Новости

Л.Н.ТОЛСТОЙ «ВЛАСТЬ ТЬМЫ, ИЛИ «КОГОТОК УВЯЗ, ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ»

Л.Н.ТОЛСТОЙ «ВЛАСТЬ ТЬМЫ, ИЛИ «КОГОТОК УВЯЗ, ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ»

Режиссер – Юрий СОЛОМИН
Премьера - декабрь 2007 г.

«Власть тьмы». Услышав такое название, поколение MTV наверняка думает, что речь идет о каком-нибудь мистическом триллере про деяния потусторонние. Наверное, Лев Николаевич Толстой и не задумывался, сколь двусмысленно будет восприниматься название его пьесы сто лет спустя. Возможно, отчасти поэтому - чтобы избежать двусмысленного понимания со стороны молодежи - у спектакля Малого театра есть и второе имя: «Коготок увяз, всей птичке пропасть». Суть постановки Юрия Соломина и заключается в этой поговорке. «Власть тьмы» - действительно мрачная пьеса. Прямо скажем, радостного в ней при прочтении обнаружить почти невозможно. Кажется, что тьма от творимых персонажами поступков по мере развития действия сгущается все больше и больше. Но в спектакле Малого театра эта тьма - внутри, а не снаружи. Если не всматриваться, то ее и не разглядишь - и от этого еще страшнее.

С первого взгляда кажется, что это пьеса не Толстого, а Островского: декорации изображают двор зажиточного купца, конюшню, живописный задник рисует сельские просторы. Где-то слышны веселые песни девушек. В спектакле Юрия Соломина обычная жизнь течет своим чередом - и выходящие за нормы морали события тоже являются будто ее самой обыденной частью.
«Женщина - вот корень зла», - так считал Лев Николаевич, придавая главному злому гению своей пьесы женское

обличье. Коварную старуху Матрену играет Ирина Муравьева. Да-да, Муравьева, которая ну никак не ассоциируется у зрителя с отрицательными персонажами. Ее Матрена с виду добросердечная сердобольная бабулька, готовая на все, чтобы обеспечить счастливую жизнь собственному сыну. Предложить любовнице сына яд, чтобы отравить мешающего богатого мужа. В нужный момент направить сына, чтобы завладеть всеми деньгами скончавшегося купца. Придушить ребеночка, прижитого на стороне и мешающего семейной жизни самим фактом своего существования. Сговорившись с невесткой Анисьей (Инна Иванова), Матрена становится инициатором всех этих деяний - и самое страшное, для нее они - что-то само собой разумеющееся, часть повседневной жизни. Муж Матрены Аким в исполнении Алексея Кудиновича (эту роль также играет Юрий Соломин) - полная противоположность супруге. Под внешней мягкостью старика Акима скрывается твердый нравственный стержень, не допускающий искажений морали.
Под птичкой с увязнувшим коготком в пьесе подразумевается сын Матрены Никита (Алексей Фадеев) - типичный пример слабохарактерного подкаблучника, как сказали бы сегодня. Причем подкаблучника, готового и способного на подлость: грехи его начинаются с обиженной им девушки Марины, а дальше пошло-поехало. Но все-таки что-то, тянущееся к свету, остается в его душе: спектакль заканчивается покаянием Никиты. Во всех злых деяниях он обвиняет одного себя - и рядом стоящий отец благословляет его раскаяние. Так закончил Лев Толстой свою пьесу, и таков финал спектакля. «И кому нужно было это покаяние?!» - спрашивают друг друга идущие в гардероб зрительницы. Власть тьмы, как видно, и через сто лет не рассеялась».


Валерия ГУМЕНЮК
«Театральная касса», апрель 2008 года

Дата публикации: 31.03.2008
Л.Н.ТОЛСТОЙ «ВЛАСТЬ ТЬМЫ, ИЛИ «КОГОТОК УВЯЗ, ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ»

Режиссер – Юрий СОЛОМИН
Премьера - декабрь 2007 г.

«Власть тьмы». Услышав такое название, поколение MTV наверняка думает, что речь идет о каком-нибудь мистическом триллере про деяния потусторонние. Наверное, Лев Николаевич Толстой и не задумывался, сколь двусмысленно будет восприниматься название его пьесы сто лет спустя. Возможно, отчасти поэтому - чтобы избежать двусмысленного понимания со стороны молодежи - у спектакля Малого театра есть и второе имя: «Коготок увяз, всей птичке пропасть». Суть постановки Юрия Соломина и заключается в этой поговорке. «Власть тьмы» - действительно мрачная пьеса. Прямо скажем, радостного в ней при прочтении обнаружить почти невозможно. Кажется, что тьма от творимых персонажами поступков по мере развития действия сгущается все больше и больше. Но в спектакле Малого театра эта тьма - внутри, а не снаружи. Если не всматриваться, то ее и не разглядишь - и от этого еще страшнее.

С первого взгляда кажется, что это пьеса не Толстого, а Островского: декорации изображают двор зажиточного купца, конюшню, живописный задник рисует сельские просторы. Где-то слышны веселые песни девушек. В спектакле Юрия Соломина обычная жизнь течет своим чередом - и выходящие за нормы морали события тоже являются будто ее самой обыденной частью.
«Женщина - вот корень зла», - так считал Лев Николаевич, придавая главному злому гению своей пьесы женское

обличье. Коварную старуху Матрену играет Ирина Муравьева. Да-да, Муравьева, которая ну никак не ассоциируется у зрителя с отрицательными персонажами. Ее Матрена с виду добросердечная сердобольная бабулька, готовая на все, чтобы обеспечить счастливую жизнь собственному сыну. Предложить любовнице сына яд, чтобы отравить мешающего богатого мужа. В нужный момент направить сына, чтобы завладеть всеми деньгами скончавшегося купца. Придушить ребеночка, прижитого на стороне и мешающего семейной жизни самим фактом своего существования. Сговорившись с невесткой Анисьей (Инна Иванова), Матрена становится инициатором всех этих деяний - и самое страшное, для нее они - что-то само собой разумеющееся, часть повседневной жизни. Муж Матрены Аким в исполнении Алексея Кудиновича (эту роль также играет Юрий Соломин) - полная противоположность супруге. Под внешней мягкостью старика Акима скрывается твердый нравственный стержень, не допускающий искажений морали.
Под птичкой с увязнувшим коготком в пьесе подразумевается сын Матрены Никита (Алексей Фадеев) - типичный пример слабохарактерного подкаблучника, как сказали бы сегодня. Причем подкаблучника, готового и способного на подлость: грехи его начинаются с обиженной им девушки Марины, а дальше пошло-поехало. Но все-таки что-то, тянущееся к свету, остается в его душе: спектакль заканчивается покаянием Никиты. Во всех злых деяниях он обвиняет одного себя - и рядом стоящий отец благословляет его раскаяние. Так закончил Лев Толстой свою пьесу, и таков финал спектакля. «И кому нужно было это покаяние?!» - спрашивают друг друга идущие в гардероб зрительницы. Власть тьмы, как видно, и через сто лет не рассеялась».


Валерия ГУМЕНЮК
«Театральная касса», апрель 2008 года

Дата публикации: 31.03.2008