Новости

ЮРИЙ СОЛОМИН: «НЕ ДЕЛАЙТЕ ИЗ КЛАССИКИ КАПУСТНИК»

ЮРИЙ СОЛОМИН: «НЕ ДЕЛАЙТЕ ИЗ КЛАССИКИ КАПУСТНИК»

ПЯТЬ вечеров с Малым театром провели на минувшей неделе ярославцы. В Волковском театре прошли гастроли этого известного коллектива. Верный традициям, Малый представил три классические комедии в классическом исполнении: «Горе от ума», «Тайны мадридского двора» и «На всякого мудреца довольно простоты». А художественный руководитель театра народный артист России Юрий Соломин порадовал театральную общественность двухчасовой (!) творческой встречей. Фрагменты из этой беседы мы предлагаем нашим читателям.

ВЧЕРА, в день приезда в Ярославль, мне подарили копию программки 1900 года: гастроли Малого театра в Ярославле, «Горе от ума», в роли Фамусова - Александр Ленский. А его портрет висит у меня кабинете в память о моем учителе Вере Николаевне Пашенной, которая в свою очередь училась у Ленского! И я вчера очень боялся играть, хотя я не из пугливых. Не нахал, правда, но и не трус... Я знаю свои минусы и плюсы и «Горе от ума» играю уже восемь сезонов, но вчера этой программкой в меня заронили какую-то огромную ответственность.
Как-то у меня брали интервью, и журналист спросил: «А чей это портрет у вас в кабинете?» Я сострил: «Это - мой дедушка». А потом подумал: а ведь так и есть. Если Вера Николаевна моя крестная мама в искусстве, то ее учитель - мой дедушка.

* * *
Веру Николаевну Пашенную я вспоминаю чуть ли не каждый день. Даже перед отъездом в Ярославль вспомнил. Когда начал бриться... Во время этой нелюбимой процедуры я вдруг увидел в зеркале, что у меня стал заметен шрам возле левого века. На этом месте мне удалили жировик за несколько дней до поступления в театральное училище. Учительница химии и моя классная руководительница Лизавета Ивановна, помню, сказала: «Ты же артистом будешь! Ты же сниматься будешь!» - и потащила меня к мужу, главному хирургу Забайкальского военного округа(!). Операция была сделана идеально, разрезали как по линеечке.
А на следующий день я уезжал в столицу. Дорога из Читы в Москву - семь суток и 12 часов. Я думал: все заживет. Увидев меня с этим шрамом, набиравшая курс Пашенная, очень искренний человек, воскликнула:
«О, боже! Ты откуда?» - «Из Читы». - «Боже мой! Там же лагеря!» Я сначала не понял, сказал: «Да, там много пионерских лагерей»... Это был 1953 год.
Худенький, с разрезом в полщеки, я начал читать ужасно серьезный репертуар. Сначала монолог Нила из «Мещан». Вера Николаевна улыбалась. Затем я рванул: «Я волком бы выгрыз бюрократизм!» Она от хохота упала со стула: «Хватит! Хватит!»
Я уже прошел два тура, и тут у отца украли все документы. С обратными билетами ему помогли железнодорожники, но нам не на что было жить. И отец предложил мне: «Пойди к Пашенной, расскажи, что случилось, и если она берет тебя, то пусть берет сейчас». Помню, когда я все выложил Пашенной, мне казалось, что Вера Николаевна на меня смотрела целую вечность, хотя прошло секунды три. Она сказала: «Ну хорошо, оставайся...»

* * *
Семь лет я играл в театре только одну роль, правда, хорошую - Хлестакова в «Ревизоре». Но с 1966 по 1972 годы я ничего нового не репетировал! А в 1970-м на экраны вышел «Адъютант его превосходительства». И как-то на одном из скандальных собраний выступила одна из актрис: «Как же вам не стыдно? Его вся страна знает! А он у вас ни-че-го не играет!» И после этого пошла обойма ролей.
Мне кажется, все складывалось правильно: это был испытательный срок, меня испытывали. Может быть, поэтому, когда встал вопрос о новом художественном руководителе, почти весь коллектив Малого (это 700 человек) проголосовал за меня. Уже двадцать лет я существую в этом качестве. Конечно, как артист я многое, наверное, потерял. Играю мало. Сейчас только в двух спектаклях - «Горе от ума» и «Чайка». Хотя уже пора и в эти спектакли вводить актеров помоложе.
Я и не должен был играть в «Чайке». Но Ирина Муравьева, узнав, что я не буду задействован, сказала: «Тогда и я откажусь». А нам же нужно выпускать спектакль! Пришлось мне вводиться. Недавно Ирина подошла ко мне и говорит: «Слушай, может, нам уже все-таки пора?»
- «Да я давно об этом думаю». Вот отметим юбилей Чехова и поменяем состав.

* * *
Сделать из хорошей пьесы капустник легко. Что и делают! Но уважающие себя люди уходят с таких спектаклей после первого же действия либо вежливо молчат. А критика визжит от восторга: «Это по-настоящему! Что по-настоящему? По-настоящему - это когда зритель выходит из зала и у него щемит сердце. Или он думает об увиденном, даже ложась спать, и никому, в том числе близким, не говорит о своих мыслях. Зритель определяет, хороший спектакль или нет, по сердечности восприятия.

