Новости

СМИ ПОЗДРАВЛЯЮТ ЭЛИНУ БЫСТРИЦКУЮ С ЮБИЛЕЕМ

СМИ ПОЗДРАВЛЯЮТ ЭЛИНУ БЫСТРИЦКУЮ С ЮБИЛЕЕМ

Предлагаем вашему вниманию подборку наиболее интересных публикаций в российских СМИ о юбилее Элины Авраамовны Быстрицкой


КАЗАЧКА АКСИНЬЯ СТАЛА ЛЕДИ КИТТИ

К юбилею Быстрицкой в Малом театре был поставлен спектакль «Любовный круг»
- Увы, почти десять лет у Элины Авраамовны не было новой главной роли в театре, - рассказал нам режиссер-постановщик спектакля Андрей ЖИТИНКИН. - Она занята в спектаклях «На всякого мудреца довольно простоты», «Горе от ума» в хороших, но второстепенных ролях. «Любовный круг» мы ставили специально на Быстрицкую. В этом спектакле она открылась как блистательная характерная актриса, которая не боится быть нелепой, смешной, даже шокирующей. Драматургия Сомерсета Моэма не всякому лицедею по плечу. Тут надо уметь вести парадоксальный диалог и владеть темпераментом мысли.
Элина Авраамовна своего возраста не скрывает. Но вот что удивительно: ее партнеры по спектаклю, актеры Малого театра Борис Клюев и Василий Бочкарев, которые значительно моложе, в пьесе играют ее ровесников. Да еще и соперников, которые влюблены в героиню Быстрицкой - леди Кити с молодости. Но у зрителей не возникает сомнения в правомочности такого распределения ролей. И в этом не только волшебная сила искусства, но и подтверждение того, в какой потрясающей форме находится актриса. При том что в театре всем хорошо известно, что пластику она не делала.
Известно, что Быстрицкая приезжает в театр за три часа до спектакля, сама делает грим. И до спектакля никого не пускает в гримерку, чтобы не потерять настрой. Она как-то призналась Андрею Житинкину, что накануне спектакля даже по-особому питается и по-другому спит. До сих пор каждый выход на сцену для нее событие. Да и для зрителя - тоже.
Автор: Анастасия ПЛЕШАКОВА
Источник: Комсомольская правда
Дата: 04.04.2008



ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ: «ШОЛОХОВ ПЛАКАЛ НА ПОКАЗЕ «ТИХОГО ДОНА»

ЗНАМЕНИТАЯ АКТРИСА ОТМЕЧАЕТ КРУГЛУЮ ДАТУ
После выхода на экраны картины «Неоконченная повесть» Элина Быстрицкая была названа лучшей актрисой страны по версии читателей «Советской культуры». Но настоящая слава пришла к ней после роли Аксиньи в экранизации шолоховского «Тихого Дона».
Быстрицкая вспоминает о премьере фильма: «Шолохову показали подряд первую и вторую серии. Он долго не поворачивался к нам. Уже свет зажгли, а он сидел - шапка окурков накрыла напольную пепельницу. Потом повернулся - лицо у него было заплаканное... У меня никогда не было сомнений, что он - автор «Тихого Дона».
Сейчас она служит в Малом театре и, несмотря на свою занятость, согласилась ответить на несколько наших вопросов в антракте спектакля «На всякого мудреца довольно простоты».
- Элина Авраамовна, были ли какие-нибудь роли, которые вы хотели сыграть, но так и не сложилось?
- Было, конечно, неоднократно. Бывало даже, что я приступала к репетициям, но обстоятельства складывались так, что я уходила до завершения работы. В моей практике были и отказы от ролей. То ли я не понимала режиссера, то ли не могла согласиться с трактовкой. Не хочется называть конкретно, это все замечательные роли, которые впоследствии играли мои коллеги.
- Что для вас важнее было: кино или театр?
- В театре я работаю и считаю, что он сохраняет актера. Театр дает возможность тренажа, а постоянный тренаж - это очень важно и для мозга, и для тела, и для жизни. Кино не имеет этих преимуществ и сильно использует актера. Но я сама очень люблю кинематограф.
***
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Элина БЫСТРИЦКАЯ родилась в Киеве в семье военного врача. Окончила Киевский институт театрального искусства. До 1958 года работала в Вильнюсском русском драматическом театре. В то же время дебютировала в кино и прославилась как исполнительница ролей Елизаветы Максимовны в «Неоконченной повести» (1955) и Аксиньи в «Тихом Доне» (1958). С 1958 года и до сих пор работает в Малом театре в Москве.

