Новости

ЮРИЙ СОЛОМИН: «АКИРА КУРОСАВА БЫЛ ДЛЯ МЕНЯ СЭНСЭЕМ»

ЮРИЙ СОЛОМИН: «АКИРА КУРОСАВА БЫЛ ДЛЯ МЕНЯ СЭНСЭЕМ»

Юрию Соломину уже за семьдесят. Но он шутит: «Конечно же, я выгляжу моложе». На свои годы он, безусловно, не тянет. Играет на сцене, ставит спектакли, руководит театром, снимается в кино... И выправка почти как когда-то у капитана Кольцова в «Адъютанте его превосходительства».

- Юрий Мефодьевич, говорят, у вас в кабинете висит икона. Почему не как везде и у всех - портрет Путина? Вы так плохо относитесь к власти?

- Критически. Я ко всему отношусь критически. Но, в то же время, доброжелательно.

- Хотела спросить, верующий ли вы человек. Но, вспомнив, как тонко вы воспринимаете и играете Чехова, вопрос отпадает сам по себе. Каждый выстраивает свои отношения с Богом по-своему. А как у вас?

- Я не могу сказать о себе, что я «очень верующий» человек. Так сказать, «наполовину». В бытность мою министром культуры мне удалось вернуть РПЦ более 1200 церквей, монастырей. Только в 90-е годы в обществе обозначилось позитивное отношение к храмам. У меня была большая личная дружба с владыкой Питиримом. Кстати, наш Малый театр находится в его епархии. Я как-то признался ему, что хочу быть верующим, но чего-то недопонимаю в религии. Я внимательно читал Библию, считаю, что это огромный пласт истории. Тогда Питирим подарил мне детскую библию, с картинками. У меня тогда только что родилась внучка, и это было очень кстати. Теперь, если я чего-то недопонимаю в большой Библии, обязательно обращаюсь к детской. Все становится ясно, и я засыпаю, как ребенок. Вообще, я считаю, что все 10 заповедей легко выполнять. Не сделать что-либо, а потом просить прощения, а сразу постараться помочь ближнему, протянуть руку нуждающемуся. Так меня учила мой педагог Вера Николаевна Пашенная.

- Вас называют «чеховским актером Малого театра». Вы удивительно чисто и пронзительно понимаете Чехова. Не кажется ли вам, что Антон Павлович - в какой-то мере совесть нации?

- В детстве мама прочитала мне «Каштанку». Она сидит во мне и по сегодняшний день. Моя жизнь прошла рядом с Чеховым. Это великий человек. Я ставил его пьесы, играл его пьесы. Он близок мне по духу. Сейчас, вот, Терехова предложила мне роль Сорина.

- В своей альма-матер вы ведете мастер-классы для студентов Америки, Японии, Южной Кореи. Чем вам близка работа с иностранцами, такими далекими от русского духа?

- Научить быть артистом нельзя. Научиться - можно. Мой педагог Вера Николаевна меня верно поняла и направила на правильный путь. По которому я и иду. Я хочу, чтобы студенты поняли классицизм, великие традиции русского национального театра. Когда у нас иностранные студенты изучали русскую речь, я попросил своих педагогов (по речи, вокалу, по сценическому движению, по костюмам) максимально точно воспроизвести чеховскую атмосферу, атмосферу того времени. И это удалось! Студенты настолько прониклись красотой русского языка, что некоторые из них плакали, когда наши занятия закончились.

- Вы встречались с королевскими особами - с королевой Великобритании Елизаветой II и королевой Нидерландов Беатрикс. Правда, что эти дамы демократичны и просты в общении?

- Королева Елизавета выбрала наш театр местом встречи с дипломатами и пришла от него в восторг. Мы преподнесли ей на память палехскую шкатулку. Когда я вручил ей сувенир, ее глаза вдруг засветились детским восторгом. Представляете, она глядела на меня снизу вверх - она очень невысокого роста - и чему-то радовалась, как девочка. Оказалось (это нам сказал один из представителей королевской свиты), Ее Величество коллекционирует коробочки! Так что наш презент, что называется, попал «в точку»!
Королева Беатрикс тоже была в нашем театре, там она принимала президента. Очень проста в общении. Я был приглашен на обед, который президент давал в честь нее в Кремле, так Беатрикс там так аппетитно ела, что смотреть на нее было большим удовольствием.

- Актер - профессия зависимая. Зависимая от режиссера и, по большому счету, от власти. Вы же всю жизнь сохраняли потрясающее чувство собственного достоинства. Даже в то время, когда были чиновником, министром культуры. Как вам удавалось «не прогибаться»?