Автор: Лора НЕПОЧАТОВА
Источник: Аргументы и факты
Дата: 23.04.2008

Дата публикации: 05.05.2008
ЮРИЙ СОЛОМИН: «НЕ ДЕЛАЙТЕ ИЗ КЛАССИКИ КАПУСТНИК»

ПЯТЬ вечеров с Малым театром провели на минувшей неделе ярославцы. В Волковском театре прошли гастроли этого известного коллектива. Верный традициям, Малый представил три классические комедии в классическом исполнении: «Горе от ума», «Тайны мадридского двора» и «На всякого мудреца довольно простоты». А художественный руководитель театра народный артист России Юрий Соломин порадовал театральную общественность двухчасовой (!) творческой встречей. Фрагменты из этой беседы мы предлагаем нашим читателям.

ВЧЕРА, в день приезда в Ярославль, мне подарили копию программки 1900 года: гастроли Малого театра в Ярославле, «Горе от ума», в роли Фамусова - Александр Ленский. А его портрет висит у меня кабинете в память о моем учителе Вере Николаевне Пашенной, которая в свою очередь училась у Ленского! И я вчера очень боялся играть, хотя я не из пугливых. Не нахал, правда, но и не трус... Я знаю свои минусы и плюсы и «Горе от ума» играю уже восемь сезонов, но вчера этой программкой в меня заронили какую-то огромную ответственность.
Как-то у меня брали интервью, и журналист спросил: «А чей это портрет у вас в кабинете?» Я сострил: «Это - мой дедушка». А потом подумал: а ведь так и есть. Если Вера Николаевна моя крестная мама в искусстве, то ее учитель - мой дедушка.

* * *
Веру Николаевну Пашенную я вспоминаю чуть ли не каждый день. Даже перед отъездом в Ярославль вспомнил. Когда начал бриться... Во время этой нелюбимой процедуры я вдруг увидел в зеркале, что у меня стал заметен шрам возле левого века. На этом месте мне удалили жировик за несколько дней до поступления в театральное училище. Учительница химии и моя классная руководительница Лизавета Ивановна, помню, сказала: «Ты же артистом будешь! Ты же сниматься будешь!» - и потащила меня к мужу, главному хирургу Забайкальского военного округа(!). Операция была сделана идеально, разрезали как по линеечке.
А на следующий день я уезжал в столицу. Дорога из Читы в Москву - семь суток и 12 часов. Я думал: все заживет. Увидев меня с этим шрамом, набиравшая курс Пашенная, очень искренний человек, воскликнула:
«О, боже! Ты откуда?» - «Из Читы». - «Боже мой! Там же лагеря!» Я сначала не понял, сказал: «Да, там много пионерских лагерей»... Это был 1953 год.
Худенький, с разрезом в полщеки, я начал читать ужасно серьезный репертуар. Сначала монолог Нила из «Мещан». Вера Николаевна улыбалась. Затем я рванул: «Я волком бы выгрыз бюрократизм!» Она от хохота упала со стула: «Хватит! Хватит!»
Я уже прошел два тура, и тут у отца украли все документы. С обратными билетами ему помогли железнодорожники, но нам не на что было жить. И отец предложил мне: «Пойди к Пашенной, расскажи, что случилось, и если она берет тебя, то пусть берет сейчас». Помню, когда я все выложил Пашенной, мне казалось, что Вера Николаевна на меня смотрела целую вечность, хотя прошло секунды три. Она сказала: «Ну хорошо, оставайся...»

* * *
Семь лет я играл в театре только одну роль, правда, хорошую - Хлестакова в «Ревизоре». Но с 1966 по 1972 годы я ничего нового не репетировал! А в 1970-м на экраны вышел «Адъютант его превосходительства». И как-то на одном из скандальных собраний выступила одна из актрис: «Как же вам не стыдно? Его вся страна знает! А он у вас ни-че-го не играет!» И после этого пошла обойма ролей.
Мне кажется, все складывалось правильно: это был испытательный срок, меня испытывали. Может быть, поэтому, когда встал вопрос о новом художественном руководителе, почти весь коллектив Малого (это 700 человек) проголосовал за меня. Уже двадцать лет я существую в этом качестве. Конечно, как артист я многое, наверное, потерял. Играю мало. Сейчас только в двух спектаклях - «Горе от ума» и «Чайка». Хотя уже пора и в эти спектакли вводить актеров помоложе.
Я и не должен был играть в «Чайке». Но Ирина Муравьева, узнав, что я не буду задействован, сказала: «Тогда и я откажусь». А нам же нужно выпускать спектакль! Пришлось мне вводиться. Недавно Ирина подошла ко мне и говорит: «Слушай, может, нам уже все-таки пора?»
- «Да я давно об этом думаю». Вот отметим юбилей Чехова и поменяем состав.

* * *
Сделать из хорошей пьесы капустник легко. Что и делают! Но уважающие себя люди уходят с таких спектаклей после первого же действия либо вежливо молчат. А критика визжит от восторга: «Это по-настоящему! Что по-настоящему? По-настоящему - это когда зритель выходит из зала и у него щемит сердце. Или он думает об увиденном, даже ложась спать, и никому, в том числе близким, не говорит о своих мыслях. Зритель определяет, хороший спектакль или нет, по сердечности восприятия.

Автор: Лора НЕПОЧАТОВА
Источник: Аргументы и факты
Дата: 23.04.2008

Дата публикации: 05.05.2008