Автор: Елена СТРЕЛЬНИКОВА
Источник: Комсомольская правда
Дата: 04.04.2008


ВЕДРА КЛЮЧЕВОЙ ВОДЫ

Сегодня юбилей Элины Быстрицкой

уже опытной актрисой вошла Элина Быстрицкая в главный театр своей жизни - Малый
До этого был дом в Нежине, серьезный отец-врач, уличные игры с мальчишками, навсегда наделившие ее независимостью и мужским характером - прямым, резким, бескомпромиссным и очень волевым. Война, работа в госпитале, медицинское училище добавили в характер девочки ту меру серьезности, которая отличает все ее работы. Занятая делами поважнее, она совсем не замечала своей невероятной и пугающей царственной красоты
Но именно эта красота и сила воли сделали свое дело - нарушив волю отца и сломив его многолетнее сопротивление, она переступила порог театрального института, когда ей было 20. Не испорченная кокетством, рано повзрослевшая, но по-детски прямодушная, она быстро испытала на себе силу судьбы. Оказалось, что она сумела нарушить все главные заповеди актерской богемы и мужской цивилизации - вместо того чтобы пользоваться красотой, она с возмущением отвергала всех, кто на нее претендовал
Так, вместо престижных московских подмостков она оказалась на окраине советской империи - в Вильнюсском театре русской драмы. Но вскоре ее узнали в кино - в «Неоконченной повести» она сыграла то, что знала едва ли не лучше всего - врача. А когда пришло время снимать «Тихий Дон», Шолохов уже мечтал только о ней - женщине с царственной красотой: «Вот моя Аксинья!» Она и стала главной казачкой советского кино, соединив волю, величие, царственность и роскошную красоту древнего казачьего рода - точно всегда гуляла в вольных донских просторах
Оттого однажды, увидев ее в Доме кино, Фаина Раневская предложила поработать вместе в одном спектакле. Работа не состоялась, но осталось взаимное уважение друг к другу двух независимых, отчаянно бескомпромиссных и отчаянно одиноких женщин
Попав в Малый, Элина Быстрицкая неожиданно для себя стала частью малотеатровских легенд. Одна из них навеки связала ее имя с именем Руфины Нифонтовой, принятой в театр в один с ней год. Атмосфера соперничества была самым трудным для нее испытанием, а истории про то, как обе актрисы из года в год ездили на разных лифтах, чтобы не пересекаться, превратились в один из самых стойких мифов Малого театра. Впрочем, Быстрицкой и к этому было не привыкать - сплетни, зависть и травля были ей знакомы со времен учебы в киевском институте
Знакомая с силой преодоления, выучившись играть по-русски с таким же блеском, как делала это по-украински, она овладела на сцене Малого театра не только его традициями приподнятого, высокого стиля, но и принесла чувство особой музыкальности. Игоря Стравинского, в 1962 году увидевшего ее в роли баронессы Штраль (в «Маскараде» Леонида Варпаховского), восхитило именно это качество актрисы. Быть может, детские годы, проведенные в певучем, нежном Нежине, наполнили ее речь таким тонким и совершенным чувством фонетической красоты.

Автор: Алена Карась
Источник: Российская газета
Дата: 04.04.2008



КИЕВСКАЯ АКСИНЬЯ

5 апреля на Первом канале - документальный фильм «Элина Быстрицкая. Сердце красавицы».
Элина Быстрицкая не любит, когда про нее говорят - «звезда». Слишком легковесно это понятие для Быстрицкой. Ведь она добилась своей славы вопреки многим обстоятельствам, даже вопреки пресловутой «актерской удаче».
Элина Авраамовна родилась в Киеве, в семье военного врача. Во время Великой Отечественной еще девчонкой пошла работать медсестрой во фронтовой госпиталь. Но медиком не стала. Вопреки воле родителей Быстрицкая поступила в театральный институт. Красивая, гордая, смелая - она вызывала у однокурсников восхищение и одновременно зависть.
В 1953 году ее едва не отчислили из института после комсомольского собрания, которое обвинило студентку Быстрицкую в «высокомерии и отрыве от коллектива».
Первую кинороль, принесшую ей славу, актриса выбрала сама: ее утвердили одновременно в двух картинах, Элина Авраамовна решила сыграть врача в фильме «Неоконченная повесть».
Быстрицкая сама предложила Герасимову свою кандидатуру на роль Аксиньи. И победила в творческом конкурсе природную казачку Нонну Мордюкову! Быстрицкую выбрал как идеальную исполнительницу Аксиньи сам автор романа - Михаил Шолохов.
С детства Быстрицкая бредила Московским Малым театром. После работы в «Тихом Доне» она почувствовала, что готова попробовать свои силы на прославленной сцене. Однако немало времени потребовалось актрисе, чтобы завоевать признание и любовь не только публики этого прославленного театра, но и мэтров Малого.
После Аксиньи Быстрицкая отказывалась сниматься в проходных ролях. Она установила для себя как для актрисы очень высокую планку. Многие стали ее просто бояться - Элина Авраамовна не будет молчать, если считает что-то неправильным, несправедливым. Из-за своего прямого характера Быстрицкая испортила отношения со многими коллегами.
В кино она не снималась 27 лет. Были времена, когда и в театре ей не давали ролей. Ее бескомпромиссность проявилась и в семейной жизни. Узнав об измене мужа, с которым жила душа в душу долгие годы, Быстрицкая мгновенно рассталась с ним.
Женщина, у которой миллионы поклонников, сейчас живет одна. У Быстрицкой нет детей. Ее одиночество скрашивает только любимая собачка. Но никто никогда не увидит Быстрицкую опустившей руки. У нее есть театр, есть любимая профессия. Этим и жива. Этим и горда. В свои без малого 80.
В фильме приняли участие: Борис Клюев (актер), Андрей Житинкин (режиссер), Варвара Андреева (актриса, партнерша Быстрицкой), Софья Авраамовна (сестра Э. Быстрицкой), Александр Синько (режиссер, сокурсник Быстрицкой), Юрий Соломин (художественный руководитель Малого театра), Александр Бурдонский (режиссер, народный артист России).

