КОМИК НЕЛЕГКОЙ СУДЬБЫ
Умер актер Виктор Борцов
Вчера в Москве у себя дома на 74-м году жизни после тяжелой болезни умер Виктор Борцов, ведущий актер Малого театра. На его сцене он переиграл за 50 лет едва ли не всю театральную классику, но в зрительской памяти остался Саввой Игнатьевичем из
«Покровских ворот» (1982) Михаила Козакова.
Одной эксцентриады Борцова в «Покровских воротах» было достаточно, чтобы безоговорочно признать его великим комиком. Топором рубленный амбал в трогательных сандалиях с дырочками рвал меха аккордеона, дурным голосом выкрикивая «Розамунда!». Хлопал по плечу несчастного доцента Хоботова, у которого увел жену, так, что тот оседал до полу. Сыпал трофейными, как аккордеон, словечками: «Натюрлих, Маргарита Павловна!», «Майн фройнди» и «Тринкен». И, как у любого великого комика, за азартным балаганом проступала судьба. Судьба фронтовика, навечно отравленного каким-никаким, но свиданием с заграничной жизнью, разительно отличной от жизни московской коммуналки. Пародийный, но все равно драматический вариант «всемирной отзывчивости русского человека».
Было трудно поверить, что этот клоун — оренбургский мальчик, выучивший наизусть, по радиоспектаклям, всего Чарльза Диккенса. Ученик знаменитой Веры Пашенной, Журден в «Мещанине во дворянстве», Вильям Добби в «Ярмарке тщеславия», герцог Альбанский в «Короле Лире», Вафля в «Дяде Ване». Незаменимый актер во всех пьесах Александра Островского, визитной карточке Малого.
Особенность дара Борцова, в равной степени склонного и к фарсу, и к драме, по его словам, определилась еще в детстве. В юношеской самодеятельности его сразу определили на комические амплуа. Когда же он подрос, то набрал породистую, старообразную величественность, располагающую к ролям купцов первой гильдии, испанских герцогов и древнерусских князей. Но периодически режиссеры спохватывались: «Да что же мы его во фрак-то? У него ж кровь другая». И Борцов получал возможность явить комический талант.
В кино, где он дебютировал ролью в «Первом троллейбусе» (1963) Исидора Анненского, его тоже долгое время держали за персонажа «из прежней жизни»: от «Татьянина дня» (1967) и «Троих» (1969) того же Анненского до «Хождения по мукам» (1977) Василия Ордынского и фильмов о гардемаринах (1987, 1989) Светланы Дружининой, где он сыграл дядьку Гаврилу. Только после «Покровских ворот» его стали обильно приглашать на эпизодические комедийные роли. Чаще всего, за исключением «Вокзала для двоих» (1984) Эльдара Рязанова, не лучшей пробы. Но Борцова радовало и это: ему было «в сладость» покуражиться на экране, а потом вернуться на сцену Малого, чтобы снова стать князем Мстиславским в «Царе Федоре Иоанновиче» или Амиасом Паулетом в «Марии Стюарт».
Михаил Ъ-Трофименков
«КоммерсантЪ», 21 мая 2008