- А я и ушел, чтобы «не прогибаться». Старался до 18.00 быть чиновником, после - актером. Не получилось. Я артист. Два года я пытался что-то сказать, но когда понял, что меня не слышат, просто поменял кабинет. Мой - лучше. Тем более, это сделать нетрудно - надо только перейти через дорогу.

- Роль Арсеньева в «Дерсу Узала» Акиры Куросавы сделала вас известным в мировом кинематографе. Как личная дружба с Куросавой-сан повлияла на ваше восприятие такой удивительной страны, как Япония? Кстати, вот где умеют сохранять традиции. Правда, что японцы вас даже орденом наградили?

- Правда. Да, Япония очень традиционная страна. Я часто бывал там, и не переставал удивляться. Например, в маленьком магазинчике или ресторане тебя провожают до дверей, при этом служащий кланяется, характерно складывая руки перед собой. И не важно, купил ты что-то или нет. В любом случае тебя проводят с поклоном и благодарностью. Однажды поймал себя на том, что, уже выйдя из магазина, я тоже стою вот так - со сложенными перед собой руками.
Акира Куросава был для меня сэнсэем. Учителем. Мы долго привыкали друг к другу. Почти два месяца репетировали, что называется, «за столом». Когда стали снимать, он постарался раскрыть мне все тайны мастерства, что называется, «не стесняясь». Обычно режиссеры этого не делают. Но мне посчастливилось работать с такими великими мастерами, как Марк Донской, Михаил Колотозов. Вот они, да еще Куросава, настолько любили и уважали своих артистов, что готовы были отдать им все, что сами знали в профессии. Мы с Куросавой дружили более 30 лет.

- Когда я в юности увидела вашего бесстрашного красавца, адъютанта Кольцова, то тут же влюбилась. Впрочем, как и все женское население СССР. Позже, когда эмоции схлынули, вы заставили задуматься над образами врагов-белогвардейцев. Ведь среди них было много умных, образованных и достойных людей, по-настоящему любящих Россию. Вы не считаете, что Белое движение вобрало в себя цвет нации?

- Да, безусловно. Но такая трактовка стала возможной только в определенное время.

- Раньше врагов снимали по принципу «сам дурак», и было непонятно, почему их трудно победить. В фильме «Адъютант его превосходительства» все - и «свои», и «не свои», и генерал Ковалевский, и адъютант Кольцов - были достойны друг друга.

- Конечно. Но это заслуга режиссера, я думаю. Когда я играю отрицательного персонажа, всегда стараюсь поставить себя на его место. Думаю, а как бы я поступил сам на его месте?

- Знаю, что вы боретесь за сохранность русского языка. Правда, что Малый театр выступил инициатором выпуска аудиокниг?

- Да. Я сам читал текст некоторых церковных книг на радио. Когда режиссер предложил мне продолжить работу, из-за недостатка времени я отказался и порекомендовал наших актеров.

- Но сценическую речь, как театральную дисциплину, изучают все артисты. Почему именно ваши так хорошо читают старославянские тексты?

- Вы знаете, наверное, определенную роль сыграло то, что мы являемся приверженцами классического репертуара. Наши артисты понимают звучание и мелодику русского языка.

- В одном из интервью вы сказали, что вам не стыдно за все, что сделали в профессии. Неужели нет ни малейшего недовольства собой?

- Я всегда старался работать честно и профессионально. И если не хотел работать с каким-либо режиссером, потому что он бездарен, я просто отказывался от роли, но делал это в мягкой форме. Не люблю обижать людей.

- Как вы относитесь к современной антрепризе?

- Нормально. Но она бывает разной. Плохой и хорошей. Удачной и неудачной. Здесь многое зависит от режиссера и продюсера. Ведь антреприза - это лица. Узнаваемые лица. И подбор актеров очень важен.

- Ваша дочь постоянно живет в Лондоне. Вы часто бываете там? Или больше хочется, чтобы Даша сама приехала в отчий дом, накормить ее настоящим украинским борщом...

- Даша, как это часто бывает, отошла на второй план. Сейчас с нами живет внучка Александра. Она тоже выбрала профессию музыканта, как и мама.

- Вы не жалели, что девочки не продолжили династию?

- Музыка - это их выбор, и мы с женой отнеслись к нему с уважением.

- Если бы можно было начать все сначала, что бы вы изменили в собственной жизни?

- Ничего. Пусть все останется, как есть. Со всеми трудностями, болячками, проблемами. Я ни о чем не жалею.

- Юрий Мефодьевич, я благодарю вас за то, что вы нашли время и ответили на мои вопросы. От всей души желаю вам и вашим близким здоровья и душевного благополучия. Спасибо.

- И вам спасибо, Наташа! Будете в Москве - милости просим в Малый театр!