Источник: Московская правда
Дата: 04.04.2008
Номер: 069



БЛИСТАТЕЛЬНАЯ АКТРИСА ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ

МОСКВА, 4 апр - РИА Новости, Наталия Курова. Все, кто видел Элину Быстрицкую в образе Аксиньи в киноромане Герасимова «Тихий Дон» и сегодня, на сцене ее родного дома - Малого театра, восхищенно воскликнут: годы не властны над этой женщиной, сказал в интервью РИА Новости художественный руководитель московского театра имени Ермоловой, известный актер и режиссер Владимир Андреев.
Блистательная актриса и царственно красивая женщина Элина Быстрицкая отмечает в пятницу юбилей.
«Я недавно видел Элину и, наблюдая за ней, любовался ее гордой, царственной осанкой, - сказал Андреев. - Действительно, Бог наделил ее редкой красотой и удивительным талантом - актерским и человеческим. Мне выпало счастье, и не однажды, быть партнером Быстрицкой. Это наслаждение и в профессиональном, и в человеческом смысле».
«Особенно дорог мне и, насколько я знаю, Элине спектакль «Перекресток» или «Варшавская мелодия-98», поставленный по пьесе драматурга Леонида Зорина. Это спектакль двух актеров, с которым мы объехали многие города России и страны ближнего и дальнего зарубежья. И везде: в Киеве, Риге, Вильнюсе, Берлине, Дюссельдорфе - Быстрицкую встречали и приветствовали как редкую драгоценность и долго не отпускали после спектакля,» - отметил он.
«Но несмотря на свою красоту и, казалось бы, «пожизненное» амплуа героини, Быстрицкая очень разноплановая актриса, обладающая широкой творческой палитрой и способная сыграть все: трагедию и комедию, быть лирической героиней и выступить в острохарактерной роли,» - добавил собеседник агентства.
Пятьдесят лет Быстрицкая служит в Малом театре, о котором мечтала и куда была принята уже известной кинозвездой, сыграв свою главную роль - шолоховскую Аксинью. После окончания Киевского театрального института имени Карпенко-Карого Элина Авраамовна работала в Вильнюсском русском драматическом театре.
В Малый театр она пришла, когда там еще играли знаменитые «старики»: Елена Гоголева, Вера Пашенная, Михаил Царев, перед которыми молодая актриса благоговела.
Дебютной работой Быстрицкой на сцене Малого театра стала роль леди Уиндермиер в спектакле «Веер леди Уиндермиер». Затем была целая галерея образов из пьес Островского. Кроме того, Быстрицкая играла в спектаклях по произведениям Горького, Чехова, Лермонтова, Достоевского. Она работала с такими известными режиссерами как Борис Бабочкин, Леонид Варпаховский, Петр Фоменко и другими.
Среди последних театральных ролей Быстрицкой - Хлестова в «Горе от ума» Грибоедова, Турусина в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» Островского и леди Китти в «Любовном круге» Моэма. Именно этот спектакль в Малом театре сыграют 6 апреля, после чего состоится чествование знаменитой актрисы.
Быстрицкая увенчана высшими актерскими званиями и многими почетными наградами. Она - народная артистка СССР, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством П степени», актриса награждена двумя орденами «Знака почета», орденом «Отечественной войны П степени» и медалями за Победу над Германией.
Источник: РИА «Новости»
Дата: 04.04.2008



