Новости

ИРИНА МУРАВЬЕВА: «КОГДА Я УЧИЛАСЬ В ТЕАТРАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ, ТО МЕЧТАЛА РАБОТАТЬ В ДЕРЕВЕНСКОМ КЛУБЕ»

ИРИНА МУРАВЬЕВА: «КОГДА Я УЧИЛАСЬ В ТЕАТРАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ, ТО МЕЧТАЛА РАБОТАТЬ В ДЕРЕВЕНСКОМ КЛУБЕ»

Самая обаятельная и привлекательная актриса советского кинематографа не любит давать интервью. Считает это занятие ненужным и бесполезным, Но недавно актриса нарушила долгий обет молчания и вышла на откровенный разговор.

- Ирина Вадимовна, вы мечтали стать учительницей младших классов, а стали актрисой, причем заслуженно народной...

- Наше поколение росло в то время, когда молодежь стремилась к положительным идеалам, мы мечтали быть полезными родине, в нас были сильны патриотические чувства. И я мечтала о профессии, которая бы помогала не отдельному человеку, а охватывала как можно больше людей. В результате я выбрал а... театр. В те годы в Москве наблюдался театральный бум. Я едва успевала бегать из одного театра в другой. И мечтала сама играть - да так, чтобы люди чувствовали театр так, как чувствую его я. Но для начала нужно было поступить в театральное училище. При этом я дала себе слово, что, когда стану актрисой, в детском театре работать не буду. Нас классом постоянно туда водили, и я наблюдала не один год, как немолодые тети и дяди играли детей и подростков - это было ужасное зрелище. Я мечтала по окончании училища работать где-нибудь в сельском театре, где-нибудь в глубинке, где бы я чувствовала себя востребованной, нужной. Да и искренность людей из провинции меня сильно подкупает.
Но в первый же год после окончания школы меня не приняли ни в одно театральное училище, а во второй - только в студию... при Центральном детском театре. Я даже не поняла, обрадовалась я или нет. Но все равно учиться пошла, потому что на третье поступление меня уже не хватило бы.

- В Центральном детском театре вы проработали семь лет и все-таки ушли оттуда.

- Потому что жизнь в детском театре короткая, ты быстро взрослеешь, а играть подростков, будучи взрослой тетенькой, мне не хотелось. И когда меня пригласили в Театр имени Моссовета, я даже не раздумывала, перешла туда сразу и проработала там 20(!) лет.
Но однажды вдруг поняла, что меня там как будто нет. Что сама к себе творчески отношусь лучше, чем тамошние режиссеры. В результате я стала хандрить. Я человек сомневающийся, и у меня появились комплексы неполноценности по поводу того, что я плохо играю, что у меня простои между спектаклями, какие-то паузы. И таким образом «съела» себя совершенно, так что в конце концов написала заявление об уходе, решив, что я заканчиваю карьеру актрисы. И ушла из театра.
Думала, что все, навсегда. Но неожиданно получила приглашение в Малый театр. Не хотела туда идти, потому что у меня просто не осталось сил выходить на сцену, но мне предложили интересную роль. Потом другую, третью, и я увлеклась, я словно вернулась сама к себе, задышала с новой силой. И меня так хорошо приняли в театре, и так мне хорошо работалось с Юрием Соломиным, и столько он сил мне дал, чему-то новому научил, что я здесь почти 15 лет играю замечательные роли.

- Малый театр продлил вашу творческую жизнь...

- Совершенно верно. В Малом очень много хороших ролей для женщин моего возраста. И сегодня могу сказать, что я счастливый человек, я в работе. Только что вышла в театре премьера спектакля «Власть тьмы», где я сыграла отрицательную роль, этакую старуху, как написано в ремарке, 50-ти лет. Я была страшно удивлена: 50 лет - не старческий возраст. Но потом поняла, что в те времена женщины в деревнях старились значительно быстрее от тяжелого физического труда, который изматывал.
И в 50 лет женщины выглядели, как сейчас в 60 и старше. Жизнь в деревне не способствовала омоложению.
Опять же деревенские предрассудки были так сильны, что буквально ломали человеческие жизни, они довлели над здравым смыслом, над подсознательным желанием освободиться от них. Это сейчас современная жизнь властно распорядилась и с деревней тоже, с ее укладом, так что порой жалеешь каких-то утерянных сельских традиций, каких-то основ, которые, чем дальше, тем они зыбче.

- А как же кино, которое принесло популярность?