Автор: Наташа Николаева
Источник: Русская Германия
Дата: 12.05.2008




Дата публикации: 14.05.2008
ЮРИЙ СОЛОМИН: «АКИРА КУРОСАВА БЫЛ ДЛЯ МЕНЯ СЭНСЭЕМ»

Юрию Соломину уже за семьдесят. Но он шутит: «Конечно же, я выгляжу моложе». На свои годы он, безусловно, не тянет. Играет на сцене, ставит спектакли, руководит театром, снимается в кино... И выправка почти как когда-то у капитана Кольцова в «Адъютанте его превосходительства».

- Юрий Мефодьевич, говорят, у вас в кабинете висит икона. Почему не как везде и у всех - портрет Путина? Вы так плохо относитесь к власти?

- Критически. Я ко всему отношусь критически. Но, в то же время, доброжелательно.

- Хотела спросить, верующий ли вы человек. Но, вспомнив, как тонко вы воспринимаете и играете Чехова, вопрос отпадает сам по себе. Каждый выстраивает свои отношения с Богом по-своему. А как у вас?

- Я не могу сказать о себе, что я «очень верующий» человек. Так сказать, «наполовину». В бытность мою министром культуры мне удалось вернуть РПЦ более 1200 церквей, монастырей. Только в 90-е годы в обществе обозначилось позитивное отношение к храмам. У меня была большая личная дружба с владыкой Питиримом. Кстати, наш Малый театр находится в его епархии. Я как-то признался ему, что хочу быть верующим, но чего-то недопонимаю в религии. Я внимательно читал Библию, считаю, что это огромный пласт истории. Тогда Питирим подарил мне детскую библию, с картинками. У меня тогда только что родилась внучка, и это было очень кстати. Теперь, если я чего-то недопонимаю в большой Библии, обязательно обращаюсь к детской. Все становится ясно, и я засыпаю, как ребенок. Вообще, я считаю, что все 10 заповедей легко выполнять. Не сделать что-либо, а потом просить прощения, а сразу постараться помочь ближнему, протянуть руку нуждающемуся. Так меня учила мой педагог Вера Николаевна Пашенная.

- Вас называют «чеховским актером Малого театра». Вы удивительно чисто и пронзительно понимаете Чехова. Не кажется ли вам, что Антон Павлович - в какой-то мере совесть нации?

- В детстве мама прочитала мне «Каштанку». Она сидит во мне и по сегодняшний день. Моя жизнь прошла рядом с Чеховым. Это великий человек. Я ставил его пьесы, играл его пьесы. Он близок мне по духу. Сейчас, вот, Терехова предложила мне роль Сорина.

- В своей альма-матер вы ведете мастер-классы для студентов Америки, Японии, Южной Кореи. Чем вам близка работа с иностранцами, такими далекими от русского духа?

- Научить быть артистом нельзя. Научиться - можно. Мой педагог Вера Николаевна меня верно поняла и направила на правильный путь. По которому я и иду. Я хочу, чтобы студенты поняли классицизм, великие традиции русского национального театра. Когда у нас иностранные студенты изучали русскую речь, я попросил своих педагогов (по речи, вокалу, по сценическому движению, по костюмам) максимально точно воспроизвести чеховскую атмосферу, атмосферу того времени. И это удалось! Студенты настолько прониклись красотой русского языка, что некоторые из них плакали, когда наши занятия закончились.

- Вы встречались с королевскими особами - с королевой Великобритании Елизаветой II и королевой Нидерландов Беатрикс. Правда, что эти дамы демократичны и просты в общении?

- Королева Елизавета выбрала наш театр местом встречи с дипломатами и пришла от него в восторг. Мы преподнесли ей на память палехскую шкатулку. Когда я вручил ей сувенир, ее глаза вдруг засветились детским восторгом. Представляете, она глядела на меня снизу вверх - она очень невысокого роста - и чему-то радовалась, как девочка. Оказалось (это нам сказал один из представителей королевской свиты), Ее Величество коллекционирует коробочки! Так что наш презент, что называется, попал «в точку»!
Королева Беатрикс тоже была в нашем театре, там она принимала президента. Очень проста в общении. Я был приглашен на обед, который президент давал в честь нее в Кремле, так Беатрикс там так аппетитно ела, что смотреть на нее было большим удовольствием.

- Актер - профессия зависимая. Зависимая от режиссера и, по большому счету, от власти. Вы же всю жизнь сохраняли потрясающее чувство собственного достоинства. Даже в то время, когда были чиновником, министром культуры. Как вам удавалось «не прогибаться»?

- А я и ушел, чтобы «не прогибаться». Старался до 18.00 быть чиновником, после - актером. Не получилось. Я артист. Два года я пытался что-то сказать, но когда понял, что меня не слышат, просто поменял кабинет. Мой - лучше. Тем более, это сделать нетрудно - надо только перейти через дорогу.