МУДРАЯ ЭЛИНА

Фильмография этой актрисы не насчитывает и двадцати картин, но ее знают и любят миллионы зрителей. Уже полвека она неизменно лидирует в рейтингах самых красивых лиц отечественного кино, а ее мелодичным именем, доставшимся ей от героини норвежского писателя Кнута Гамсуна, называют новорожденных девочек всей страны. Своей долгой и богатой невероятными историями жизнью она доказала, что подлинное искусство не терпит компромисса и что в любых жизненных ситуациях нужно в первую очередь защищать свою честь и достоинство, как бы назидательно это ни звучало. Четвертого апреля Элина Авраамовна Быстрицкая отмечает свой юбилей.
«СТАНЬ Я ВРАЧОМ, УМЕРЛА БЫ ЛЕТ ЧЕРЕЗ ПЯТЬ»
Профессия дочери военного врача с детства была предопределена: родители Быстрицкой были убеждены, что дочь обязана продолжить медицинскую династию. И Элина не возражала, поскольку уважение к родителям для нее всегда стояло на первом месте. С приходом войны 13-летняя девочка начала работать в военном госпитале, где столкнулась лицом к лицу с той чудовищной стороной войны, свидетелями которой не должны быть дети: «Я видела очень много ран, смертей, видела отрезанные ноги, руки. Иной раз я выходила из операционной и тут же теряла сознание. Приходила в себя и шла дальше». Но Элина не отказалась от благородного стремления посвятить жизнь медицине. В ноябре 1944 года, когда семья Быстрицких из полуразрушенного Киева перебралась в Нежин, она поступила в медицинский техникум, куда ее как участницу войны приняли без экзаменов. Здесь будущая актриса пережила эпизод, навсегда отбивший у нее желание стать медиком. Однажды на хирургической практике пациенту с воспалением надкостницы был сделан укол наркоза, который неожиданно, на глазах у всего курса, привел к летальному исходу. Быстрицкую этот страшный случай потряс больше, нежели все те кровавые картины, которые она наблюдала в военном госпитале: причиной смерти стали не болезнь и не вражеская пуля, а обыкновенный непрофессионализм людей в белых халатах. Элина впервые всерьез задумалась об актерском ремесле. К тому моменту уже на протяжении нескольких лет она с успехом выступала в спектаклях местного драмкружка. И не раз слышала восторженные комплименты в свой адрес, поселившие в ее душе мечту о сцене.
«ЧТО ЭТО ЗА ПРОФЕССИЯ - АКТЕР?»
Дабы не прогневать родителей, Быстрицкая все же с отличием окончила техникум, получив диплом акушера-гинеколога. Точка в ее медицинской карьере была поставлена, когда, проведя бессонную ночь на практике, она приняла роды у четырех рожениц, и все четверо детей родились с патологиями. Пережив очередной шок, несостоявшийся врач объявила о своем решении отцу. Авраам Быстрицкий воспринял это известие в штыки, так как вообще не считал актерство профессией. Но его закаленная дочь ни в какую не желала отступать. Поняв, что криком делу не поможешь, отец пошел на хитрость. Разрешил Элине поступать в театральный лишь при одном условии: в Киев они поедут вместе. Оказавшись в столице, отец и дочь буквально с вокзала направились в театральный институт. Добившись встречи с ректором, майор Быстрицкий первым делом заявил: «Объясните, пожалуйста, моей глупой дочери, что в вашем институте ей делать нечего». Ректор, прежде имевший дело лишь с родителями, которые умоляли зачислить их чадо в институт, опешил от такой просьбы. Но настойчивость отца взяла верх. Абитуриентка, сгорая от стыда, покинула желанные стены и, вернувшись в Нежин, подала документы на филологический факультет местного пединститута. Но и филолога из Быстрицкой не вышло. Параллельно с учебой она посещала занятия в танцклассе и с каждым днем все больше грезила об актерской карьере. Попытки уйти от судьбы закончились в тот момент, когда знаменитая актриса Наталья Гебдовская, случайно увидев девушку на любительской сцене, посоветовала ей завязывать с филологией и поступать в театральный. Вторая поездка в Киев увенчалась успехом: Элина Быстрицкая стала студенткой актерского отделения. Но начинающей актрисе пришлось преодолеть немало преград, прежде чем выйти на профессиональную сцену. У лучшей студентки курса молниеносно появились как поклонники, так и завистники. Последние составляли на нее нелепые анонимки, а сокурсники, набивавшиеся ей в ухажеры, неизменно получали оплеухи. За строгий нрав и нежелание идти на компромисс будущую кинозвезду едва не выгнали из института и комсомола, и лишь угроза покончить с собой, прыгнув с моста в Днепр, удержала ее в стенах вуза. После окончания института актрисе чудом удалось попасть в труппу московского театра имени Моссовета.
Но «благожелатели» и здесь не остались равнодушными к дебютантке, написав на нее оскорбительную кляузу. В конце концов Быстрицкой удалось найти пристанище в Вильнюсском драматическом театре, где она получила роль Тани в одноименном спектакле по пьесе Арбузова. Увидев, как молодой актрисе аплодирует весь зал, Авраам Быстрицкий впервые смягчился и сухо похвалил дочь: «Да, ты - молодец!»
«ТАК ВОТ ЖЕ АКСИНЬЯ!»
Невзирая на редкой красоты внешность и талант, Быстрицкой всего в жизни приходилось добиваться самой. Не раз обжигавшаяся, она не ждала подарков от судьбы. Увековечившую ее имя роль Аксиньи из «Тихого Дона» актриса также получила лишь благодаря собственной инициативе и усердию. Узнав о том, что Сергей Герасимов собирается экранизировать эпопею Шолохова, Быстрицкая сама позвонила режиссеру и напросилась на пробы. За первой встречей последовали несколько месяцев проб, напряженного ожидания и перелетов из Вильнюса в Москву и обратно. Но своим утверждением актриса была обязана самому автору великого романа. Из всех показанных ему проб Шолохов выбрал эпизод с Быстрицкой со словами: «Так вот же Аксинья!» Так и решилась судьба его героини. Актрисе пришлось пустить в ход все свои умения, чтобы доказать справедливость такого выбора. Многие ругали режиссера за то, что на роль казачки он взял женщину из интеллигентной еврейской семьи. А настоящая донская казачка Нонна Мордюкова, мечтавшая сыграть Аксинью, едва не возненавидела актрису за то, что та «украла» у нее роль. Но зрительский суд все расставил на свои места. Со дня выхода «Тихого Дона» на экраны прошло полвека. Время доказало, что Шолохов не ошибся в своем выборе. В роли Аксиньи Элина Быстрицкая показала и силу своего характера, и способность любить без остатка, и поистине русскую широту души.
«УЖ ЛУЧШЕ БУДЬ ОДИН, ЧЕМ ВМЕСТЕ С КЕМ ПОПАЛО»
Эти мудрые слова Омара Хайяма Элина Авраамовна сделала девизом на всю жизнь. Неудивительно, что ее имя означает «мудрая». После «Тихого Дона» она снялась еще в ряде достойных работ, а с началом эпохи застоя надолго разорвала отношения с кино. Роли, которые ей предлагали, были не чета тем, что она уже сыграла, а в чем попало Быстрицкая сниматься не хотела. Подобным образом сложились и ее отношения с мужчинами. Прожив в счастливом браке 27 лет, актриса подала на развод, узнав, что делит мужа с другой женщиной. Но жизнь для нее на этом не закончилась. Всю свою творческую энергию она много лет отдавала и продолжает отдавать Малому театру. И сегодня Быстрицкая, как и полвека назад, каждый раз с нетерпением ждет выхода на сцену.
Автор: Ксения КЛИМЕНТОВА
Источник: Вечерний клуб
Дата: 02.04.2008