- Признаться, никогда не думала, что на меня обратят внимание кинематографисты. Еще в молодости посмотрела на себя в зеркало - страшная, рыжая, с белыми ресницами, какая-то нескладная, в общем, не то, что в кино сниматься, меня замуж-то никто не возьмет. Но успокаивала себя тем, что буду театральной актрисой. Я знала, что люблю только театр.
И однажды совершенно неожиданно (все прекрасное происходит неожиданно) режиссер Антонов пригласил меня в картину «Чисто английское убийство». Но худсовет не утверждал меня на эту роль очень долго. Спасибо режиссеру - он все-таки настоял на том, чтобы играла именно я. Но озвучила меня все-таки другая актриса.
После этой картины снова наступила пауза, затишье, но снова вдруг в моей судьбе появляется другой режиссер, Владимир Меньшов. И снова меня, как, впрочем, и других актрис, худсовет долго не утверждает. Но Меньшов - человек крепкий: если что-то задумал, своего добьется. В результате нас утвердили и картину «Москва слезам не верит» сняли быстро, как-то играючи весело. Меньшов все время что-то придумывал, юморил, и мы все время чему-то радовались.

Но когда фильм вышел в прокат и я увидела себя на экране - у меня началась настоящая паника. Я не люблю в жизни таких веселых женщин, как моя героиня, этакая неглиже с отвагой - вся такая настырная в достижении цели. Но когда увидела позже огромные очереди в кинотеатрах, неподдельный интерес к фильму, смирилась и поверила в себя. Так что не театр сделал меня знаменитой, а кино, которое смотрит вся страна. Мне повезло, что я снималась в хороших фильмах у хороших режиссеров. Не знаю, как сложилась бы моя актерская судьба, если бы молодость пришлась на сегодняшний день. Что бы сегодня мне предложили в кино, была бы для меня интересная работа?

- Рассказывают, что вы очень щепетильны в выборе сценариев...

- Во-первых, я снимаюсь в кино в свободное от работы время. Потому что главная моя работа - театр, главное достижение - дети. Предлагаемых сценариев было много. Но я первым делом узнавала, где снимается картина: если в Москве - хорошо, нет
- отказывалась сразу. Потом узнавала - кто режиссер, кто будет сниматься из актеров и что за содержание фильма. Хотя сегодня содержание ушло на третий план. Главное - кто снимает. Потому что, например, сценарий фильма «Москва слезам не верит» сценариста Черныха пролежал на «Мосфильме» лет 15, и никто не хотел его ставить, пока не появился Меньшов. Он вложил в сценарий свой потрясающий юмор, нечто такое свое, от чего сценарий заиграл другими красками. Главное в нашем деле - это попасть в хорошие режиссерские руки.

- Вы, слава богу, востребованы и сегодня.

- Да, я каждый день хожу на работу в свой театр. И радуюсь, что служу ему. Вы знаете, в нашем театре никого не увольняют по возрасту. Поэтому многим нашим актерам уже за 90 лет.

- Была в вашей жизни роль, от которой вы отказались, а позже об этом пожалели?

- Да, это картина «Однажды, 20 лет спустя», где в результате сыграла Наташа Гундарева, «Блондинку за углом» - Таня Догилева... Я чересчур серьезно относилась к профессии и этим себе навредила. До сих пор жалею, что не снялась у Хейфица, Бондарчука и Швейцера.

- Не могу не спросить вас о работе с Александром Абдуловым, вы снялись с ним в двух картинах.

- Несмотря на то, что мы вместе снимались, я с ним мало была знакома. Но могу сказать, что это был человек-ветер. Он приезжал на съемки на своей машине и, быстро отснявшись, тут же уезжал. Он одновременно мысленно был везде - тут и там, и в другом месте. Он никогда не был спокойным, обожал фантазировать на съемочной площадке. Но в картине «Самая обаятельная и привлекательная» режиссер не давал ему делать то, что он хотел. Для Саши это было поражением: он ничего своего в картину не привнес... Что касается отношений вне съемочной площадки, их не было, наша жизнь проходила по разным дорогам.

- Вы очень требовательны к себе и к другим, свою профессию знаете «от и до». Вам не предлагали преподавать в театральном институте?

- Предлагали, но я отказалась. Я не уверена, что смогу научить. Подсказать - да, но не более. Дело в том, что я не люблю, когда плохо играют, я все белые нитки вижу, меня нельзя обмануть. Поэтому я плохой зритель. А студенты - те же дети, они плохо еще играют, я бы злилась на них все время. Хотя есть среди них те, кто понимает нашу профессию. Жизнь актерская - не что иное, как изучение себя, поиск внутренних клавиш. Какую из них нажать, чтобы она зазвучала в унисон сердцам сидящих в зале? Как выбрать верную ноту? Все зависит от таланта.