- Роль Арсеньева в «Дерсу Узала» Акиры Куросавы сделала вас известным в мировом кинематографе. Как личная дружба с Куросавой-сан повлияла на ваше восприятие такой удивительной страны, как Япония? Кстати, вот где умеют сохранять традиции. Правда, что японцы вас даже орденом наградили?

- Правда. Да, Япония очень традиционная страна. Я часто бывал там, и не переставал удивляться. Например, в маленьком магазинчике или ресторане тебя провожают до дверей, при этом служащий кланяется, характерно складывая руки перед собой. И не важно, купил ты что-то или нет. В любом случае тебя проводят с поклоном и благодарностью. Однажды поймал себя на том, что, уже выйдя из магазина, я тоже стою вот так - со сложенными перед собой руками.
Акира Куросава был для меня сэнсэем. Учителем. Мы долго привыкали друг к другу. Почти два месяца репетировали, что называется, «за столом». Когда стали снимать, он постарался раскрыть мне все тайны мастерства, что называется, «не стесняясь». Обычно режиссеры этого не делают. Но мне посчастливилось работать с такими великими мастерами, как Марк Донской, Михаил Колотозов. Вот они, да еще Куросава, настолько любили и уважали своих артистов, что готовы были отдать им все, что сами знали в профессии. Мы с Куросавой дружили более 30 лет.

- Когда я в юности увидела вашего бесстрашного красавца, адъютанта Кольцова, то тут же влюбилась. Впрочем, как и все женское население СССР. Позже, когда эмоции схлынули, вы заставили задуматься над образами врагов-белогвардейцев. Ведь среди них было много умных, образованных и достойных людей, по-настоящему любящих Россию. Вы не считаете, что Белое движение вобрало в себя цвет нации?

- Да, безусловно. Но такая трактовка стала возможной только в определенное время.

- Раньше врагов снимали по принципу «сам дурак», и было непонятно, почему их трудно победить. В фильме «Адъютант его превосходительства» все - и «свои», и «не свои», и генерал Ковалевский, и адъютант Кольцов - были достойны друг друга.

- Конечно. Но это заслуга режиссера, я думаю. Когда я играю отрицательного персонажа, всегда стараюсь поставить себя на его место. Думаю, а как бы я поступил сам на его месте?

- Знаю, что вы боретесь за сохранность русского языка. Правда, что Малый театр выступил инициатором выпуска аудиокниг?

- Да. Я сам читал текст некоторых церковных книг на радио. Когда режиссер предложил мне продолжить работу, из-за недостатка времени я отказался и порекомендовал наших актеров.

- Но сценическую речь, как театральную дисциплину, изучают все артисты. Почему именно ваши так хорошо читают старославянские тексты?

- Вы знаете, наверное, определенную роль сыграло то, что мы являемся приверженцами классического репертуара. Наши артисты понимают звучание и мелодику русского языка.

- В одном из интервью вы сказали, что вам не стыдно за все, что сделали в профессии. Неужели нет ни малейшего недовольства собой?

- Я всегда старался работать честно и профессионально. И если не хотел работать с каким-либо режиссером, потому что он бездарен, я просто отказывался от роли, но делал это в мягкой форме. Не люблю обижать людей.

- Как вы относитесь к современной антрепризе?

- Нормально. Но она бывает разной. Плохой и хорошей. Удачной и неудачной. Здесь многое зависит от режиссера и продюсера. Ведь антреприза - это лица. Узнаваемые лица. И подбор актеров очень важен.

- Ваша дочь постоянно живет в Лондоне. Вы часто бываете там? Или больше хочется, чтобы Даша сама приехала в отчий дом, накормить ее настоящим украинским борщом...

- Даша, как это часто бывает, отошла на второй план. Сейчас с нами живет внучка Александра. Она тоже выбрала профессию музыканта, как и мама.

- Вы не жалели, что девочки не продолжили династию?

- Музыка - это их выбор, и мы с женой отнеслись к нему с уважением.

- Если бы можно было начать все сначала, что бы вы изменили в собственной жизни?

- Ничего. Пусть все останется, как есть. Со всеми трудностями, болячками, проблемами. Я ни о чем не жалею.

- Юрий Мефодьевич, я благодарю вас за то, что вы нашли время и ответили на мои вопросы. От всей души желаю вам и вашим близким здоровья и душевного благополучия. Спасибо.

- И вам спасибо, Наташа! Будете в Москве - милости просим в Малый театр!

Автор: Наташа Николаева
Источник: Русская Германия
Дата: 12.05.2008




Дата публикации: 14.05.2008