Дата публикации: 04.04.2008
СМИ ПОЗДРАВЛЯЮТ ЭЛИНУ БЫСТРИЦКУЮ С ЮБИЛЕЕМ

Предлагаем вашему вниманию подборку наиболее интересных публикаций в российских СМИ о юбилее Элины Авраамовны Быстрицкой


КАЗАЧКА АКСИНЬЯ СТАЛА ЛЕДИ КИТТИ

К юбилею Быстрицкой в Малом театре был поставлен спектакль «Любовный круг»
- Увы, почти десять лет у Элины Авраамовны не было новой главной роли в театре, - рассказал нам режиссер-постановщик спектакля Андрей ЖИТИНКИН. - Она занята в спектаклях «На всякого мудреца довольно простоты», «Горе от ума» в хороших, но второстепенных ролях. «Любовный круг» мы ставили специально на Быстрицкую. В этом спектакле она открылась как блистательная характерная актриса, которая не боится быть нелепой, смешной, даже шокирующей. Драматургия Сомерсета Моэма не всякому лицедею по плечу. Тут надо уметь вести парадоксальный диалог и владеть темпераментом мысли.
Элина Авраамовна своего возраста не скрывает. Но вот что удивительно: ее партнеры по спектаклю, актеры Малого театра Борис Клюев и Василий Бочкарев, которые значительно моложе, в пьесе играют ее ровесников. Да еще и соперников, которые влюблены в героиню Быстрицкой - леди Кити с молодости. Но у зрителей не возникает сомнения в правомочности такого распределения ролей. И в этом не только волшебная сила искусства, но и подтверждение того, в какой потрясающей форме находится актриса. При том что в театре всем хорошо известно, что пластику она не делала.
Известно, что Быстрицкая приезжает в театр за три часа до спектакля, сама делает грим. И до спектакля никого не пускает в гримерку, чтобы не потерять настрой. Она как-то призналась Андрею Житинкину, что накануне спектакля даже по-особому питается и по-другому спит. До сих пор каждый выход на сцену для нее событие. Да и для зрителя - тоже.
Автор: Анастасия ПЛЕШАКОВА
Источник: Комсомольская правда
Дата: 04.04.2008



ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ: «ШОЛОХОВ ПЛАКАЛ НА ПОКАЗЕ «ТИХОГО ДОНА»

ЗНАМЕНИТАЯ АКТРИСА ОТМЕЧАЕТ КРУГЛУЮ ДАТУ
После выхода на экраны картины «Неоконченная повесть» Элина Быстрицкая была названа лучшей актрисой страны по версии читателей «Советской культуры». Но настоящая слава пришла к ней после роли Аксиньи в экранизации шолоховского «Тихого Дона».
Быстрицкая вспоминает о премьере фильма: «Шолохову показали подряд первую и вторую серии. Он долго не поворачивался к нам. Уже свет зажгли, а он сидел - шапка окурков накрыла напольную пепельницу. Потом повернулся - лицо у него было заплаканное... У меня никогда не было сомнений, что он - автор «Тихого Дона».
Сейчас она служит в Малом театре и, несмотря на свою занятость, согласилась ответить на несколько наших вопросов в антракте спектакля «На всякого мудреца довольно простоты».
- Элина Авраамовна, были ли какие-нибудь роли, которые вы хотели сыграть, но так и не сложилось?
- Было, конечно, неоднократно. Бывало даже, что я приступала к репетициям, но обстоятельства складывались так, что я уходила до завершения работы. В моей практике были и отказы от ролей. То ли я не понимала режиссера, то ли не могла согласиться с трактовкой. Не хочется называть конкретно, это все замечательные роли, которые впоследствии играли мои коллеги.
- Что для вас важнее было: кино или театр?
- В театре я работаю и считаю, что он сохраняет актера. Театр дает возможность тренажа, а постоянный тренаж - это очень важно и для мозга, и для тела, и для жизни. Кино не имеет этих преимуществ и сильно использует актера. Но я сама очень люблю кинематограф.
***
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Элина БЫСТРИЦКАЯ родилась в Киеве в семье военного врача. Окончила Киевский институт театрального искусства. До 1958 года работала в Вильнюсском русском драматическом театре. В то же время дебютировала в кино и прославилась как исполнительница ролей Елизаветы Максимовны в «Неоконченной повести» (1955) и Аксиньи в «Тихом Доне» (1958). С 1958 года и до сих пор работает в Малом театре в Москве.