Автор: Беседовала Наталья АНОХИНА
Источник: Российская аграрная газета (приложение к газете Труд)
Дата: 29.02.2008


Дата публикации: 03.03.2008
ИРИНА МУРАВЬЕВА: «КОГДА Я УЧИЛАСЬ В ТЕАТРАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ, ТО МЕЧТАЛА РАБОТАТЬ В ДЕРЕВЕНСКОМ КЛУБЕ»

Самая обаятельная и привлекательная актриса советского кинематографа не любит давать интервью. Считает это занятие ненужным и бесполезным, Но недавно актриса нарушила долгий обет молчания и вышла на откровенный разговор.

- Ирина Вадимовна, вы мечтали стать учительницей младших классов, а стали актрисой, причем заслуженно народной...

- Наше поколение росло в то время, когда молодежь стремилась к положительным идеалам, мы мечтали быть полезными родине, в нас были сильны патриотические чувства. И я мечтала о профессии, которая бы помогала не отдельному человеку, а охватывала как можно больше людей. В результате я выбрал а... театр. В те годы в Москве наблюдался театральный бум. Я едва успевала бегать из одного театра в другой. И мечтала сама играть - да так, чтобы люди чувствовали театр так, как чувствую его я. Но для начала нужно было поступить в театральное училище. При этом я дала себе слово, что, когда стану актрисой, в детском театре работать не буду. Нас классом постоянно туда водили, и я наблюдала не один год, как немолодые тети и дяди играли детей и подростков - это было ужасное зрелище. Я мечтала по окончании училища работать где-нибудь в сельском театре, где-нибудь в глубинке, где бы я чувствовала себя востребованной, нужной. Да и искренность людей из провинции меня сильно подкупает.
Но в первый же год после окончания школы меня не приняли ни в одно театральное училище, а во второй - только в студию... при Центральном детском театре. Я даже не поняла, обрадовалась я или нет. Но все равно учиться пошла, потому что на третье поступление меня уже не хватило бы.

- В Центральном детском театре вы проработали семь лет и все-таки ушли оттуда.

- Потому что жизнь в детском театре короткая, ты быстро взрослеешь, а играть подростков, будучи взрослой тетенькой, мне не хотелось. И когда меня пригласили в Театр имени Моссовета, я даже не раздумывала, перешла туда сразу и проработала там 20(!) лет.
Но однажды вдруг поняла, что меня там как будто нет. Что сама к себе творчески отношусь лучше, чем тамошние режиссеры. В результате я стала хандрить. Я человек сомневающийся, и у меня появились комплексы неполноценности по поводу того, что я плохо играю, что у меня простои между спектаклями, какие-то паузы. И таким образом «съела» себя совершенно, так что в конце концов написала заявление об уходе, решив, что я заканчиваю карьеру актрисы. И ушла из театра.
Думала, что все, навсегда. Но неожиданно получила приглашение в Малый театр. Не хотела туда идти, потому что у меня просто не осталось сил выходить на сцену, но мне предложили интересную роль. Потом другую, третью, и я увлеклась, я словно вернулась сама к себе, задышала с новой силой. И меня так хорошо приняли в театре, и так мне хорошо работалось с Юрием Соломиным, и столько он сил мне дал, чему-то новому научил, что я здесь почти 15 лет играю замечательные роли.

- Малый театр продлил вашу творческую жизнь...

- Совершенно верно. В Малом очень много хороших ролей для женщин моего возраста. И сегодня могу сказать, что я счастливый человек, я в работе. Только что вышла в театре премьера спектакля «Власть тьмы», где я сыграла отрицательную роль, этакую старуху, как написано в ремарке, 50-ти лет. Я была страшно удивлена: 50 лет - не старческий возраст. Но потом поняла, что в те времена женщины в деревнях старились значительно быстрее от тяжелого физического труда, который изматывал.
И в 50 лет женщины выглядели, как сейчас в 60 и старше. Жизнь в деревне не способствовала омоложению.
Опять же деревенские предрассудки были так сильны, что буквально ломали человеческие жизни, они довлели над здравым смыслом, над подсознательным желанием освободиться от них. Это сейчас современная жизнь властно распорядилась и с деревней тоже, с ее укладом, так что порой жалеешь каких-то утерянных сельских традиций, каких-то основ, которые, чем дальше, тем они зыбче.

- А как же кино, которое принесло популярность?

