

- Вы ходите на стадион?

- Нет. Не то чтобы мне неинтересно, просто, чем старше становлюсь, тем меньше остается свободного времени. У меня много друзей среди футболистов. К примеру, до сих пор поддерживаю отношения с милейшим человеком и талантливейшим спартаковским футболистом Никитой Павловичем Симоняном. Малый театр всегда был очень дружен со «Спартаком», потому что Игорь Владимирович Ильинский (актер, а затем и режиссер Малого театра) и Николай Петрович Старостин учились в одной гимназии. И сейчас большинство актеров в театре болеют за «Спартак».

- Перед топ-матчами спорите с коллегами, делаете ставки?

- Я вырос в то время, когда делать ставки было не принято. Знаю, что молодежь раньше делала ставки, а сейчас пришло поколение, которое футболом не интересуется совершенно.
Раньше мы играли спектакль, а в рабочей курилке стоял телевизор, по которому транслировали важный матч. Актеры со сцены шепчут: «Какой там счет? Счет, счет какой?!» На сцене играют, страсти рвутся, а из-за кулис: «Спартак» ведет -1:0!» Сейчас другое поколение, им это неинтересно. Меня в последней нашей игре в Киеве поразило, что молодые совсем не умеют играть в футбол. У нас играли практически все, другое дело, что кто-то хуже, кто-то лучше, но - все.

- Вы знакомы с кем-то из молодых футболистов?

- К сожалению, нет. Раньше у нас была хорошая традиция: мы регулярно ездили в Тарасовку, приглашали футболистов в театр на премьеры. Эта традиция была потеряна при Романцеве.

- При Романцеве «Спартак» стал девятикратным чемпионом России...

- Не в силе «Спартака» было дело, а в слабости его соперников. Да, девятикратные. Да, можно этим гордиться... Когда Романцев ушел из «Спартака», ни в одной команде он ничего доказать не смог. И нигде ничего не докажет, потому что это человек с безумным количеством комплексов, человек, который с каждым годом не рос, как мастер, а становился хуже. Правда, это мое личное мнение...
Сейчас я доволен, что с командой работает Станислав Черчесов, в нем есть спартаковский дух. И Федотов, мне кажется, правильно делал, что начал вводить в команду молодых футболистов. Лично я считаю, что у «Спартака» есть своя школа, свой почерк. Знаменитые спартаковские «стеночки» - это не просто так было, это была целая школа, целое направление... Это нужно развивать. А когда приходят чужие игроки с другой выучкой, теряется рисунок игры, команда показывает другой футбол, не спартаковский, не зрелищный. У меня до сих пор перед глазами «Спартак» тех времен, когда Бесков принял команду, вылетевшую из премьер-лиги. Как играли эти мальчишки! Сережа Шавло, Жора Ярцев! Что эти ребята выделывали на поле! Помню, что творилось с фанатами. Именно тогда появились многие знаменитые кричалки: творческая интеллигенция сидела на трибунах и придумывала кричалки.

- Вы тоже что-нибудь придумали?

- Я просто хлопал и орал: «Жора Ярцев - наш герой! Забивай скорее гол!» Эта команда, с молодыми, никому не известными футболистами, показывала зрелищный футбол, и, конечно, такой футбол хотелось бы видеть сейчас. Все лучшие команды мира играют в зрелищный футбол, играют для зрителей.

- Часто спартаковские болельщики настолько не любят ЦСКА, что не поддерживают армейцев даже на международной арене...

- Я болею за российский футбол и за Россию, а клубные интересы - это наши внутренние дела. Я лучше приду на стадион и буду болеть за «Спартак» в матче против ЦСКА, тут уж я буду полностью во власти своих эмоций. А международная арена - это российский футбол, мы все должны болеть за наших. Я, кстати, до сих пор болею в европейских турнирах и за киевское «Динамо», и за «Шахтер». Очень жалею, что недавно был в Киеве и не встретился с Володей Веремеевым ( в прошлом футболист киевского Динамо, сейчас работает в штабе сборной Украины. - Авт.). Он был одним из моих любимых футболистов. У Веремеева была удивительная техника, понимание игры. Если кто-то после контакта с ним падал на поле, Володя подавал руку, извинялся. Меня всегда это поражало: откуда в этом простом парне такое чувство человеческого такта?!

- А вы на поле жесткий футболист?

- Стараюсь не быть жестким. Я за техничный футбол, но если меня толкают или делают мне больно, я это запомню и при случае отвечу.

- Помимо футбола, вас интересуют еще какие-то виды спорта?

- Большой теннис. В первый раз я взял в руки ракетку, когда был на гастролях в Киеве. Моим первым тренером была чемпионка Украины Людмила Петрова, она и привила мне любовь к теннису. С тех пор я сам играю и постоянно слежу за нашими спортсменами.

- А любовь к баскетболу с детства осталась? Тем более что результаты российских баскетболистов на международной арене впечатляют гораздо больше футбольных: недавно и мужская, и женская сборные выиграли чемпионат Европы.

- За наших мужчин и девушек я очень рад. Здорово, что они выиграли, но сам я, не знаю почему, к баскетболу охладел. Как-то вышел на площадку, а не играл давно, мне тут же дали в глаз, я вывернул палец, броски не идут - тяжелый стал ужасно... Я разозлился и ушел.

- Как вам удается выкраивать время на спорт?

- Времени, конечно, нет. У меня был случай... Одно время я стал очень плохо себя чувствовать, не понимал, что такое: стоять невозможно! Пробовал утром бегать - не помогает. Тогда я поехал поиграть в теннис. Поиграл час, а когда вышел после тренировки, сразу стал чувствовать себя хорошо. Наверное, организм, подвергавшийся на протяжении многих лет мощным нагрузкам, к ним привык. А сейчас я все забросил: не плаваю, не бегаю, в футбол и теннис редко играю. Бывает, иногда приходится сниматься одновременно в трех картинах, и ни на что времени не остается. Еще студенты, театр. Я очень жалею, что так мало времени уделяю спорту, но стараюсь, как только возможность появляется, ее использовать: бросаю все и -вперед!

Автор: Беседовала Ирина ЕЛУФЕРЬЕВА
Источник: Трибуна
Дата: 16.11.2007


Дата публикации: 16.11.2007