Автор: Елена СТРЕЛЬНИКОВА
Источник: Комсомольская правда
Дата: 04.04.2008


ВЕДРА КЛЮЧЕВОЙ ВОДЫ

Сегодня юбилей Элины Быстрицкой

уже опытной актрисой вошла Элина Быстрицкая в главный театр своей жизни - Малый
До этого был дом в Нежине, серьезный отец-врач, уличные игры с мальчишками, навсегда наделившие ее независимостью и мужским характером - прямым, резким, бескомпромиссным и очень волевым. Война, работа в госпитале, медицинское училище добавили в характер девочки ту меру серьезности, которая отличает все ее работы. Занятая делами поважнее, она совсем не замечала своей невероятной и пугающей царственной красоты
Но именно эта красота и сила воли сделали свое дело - нарушив волю отца и сломив его многолетнее сопротивление, она переступила порог театрального института, когда ей было 20. Не испорченная кокетством, рано повзрослевшая, но по-детски прямодушная, она быстро испытала на себе силу судьбы. Оказалось, что она сумела нарушить все главные заповеди актерской богемы и мужской цивилизации - вместо того чтобы пользоваться красотой, она с возмущением отвергала всех, кто на нее претендовал
Так, вместо престижных московских подмостков она оказалась на окраине советской империи - в Вильнюсском театре русской драмы. Но вскоре ее узнали в кино - в «Неоконченной повести» она сыграла то, что знала едва ли не лучше всего - врача. А когда пришло время снимать «Тихий Дон», Шолохов уже мечтал только о ней - женщине с царственной красотой: «Вот моя Аксинья!» Она и стала главной казачкой советского кино, соединив волю, величие, царственность и роскошную красоту древнего казачьего рода - точно всегда гуляла в вольных донских просторах
Оттого однажды, увидев ее в Доме кино, Фаина Раневская предложила поработать вместе в одном спектакле. Работа не состоялась, но осталось взаимное уважение друг к другу двух независимых, отчаянно бескомпромиссных и отчаянно одиноких женщин
Попав в Малый, Элина Быстрицкая неожиданно для себя стала частью малотеатровских легенд. Одна из них навеки связала ее имя с именем Руфины Нифонтовой, принятой в театр в один с ней год. Атмосфера соперничества была самым трудным для нее испытанием, а истории про то, как обе актрисы из года в год ездили на разных лифтах, чтобы не пересекаться, превратились в один из самых стойких мифов Малого театра. Впрочем, Быстрицкой и к этому было не привыкать - сплетни, зависть и травля были ей знакомы со времен учебы в киевском институте
Знакомая с силой преодоления, выучившись играть по-русски с таким же блеском, как делала это по-украински, она овладела на сцене Малого театра не только его традициями приподнятого, высокого стиля, но и принесла чувство особой музыкальности. Игоря Стравинского, в 1962 году увидевшего ее в роли баронессы Штраль (в «Маскараде» Леонида Варпаховского), восхитило именно это качество актрисы. Быть может, детские годы, проведенные в певучем, нежном Нежине, наполнили ее речь таким тонким и совершенным чувством фонетической красоты.

Автор: Алена Карась
Источник: Российская газета
Дата: 04.04.2008



КИЕВСКАЯ АКСИНЬЯ

5 апреля на Первом канале - документальный фильм «Элина Быстрицкая. Сердце красавицы».
Элина Быстрицкая не любит, когда про нее говорят - «звезда». Слишком легковесно это понятие для Быстрицкой. Ведь она добилась своей славы вопреки многим обстоятельствам, даже вопреки пресловутой «актерской удаче».
Элина Авраамовна родилась в Киеве, в семье военного врача. Во время Великой Отечественной еще девчонкой пошла работать медсестрой во фронтовой госпиталь. Но медиком не стала. Вопреки воле родителей Быстрицкая поступила в театральный институт. Красивая, гордая, смелая - она вызывала у однокурсников восхищение и одновременно зависть.
В 1953 году ее едва не отчислили из института после комсомольского собрания, которое обвинило студентку Быстрицкую в «высокомерии и отрыве от коллектива».
Первую кинороль, принесшую ей славу, актриса выбрала сама: ее утвердили одновременно в двух картинах, Элина Авраамовна решила сыграть врача в фильме «Неоконченная повесть».
Быстрицкая сама предложила Герасимову свою кандидатуру на роль Аксиньи. И победила в творческом конкурсе природную казачку Нонну Мордюкову! Быстрицкую выбрал как идеальную исполнительницу Аксиньи сам автор романа - Михаил Шолохов.
С детства Быстрицкая бредила Московским Малым театром. После работы в «Тихом Доне» она почувствовала, что готова попробовать свои силы на прославленной сцене. Однако немало времени потребовалось актрисе, чтобы завоевать признание и любовь не только публики этого прославленного театра, но и мэтров Малого.
После Аксиньи Быстрицкая отказывалась сниматься в проходных ролях. Она установила для себя как для актрисы очень высокую планку. Многие стали ее просто бояться - Элина Авраамовна не будет молчать, если считает что-то неправильным, несправедливым. Из-за своего прямого характера Быстрицкая испортила отношения со многими коллегами.
В кино она не снималась 27 лет. Были времена, когда и в театре ей не давали ролей. Ее бескомпромиссность проявилась и в семейной жизни. Узнав об измене мужа, с которым жила душа в душу долгие годы, Быстрицкая мгновенно рассталась с ним.
Женщина, у которой миллионы поклонников, сейчас живет одна. У Быстрицкой нет детей. Ее одиночество скрашивает только любимая собачка. Но никто никогда не увидит Быстрицкую опустившей руки. У нее есть театр, есть любимая профессия. Этим и жива. Этим и горда. В свои без малого 80.
В фильме приняли участие: Борис Клюев (актер), Андрей Житинкин (режиссер), Варвара Андреева (актриса, партнерша Быстрицкой), Софья Авраамовна (сестра Э. Быстрицкой), Александр Синько (режиссер, сокурсник Быстрицкой), Юрий Соломин (художественный руководитель Малого театра), Александр Бурдонский (режиссер, народный артист России).

