Новости

«НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ» Гастроли Малого театра

«НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ»

Гастроли Малого театра

На сцене Астраханского музыкального театра заканчиваются гастроли Государственного академического Малого театра, приезд которого, без сомнения, стал событием в театральной летописи города.
Малый театр, известный еще и как «дом Островского», начал свою работу в Астрахани с пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
Великая пьеса о молодом человеке Егоре Глумове, решившем преуспеть в жизни исключительно за счет лести и подобострастия, уже около ста пятидесяти лет не сходит со сцен отечественных театров. Однако Малый театр - не просто российский театр. Его коллектив уже давно позиционирует себя как главный национальный театр, в котором ставится классическая русская драматургия в традиционной постановке и в не менее традиционном исполнении. Именно здесь и находится главный подводный камень функционирования любого национального театра: с одной стороны, требуется максимальное приближение к первоисточнику, с другой, театр - это не музей, и публика будет интересоваться им только тогда, когда происходящее на сцене будет ее волновать.
В этом смысле спектакль в постановке народного артиста России Владимира Бейлиса сделан как явный диалог между историей и современностью, поэтому привлекателен вдвойне. Приметы вневременного мировоззрения, которыми так густо простегана вся пьеса, тщательно сконцентрированы им и поданы зрителю через узнаваемость типажей героев. Для этого режиссером задействован беспрецедентный по своим масштабам для астраханской сцены звездный актерский состав. Провинциальных богатеев Мамаева, Крутицкого и Городулина исполняют народные артисты России Александр Потапов, Борис Клюев и Александр Клюквин. Играют выпукло, сочно, двигают лозунги вроде такого: льстить нельзя, а польстить позволительно - и сами же смеются над ними: «гы-гы-гы». Не менее мощно представлен и женский состав спектакля: народные артистки России Ирина Муравьева и Лидия Юдина исполняют двух самых богатых дам провинциального города. Их актерская манера также широка, они не боятся шаржей и гротеска. В сцене объяснения с племянником, где ловкий молодой человек позволяет вырвать у себя признание в любви, Муравьева выделывает настоящие балетные па, буквально увиваясь вокруг кресла, в котором пребывал предмет ее интереса. Героиня Юдиной в перерыве между приемами странников и богомольцев частенько прикладывается к бутылке. Всем этим солидным и богатым людям безгранично нравится молодой человек, который выказывает желание бесконечно слушать их нравоучения и морали. Они не только готовы вести его к самым вершинам карьеры, но и рады отдать за него самую богатую в городе невесту.
Финал традиционно для Островского горький - разоблачение льстеца оборачивается разоблачением ничтожности самих сильных мира сего. Особый акцент концовке придал оригинальный режиссерский ход: исполнитель роли Глумова - Александр Вершинин - вышел в зрительный зал и свой главный монолог с рефреном «Я нужен вам, нужен!» он бросал кучке сгрудившихся растерянных обличителей будто бы от имени находившихся в зале соотечественников начала двадцать первого столетия. Публика притихла так, что было слышно шуршание шелка на платьях актрис. В целом театр привез в Астрахань, безусловно, высококлассный образец традиционного классического стиля постановки и исполнения, спектакль умный, дающий повод порассуждать и сделать выводы.
«На всякого мудреца довольно простоты» - первый из гастрольных спектаклей, и он в полной мере подтверждает слова, сказанные Владимиром Бейлисом на пресс-конференции перед началом показов: в Астрахань Малый театр привез спектакли в том же виде, в каком они идут на главной сцене театра. Нет сомнений, что пьесы, составляющие национальное достояние великой страны, должно играть именно в таких солидных, сложных декорациях (художник - народный артист России Э. Стенберг). Монументальные интерьеры с огромными окнами, за которыми то березовое лето, то золотисто-багряная осень, оказали на астраханскую публику именно такое впечатление, на которое и были рассчитаны, - восторг, вылившийся в настоящую овацию.