- Признаться, никогда не думала, что на меня обратят внимание кинематографисты. Еще в молодости посмотрела на себя в зеркало - страшная, рыжая, с белыми ресницами, какая-то нескладная, в общем, не то, что в кино сниматься, меня замуж-то никто не возьмет. Но успокаивала себя тем, что буду театральной актрисой. Я знала, что люблю только театр.
И однажды совершенно неожиданно (все прекрасное происходит неожиданно) режиссер Антонов пригласил меня в картину «Чисто английское убийство». Но худсовет не утверждал меня на эту роль очень долго. Спасибо режиссеру - он все-таки настоял на том, чтобы играла именно я. Но озвучила меня все-таки другая актриса.
После этой картины снова наступила пауза, затишье, но снова вдруг в моей судьбе появляется другой режиссер, Владимир Меньшов. И снова меня, как, впрочем, и других актрис, худсовет долго не утверждает. Но Меньшов - человек крепкий: если что-то задумал, своего добьется. В результате нас утвердили и картину «Москва слезам не верит» сняли быстро, как-то играючи весело. Меньшов все время что-то придумывал, юморил, и мы все время чему-то радовались.

Но когда фильм вышел в прокат и я увидела себя на экране - у меня началась настоящая паника. Я не люблю в жизни таких веселых женщин, как моя героиня, этакая неглиже с отвагой - вся такая настырная в достижении цели. Но когда увидела позже огромные очереди в кинотеатрах, неподдельный интерес к фильму, смирилась и поверила в себя. Так что не театр сделал меня знаменитой, а кино, которое смотрит вся страна. Мне повезло, что я снималась в хороших фильмах у хороших режиссеров. Не знаю, как сложилась бы моя актерская судьба, если бы молодость пришлась на сегодняшний день. Что бы сегодня мне предложили в кино, была бы для меня интересная работа?

- Рассказывают, что вы очень щепетильны в выборе сценариев...

- Во-первых, я снимаюсь в кино в свободное от работы время. Потому что главная моя работа - театр, главное достижение - дети. Предлагаемых сценариев было много. Но я первым делом узнавала, где снимается картина: если в Москве - хорошо, нет
- отказывалась сразу. Потом узнавала - кто режиссер, кто будет сниматься из актеров и что за содержание фильма. Хотя сегодня содержание ушло на третий план. Главное - кто снимает. Потому что, например, сценарий фильма «Москва слезам не верит» сценариста Черныха пролежал на «Мосфильме» лет 15, и никто не хотел его ставить, пока не появился Меньшов. Он вложил в сценарий свой потрясающий юмор, нечто такое свое, от чего сценарий заиграл другими красками. Главное в нашем деле - это попасть в хорошие режиссерские руки.

- Вы, слава богу, востребованы и сегодня.

- Да, я каждый день хожу на работу в свой театр. И радуюсь, что служу ему. Вы знаете, в нашем театре никого не увольняют по возрасту. Поэтому многим нашим актерам уже за 90 лет.

- Была в вашей жизни роль, от которой вы отказались, а позже об этом пожалели?

- Да, это картина «Однажды, 20 лет спустя», где в результате сыграла Наташа Гундарева, «Блондинку за углом» - Таня Догилева... Я чересчур серьезно относилась к профессии и этим себе навредила. До сих пор жалею, что не снялась у Хейфица, Бондарчука и Швейцера.

- Не могу не спросить вас о работе с Александром Абдуловым, вы снялись с ним в двух картинах.

- Несмотря на то, что мы вместе снимались, я с ним мало была знакома. Но могу сказать, что это был человек-ветер. Он приезжал на съемки на своей машине и, быстро отснявшись, тут же уезжал. Он одновременно мысленно был везде - тут и там, и в другом месте. Он никогда не был спокойным, обожал фантазировать на съемочной площадке. Но в картине «Самая обаятельная и привлекательная» режиссер не давал ему делать то, что он хотел. Для Саши это было поражением: он ничего своего в картину не привнес... Что касается отношений вне съемочной площадки, их не было, наша жизнь проходила по разным дорогам.

- Вы очень требовательны к себе и к другим, свою профессию знаете «от и до». Вам не предлагали преподавать в театральном институте?

- Предлагали, но я отказалась. Я не уверена, что смогу научить. Подсказать - да, но не более. Дело в том, что я не люблю, когда плохо играют, я все белые нитки вижу, меня нельзя обмануть. Поэтому я плохой зритель. А студенты - те же дети, они плохо еще играют, я бы злилась на них все время. Хотя есть среди них те, кто понимает нашу профессию. Жизнь актерская - не что иное, как изучение себя, поиск внутренних клавиш. Какую из них нажать, чтобы она зазвучала в унисон сердцам сидящих в зале? Как выбрать верную ноту? Все зависит от таланта.

Автор: Беседовала Наталья АНОХИНА
Источник: Российская аграрная газета (приложение к газете Труд)
Дата: 29.02.2008


Дата публикации: 03.03.2008