Источник: Московская правда
Дата: 04.04.2008
Номер: 069



БЛИСТАТЕЛЬНАЯ АКТРИСА ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ

МОСКВА, 4 апр - РИА Новости, Наталия Курова. Все, кто видел Элину Быстрицкую в образе Аксиньи в киноромане Герасимова «Тихий Дон» и сегодня, на сцене ее родного дома - Малого театра, восхищенно воскликнут: годы не властны над этой женщиной, сказал в интервью РИА Новости художественный руководитель московского театра имени Ермоловой, известный актер и режиссер Владимир Андреев.
Блистательная актриса и царственно красивая женщина Элина Быстрицкая отмечает в пятницу юбилей.
«Я недавно видел Элину и, наблюдая за ней, любовался ее гордой, царственной осанкой, - сказал Андреев. - Действительно, Бог наделил ее редкой красотой и удивительным талантом - актерским и человеческим. Мне выпало счастье, и не однажды, быть партнером Быстрицкой. Это наслаждение и в профессиональном, и в человеческом смысле».
«Особенно дорог мне и, насколько я знаю, Элине спектакль «Перекресток» или «Варшавская мелодия-98», поставленный по пьесе драматурга Леонида Зорина. Это спектакль двух актеров, с которым мы объехали многие города России и страны ближнего и дальнего зарубежья. И везде: в Киеве, Риге, Вильнюсе, Берлине, Дюссельдорфе - Быстрицкую встречали и приветствовали как редкую драгоценность и долго не отпускали после спектакля,» - отметил он.
«Но несмотря на свою красоту и, казалось бы, «пожизненное» амплуа героини, Быстрицкая очень разноплановая актриса, обладающая широкой творческой палитрой и способная сыграть все: трагедию и комедию, быть лирической героиней и выступить в острохарактерной роли,» - добавил собеседник агентства.
Пятьдесят лет Быстрицкая служит в Малом театре, о котором мечтала и куда была принята уже известной кинозвездой, сыграв свою главную роль - шолоховскую Аксинью. После окончания Киевского театрального института имени Карпенко-Карого Элина Авраамовна работала в Вильнюсском русском драматическом театре.
В Малый театр она пришла, когда там еще играли знаменитые «старики»: Елена Гоголева, Вера Пашенная, Михаил Царев, перед которыми молодая актриса благоговела.
Дебютной работой Быстрицкой на сцене Малого театра стала роль леди Уиндермиер в спектакле «Веер леди Уиндермиер». Затем была целая галерея образов из пьес Островского. Кроме того, Быстрицкая играла в спектаклях по произведениям Горького, Чехова, Лермонтова, Достоевского. Она работала с такими известными режиссерами как Борис Бабочкин, Леонид Варпаховский, Петр Фоменко и другими.
Среди последних театральных ролей Быстрицкой - Хлестова в «Горе от ума» Грибоедова, Турусина в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» Островского и леди Китти в «Любовном круге» Моэма. Именно этот спектакль в Малом театре сыграют 6 апреля, после чего состоится чествование знаменитой актрисы.
Быстрицкая увенчана высшими актерскими званиями и многими почетными наградами. Она - народная артистка СССР, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством П степени», актриса награждена двумя орденами «Знака почета», орденом «Отечественной войны П степени» и медалями за Победу над Германией.
Источник: РИА «Новости»
Дата: 04.04.2008