Автор: Н. КОСТРИЦЫНА
Источник: Волга
Дата: 20.05.2008

Дата публикации: 26.05.2008
«НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ»

Гастроли Малого театра

На сцене Астраханского музыкального театра заканчиваются гастроли Государственного академического Малого театра, приезд которого, без сомнения, стал событием в театральной летописи города.
Малый театр, известный еще и как «дом Островского», начал свою работу в Астрахани с пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
Великая пьеса о молодом человеке Егоре Глумове, решившем преуспеть в жизни исключительно за счет лести и подобострастия, уже около ста пятидесяти лет не сходит со сцен отечественных театров. Однако Малый театр - не просто российский театр. Его коллектив уже давно позиционирует себя как главный национальный театр, в котором ставится классическая русская драматургия в традиционной постановке и в не менее традиционном исполнении. Именно здесь и находится главный подводный камень функционирования любого национального театра: с одной стороны, требуется максимальное приближение к первоисточнику, с другой, театр - это не музей, и публика будет интересоваться им только тогда, когда происходящее на сцене будет ее волновать.
В этом смысле спектакль в постановке народного артиста России Владимира Бейлиса сделан как явный диалог между историей и современностью, поэтому привлекателен вдвойне. Приметы вневременного мировоззрения, которыми так густо простегана вся пьеса, тщательно сконцентрированы им и поданы зрителю через узнаваемость типажей героев. Для этого режиссером задействован беспрецедентный по своим масштабам для астраханской сцены звездный актерский состав. Провинциальных богатеев Мамаева, Крутицкого и Городулина исполняют народные артисты России Александр Потапов, Борис Клюев и Александр Клюквин. Играют выпукло, сочно, двигают лозунги вроде такого: льстить нельзя, а польстить позволительно - и сами же смеются над ними: «гы-гы-гы». Не менее мощно представлен и женский состав спектакля: народные артистки России Ирина Муравьева и Лидия Юдина исполняют двух самых богатых дам провинциального города. Их актерская манера также широка, они не боятся шаржей и гротеска. В сцене объяснения с племянником, где ловкий молодой человек позволяет вырвать у себя признание в любви, Муравьева выделывает настоящие балетные па, буквально увиваясь вокруг кресла, в котором пребывал предмет ее интереса. Героиня Юдиной в перерыве между приемами странников и богомольцев частенько прикладывается к бутылке. Всем этим солидным и богатым людям безгранично нравится молодой человек, который выказывает желание бесконечно слушать их нравоучения и морали. Они не только готовы вести его к самым вершинам карьеры, но и рады отдать за него самую богатую в городе невесту.
Финал традиционно для Островского горький - разоблачение льстеца оборачивается разоблачением ничтожности самих сильных мира сего. Особый акцент концовке придал оригинальный режиссерский ход: исполнитель роли Глумова - Александр Вершинин - вышел в зрительный зал и свой главный монолог с рефреном «Я нужен вам, нужен!» он бросал кучке сгрудившихся растерянных обличителей будто бы от имени находившихся в зале соотечественников начала двадцать первого столетия. Публика притихла так, что было слышно шуршание шелка на платьях актрис. В целом театр привез в Астрахань, безусловно, высококлассный образец традиционного классического стиля постановки и исполнения, спектакль умный, дающий повод порассуждать и сделать выводы.
«На всякого мудреца довольно простоты» - первый из гастрольных спектаклей, и он в полной мере подтверждает слова, сказанные Владимиром Бейлисом на пресс-конференции перед началом показов: в Астрахань Малый театр привез спектакли в том же виде, в каком они идут на главной сцене театра. Нет сомнений, что пьесы, составляющие национальное достояние великой страны, должно играть именно в таких солидных, сложных декорациях (художник - народный артист России Э. Стенберг). Монументальные интерьеры с огромными окнами, за которыми то березовое лето, то золотисто-багряная осень, оказали на астраханскую публику именно такое впечатление, на которое и были рассчитаны, - восторг, вылившийся в настоящую овацию.

Автор: Н. КОСТРИЦЫНА
Источник: Волга
Дата: 20.05.2008

Дата публикации: 26.05.2008