МУДРАЯ ЭЛИНА

Фильмография этой актрисы не насчитывает и двадцати картин, но ее знают и любят миллионы зрителей. Уже полвека она неизменно лидирует в рейтингах самых красивых лиц отечественного кино, а ее мелодичным именем, доставшимся ей от героини норвежского писателя Кнута Гамсуна, называют новорожденных девочек всей страны. Своей долгой и богатой невероятными историями жизнью она доказала, что подлинное искусство не терпит компромисса и что в любых жизненных ситуациях нужно в первую очередь защищать свою честь и достоинство, как бы назидательно это ни звучало. Четвертого апреля Элина Авраамовна Быстрицкая отмечает свой юбилей.
«СТАНЬ Я ВРАЧОМ, УМЕРЛА БЫ ЛЕТ ЧЕРЕЗ ПЯТЬ»
Профессия дочери военного врача с детства была предопределена: родители Быстрицкой были убеждены, что дочь обязана продолжить медицинскую династию. И Элина не возражала, поскольку уважение к родителям для нее всегда стояло на первом месте. С приходом войны 13-летняя девочка начала работать в военном госпитале, где столкнулась лицом к лицу с той чудовищной стороной войны, свидетелями которой не должны быть дети: «Я видела очень много ран, смертей, видела отрезанные ноги, руки. Иной раз я выходила из операционной и тут же теряла сознание. Приходила в себя и шла дальше». Но Элина не отказалась от благородного стремления посвятить жизнь медицине. В ноябре 1944 года, когда семья Быстрицких из полуразрушенного Киева перебралась в Нежин, она поступила в медицинский техникум, куда ее как участницу войны приняли без экзаменов. Здесь будущая актриса пережила эпизод, навсегда отбивший у нее желание стать медиком. Однажды на хирургической практике пациенту с воспалением надкостницы был сделан укол наркоза, который неожиданно, на глазах у всего курса, привел к летальному исходу. Быстрицкую этот страшный случай потряс больше, нежели все те кровавые картины, которые она наблюдала в военном госпитале: причиной смерти стали не болезнь и не вражеская пуля, а обыкновенный непрофессионализм людей в белых халатах. Элина впервые всерьез задумалась об актерском ремесле. К тому моменту уже на протяжении нескольких лет она с успехом выступала в спектаклях местного драмкружка. И не раз слышала восторженные комплименты в свой адрес, поселившие в ее душе мечту о сцене.
«ЧТО ЭТО ЗА ПРОФЕССИЯ - АКТЕР?»
Дабы не прогневать родителей, Быстрицкая все же с отличием окончила техникум, получив диплом акушера-гинеколога. Точка в ее медицинской карьере была поставлена, когда, проведя бессонную ночь на практике, она приняла роды у четырех рожениц, и все четверо детей родились с патологиями. Пережив очередной шок, несостоявшийся врач объявила о своем решении отцу. Авраам Быстрицкий воспринял это известие в штыки, так как вообще не считал актерство профессией. Но его закаленная дочь ни в какую не желала отступать. Поняв, что криком делу не поможешь, отец пошел на хитрость. Разрешил Элине поступать в театральный лишь при одном условии: в Киев они поедут вместе. Оказавшись в столице, отец и дочь буквально с вокзала направились в театральный институт. Добившись встречи с ректором, майор Быстрицкий первым делом заявил: «Объясните, пожалуйста, моей глупой дочери, что в вашем институте ей делать нечего». Ректор, прежде имевший дело лишь с родителями, которые умоляли зачислить их чадо в институт, опешил от такой просьбы. Но настойчивость отца взяла верх. Абитуриентка, сгорая от стыда, покинула желанные стены и, вернувшись в Нежин, подала документы на филологический факультет местного пединститута. Но и филолога из Быстрицкой не вышло. Параллельно с учебой она посещала занятия в танцклассе и с каждым днем все больше грезила об актерской карьере. Попытки уйти от судьбы закончились в тот момент, когда знаменитая актриса Наталья Гебдовская, случайно увидев девушку на любительской сцене, посоветовала ей завязывать с филологией и поступать в театральный. Вторая поездка в Киев увенчалась успехом: Элина Быстрицкая стала студенткой актерского отделения. Но начинающей актрисе пришлось преодолеть немало преград, прежде чем выйти на профессиональную сцену. У лучшей студентки курса молниеносно появились как поклонники, так и завистники. Последние составляли на нее нелепые анонимки, а сокурсники, набивавшиеся ей в ухажеры, неизменно получали оплеухи. За строгий нрав и нежелание идти на компромисс будущую кинозвезду едва не выгнали из института и комсомола, и лишь угроза покончить с собой, прыгнув с моста в Днепр, удержала ее в стенах вуза. После окончания института актрисе чудом удалось попасть в труппу московского театра имени Моссовета.
Но «благожелатели» и здесь не остались равнодушными к дебютантке, написав на нее оскорбительную кляузу. В конце концов Быстрицкой удалось найти пристанище в Вильнюсском драматическом театре, где она получила роль Тани в одноименном спектакле по пьесе Арбузова. Увидев, как молодой актрисе аплодирует весь зал, Авраам Быстрицкий впервые смягчился и сухо похвалил дочь: «Да, ты - молодец!»
«ТАК ВОТ ЖЕ АКСИНЬЯ!»
Невзирая на редкой красоты внешность и талант, Быстрицкой всего в жизни приходилось добиваться самой. Не раз обжигавшаяся, она не ждала подарков от судьбы. Увековечившую ее имя роль Аксиньи из «Тихого Дона» актриса также получила лишь благодаря собственной инициативе и усердию. Узнав о том, что Сергей Герасимов собирается экранизировать эпопею Шолохова, Быстрицкая сама позвонила режиссеру и напросилась на пробы. За первой встречей последовали несколько месяцев проб, напряженного ожидания и перелетов из Вильнюса в Москву и обратно. Но своим утверждением актриса была обязана самому автору великого романа. Из всех показанных ему проб Шолохов выбрал эпизод с Быстрицкой со словами: «Так вот же Аксинья!» Так и решилась судьба его героини. Актрисе пришлось пустить в ход все свои умения, чтобы доказать справедливость такого выбора. Многие ругали режиссера за то, что на роль казачки он взял женщину из интеллигентной еврейской семьи. А настоящая донская казачка Нонна Мордюкова, мечтавшая сыграть Аксинью, едва не возненавидела актрису за то, что та «украла» у нее роль. Но зрительский суд все расставил на свои места. Со дня выхода «Тихого Дона» на экраны прошло полвека. Время доказало, что Шолохов не ошибся в своем выборе. В роли Аксиньи Элина Быстрицкая показала и силу своего характера, и способность любить без остатка, и поистине русскую широту души.
«УЖ ЛУЧШЕ БУДЬ ОДИН, ЧЕМ ВМЕСТЕ С КЕМ ПОПАЛО»
Эти мудрые слова Омара Хайяма Элина Авраамовна сделала девизом на всю жизнь. Неудивительно, что ее имя означает «мудрая». После «Тихого Дона» она снялась еще в ряде достойных работ, а с началом эпохи застоя надолго разорвала отношения с кино. Роли, которые ей предлагали, были не чета тем, что она уже сыграла, а в чем попало Быстрицкая сниматься не хотела. Подобным образом сложились и ее отношения с мужчинами. Прожив в счастливом браке 27 лет, актриса подала на развод, узнав, что делит мужа с другой женщиной. Но жизнь для нее на этом не закончилась. Всю свою творческую энергию она много лет отдавала и продолжает отдавать Малому театру. И сегодня Быстрицкая, как и полвека назад, каждый раз с нетерпением ждет выхода на сцену.
Автор: Ксения КЛИМЕНТОВА
Источник: Вечерний клуб
Дата: 02.04.2008


Дата публикации: 04.04.2008